5.2.3. Особенности ремонта коробки передач
Снятие и установка пластины крепления подшипников
1 – винт; 2 – пластина; 3 – заднее внутреннее кольцо подшипника первичного вала; 4 – картер; I – VI – последовательность затягивания винтов при сборке |
Извлечение из картера главной передачи соединенных вместе первичного и вторичного валов
1 – первичный вал в сборе с шестернями; 2 – ведущая шестерня главной передачи (вторичный вал) в сборе с шестернями; 3 – переднее кольцо подшипника; 4 – упорная шайба 4-й передачи; 5 – переднее кольцо подшипника; 6 – регулировочная шайба; 7 – картер главной передачи; 8 – промежуточная шестерня заднего хода (зубчатым венцом обращена вниз к стенке картера); 9 – ось заднего хода; 10 – вилка включения заднего хода; 11 – деревянная подставка |
Установка на валы втулок и колец, примыкающих к шестерням 5-й передачи
1 – вал ведущей шестерни главной передачи; 2 – заднее внутреннее кольцо заднего подшипника ведущей шестерни; 3 – первичный вал; 4 – втулка шестерни 5-й передачи; 5 – упорное кольцо шестерни 5-й передачи; 6 – шайба |
Запрессовка шестерни 4-й передачи на вторичный вал
1 – оправка пресса; 2 – шестерня 4-й передачи; 3 – шпонка; 4 – вал; 5 – стопорное кольцо; 6 – пружинная шайба; 7 – шестерня 3-й передачи; 8 – шестерня 2-й передачи; 9 – синхронизатор 1-й-2-й передач; 10 – шестерня 1-й передачи; 11 – ведомая шестерня заднего хода; 12 – передний подшипник ведущей шестерни главной передачи (показан без наружного кольца); 13 – опора пресса; 14, 15 – торцы шестерни и кольца, по перепаду между которыми определяется износ конусов; 16 – индикатор для замера перепада между торцами конусов кольца и шестерни |
Проверка щупом осевого свободного хода шестерни 4-й передачи на первичном валу, проверка включения 3-й передачи
1 – оправка, с помощью которой осуществляется
осевой поджим деталей поз. 2 и 3; 2 – внутреннее кольцо переднего подшипника; 3 – упорная шайба 4-й передачи; 4 – шестерня 4-й передачи; 5 – ступица; 6 – щуп; 7 – муфта синхронизатора (для проверки свободного хода и включения муфту нужно переместить до упора в торец конуса шестерни); 8 – шестерня 3-й передачи; 9 – первичный вал |
Проверка индикатором осевого свободного хода синхронизатора 1-й-2-й передач
1 – вал; 2 – индикатор; 3 – шестерня 2-й передачи; 4 – муфта синхронизатора (для проверки свободного хода муфту вместе с пальцами, пружиной и кольцами следует переместить рукой до контакта с конусами противолежащих шестерен); 5 – шестерня 1-й передачи |
Затяжка гайки ведущей шестерни при определении монтажного размера С
1 – динамометрический ключ; 2 – специальный ключ для стопорения шестерни |
Затяжка динамометрическим ключом болта крепления первичного вала с применением второго ключа, надетого на ведомую шестерню 5-й передачи (при включенной 5-й передаче)
1 – ключ со стержнями, входящими в гладкие
отверстия ведомой шестерни 5-й передачи; 2 – ограничитель хода синхронизатора; 3 – динамометрический ключ, надетый на болт крепления первичного вала; 4 – муфта синхронизатора |
Картер главной передачи и картер коробки передач для получения соосности и
перпендикулярности осей главных отверстий обрабатываются совместно и составляют
комплект, разукомплектовывать их не допускается.
Картеры, входящие в комплект, маркируются на днище общей цифровой меткой.
Подтяжку болтов и гаек крепления картерных деталей производить постепенно (крест-накрест).
Уплотнительные прокладки картеров рекомендуется заменить новыми; во избежание
течи масла по разъемам рекомендуется покрыть их тонким слоем смазки Литол-24.
Между картером главной передачи и картером коробки предач применять только прокладку
заводского производства в количестве 1 штука, т.к. несоблюдение этого условия
может привести к изменению монтажного размера установки ведущей шестерни главною
передачи.
На картерах коробки передач, редуктора главной передачи и крышки не должно быть
трещин, сколов; на поверхностях расточек для подшипников и штоков – чрезмерных
износов, глубоких рисок и повреждений. На поверхностях их сопряжений не должно
быть забоин, приводящих к потере герметичности стыков и к появлению несоосности
валов. Незначительные повреждения торцов привалочных поверхностей устранять
притиркой на плите. Если детали сильно повреждены и изношены – заменить их новыми.
Деформация штоков, вилок, переключателя передач не допускается. Проверить состояние
пазов штоков, лапок вилок и выступов переключателя. Штоки и переключатель должны
свободно скользить в отверстиях картеров и крышки. Проверить состояние замков,
толкателя пружин и шариков фиксаторов. Детали, имеющие следы заедания или повышенного
износа, заменить новыми.
Втулки направляющих фиксаторов штоков не должны выступать в отверстие штоков
и должны быть закреплены от выпадания.
Проверить сальники и уплотнительное резиновое кольцо в крышке. Износ рабочих
кромок этих деталей допускается по ширине не более 1 мм. Даже при незначительных
повреждениях сальники и кольцо необходимо заменить новыми.
Ось механизма блокировки должна плотно удерживаться на основании, а рычаг после
его поворота в каждое из крайних положений – возвращается в исходное среднее
положение под воздействием пружин. Рычаг в исходном положении, при окружном
покачивании его рукой, не должен иметь свободного хода.
Замки штоков укрепляются в гнездах картера главной передачи от выпадания обмазкой
смазкой Литол-24.
Запрессовку подшипников необходимо производить плавно под прессом, с упором
оправки в напрессовываемое кольцо и в вал или корпус в зоне прессования, во
избежание повреждения колец.
Применение молотка для напрессовки подшипников не допускается. Подшипники со
съемными и разъемными кольцами разукомплектовывать и менять местами их кольца
при сборке не допускается.
Все подшипники должны быть в хорошем состоянии. На поверхностях их тел качения,
на беговых дорожках колец, на сепараторах повреждения не допускаются. Поврежденные
подшипники заменить новыми.
Средний подшипник первичного вала после установки в картер главной передачи
должен быть зафиксирован винтом, конус которой должен войти в кольцевую канавку
на цилиндрической поверхности наружного кольца. Винт должен быть законтрен кернением.
Затяжку винтов крепления пластины к картеру производить в последовательности,
указанной на рис. Снятие и установка пластины крепления
подшипников. Винты законтрить кернением.
Валы коробки передач извлекаются и устанавливаются в картер главной передачи
одновременно (см. рис. Извлечение из картера главной
передачи соединенных вместе первичного и вторичного валов).
При установке валов следить, чтобы не подгибалась кромка сальника уплотнителя
первичного вала. Сальник первичного вала устанавливается в картер сцепления
на краску или уплотняющую мастику.
Проверить наличие установочных штифтов в картере главной передачи (по два со
стороны картера сцепления и картера коробки передач). При необходимости запрессовать
их таким образом, чтобы они выступали на 5 мм над плоскостью разъема.
Проверить наличие магнита в ложементе картера главной передачи, при необходимости
установить магнит.
В случае обнаружения следов подтекания масла из-под фиксатора вилки выключения
сцепления установить его на краску или уплотняющую мастику (предварительно промыть
и обезжирить установочное отверстие под фиксатор).
Предупреждение
С июня 1996 года фиксатор
не устанавливается и отверстие для него в стенке картера сцепления отсутствует.
Разборку и сборку валов коробки передач рекомендуется проводить с применением
специального инструмента, разработанного на заводе АЗЛК.
Фиксаторы вилок штоков затягиваются моментом 32–40 Н·м (3,2–4,0 кгс·м) и обвязываются
вокруг штоков мягкой проволокой.
Снимать игольчатые подшипники шестерен с вала следует только их осевым перемещением
вдоль вала поверх шейки вала увеличенного диаметра, не допуская излишней деформации
сепаратора.
Перед установкой шейки валов под игольчатые подшипники шестерен смазать жидким
маслом.
Упорное кольцо 5 (см. рис. Установка на валы втулок
и колец, примыкающих к шестерням 5-й передачи) с надетой на него шайбой 6
при установке на первичный вал 3 следует ориентировать малым диаметром конуса
в сторону подшипника.
Проверить состояние зубьев шестерен первичного вала и ведущей шестерни главной
передачи и убедиться, что зубья не имеют сколов, забоин и повышенного износа.
Проверить состояние шеек под подшипники и сальник. Шлицы под ступицы синхронизаторов
и шестерни, а также канавки под стопорные кольца не должны иметь следов задиров
и износа. В осевом отверстии ведущей шестерни переднего моста должны находиться
и плотно удерживаться маслонаправляющие пластина и шайба. Очистить радиальные
отверстия в зоне шеек под шестерни 1-й и 2-й передач и наклонное отверстие в зоне
шейки под сальник первичного вала. При наличии повреждений необходимо заменить
валы.
Проверить состояние стопорных колец и пружинных шайб. Деформация и износы стопорных
колец и пружинных шайб не допускаются. Деформированные и изношенные детали заменить
новыми.
Разукомплектовывать парные шестерни коробки передач не рекомендуется, так как
на заводе они подбираются в комплекты по шуму и контакту. В случае необходимости
замены рекомендуется менять комплект.
Проверить состояние ступиц синхронизаторов. Шлицы ступиц не должны иметь повреждений.
Особое внимание следует обратить на утолщенные (и укороченные) шлицы, на торцах
которых не должно быть сколов, а на их боковых поверхностях – смятия и износов.
Поврежденные и изношенные детали заменить новыми.
Проверить состояние синхронизаторов. Торцы шлицев муфт не должны иметь сколов
и смятий, а боковые поверхности – смятий и износов. Муфты должны легко и без заеданий
перемещаться по шлицам ступиц. Пальцы и муфты синхронизаторов не должны иметь
износов блокирующих фасок. Пружины синхронизаторов не должны быть изношены в зонах
контакта с пальцами и с муфтой. У колец синхронизатора следует проконтролировать
состояние резьбы и конуса.
Ширина площадки резьбы конуса должна быть не более 0,3 мм. В противном случае
существенно ухудшаются условия разрыва масляной пленки между конусами и появляются
отказы в работе синхронизатора.
Начальная ширина площадки резьбы конуса равна 0,1±0,05 мм.
Шаг резьбы равен 0,6 мм.
Степень износа конической поверхности шестерен под синхронизатор и конусов синхронизатора
проверяют при помощи индикатора (см. рис. Запрессовка
шестерни 4-й передачи на вторичный вал). Аналогично запрессовываются детали
поз. 5, 7, 11, 12 и загороженная на рисунке синхронизатором ступица муфты синхронизатора
1-й и 2-й передачи.
Предельное заглубление торца синхронизатора относительно торца шестерни – 1,5
мм.
Практическая проверка пары синхронизатор-шестерня заключается в следующем: синхронизатор
устанавливают на шестерне, сжимают их руками и поворачивают одну деталь относительно
другой – синхронизатор должен удерживать шестерню от выпадания.
При замене свободно вращающихся колес и синхронизаторов необходимо проверять их
осевой зазор в окончательно смонтированном на валу положении:
– зазор для шестерен должен быть не менее 0,1 мм (предельно допустимый
зазор изношенных деталей – 0,7 мм);
– зазор синхронизаторов в сборе на валу должен быть: для синхронизаторов
1-4 передачи – не менее 1,3 мм; для синхронизаторов 5-й передачи – не менее 0,8
мм (см. рис. Запрессовка шестерни 4-й передачи на
вторичный вал, Проверка щупом осевого свободного
хода шестерни 4-й передачи на первичном валу. Проверка включения 3-й передачи
(аналогично производится проверка осевого свободного хода шестерни 3-й и 5-й передач
на первичном валу, 1-й-2-й передач на вторичном валу и проверка включения передач),
Проверка индикатором осевого свободного хода синхронизатора
1-й-2-й передач (аналогично производится проверка осевого свободного хода
синхронизатора 3-й и 4-й передач, при этом должен быть произведен поджим деталей
поз. 2 и 3, показанных на рис. Запрессовка шестерни
4-й передачи на вторичный вал, а также синхронизатора 5-й передачи)).
Промежуточная шестерня заднего хода зубчатым венцом должна быть обращена к стенке
картера.
Перед установкой переключателя передач в крышку коробки передач рекомендуется
притупить острые кромки торца штока переключателя и паза под защитный чехол на
штоке переключателя для исключения повреждения уплотнительного резинового кольца
штока переключателя.
Штоки вилок коробки передач должны быть установлены в нейтральное положение.
Крышка коробки передач в сборе с переключателем устанавливается на картер коробки
передач так, чтобы переключатель передач вошел в зацепление со штоками вилок.
Момент затяжки фиксаторов вилок коробки передач 32–40 Н·м (3,2–4 кгс·м).
Момент затяжки гайки ведущей шестерни 140–160 Н·м (14–16 кгс·м) (см. рис. Затяжка
гайки ведущей шестерни при определении монтажного размера С).
Момент затяжки болта крепления первичного вала 25–28 Н·м (2,5–2,8 кгс·м) (см.
рис. Затяжка динамометрическим ключом болта крепления
первичного вала с применением второго ключа, надетого на ведомую шестерню 5-й
передачи (при включенной 5-й передаче)).
Осевое перемещение первичного вала коробки передач – не более 0,15 мм.
Осевое перемещение вторичного вала коробки передач – не более 0,05 мм.
Подшипники и манжеты, применяемые в коробке передач и главной передаче приведены
в подразделе 1.6 и в подразделе
1.5 соответственно.