6.3.3. Ремонт карданной передачи
Снятие карданной передачи с автомобиля
Рис. 5.28. Карданная передача с промежуточной опорой: Г — место допустимых ударов при сборке; 1 — манжета; 2 — игольчатый подшипник; 3 — стопорное кольцо; 4 — крестовина; 5 — торцевая шайба; 6 — скользящая вилка; 7 — масленка; 8 — балансировочная пластина; 9 — подушка опоры; 10 — подшипник промежуточной опоры; 11 — шлицевая вилка; 12 — задний карданный вал; 13 — фланцевая вилка; 14 — кольцо уплотнительное; 15 — стопорная пластина; 16 — болт; 17 — шайба
|
Перед снятием карданной передачи необходимо сделать метки взаимного углового положения скользящей вилки и вала коробки передач. Метки удобно делать краской на отражателе скользящей вилки и удлинителе коробки передач. Затем очистить от грязи выступающую резьбовую часть болтов крепления к фланцу заднего моста и отвернуть их. Отвернуть гайки крепления промежуточной опоры и освободить ее от поперечины рамы. После этого надо сдвинуть карданную передачу вперед, отсоединить ее от фланца моста. Для облегчения этой операции при необходимости можно ударить молотком через медную прокладку по фланцу заднего шарнира в месте, обозначенном буквой А (см. рис. 5.28). Затем передний скользящий конец карданной передачи вынимают из удлинителя коробки и ставят краской метку на торце ведомого вала коробки передач. Сняв карданную передачу, следует сразу же защитить хвостовик скользящей вилки от загрязнения (например, обвязать чистой тканью), а отверстие в коробке закрыть чистой пробкой.
Разборка
Прежде чем разбирать карданную передачу, ее необходимо тщательно очистить, а места разборки промыть керосином.
Для демонтажа промежуточной опоры необходимо сделать метки краской на трубе промежуточного вала и на шлицевой вилке среднего шарнира, чтобы при сборке шлицы хвостовика промежуточного вала и вилки заняли прежнее положение. Снять со шлицев промежуточного вала вилку ударами медного молотка или через медную прокладку в месте, обозначенном буквой Г (см. рис. 5.28)
Если вилка не снимается, необходимо разобрать средний шарнир и вилку, шарнир и вилку снять съемником. Промежуточную опору с вала можно снять, ударяя по хвостовику вала через деревянную или медную прокладку.
Перед разборкой шарниров пометить краской взаимное положение вилок. Снять стопорные кольца 3 (см. рис. 5.28) с подшипников крестовины, установив отвертку в торец кольца и слегка ударяя по ее ручке. Если кольцо проворачивается в канавке, подставить вторую отвертку под другой торец кольца.
Рис. 5.30. Разборка карданного шарнира: 1 — кольцо; 2 — фланец шарнира; 3 — оправка; 4, 6 — подшипники; 5 — пресс-масленка
|
После снятия колец выпрессовать подшипники в тисках, как показано на рис. 5.30, располагая пресс-масленку со стороны оправки.
Проверка технического состояния деталей
Необходимо промыть детали шарнира, прочистить каналы крестовины. Они должны быть чистыми и видны насквозь. Если на шипах крестовины имеются канавки — отпечатки игл глубиной более 0,1 мм, то детали следует заменить. Проверить шариковый клапан пресс-масленки. Исключить попадание грязи внутрь подшипника.
Убедиться в плотной посадке иглодержателей в стаканах подшипников, в хорошем состоянии рабочей кромки манжеты, в целостности и правильной посадке их пружин.
В случае использования новой крестовины в сборе ее необходимо очистить от густой консервационной смазки, включая каналы. Проверить наличие пружин манжет.
Нельзя смешивать иглы разных подшипников. В крайнем случае можно использовать полный комплект игл из другого подшипника.
При осмотре промежуточной опоры обращайте внимание на состояние подшипника.
Сборка
Сборка карданных шарниров требует особой тщательности и чистоты на рабочем месте.
Если сборка производится с использованием новой крестовины в сборе с новыми подшипниками, то необходимо в первую очередь надеть на шипы крестовины манжеты до упора в опорное кольцо.
При использовании подшипников, бывших в употреблении, манжеты должны оставаться в иглодержателях подшипников.
Сборку осуществлять в следующем порядке:
- залить масло в стаканы подшипников до середины игл;
- вставить пару шипов крестовины в отверстия ушек одной из вилок. При этом взаимное расположение вилок должно быть сохранено по меткам, как было до разборки;
- вставить подшипники в отверстия вилки, частично надев их на шипы, и, вращая крестовину в разные стороны (рис. 5.31 А), плавно сдвинуть подшипники до упора (рис. 5.31 В);
- легким ударом молотка установить стопорное кольцо 2 в канавку подшипника. При этом кольцо необходимо придерживать, так как возможно его вылетание из канавки;
- поставить кольцо-оправку 1 на внешний торец ушка вилки с застопоренным подшипником (рис. 5.31 С) и допрессовать крестовину с подшипниками до упора стопорного кольца в подшипник и вилку, затем вставить второе стопорное кольцо;
- собрать вторую половину шарнира в той же последовательности.
У собранного шарнира не должно быть заеданий и переменного усилия проворачивания. Момент проворачивания шарниров не должен превышать 2 Н·м (0,2 кгс·м). Если шарниры тугие, нужно несколько раз ударить молотком в местах, обозначенных буквой А (см. рис. 5.28);
Промежуточная опора собирается в следующем порядке:
- запрессовать подшипник в обойму до упора, прилагая усилие к наружному кольцу подшипника;
- обойму с подшипником установить во внутреннюю полость подушки промежуточной опоры;
- промежуточную опору с подшипником установить на шлицевой конец до упора в буртик, прилагая усилие к торцу обоймы подшипника;
- вложить в канавку шлицевой вилки уплотнительное кольцо;
- установить шлицевую вилку 11 на шлицы хвостовика по ранее нанесенным меткам;
- болт 16 с надетыми на него стопорной пластиной 15 и шайбой 17 ввернуть на 2—3 нитки резьбы в торец шлицевого конца промежуточного вала; установить шайбу 17 в прорезь шлицевой вилки 11 так, чтобы овальное отверстие шайбы 17 было параллельно оси отверстий ушек вилки;
- разместив фиксирующий усик стопорной пластины 15 в овальном отверстии шайбы 17, прижать пластину шайбе и довернуть болт 16, затянув его моментом 40—45 H·м (4,0—4,5 кгс·м).
- застопорить болт 16, отогнув на грани его головки лепестки стопорной пластины 15;
- проверить легкость вращения подшипника промежуточной опоры, устранив при необходимости причину задевания деталей;
- застопорить болт 16, отогнув на грань его головки лепестки стопорной пластины 15.
После сборки карданной передачи необходимо произвести ее динамическую балансировку.
Установка карданной передачи на автомобиль
Первоначально необходимо вставить скользящую вилку переднего шарнира в удлинитель коробки передач. Фланец заднего шарнира соединить с фланцем ведущей шестерни заднего моста и затянуть резьбовое крепление моментом 27—30 Н·м (2,7—3,0 кгс·м). Промежуточную опору установить на поперечину рамы и, убедившись в отсутствии ее перекоса относительно продольной оси автомобиля, затянуть гайки моментом силы 12—18 Н·м (1,2—1,8 кгс·м).
Крепление промежуточной опоры к поперечине производить только на стоящем на колесах автомобиле.
Размеры сопрягаемых деталей карданной передачи приведены в табл. 5.4.
Таблица 5.4. Размеры сопрягаемых деталей карданной передачи, мм