|  
               
          
  | 
           
               
          
  | 
           
               
          
  | 
        
         
           1. Очистите нагар по краям постелей 
            блока цилиндров. Очистите от отложений масляные канавки в постелях. 
           | 
           2. Установите вкладыши коренных 
            подшипников в постели блока цилиндров в соответствии с метками, сделанными 
            при разборке. Обратите внимание, что средний вкладыш 1 без проточки. 
            При установке вкладышей их стопорные усики должны войти в пазы постелей. 
            Смажьте вкладыши моторным маслом.  | 
           3. Установите коленчатый вал в 
            блок цилиндров. 
           | 
        
         
             | 
             | 
             | 
        
         
          4. Смажьте упорные полукольца моторным 
            маслом. Обратите внимание на канавки полуколец – этими сторонами полукольца 
            устанавливаются к щекам коленчатого вала. 
           | 
          5. Установите сталеалюминиевое полукольцо 
            (белого цвета) с передней стороны средней постели (со стороны привода 
            распределительного вала)...  | 
          6. ...металлокерамическое (желтого 
            цвета) – с другой стороны постели. 
           | 
        
         
            | 
          7. Поверните полукольца так, 
            чтобы их концы были заподлицо с торцами постели. | 
        
         
            | 
          8. Вставьте вкладыши в крышки 
            коренных подшипников в соответствии с метками, сделанными при разборке. 
            При этом стопорные усики вкладышей должны войти в пазы крышек. Смажьте 
            вкладыши моторным маслом.  | 
        
         
            | 
          9. Установите крышки в соответствии 
            с метками. На крышках нанесены метки (насечки) в соответствии с номером 
            цилиндра. Исключение составляет пятая крышка, на которой нанесены 
            две метки, как и на второй. На второй крышке есть два резьбовых отверстия 
            под болты крепления маслоприемника. При этом номера цилиндров считаются 
            со стороны привода распределительного вала, а крышки устанавливаются 
            метками 1 в сторону кронштейна генератора 2.  | 
        
         
          | 10. Смажьте моторным маслом резьбу 
            и торцы головок болтов крепления крышек.  | 
        
         
            | 
          11. Заверните болты и затяните 
            их требуемым моментом (см. приложение "Моменты затяжки резьбовых соединений") в следующем порядке: первыми 
            затяните болты третьей крышки 1, затем второй 2 и четвертой 3, потом 
            первой 4 и пятой 5. После затяжки болтов проверните на 2–3 оборота 
            коленчатый вал – он должен вращаться легко, без заеданий.  | 
        
         
          |  
             12. Для удобства установки смажьте тонким слоем консистентной 
              смазки прокладку масляного насоса и «приклейте» ее к блоку. Удалите 
              излишки смазки. 
            | 
        
         
          | 13. Установите масляный насос и 
            заверните болты его крепления (подробнее см. подраздел 2.14.1).  | 
        
         
          | 14. Для удобства установки смажьте 
            тонким слоем консистентной смазки прокладку держателя заднего сальника 
            и «приклейте» ее к блоку. Удалите излишки смазки.  | 
        
         
          | 15. Установите держатель заднего 
            сальника и заверните болты его крепления (подробнее см. подраздел 2.8.4).  | 
        
         
            | 
            | 
            | 
        
         
          | 16. Вставьте шатун в поршень в соответствии 
            с ранее сделанными метками так, чтобы номер детали 1 на шатуне был 
            обращен в противоположную сторону от прилива 2 на бобышке поршня. 
            Затем вставьте поршневой палец.  | 
          17. Установите стопорные кольца 
            с обеих сторон пальца. При этом обратите внимание, что кольца должны 
            быть четко установлены в канавках поршня. 
           | 
          18. Установите на поршень разжимную 
            пружину маслосъемного кольца. 
           | 
        
         
            | 
            | 
            | 
        
         
          | 19. Установите поршневые кольца. 
            Это рекомендуется делать специальным съемником. Если его нет, установите 
            кольца на поршень, аккуратно разведя замки колец. 
            
           | 
          20. Порядок установки колец: первым 
            устанавливают маслосъемное кольцо (при этом замок кольца должен находиться 
            с противоположной стороны замку разжимной пружины), затем нижнее компрессионное 
            кольцо, последним – верхнее.  
           | 
          21. При этом обратите внимание, 
            что на кольцах может быть выбита надпись «ВАЗ», «ВЕРХ» или «TOP». 
            Этой надписью кольца устанавливаются вверх (к днищу поршня). Если 
            надпись отсутствует, маслосъемное и верхнее компрессионное можно устанавливать 
            в любом положении. | 
        
         
            | 
          22. Нижнее компрессионное кольцо 
            отличается от верхнего кроме толщины наличием проточки и устанавливается 
            этой проточкой вниз.  | 
        
         
          |  23. Провернув кольца в канавках 
            поршня, убедитесь, что они вращаются легко. Если какое-либо кольцо 
            не проворачивается или заедает, его необходимо заменить.  | 
        
         
            | 
          24. Разверните кольца на поршне 
            так, чтобы их замки располагались под углом 120° друг к другу.  | 
        
         
            | 
          25. Тщательно протрите чистой 
            тряпкой шатунные шейки коленчатого вала.  | 
        
         
          | 26. Тщательно протрите чистой тряпкой 
            зеркала цилиндров и смажьте их моторным маслом.  | 
        
         
          | 27. Вставьте вкладыш в шатун в соответствии 
            с ранее сделанными метками так, чтобы усик вкладыша вошел в проточку 
            в шатуне. После этого смажьте вкладыш и поршень моторным маслом.  | 
        
         
            | 
            | 
            | 
        
         
          | 28. Наденьте на поршень специальную 
            оправку для сжатия поршневых колец и аккуратно опустите шатун в цилиндр. 
            Рекомендуется предварительно провернуть коленчатый вал так, чтобы 
            устанавливаемый поршень был в НМТ. При этом стрелка на днище поршня 
            должна быть направлена вперед двигателя (в сторону привода распределительного 
            вала).  | 
          29. Плотно прижмите оправку к блоку 
            и ручкой молотка протолкните поршень в цилиндр. Если оправка будет 
            не плотно прилегать к блоку цилиндров, можно поломать поршневые кольца. 
           | 
          30. Установите нижнюю головку шатуна 
            на шейку коленчатого вала.  
           | 
        
         
            | 
          31. Вставьте вкладыш в крышку 
            шатуна в соответствии с ранее сделанными метками так, чтобы усик вкладыша 
            вошел в проточку в крышке. После этого смажьте вкладыш моторным маслом. 
           | 
        
         
            | 
           32. Установите крышку шатуна. 
            При этом номера цилиндра на крышке и нижней головке шатуна должны 
            быть с одной стороны.  | 
        
         
          | 33. Заверните гайки крепления крышки 
            и затяните требуемым моментом (см. приложение "Моменты затяжки резьбовых соединений"). Таким же образом 
            установите и остальные поршни. | 
        
         
            | 
          34. Вставьте датчик уровня масла 
            в блок цилиндров. При необходимости поверните коленчатый вал так, 
            чтобы противовес вала не мешал вставить датчик. Затем заверните болт 
            крепления датчика.  | 
        
         
          | 35. Установите маслоприемник 
            и заверните три болта его крепления.  | 
        
         
          | 36. Нанесите на болты крепления 
            маховика герметик. Установите маховик, стопорную пластину и заверните 
            болты крепления маховика (подробнее см. подраздел 2.7).  | 
        
         
          | 37. Для удобства установки нанесите 
            тонкий слой консистентной смазки на поверхность блока и «приклейте» 
            к нему прокладку масляного картера.  | 
        
         
          | 38. Установите масляный картер и 
            заверните болты его крепления (см. приложение "Моменты затяжки резьбовых соединений"). Далее двигатель 
            собирается в обратном порядке. Установку головки блока см. подраздел 2.8.1, ремня привода распределительного 
            вала см. «Замена ремня привода распределительного вала и натяжного 
            ролика».  |