3.13.2. Масляный насос
Снятие и установка
Для снятия масляного насоса:
— поставьте автомобиль на смотровую канаву или подъемник, отсоедините провода от аккумуляторной батареи и слейте масло из картера двигателя;
— снимите брызговик двигателя;
— отверните гайки, крепящие подушки передней подвески двигателя к поперечине, и слегка приподнимите двигатель домкратом или талью, чтобы шпильки подушек вышли из отверстий поперечины;
— снимите картер двигателя;
— снимите масляный насос вместе с приемным патрубком.
Операции по установке масляного насоса на двигатель выполняйте в последовательности, обратной снятию.
Разборка и сборка
Закрепите масляный насос в тисках осторожно, чтобы не повредить корпус, а затем:
— отверните болты и снимите приемный патрубок вместе с редукционным клапаном давления масла;
Рис. 3–70. Разборка масляного насоса: 1 —редукционный клапан; 2 — пружина; 3 — крышка; 4 — корпус; 5 — валике
|
— снимите крышку 3 (рис. 3–70) корпуса насоса и выньте из корпуса валик насоса с ведущей шестерней и ведомую шестерню.
Для сборки осторожно закрепите насос в тисках и выполните операции в следующем порядке:
— установите в корпус насоса ведущую шестерню с валом, а ведомую шестерню наденьте на ось в корпусе;
— установите крышку корпуса, редукционный клапан с пружиной и прикрепите приемный патрубок к корпусу насоса.
...... ПРИМЕЧАНИЕ
После сборки насоса при проворачивании ведущего валика рукой, шестерни должны вращаться плавно и без заедания.
|
Проверка деталей насоса
После разборки все детали насоса промойте керосином или бензином, продуйте струей сжатого воздуха, а затем осмотрите корпус и крышку насоса; при наличии трещин детали замените.
Проверьте набором щупов зазоры между зубьями шестерен, а также между наружными диаметрами шестерен и стенками корпуса насоса (рис. 3–71), которые должны быть соответственно 0,15 мм (предельно допустимый 0,25 мм) и 0,11–0,18 мм (предельно допустимый 0,25 мм). Если зазоры превышают предельные значения, то замените шестерни, а при необходимости и корпус насоса.
Щупом и линейкой (рис. 3–72) проверьте зазор между торцами шестерен и плоскостью корпуса, который должен быть равен 0,066–0,161 мм (предельно допустимый 0,2 мм). Если зазор больше 0,2 мм, замените шестерни или корпус насоса в зависимости от того, что подверглось износу.
Измерив детали, определите зазор между ведомой шестерней и ее осью, который должен быть 0,017–0,057 (предельно допустимый 0,1 мм), а также между валом насоса и отверстием в корпусе, этот зазор должен быть 0,016–0,055 (предельно допустимый 0,1 мм). Если зазоры превышают предельные — замените изношенные детали.
Проверка редукционного клапана
При ремонте масляного насоса проверьте редукционный клапан. Обратите внимание на поверхности клапана и корпуса, так как возможные загрязнения или отложения на сопрягаемых поверхностях могут привести к заеданию. На сопрягаемой поверхности
клапана не должно быть забоин и заусенцев, которые могут привести к уменьшению давления в системе.
Проверьте упругость пружины редукционного клапана, сравнивая полученные данные с приведенными на рис. 3–73.