|
|
|
1. Очистите нагар по краям постелей
блока цилиндров. Очистите от отложений масляные канавки в постелях.
|
2. Установите вкладыши коренных
подшипников в постели блока цилиндров в соответствии с метками, сделанными
при разборке. Обратите внимание, что средний вкладыш 1 без проточки.
При установке вкладышей их стопорные усики должны войти в пазы постелей.
Смажьте вкладыши моторным маслом. |
3. Установите коленчатый вал в
блок цилиндров.
|
|
|
|
4. Смажьте упорные полукольца моторным
маслом. Обратите внимание на канавки полуколец – этими сторонами полукольца
устанавливаются к щекам коленчатого вала.
|
5. Установите сталеалюминиевое полукольцо
(белого цвета) с передней стороны средней постели (со стороны привода
распределительного вала)... |
6. ...металлокерамическое (желтого
цвета) – с другой стороны постели.
|
|
7. Поверните полукольца так,
чтобы их концы были заподлицо с торцами постели. |
|
8. Вставьте вкладыши в крышки
коренных подшипников в соответствии с метками, сделанными при разборке.
При этом стопорные усики вкладышей должны войти в пазы крышек. Смажьте
вкладыши моторным маслом. |
|
9. Установите крышки в соответствии
с метками. На крышках нанесены метки (насечки) в соответствии с номером
цилиндра. Исключение составляет пятая крышка, на которой нанесены
две метки, как и на второй. На второй крышке есть два резьбовых отверстия
под болты крепления маслоприемника. При этом номера цилиндров считаются
со стороны привода распределительного вала, а крышки устанавливаются
метками 1 в сторону кронштейна генератора 2. |
10. Смажьте моторным маслом резьбу
и торцы головок болтов крепления крышек. |
|
11. Заверните болты и затяните
их требуемым моментом (см. приложение "Моменты затяжки резьбовых соединений") в следующем порядке: первыми
затяните болты третьей крышки 1, затем второй 2 и четвертой 3, потом
первой 4 и пятой 5. После затяжки болтов проверните на 2–3 оборота
коленчатый вал – он должен вращаться легко, без заеданий. |
12. Для удобства установки смажьте тонким слоем консистентной
смазки прокладку масляного насоса и «приклейте» ее к блоку. Удалите
излишки смазки.
|
13. Установите масляный насос и
заверните болты его крепления (подробнее см. подраздел 2.14.1). |
14. Для удобства установки смажьте
тонким слоем консистентной смазки прокладку держателя заднего сальника
и «приклейте» ее к блоку. Удалите излишки смазки. |
15. Установите держатель заднего
сальника и заверните болты его крепления (подробнее см. подраздел 2.8.4). |
|
|
|
16. Вставьте шатун в поршень в соответствии
с ранее сделанными метками так, чтобы номер детали 1 на шатуне был
обращен в противоположную сторону от прилива 2 на бобышке поршня.
Затем вставьте поршневой палец. |
17. Установите стопорные кольца
с обеих сторон пальца. При этом обратите внимание, что кольца должны
быть четко установлены в канавках поршня.
|
18. Установите на поршень разжимную
пружину маслосъемного кольца.
|
|
|
|
19. Установите поршневые кольца.
Это рекомендуется делать специальным съемником. Если его нет, установите
кольца на поршень, аккуратно разведя замки колец.
|
20. Порядок установки колец: первым
устанавливают маслосъемное кольцо (при этом замок кольца должен находиться
с противоположной стороны замку разжимной пружины), затем нижнее компрессионное
кольцо, последним – верхнее.
|
21. При этом обратите внимание,
что на кольцах может быть выбита надпись «ВАЗ», «ВЕРХ» или «TOP».
Этой надписью кольца устанавливаются вверх (к днищу поршня). Если
надпись отсутствует, маслосъемное и верхнее компрессионное можно устанавливать
в любом положении. |
|
22. Нижнее компрессионное кольцо
отличается от верхнего кроме толщины наличием проточки и устанавливается
этой проточкой вниз. |
23. Провернув кольца в канавках
поршня, убедитесь, что они вращаются легко. Если какое-либо кольцо
не проворачивается или заедает, его необходимо заменить. |
|
24. Разверните кольца на поршне
так, чтобы их замки располагались под углом 120° друг к другу. |
|
25. Тщательно протрите чистой
тряпкой шатунные шейки коленчатого вала. |
26. Тщательно протрите чистой тряпкой
зеркала цилиндров и смажьте их моторным маслом. |
27. Вставьте вкладыш в шатун в соответствии
с ранее сделанными метками так, чтобы усик вкладыша вошел в проточку
в шатуне. После этого смажьте вкладыш и поршень моторным маслом. |
|
|
|
28. Наденьте на поршень специальную
оправку для сжатия поршневых колец и аккуратно опустите шатун в цилиндр.
Рекомендуется предварительно провернуть коленчатый вал так, чтобы
устанавливаемый поршень был в НМТ. При этом стрелка на днище поршня
должна быть направлена вперед двигателя (в сторону привода распределительного
вала). |
29. Плотно прижмите оправку к блоку
и ручкой молотка протолкните поршень в цилиндр. Если оправка будет
не плотно прилегать к блоку цилиндров, можно поломать поршневые кольца.
|
30. Установите нижнюю головку шатуна
на шейку коленчатого вала.
|
|
31. Вставьте вкладыш в крышку
шатуна в соответствии с ранее сделанными метками так, чтобы усик вкладыша
вошел в проточку в крышке. После этого смажьте вкладыш моторным маслом.
|
|
32. Установите крышку шатуна.
При этом номера цилиндра на крышке и нижней головке шатуна должны
быть с одной стороны. |
33. Заверните гайки крепления крышки
и затяните требуемым моментом (см. приложение "Моменты затяжки резьбовых соединений"). Таким же образом
установите и остальные поршни. |
|
34. Вставьте датчик уровня масла
в блок цилиндров. При необходимости поверните коленчатый вал так,
чтобы противовес вала не мешал вставить датчик. Затем заверните болт
крепления датчика. |
35. Установите маслоприемник
и заверните три болта его крепления. |
36. Нанесите на болты крепления
маховика герметик. Установите маховик, стопорную пластину и заверните
болты крепления маховика (подробнее см. подраздел 2.7). |
37. Для удобства установки нанесите
тонкий слой консистентной смазки на поверхность блока и «приклейте»
к нему прокладку масляного картера. |
38. Установите масляный картер и
заверните болты его крепления (см. приложение "Моменты затяжки резьбовых соединений"). Далее двигатель
собирается в обратном порядке. Установку головки блока см. подраздел 2.8.1, ремня привода распределительного
вала см. «Замена ремня привода распределительного вала и натяжного
ролика». |