Поиск

Saab

Сервисное обслуживание и эксплуатация
Предлагаем Вашему вниманию адресно-телефонный справочник автопредприятий предоставляющих товары и услуги автомобилям Saab:
 

3.31 Разборка и сборка двигателя

Разборка и сборка двигателя

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

Перед разборкой очищаем двигатель от грязи.

3.31 Разборка и сборка двигателя Saab

Головкой на 17 отворачиваем три болта крепления к блоку цилиндров кронштейна редуктора переднего моста...

...и снимаем кронштейн.

3.31 Разборка и сборка двигателя Saab

Головкой на 13 отворачиваем четыре гайки крепления к блоку цилиндров кронштейна левой опоры силового агрегата...

...и снимаем кронштейн в сборе с подушкой.
После снятия кронштейнов на их крепежные шпильки и резьбовые отверстия в блоке цилиндров монтируем плиту разборочного стенда и закрепляем двигатель на стенде. Снимаем сцепление (см. Замена ведомого и ведущего дисков сцепления).
Снимаем маховик и крышку картера сцепления (см. Замена заднего сальника коленчатого вала).

3.31 Разборка и сборка двигателя Saab

Головкой на 13 отворачиваем четыре гайки крепления к блоку цилиндров кронштейна правой опоры силового агрегата...

3.31 Разборка и сборка двигателя Saab

...и снимаем кронштейн с подушкой.

Головкой на 17 отворачиваем три болта крепления к блоку цилиндров кронштейна генератора...

3.31 Разборка и сборка двигателя Saab

...и снимаем кронштейн.

3.31 Разборка и сборка двигателя Saab

Круглогубцами ослабляем хомут крепления к патрубку отводящей трубки радиатора отопителя шланга отвода охлаждающей жидкости от дроссельного узла (двигатель ВАЗ-21214) или от блока подогрева карбюратора (ВАЗ-21213).

3.31 Разборка и сборка двигателя Saab

Снимаем шланг с патрубка отводящей трубки.

3.31 Разборка и сборка двигателя Saab

Головкой на 10 отворачиваем две гайки крепления фланца отводящей трубки радиатора отопителя к корпусу насоса охлаждающей жидкости.

Отвернув гайку крепления кронштейна трубки к выпускному коллектору (см. Замена прокладки впускной трубы и выпускного коллектора впрыскового двигателя),...

3.31 Разборка и сборка двигателя Saab

...снимаем отводящую трубку радиатора отопителя и ее уплотнительную прокладку.

Головкой на 13 отворачиваем три болта крепления насоса охлаждающей жидкости к блоку цилиндров...

3.31 Разборка и сборка двигателя Saab

...и снимаем насос охлаждающей жидкости в сборе и его прокладку.

На впрысковом двигателе демонтируем головку блока цилиндров в сборе с ресивером, впускной трубой и выпускным коллектором (см. Снятие и разборка головки блока цилиндров впрыскового двигателя).
На карбюраторном двигателе головку блока цилиндров снимаем в сборе с карбюратором, впускной трубой и выпускным коллектором (см. Снятие и разборка головки блока цилиндров карбюраторного двигателя).
Снимаем маслоотделитель системы вентиляции картера, поддон картера и масляный насос (см. соответствующие разделы).

3.31 Разборка и сборка двигателя Saab

Головкой на 10 отворачиваем шесть болтов крепления держателя заднего сальника коленчатого вала к блоку цилиндров.

3.31 Разборка и сборка двигателя Saab

Поддеваем отверткой за приливы держатель заднего сальника...

...и снимаем держатель в сборе с сальником.

3.31 Разборка и сборка двигателя Saab

Из пазов держателя сальника извлекаем два специальных болта (с квадратными головками) крепления крышки картера сцепления.

3.31 Разборка и сборка двигателя Saab

Снимаем прокладку держателя заднего сальника.

Снимаем крышку привода распределительного вала, демонтируем цепь, звездочку коленчатого вала, валик привода масляного насоса, башмак натяжителя цепи (см. соответствующие разделы).
Накидным ключом на 10 отворачиваем болт крепления кронштейна сливной трубки маслоотделителя системы вентиляции картера двигателя.

3.31 Разборка и сборка двигателя Saab

Снимаем кронштейн.

3.31 Разборка и сборка двигателя Saab

Головкой на 14 отворачиваем две гайки крепления крышки шатуна (поршень при этом должен находиться в НМТ).

3.31 Разборка и сборка двигателя Saab

Постучав по боковым поверхностям крышки молотком с пластмассовым бойком,...

3.31 Разборка и сборка двигателя Saab

...снимаем крышку шатуна.

3.31 Разборка и сборка двигателя Saab

Вынимаем нижний вкладыш шатунного подшипника из крышки.

3.31 Разборка и сборка двигателя Saab

Опираясь на торцы стержней шатунных болтов, сдвигаем нижнюю головку шатуна с шатунной шейки коленчатого вала.

3.31 Разборка и сборка двигателя Saab

Упираясь деревянной рукояткой молотка в разъем нижней головки шатуна, проталкиваем поршень в цилиндр...

3.31 Разборка и сборка двигателя Saab

...и вынимаем поршень с шатуном из цилиндра.

Вынимаем верхний вкладыш подшипника из головки шатуна.
Аналогичным образом извлекаем поршни с шатунами из других цилиндров.
Зажимаем шатун в тиски с накладками губок из мягкого металла.

3.31 Разборка и сборка двигателя Saab

Пальцами рук осторожно (не прилагая большого усилия) разжимаем замок верхнего компрессионного кольца...

3.31 Разборка и сборка двигателя Saab

...и снимаем верхнее компрессионное кольцо.

Таким же образом снимаем...

3.31 Разборка и сборка двигателя Saab

...нижнее компрессионное кольцо,...

3.31 Разборка и сборка двигателя Saab

...два диска масляного кольца.

3.31 Разборка и сборка двигателя Saab

Снимаем расширитель маслосъемного кольца.

Для снятия поршня с шатуна...

3.31 Разборка и сборка двигателя Saab

...поддеваем отверткой стопорное кольцо поршневого пальца...

3.31 Разборка и сборка двигателя Saab

...и извлекаем его из кольцевой канавки поршня.

Таким же образом вынимаем второе стопорное кольцо пальца.
Сдвинув поршневой палец,...

3.31 Разборка и сборка двигателя Saab

...извлекаем его из отверстия в поршне.

3.31 Разборка и сборка двигателя Saab

Снимаем поршень с верхней головки шатуна.

Если некоторые детали шатунно-поршневой группы не повреждены и мало изношены, то могут быть снова использованы. Поэтому при разборке помечаем детали, чтобы установить их в прежний цилиндр.

3.31 Разборка и сборка двигателя Saab

Головкой на 17 отворачиваем два болта крепления крышки коренного подшипника коленчатого вала.

3.31 Разборка и сборка двигателя Saab

Снимаем крышку коренного подшипника.

3.31 Разборка и сборка двигателя Saab

Вынимаем из крышки нижний вкладыш коренного подшипника.

Таким же образом снимаем еще четыре крышки коренных подшипников.

3.31 Разборка и сборка двигателя Saab

Вынимаем коленчатый вал из блока цилиндров.

3.31 Разборка и сборка двигателя Saab

Вынимаем из проточек задней опоры блока цилиндров упорные полукольца.

3.31 Разборка и сборка двигателя Saab

Вынимаем из опор блока цилиндров верхние вкладыши коренных подшипников коленчатого вала.

После разборки двигателя тщательно промываем бензином и очищаем от нагара детали для проверки их технического состояния.
Для определения износа цилиндров...

3.31 Разборка и сборка двигателя Saab

...нутромером измеряем диаметр цилиндра в четырех поя-сах и двух плоскостях (параллельно и перпендикулярно оси коленчатого вала).

Для определения износа юбки поршня...

3.31 Разборка и сборка двигателя Saab

...микрометром измеряем диаметр в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца, на расстоянии 55 мм от днища поршня.

Микрометром измеряем диаметры...

3.31 Разборка и сборка двигателя Saab

...шатунных шеек...

3.31 Разборка и сборка двигателя Saab

...и коренных шеек коленчатого вала.

Шейки коленчатого вала шлифуем до ближайшего ремонтного размера, если их износ или овальность больше 0,03 мм, а также если на шейках есть задиры и риски.
После шлифования шеек коленчатого вала...

3.31 Разборка и сборка двигателя Saab

...необходимо удалить заглушки масляных каналов,...

...тщательно промыть каналы для удаления остатков абразива и продуть сжатым воздухом.
Шлифовку шеек коленчатого вала, удаление и установку новых заглушек проводим на СТО.
Собираем двигатель в обратной последовательности.
Устанавливаем новые вкладыши подшипников коленчатого вала номинального или ремонтного размера (после шлифовки шеек).
В первую, вторую, четвертую и пятую опоры блока цилиндров устанавливаем верхние вкладыши коренных подшипников с проточками,...

3.31 Разборка и сборка двигателя Saab

...а в третью опору — вкладыш без проточки на внутренней поверхности (такой же, как в крышках коренных подшипников).

Смазываем вкладыши коренных подшипников моторным маслом и укладываем коленчатый вал в опоры.

3.31 Разборка и сборка двигателя Saab

Вставляем в проточки пятой опоры упорные полукольца, смазанные моторным маслом.

С передней стороны пятой опоры устанавливаем сталеалюминиевое полукольцо, а с задней стороны – металлокерамическое (желтого цвета).

3.31 Разборка и сборка двигателя Saab

Поверхности полуколец с антифрикционным покрытием (на них выполнены пазы) должны быть обращены к упорным поверхностям коленчатого вала.

3.31 Разборка и сборка двигателя Saab

Устанавливаем крышки коренных подшипников в соответствии с метками, нанесенными на их наружной поверхности (счет ведется со стороны привода распределительного вала).

При этом замки верхнего и нижнего вкладышей каждого коренного подшипника должны быть расположены с одной стороны.

3.31 Разборка и сборка двигателя Saab

Затягиваем болты крепления крышек коренных подшипников предписанным моментом (см. Моменты затяжки резьбовых соединений).

Поршни к цилиндрам подбираются по классам.

3.31 Разборка и сборка двигателя Saab

Класс диаметра цилиндра, обозначаемый буквами, клеймится на нижней плоскости блока цилиндров (плоскость крепления поддона картера).

3.31 Разборка и сборка двигателя Saab

Классы диаметров юбки поршня, и отверстия под поршневой палец маркируются на его днище.

Стрелка на днище поршня при установке его в цилиндр должна быть направлена в сторону привода распределительного вала.
При сборке шатунно-поршневой группы необходимо, чтобы поршневой палец, смазанный моторным маслом, входил в отверстие поршня или шатуна с усилием руки и не выпадал из них при вертикальном положении пальца.
Для проверки зазора в замке поршневого кольца вставляем кольцо в цилиндр и выравниваем кольцо днищем поршня.

3.31 Разборка и сборка двигателя Saab

Набором плоских щупов проверяем зазор в замке поршневого кольца.

Смазываем моторным маслом канавки на поршнях.
Устанавливаем на поршни кольца.

3.31 Разборка и сборка двигателя Saab

Нижнее компрессионное кольцо устанавливаем проточкой (скребком) вниз.

Если на кольце около замка нанесена метка ВЕРХ или ТОР, то кольцо устанавливаем меткой вверх.
Кольца должны проворачиваться в канавках свободно без заеданий.
Располагаем кольца следующим образом:
замок верхнего компрессионного кольца ориентируем под углом 45 к оси поршневого кольца;
замок нижнего компрессионного кольца — под углом 180 к оси замка верхнего кольца;
замок маслосъемного кольца — под углом 90 к оси замка верхнего компрессионного кольца (стык расширителя располагаем со стороны, противоположной замку).
Перед установкой деталей ШПГ смазываем цилиндры, поршни с кольцами и шатунные вкладыши моторным маслом.

3.31 Разборка и сборка двигателя Saab

Перед установкой поршня в цилиндр надеваем на поршень регулируемую оправку...

...и, стягивая оправку, сжимаем поршневые кольца.
Устанавливаем поршень с шатуном в цилиндр.

3.31 Разборка и сборка двигателя Saab

Упираясь рукояткой молотка в днище поршня, проталкиваем его в цилиндр.

3.31 Разборка и сборка двигателя Saab

При установке крышки шатуна номер на шатуне и крышке должен совпадать и располагаться с одной стороны шатуна.

3.31 Разборка и сборка двигателя Saab

Гайки крепления шатуна затягиваем предписанным моментом (см. Моменты затяжки резьбовых соединений). Дальнейшую сборку проводим в последовательности обратной разборке. Уплотнительные прокладки и сальники заменяем новыми.

3.31 Разборка и сборка двигателя Saab

При установке маховика ориентируем его так, чтобы установочная (конусная лунка), расположенная на задней плоскости маховика рядом с зубчатым венцом, располагалась напротив шатунной шейки четвертого цилиндра.

Реклама