4.11. Распределительный вал и его привод
Основные размеры распределительного вала и расточек в корпусе подшипников распределительного вала
Распределительный вал – чугунный, литой, вращается на пяти опорах в алюминиевом литом корпусе подшипников, установленном на головке цилиндров. От осевых перемещений удерживается упорным фланцем, помещенным в проточке передней опорной шейки вала. Основные размеры распределительного вала и корпуса подшипников распределительного вала даны на рисунке.
На автомобилях ВАЗ выпуска до апреля 1982 г. устанавливались распределительные валы с кулачками и опорными шейками, закаленными токами высокой частоты. С апреля 1982 г. устанавливались азотированые распределительные валы. С 1984 г. на валах маркируется год выпуска. С 1985 г. устанавливаются распределительные валы с отбелом кулачков; эти валы имеют отличительный шестигранный поясок между 3-м и 4-м кулачками.
Разрез головки цилиндров по выпускному клапану
1 – головка цилиндров; 2 – выпускной клапан; 3 – маслоотражательный колпачок; 4 – рычаг клапана; 5 – корпус подшипников распределительного вала; 6 – распределительный вал; 7 – регулировочный болт; 8 – контргайка болта; А – зазор между рычагом и кулачком распределительного вала |
Клапаны приводятся в действие распределительным валом через короткие стальные рычаги 4. Рычаги качаются на сферической головке болта 7, которым регулируется зазор А между кулачками распределительного вала и рычагами.
Схема привода распределительного вала
1 – шкив коленчатого вала; 2 – ремень привода вентилятора; 3 – нижняя защитная крышка; 4 – зубчатый шкив коленчатого вала; 5 – средняя защитная крышка; 6 – болты крепления кронштейна натяжного ролика; 7 – натяжной ролик; 8 – верхняя защитная крышка; 9 – шкив распределительного вала; 10 – зубчатый ремень; 11 – кронштейн натяжного ролика; 12 – пружина кронштейна; 13 – шкив валика привода масляного насоса; А – метка на зубчатом шкиве коленчатого вала; В, D – метки ВМТ на крышке привода распределительного вала; С – метка на шкиве коленчатого вала; Е – метка на крышке головки цилиндров; F – метка на шкиве распределительного вала |
Привод распределительного вала осуществляется от ведущего шкива 4 коленчатого вала зубчатым ремнем. Этим же ремнем приводится и шкив 13 валика привода масляного насоса. Натяжение ремня регулируется с помощью натяжного ролика 7, который закреплен на кронштейне 11 и вращается на двухрядном шариковом подшипнике.
Привод изолирован от попадания масла тремя сальниками, охватывающими ступицы шкивов. Снаружи привод закрыт тремя пластмассовыми крышками: верхней, средней и нижней (см. рис. Разборка передней части двигателя).