| 
           
               
          
  | 
           
               
          
  | 
         
         
           1. Очистите головку поршня от нагара. Если 
            на поршне есть задиры, следы прогара, глубокие царапины, трещины, 
            замените поршень. Прочистите канавки под поршневые кольца. Это удобно 
            делать обломком старого кольца. 
           | 
           2. Прочистите отверстия для стока масла подходящим 
            куском проволоки. 
           | 
           3. Проверьте зазоры между кольцами и канавками 
            на поршне.  
            Номинальный зазор, мм:  
            верхнее компрессионное кольцо 1 – 0,04–0,075;  
            нижнее компрессионное кольцо 2 – 0,03–0,065;  
            маслосъемное кольцо 3 – 0,02–0,055;  
            Предельно допустимый зазор для всех колец – 0,15 мм.  | 
         
         
             | 
             | 
             | 
         
         
          | 4. Наиболее точно зазоры можно определить промером 
            колец и канавок на поршне. Для этого замерьте микрометром толщину 
            колец в нескольких местах по окружности, затем...  | 
          5. ...с помощью набора щупов измерьте ширину 
            канавок также в нескольких местах по окружности. Вычислите средние 
            значения зазоров (разница между толщиной кольца и шириной канавки). 
            Если хотя бы один из зазоров превышает предельно допустимый, замените 
            поршень с кольцами.  | 
          6. Измерьте зазоры в замках колец, вставив кольцо 
            в специальную оправку. При отсутствии оправки вставьте кольцо в цилиндр 
            (в котором оно работало), продвиньте поршнем как оправкой кольцо в 
            цилиндр, чтобы оно установилось в цилиндре ровно, без перекосов и... 
           | 
         
         
            | 
            | 
            | 
         
         
          | 7. ...щупом измерьте зазор в замке кольца. Номинальный 
            зазор должен быть 0,25–0,45 мм, предельно допустимый (в результате 
            износа) – 1,0 мм. Если зазор превышает предельно допустимый, замените 
            кольцо.  | 
          8. Если зазор меньше 0,25 мм, аккуратно сточите 
            надфилем торцы кольца. | 
          9. Проверьте зазоры между поршнями и цилиндрами. 
            Зазор определяется как разность между замеренными диаметрами поршня 
            и цилиндра. Номинальный зазор равен 0,025–0,045 мм, предельно допустимый 
            – 0,15 мм. Если зазор не превышает 0,15 мм, можно подобрать поршни 
            из последующих классов, чтобы зазор был как можно ближе к номинальному. 
            Если зазор превышает 0,15 мм, расточите цилиндры под следующий ремонтный 
            размер и установите поршни соответствующего ремонтного размера. Измерьте 
            диаметр поршня на расстоянии 55 мм от его днища в плоскости, перпендикулярной 
            поршневому пальцу.  | 
         
         
             | 
          10. Затем 
            измерьте диаметры цилиндра в двух перпендикулярных плоскостях (вдоль 
            В и поперек А блока цилиндров) и в четырех поясах (1, 2, 3 и 4). Для 
            этого необходим специальный прибор – нутромер.  | 
         
         
          11. При замене деталей шатунно-поршневой 
            группы необходимо подобрать поршни к цилиндрам по классу и одной группы 
            по массе, а также поршневые пальцы к поршням по классу и шатуны по 
            массе. Для подбора поршней к цилиндрам вычислите зазор между ними. 
             
            Для удобства подбора поршней к цилиндрам цилиндры и поршни в зависимости 
            от диаметров делят на пять классов: A, B, C, D, E.  
            В запасные части поставляются поршни номинального размера трех классов 
            A, C, E и двух ремонтных размеров. Первый ремонтный – увеличенный 
            на 0,4 мм, второй – на 0,8 мм.  
            По массе поршни разбиты на три группы: нормальную, увеличенную на 
            5 г и уменьшенную на 5 г. На двигателе должны устанавливаться поршни 
            одной группы.  
            Для поршней ремонтных размеров в запчасти поставляются кольца ремонтных 
            размеров, увеличенных на 0,4 мм и на 0,8 мм. На кольцах первого ремонтного 
            размера выбито число «40», второго – «80».  | 
         
         
          |   | 
         
         
            | 
            | 
            | 
         
         
          |  12. На блоке цилиндров группа цилиндров выбивается 
            на нижней плоскости блока (привалочная плоскость под масляный картер) 
            напротив каждого цилиндра.  | 
           13. На днище поршня выбиваются следующие данные: 
             
            1 – класс поршня по отверстию под палец;  
            2 – класс поршня по диаметру;  
            3 – стрелка, показывающая направление установки поршня;  
            4 – ремонтный размер (1-й ремонтный – треугольник, 2-й ремонтный – 
            квадрат);  
            5 – группа по массе (нормальная – «Г», увеличенная на 5 г – «+», уменьшенная 
            на 5 г – «–»). 
      
           | 
          14. Пальцы с трещинами замените. Палец должен 
            легко входить в поршень от усилия большого пальца руки. Вставьте палец 
            в поршень. Если при покачивании пальца ощущается люфт, замените поршень. 
            При замене поршня подберите к нему палец по классу. Поршневые пальцы 
            разбиты по диаметру на три класса (1-й, 2-й, 3-й) через 0,004 мм. 
            Класс пальца маркируется на его торце краской. Класс поршня по пальцу 
            выбивается на днище поршня, класс шатуна по пальцу – на крышке шатуна. | 
         
         
            | 
            | 
            | 
         
         
          | 15. Замените сломанные кольца и расширитель 
            маслосъемного кольца.  | 
           16. Замените сломанные или треснувшие 
            стопорные кольца, удерживающие поршневой палец. Концы стопорных колец 
            должны находиться в одной плоскости. Погнутые кольца замените.  | 
         
         
            | 
            | 
            | 
         
         
          | 17. Замените погнутые шатуны. Замените шатун, 
            если во втулке 1 верхней головки есть задиры и глубокие царапины. 
            Замените шатун, если при разборке двигателя было обнаружено, что шатунные 
            вкладыши провернулись в шатуне. Шатуны обрабатывают совместно с крышками, 
            поэтому их нужно менять комплектом. | 
          18. Вставьте палец в верхнюю головку шатуна. 
            Если при покачивании пальца ощущается люфт, замените шатун. Шатуны 
            в сборе с крышками по массе верхней и нижней головки разделены на 
            классы.  | 
          19. В двигателе должны устанавливаться шатуны 
            одного класса. Маркировка шатуна наносится на его крышке: 1 – класс 
            шатуна по массе (буква или краска), 2 – класс шатуна по пальцу.  | 
         
         
            | 
            | 
            | 
         
         
          | 20. Если на поверхностях, по которым работают 
            сальники, есть глубокие риски, царапины, забоины, коленчатый вал необходимо 
            заменить. | 
          21. Промерьте коренные 
            и шатунные шейки коленчатого вала. Номинальные диаметры шеек коленчатого 
            вала, мм:  
            коренных – 50,799–50,819;  
            шатунных – 47,830–47,850.  
            Если износ шеек превышает 0,03 мм или овальность шеек превышает  
            0,03 мм, нужно прошлифовать их до ближайшего ремонтного размера.  
            Существует четыре ремонтных размера с уменьшением диаметра шеек:  
            первый – 0,25 мм;  
            второй – 0,5 мм;  
            третий – 0,75 мм;  
            четвертый – 1,00 мм.  | 
          22. Если на коренных и шатунных шейках 1 есть 
            незначительные задиры, риски, царапины, нужно прошлифовать их до ближайшего 
            ремонтного размера. Эту работу рекомендуется выполнять в специализированной 
            мастерской. После отполируйте шейки и притупите острые кромки фасок 
            масляных каналов 2 абразивным конусом. Промойте коленчатый вал и продуйте 
            сжатым воздухом масляные каналы. Овальность и конусность всех шеек 
            после шлифовки не должна превышать 0,005 мм. После шлифовки шеек установите 
            вкладыши ремонтных размеров.  | 
         
         
            | 
            | 
            | 
         
         
          | 23. Если на рабочих поверхностях упорных полуколец 
            есть задиры, риски и отслоения, замените полукольца. На полукольцах 
            запрещается проводить любые подгоночные работы.  | 
          24. Измерьте осевой зазор коленчатого вала. 
            Для этого установите коленчатый вал и упорные полукольца в блок цилиндров 
            и затяните болты крепления крышек коренных подшипников (см.  
            подраздел 2.13.3, пункт 11). | 
          25. Установите индикатор так, чтобы его ножка 
            упиралась во фланец вала. Сдвиньте коленчатый вал до упора от индикатора 
            и установите стрелку индикатора на 0. Сдвиньте вал в обратную сторону. 
            Индикатор покажет величину зазора. Номинальный осевой зазор коленчатого 
            вала равен 0,06–0,26 мм, предельно допустимый – 0,35 мм. Если зазор 
            превышает предельно допустимый, замените упорные полукольца.  
            В запчасти поставляются упорные полукольца двух размеров: номинального 
            – 2,31–2,36 мм и ремонтного (увеличенного на 0,127 мм) – 2,437–2,487 
            мм.  | 
         
         
           | 
         
         
            | 
          26. Осмотрите шатунные и коренные 
            вкладыши. Если на них есть трещины, задиры, выкрашивание – замените 
            вкладыши. На вкладышах запрещается проводить любые подгоночные работы. 
             
            Номинальная толщина вкладышей, мм:  
            коренных – 1,824–1,831;  
            шатунных – 1,723–1,730.  
            Вкладыши поставляются в запасные части четырех ремонтных размеров, 
            увеличенной толщины:  
            первый – на 0,25 мм;  
            второй – на 0,5 мм;  
            третий – на 0,75 мм;  
            четвертый – на 1,00 мм.  | 
         
         
          |   | 
         
         
            | 
          27. Проверьте зазоры между вкладышами 
            коренных подшипников и шейками коленчатого вала. Эту работу рекомендуется 
            выполнять в специализированной мастерской. Измерьте диаметр шеек и 
            диаметры коренных подшипников, установив крышки с вкладышами на блок 
            и затянув их соответствующими моментами. Вычислите зазор.  
            Зазоры между вкладышами и шейками коленчатого вала равны:  
            коренные подшипники (номинальный) – 0,026–0,073 мм, предельно допустимый 
            – 0,15 мм;  
            шатунные подшипники (номинальный) – 0,02–0,07 мм, предельно допустимый 
            – 0,1 мм.  
            Если зазор превышает предельно допустимый, коленчатый вал необходимо 
            прошлифовать под следующий ремонтный размер (см.  
            пункт 21).  | 
         
         
          28. В специализированной мастерской 
            можно замерить биение шеек коленчатого вала.  
            Биение должно составлять:  
            коренные шейки и посадочная поверхность под ведущую шестерню масляного 
            насоса – не более 0,03 мм;  
            посадочная поверхность под маховик – не более 0,04 мм;  
            посадочная поверхность под шкивы и сальники – не более 0,05 мм. | 
         
         
            | 
            | 
            | 
         
         
          29. Тщательно прочистите и промойте масляные 
            каналы коленчатого вала.  
           | 
          30. При этом не рекомендуется выпрессовывать 
            заглушки самостоятельно, для этого обратитесь в специализированную 
            мастерскую. | 
           31. Тщательно очистите поверхности блока цилиндров 
            от остатков старых уплотнительных прокладок. Внимательно осмотрите 
            блок. Если обнаружите трещины, блок надо заменить в сборе с крышками 
            коренных подшипников.  | 
         
         
            | 
            | 
            | 
         
         
          | 32. Проверьте герметичность рубашки охлаждения 
            блока цилиндров. Для этого заглушите отверстие под водяной насос (установив 
            насос с прокладкой) и залейте Тосол-А40 в рубашку охлаждения. Если 
            в каком-нибудь месте заметна течь, значит, блок негерметичен и его 
            надо заменить.  | 
          33. Осмотрите цилиндры. Если на зеркале цилиндров 
            есть царапины, задиры, раковины и пр., расточите цилиндры под ремонтный 
            размер (эту работу рекомендуется выполнять в специализированной мастерской) 
            или замените блок цилиндров. При различных дефектах глубиной более 
            0,8 мм блок ремонту не подлежит и его надо заменить.  | 
          34. Очистите нагар в верхней части цилиндров. 
            Если там образовался поясок вследствие износа цилиндров, снимите его 
            шабером. Проверьте износ цилиндров, замерив их диаметры (см.  
            пункт 10). | 
         
         
           | 
         
       
     |