3.10.1. Особенности устройства
Основные размеры шатунных и коренных шеек коленчатого вала и их галтелей
Коленчатый вал
Коленчатый вал – пятиопорный, отлит из чугуна. Поверхности шеек вала закалены
токами высокой частоты на глубину 2–3 мм. В заднем конце коленчатого вала выполнено
гнездо под передний подшипник ведущего вала коробки передач, по наружному диаметру
которого центрируется маховик.
Шатунные и коренные шейки коленчатого вала соединяются каналами, по которым
подводится масло для смазки шатунных подшипников. Технологические выходы каналов
закрыты колпачковыми заглушками, которые запрессованы и для надежности зачеканены
в трех точках.
Для продления срока службы коленчатого вала предусмотрена возможность перешлифовки
шеек коленчатого вала при износе или повреждении их поверхностей. Шлифованием
диаметры шеек уменьшаются на 0,25, 0,5, 0,75 и 1,00 мм.
Вкладыши коренных и шатунных подшипников
Вкладыши коренных и шатунных подшипников сталеалюминиевые. Верхние вкладыши
1-, 2-, 4- и 5-го коренных подшипников имеют канавку на внутренней поверхности,
а нижние без канавки (до 1987 г. нижние вкладыши этих подшипников устанавливались
с
канавкой). Вкладыши центрального (3-го) коренного подшипника отличаются от остальных
большей шириной и отсутствием канавки на внутренней поверхности. Все вкладыши
шатунных подшипников без канавок, одинаковые и взаимозаменяемые.
Маховик
Маховик отливается из чугуна и снабжен стальным зубчатым венцом для пуска двигателя стартером. Маховик устанавливается на коленчатый вал так, чтобы метка (конусообразная лунка около зубчатого венца) находилась против шатунной шейки 4-го цилиндра. Метка служит для определения ВМТ в первом и четвертом цилиндрах.