2.2. Техническое обслуживание автомобиля
В процессе эксплуатации автомобиля неизбежно происходят такие процессы, как
ослабление крепления узлов и агрегатов, износ трущихся поверхностей, нарушение
регулировочных параметров, старение резинотехнических изделий и другие явления.
Для предупреждения неисправностей и повышения надежности автомобиля предусмотрено
планово-предупредительное техническое обслуживание, которое включает в себя
проверочные, регулировочные, смазочные работы, а также замену отдельных деталей
через определенный пробег. Периодичность технического обслуживания и наименования
работ приведены в подразделе 2.2.1 и
подразделе 2.2.2.
Регулярно через каждые 500–600 км пробега (или перед каждым выездом) проверяйте
уровни масла в картере двигателя, охлаждающей жидкости в расширительном бачке,
тормозной жидкости в бачке гидропривода тормозов и в бачке гидропривода выключения
сцепления, электролита в аккумуляторной батареи, а также давление воздуха в
шинах.
Уровень масла в картере двигателя необходимо проверять на холодном неработающем
двигателе. Уровень должен находится между рисками «MIN» и «МАХ» указателя.
Замена масла проводится на теплом двигателе. Для слива отработавшего масла необходимо
отвернуть пробку в поддоне картера.
Масляный фильтр меняют, отвернув его с блока цилиндров. Перед установкой нового
масляного фильтра его уплотнительное кольцо смазывают моторным маслом. Новый
фильтр завертывают до касания уплотнительного кольца блока цилиндров, а затем
усилием рук доворачивают его на 3/4 оборота.
Уровень тормозной жидкости при установленной крышке и новых накладках тормозных
механизмов должен доходить до нижней кромки заливной горловины.
Одновременно следует проверить исправность работы датчика аварийного уровня.
Для чего необходимо нажать сверху на шток крышки. При этом в комбинации приборов
должна загореться контрольная лампа, если включено зажигание.
Контрольная лампа сигнализации недостаточного уровня тормозной жидкости загорается
в случае понижения ее уровня в бачке ниже допустимого предела, что при частично
изношенных или новых накладках колодок тормозных механизмов говорит о потере
герметичности системы и об утечке жидкости. Доливка жидкости в этом случае проводится
только после восстановления герметичности системы.
Если гидропривод тормозов исправен, понижение уровня жидкости в бачке связано
с износом накладок колодок тормозных механизмов. Понижение уровня жидкости косвенно
свидетельствует об их предельном износе. В этом случае необходимо вести непосредственный
контроль за состоянием колодок.
Проверяя техническое состояние тормозов, предварительно очищают передние и задние
тормоза от грязи, промывают теплой водой и высушивают сжатым воздухом. Не допускается
при этом применять любые минеральные растворители, так как они могут вызвать
повреждение защитных колпачков и уплотнителей гидравлических цилиндров.
Загрязненные накладки колодок, диски и барабаны очищают металлической щеткой
и промывают моющими средствами или автоочистителем тормозов «Стоп». Если на
накладках обнаруживаются следы тормозной жидкости, необходимо найти и устранить
причины ее появления. Во время технического обслуживания оберегайте тормозные
колодки, диски и барабаны от попадания на них масла или смазки.
Уровень тормозной жидкости в бачке гидропривода выключения сцепления должен
доходить до нижней кромки заливной горловины. Если приходится часто доливать
жидкость, проверьте герметичность системы и устраните неисправность.
Уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке должен быть всегда на 3–4
см выше риски «MIN». Проверку уровня и открытие пробки бачка для доливки жидкости
проводите только на холодном двигателе. После доливки жидкости пробка бачка
должна быть плотно завернута, так как расширительный бачок при работающем и
прогретом двигателе находится под давлением.
В крайнем случае в систему охлаждения можно добавлять чистую воду. Но при этом
температура замерзания смеси повышается и снижается коррозионная стойкость алюминиевого
радиатора. Поэтому при первой же возможности необходимо выполнить ремонт системы
и залить в нее охлаждающую жидкость.
Проверка уровня и плотности электролита в аккумуляторной батарее описана в подразделе
6.1.3.
Давление воздуха в шинах, включая запасное колесо, проверяется манометром. Рекомендуем
периодически проверять манометр на предприятии технического обслуживания.
Если наблюдается постоянное падение давления воздуха в шине, проверьте с помощью
мыльного раствора, нет ли утечки воздуха через золотник вентиля. В случае утечки
воздуха доверните золотник ключом на конце колпачка, а если это не поможет,
замените его новым.
Если давление падает при исправном золотнике, то отремонтируйте шину в соответствии
с рекомендациями инструкции, прикладываемой к аптечке для ремонта бескамерных
шин.
Чтобы не нарушить балансировку колеса, перед разбортовкой сделайте отметку мелом
на шине против вентиля, а при монтаже установите шину по этой метке.
Чтобы избежать повреждения герметизирующего слоя закраины шины, демонтаж и монтаж
ее проводите с помощью специального приспособления или на шиномонтажном станке
в ремонтной мастерской.
После установки новых шин обязательно отбалансируйте колеса на предприятии технического
обслуживания.
При эксплуатации автомобиля с бескамерными шинами избегайте притирания колес
к бордюрам дорог и быстрой езды по дорогам с нарушенным покрытием (выбоины,
ухабы и т.п.), так как повреждение обода колеса может вызвать потерю герметичности
шины и дисбаланс колеса. При появлении во время движения вибраций необходимо
проверить балансировку колес.