3.2.1. Особенности устройства
На автомобиле установлена пятиступенчатая коробка передач, объединенная с дифференциалом и главной передачей.
Рис. 3.7. Коробка передач: 1 – подшипник выключения сцепления; 2 – направляющая втулка; 3 – первичный вал; 4 – роликовый подшипник вторичного вала; 5 – вторичный вал; 6 – стопорное кольцо; 7 – ось сателлитов; 8 – ведущая шестерня привода спидометра; 9 – заглушка транспортная; 10 – сальник привода колеса; 11 – роликовый конический подшипник дифференциала; 12 – шестерня полуоси; 13 – сателлит; 14 – коробка дифференциала; 15 – картер сцепления; 16 – ведомая шестерня главной передачи; 17 – пробка сливного отверстия; 18 – регулировочное кольцо; 19 – ведомая шестерня I передачи вторичного вала; 20 – синхронизатор I и II передачи в сборе; 21 – ведомая шестерня II передачи вторичного вала; 22 – стопорное кольцо; 23 – упорное полукольцо; 24 – ведомая шестерня III передачи вторичного вала; 25 – синхронизатор III и IV передачи в сборе; 26 – ведомая шестерня IV передачи вторичного вала; 27 – игольчатый подшипник шестерен вторичного вала; 28 – шариковый подшипник вторичного вала; 29 – упорная пластина; 30 – ведомая шестерня V передачи вторичного вала; 31 – синхронизатор V передачи в сборе; 32 – гайка; 33 – упорная шайба; 34 – ведущая шестерня V передачи первичного вала; 35 – задняя крышка картера коробки передач; 36 – шариковый подшипник первичного вала; 37 – картер коробки передач; 38 – роликовый подшипник первичного вала; 39 – сапун; 40 – сальник первичного вала
|
Первичный вал 3 (рис. 3.7) выполнен в виде блока ведущих шестерен I–IV передач и со съемной шестерней V передачи, которые находятся в постоянном зацеплении с ведомыми шестернями всех передач переднего хода. Ведомые шестерни расположены на игольчатых подшипниках на вторичном валу 5. Кроме них на валу установлены три синхронизатора. Вторичный вал и ведущая шестерня главной передачи объединены.
Дифференциал двухсателлитный. Предварительный натяг в подшипниках дифференциала регулируется подбором толщины кольца 18. К фланцу коробки дифференциала крепится ведомая шестерня 16 главной передачи.
Рис. 3.8. Привод переключения передач: 1 – картер коробки передач; 2 – корпус механизма выбора передач; 3 – механизм выбора передач; 4 – картер сцепления; 5 – рычаг штока; 6 – шток выбора передач; 7 – шарнир штока; 8 – тяга привода управления коробки передач; 9 – защитный чехол тяги; 10 – рычаг переключения передач; 11 – сферический палец рычага; 12 – шаровая опора рычага; 13 – хомут; Х — расстояние между торцами хомута и тяги
|
Привод управления коробкой передач состоит из рычага 10 (рис. 3.8) переключения передач, шаровой опоры 12, тяги 8, штока 6 выбора передач и механизма выбора и переключения передач.
На внутреннем конце штока 6 закреплен рычаг 5, который действует на трехплечий рычаг механизма 3 выбора передач. Этот механизм выполнен отдельным узлом и крепится к плоскости картера 4 сцепления.
Рис. 3.9. Механизм выбора передач: 1 – корпус механизма выбора передач; 2 – рычаг выбора передач (переднего хода); 3 – направляющая ось блокировочных скоб; 4 – ось рычага выбора передач; 5, 12 – пружина; 6 – стопорное кольцо; 7 – ось вилки заднего хода; 8, 13 – блокировочные скобы; 9 – фиксатор рычага выбора передач; 10 – вилка включения заднего хода; 11 – рычаг выбора передач (заднего хода)
|
В корпусе 1 (рис. 3.9) механизма выбора передач крепятся две оси. На оси 4 установлены трехплечий рычаг выбора передач, две блокировочные скобы 8 и 13. Другая ось 3 проходит через отверстие ступицы блокировочных скоб, фиксируя их от проворачивания. Плечо рычага 2 выбора передач служит для включения передач переднего хода, плечо 11 – для включения заднего хода, а на третье плечо действует рычаг 5 (см. рис. 3.8) штока 6 выбора передач. В ступице рычага выбора передач вмонтирован фиксатор 9 (см. рис. 3.9). На оси 7 установлена вилка 10 включения заднего хода.
Возможные неисправности, их причины и методы устранения
Причина неисправности
|
Метод устранения
|
Шум в коробке передач
|
|
1. Износ зубьев шестерен
|
1. Замените изношенные детали
|
2. Износ подшипников
|
2. Замените изношенные подшипники
|
3. Недостаточный уровень масла
|
3. Долейте масло. При необходимости замените поврежденные или изношенные сальники или уплотнительные прокладки
|
Затрудненное переключение передач
|
|
1. Неполное выключение сцепления
|
1. См. подразд. "Сцепление"
|
2. Деформация тяги привода управления механизмом переключения передач
|
2. Выправьте тягу или замените
|
3. Ослабление винтов крепления шарнира или рычага штока выбора передач
|
3. Затяните винты (см. "Сборка коробки передач")
|
4. Неправильная регулировка привода переключения передач
|
4. Отрегулируйте привод переключения передач
|
5. Износ или поломка пластмассовых деталей в приводе переключения передач
|
5. Замените поврежденные детали
|
Самопроизвольное выключение передач
|
|
1. Повреждение или износ торцев зубьев синхронизаторов на шестерне и муфте
|
1. Замените изношенные и поврежденные детали
|
2. Повышенные колебания силового агрегата на опорах из-за трещин или расслоение резины на задних опорах
|
2. Замените поврежденные детали
|
3. Недовключение передач из-за неправильной регулировки привода переключения передач или неправильной установки (натягивания) защитного чехла тяги
|
3. Отрегулируйте привод (см. "Установка коробки передач") или поправьте чехол тяги
|
Шум ("треск") в момент включения передач
|
|
1. Неполное выключение сцепления
|
1. См. главу "Сцепление"
|
2. Износ блокирующего кольца синхронизатора включаемой передачи
|
2. Замените блокирующее кольцо
|
Утечка масла
|
|
1. Износ сальников первичного вала, корпусов шарниров равных угловых скоростей, штока выбора передач или уплотнителя валика привода спидометра
|
1. Замените сальники, уплотнитель
|
2. Ослабло крепление картера или крышки коробки или повреждены уплот-нительные прокладки, ослабло крепление сливной пробки
|
2. Замените прокладки, подтяните болты и гайки, подтяните сливную пробку
|