3.2.2. Разборка и сборка двигателя
3.2.2.1. Снятие и установка головки блока цилиндров
Головка блока цилиндров, распределительный вал и клапаны
1 – впускной клапан;
2 – выпускной клапан;
3 – головка блока;
4 – втулка направляющая;
5 – маслосъемный колпачок;
6 – шайба опорная пружин клапана;
7 – пружина клапана наружная;
8 – пружина клапана внутренняя;
9 – тарелка пружин клапана;
10 – сухарь;
|
11 – зубчатое колесо распределительного
вала;
12 – болт крепления зубчатого колеса;
13 – сальник;
14 – шпонка;
15 – крышка подшипника;
16 – шайба;
17 – гайка крепления крышки подшипника;
18 – распределительный вал;
19 – гидротолкатель клапана |
Порядок затяжки болтов крепления головки блока
цилиндров
Двигатель снят с автомобиля
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Отвернуть
гайки и снять верхнюю крышку 2 привода распределительного вала (см.
рис. Пятицилиндровый двигатель). |
2. Отвернуть двенадцать гаек крепления
и снять крышку 11 головки блока, при этом прокладку не снимать. |
|
3. Установить
поршень 1-го цилиндра в в.м.т. такта сжатия (оба клапана закрыты).
Метка на шкиве коленчатого вала должна совпадать с выступом на корпусе
масляного насоса, как показано на рисунке (или с меткой на крышке
3 – см. рис. Пятицилиндровый двигатель).
|
|
4. Метка на зубчатом колесе распределительного
вала должна быть совмещена с верхней плоскостью прокладки крышки головки
блока. Бегунок распределителя зажигания должен быть направлен в сторону
контакта 1-го цилиндра. |
5. Ослабить болты крепления водяного
насоса 22 (см. рис. Пятицилиндровый двигатель),
повернуть насос к блоку цилиндров, чтобы ослабить натяжение ремня
1. |
6. Снять ремень 1 с зубчатого колеса
5 распределительного вала |
7. Отвернуть болт крепления зубчатого
колеса 5 и снять колесо с распределительного вала. Вынуть шпонку 7. |
8. Отвернуть и снять стойку крепления
крышки 2 к головке 6 блока. |
9. Вывернуть болт крепления задней
крышки 4 к головке блока. |
10. Открутить болты крепления головки
блока цилиндров, предварительно равномерно отпустив их в порядке,
обратном показанному на рисунке Порядок
затяжки болтов крепления головки блока цилиндров. |
11. Отжать крышку 4, чтобы вывести
из-под нее распределительный вал. Снять головку блока цилиндров. |
12. Снять прокладку 18 головки блока
цилиндров (см. рис. Пятицилиндровый двигатель) |
13. Установить
головку блока в обратном порядке. При этом заменить прокладку 18 головки
блока. Новую прокладку уложить на блок цилиндров надписью "TOP"
вверх, не используя герметик. Затянуть болты крепления головки блока
в последовательности, показанной на рисунке Порядок
затяжки болтов крепления головки блока цилиндров, в три этапа:
1-й этап – 40 Н·м (4,0 кгс·м); 2-й этап – 60 Н·м (6,0 кгс·м); 3-й
этап – затянуть далее на пол-оборота (180°). Затянуть болт крепления
зубчатого колеса 5 к распределительному валу моментом 80 Н·м (8,0
кгс·м). Отрегулировать натяжение ремня привода распределительного
вала (см. подраздел 3.2.2.2). |
|
При необходимости, например для замены и притирки клапанов, очистки камер сгорания
от нагара и т.д., головку блока можно снять, не снимая двигатель с автомобиля.
Двигатель на автомобиле
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Отсоединить провод от «минусовой» клеммы
аккумуляторной батареи. |
2. Слить жидкость из системы охлаждения двигателя
(см. пп. 1–3 подраздела 4.1). |
3. Снять облицовку радиатора и верхний кожух
радиатора системы охлаждения (см. пп. 7 подраздела
4.6, пп. 1–2 подраздела 11.2).
|
4. Снять воздушный фильтр (cм. пп.
1–6 подраздела 6.1.2).
|
5. Снять ремень генератора (cм. пп.
2–5 подраздела 12.1.3.1).
|
6. На автомобилях, оборудованных кондиционером,
не отсоединяя шланги, снять компрессор и закрепить проволокой сбоку
на кузове. |
7. На автомобилях с усилителем рулевого управления,
не отсоединяя шланги, снять насос усилителя и закрепить проволокой
сбоку на кузове. |
8. Отсоединить верхний шланг радиатора. |
9. Промаркировать все топливные и вакуумные
шланги и отсоединить их от головки блока. |
10. Снять крышку распределителя зажигания с
проводами высокого напряжения и держателем проводов. |
11. На моделях с вспрыском топлива ослабить
затяжку хомута и отсоединить воздуховод 12 (см. рис.
Основные элементы системы впрыска топлива) от корпуса дроссельной
заслонки. Отсоединить провода от датчика положения дроссельной заслонки. |
12. Отсоединить трос акселератора и, если есть,
механизм круиз-контроля. |
13. Отсоединить
провод «массы» от головки блока. |
14. Отсоединить приемную трубу глушителя. |
15. Далее порядок снятия головки блока такой
же, как на двигателе, снятом с автомобиля (см. пп.
1–12 подраздела 3.2.2). |
16. Установить головку блока в обратном порядке
(см. пп. 13 подраздела 3.2.2). |
|