1.7.11. Проверка технического состояния автомобиля
Проверка уровня моторного масла
Перед проверкой уровня моторного масла прогрейте двигатель до нормальной рабочей температуры и убедитесь, что автомобиль установлен на ровной горизонтальной поверхности. Выключите двигатель.
Рис. 1.155. Маслоизмерительный щуп
|
Подождите минуту, вытащите масляный щуп, протрите его, снова вставьте щуп до упора и затем вытащите его. Проверьте уровень масла на щупе. Он должен находиться между отметками «FULL» («Полный») и «LOW» («Низкий») на щупе (рис. 1.155).
Доливка моторного масла
Рис. 1.156. Доливка моторного масла
|
Если уровень масла находится около или ниже отметки «L» («Низкий») на щупе, долейте масло до отметки «F» («Полный»). Для этого отверните пробку маслозаливной горловины двигателя, поворачивая ее против часовой стрелки. Долейте масло и снова проверьте уровень масла (рис. 1.156).
Не заливайте масла больше, чем требуется.
Установите пробку, поворачивая ее по часовой стрелке.
Расстояние между отметками «Р («Полный») и «L» («Низкий») на щупе соответствует примерно 1 лмоторного масла.
Расход моторного масла
Моторное масло используется для смазки поршней, поршневых колец и цилиндров (часть его попадает в камеру сгорания и сгорает). Тонкий слой моторного масла остается на стенках цилиндров при движении поршней вниз. Разряжение, образующееся во время работы двигателя, всасывает некоторое количество масла в камеру сгорания. Это масло, а также масло со стенок цилиндров сгорает во время сгорания топливовоздушной смеси в камере сгорания.
На расход масла оказывает сильное влияние вязкость и качество масла, обороты двигателя, условия движения и т.п. Двигатель расходует больше масла в тяжелых условиях эксплуатации, например, при высоких скоростях движения и частых ускорениях и торможениях.
Замена моторного масла и масляного фильтра (для бензиновых двигателей)
Рис. 1.157. Сливные и заправочные масляные пробки бензинового двигателя
|
Моторное масло и масляный фильтр необходимо заменять через интервалы, указанные в карте периодического технического обслуживания в сервисной книжке. При эксплуатации автомобиля в тяжелых условиях эксплуатации моторное масло и масляный фильтр необходимо заменять чаще.
Замену моторного масла и масляного фильтра необходимо производить в порядке, указанном ниже.
1. Припаркуйте автомобиль на ровной горизонтальной площадке и включите стояночный тормоз. Запустите двигатель и дайте ему поработать, пока стрелка указателя температуры охлаждающей жидкости не поднимется выше минимальной отметки шкалы. Выключите двигатель и переведите селектор в положение «Р» («Стоянка») (автоматическая коробка передач) или рычаг переключения передач в положение передачи заднего хода (механическая коробка передач).
2. Откройте капот и снимите пробку маслозаливной горловины двигателя.
3. Снизу автомобиля ослабьте затяжку сливной пробки, поворачивая ее против часовой стрелки при помощи соответствующего гаечного ключа. Перед тем как полностью отвернуть сливную пробку убедитесь, что стекающее масло будет попадать в специально приготовленную для этого емкость, отверните пробку и слейте масло.
4. После того как мало стечет, установите сливную пробку с новой уплотнительной шайбой и затяните ее, вращая по часовой стрелке.
Момент затяжки сливной пробки: 35–45 Н·м.
5. Снимите масляный фильтр. Фильтр откручивайте руками. Подставьте специально приготовленную емкость для слива масла под масляный фильтр, поскольку после отворачивания из него вытечет небольшое количество масла.
6. Установите новый масляный фильтр, следуя указаниям на упаковке или на самом фильтре. Не затягивайте его слишком сильно. Убедитесь, что установочная поверхность картера двигателя чистая и на ней нет остатков старой прокладки. Смажьте прокладку нового фильтра небольшим количеством свежего моторного масла.
7. Залейте в картер двигателя рекомендуемое количество моторного масла.
8. Запустите двигатель и убедитесь в отсутствии утечки масла из-под масляного фильтра и сливной пробки.
9. Заглушите двигатель и повторно проверьте уровень масла.
ПРИМЕЧАНИЕ
Всегда утилизируйте отработанное моторное масло должным образом. Рекомендуется помещать масло в герметичную емкость и отдавать на станцию технического обслуживания для утилизации. Не выливайте отработанное моторное масло на землю и не выбрасывайте его с бытовым мусором.
|
Охлаждающая жидкость двигателя
Рис. 1.158. Расширительный бачок охлаждающей жидкости бензинового двигателя
|
Используйте 50 процентный водный раствор охлаждающей жидкости на основе этиленгликоля. Охлаждающая жидкость двигателя должна быть совместима с алюминиевыми деталями. Не следует использовать дополнительные присадки и антикоррозионные добавки. Для предотвращения замерзания и появления коррозии охлаждающая жидкость должна иметь соответствующую концентрацию и тип.
ВНИМАНИЕ
Не открывайте пробку радиатора до тех пор, пока двигатель не остыл. Система охлаждения находится под давлением, и открытие пробки может привести к выбросу горячей жидкости и вызвать сильные ожоги. Не открывайте пробку радиатора до тех пор, пока не сможете спокойно коснуться радиатора рукой.
|
Концентрация антифриза не должна быть выше 60% и ниже 35%, иначе можно повредить систему охлаждения. Правильная концентрация антифриза при его добавлении или замене указана в таблице 1.6.
Проверка уровня охлаждающей жидкости
Рис. 1.159. Метки уровня охлаждающей жидкости на расширительном бачке
|
Уровень охлаждающей жидкости можно увидеть на боковой стенке пластмассового расширительного бачка. Для холодного состояния двигателя уровень охлаждающей жидкости в бачке должен находиться между отметками «LOW» («Низкий») и «FULL» («Полный»). Если уровень охлаждающей жидкости находится ниже отметки «LOW», доведите его до требуемого уровня. В этом случае проверьте наличие утечек в системе охлаждения. Проверяйте уровень охлаждающей жидкости как можно чаще.
Замена охлаждающей жидкости двигателя
1. Установите автомобиль на ровной горизонтальной площадке, включите стояночный тормоз и, когда двигатель остынет, снимите пробку радиатора.
2. Убедитесь в том, что емкость для слива охлаждающей жидкости находится на месте. Откройте сливной кран радиатора. Дайте охлаждающей жидкости полностью слиться из системы охлаждения, после чего плотно закройте краник.
3. Следуя указаниям изготовителя охлаждающей жидкости, залейте требуемое количество жидкости в радиатор. После этого залейте в радиатор дистиллированную или деминерализированную воду. Заливайте дистиллированную или деминера-лизированную воду небольшими порциями до тех пор, пока она не появится в горловине радиатора.
4. Запустите двигатель, долейте в радиатор воды, а затем добавьте охлаждающую жидкость в расширительный бачок так, чтобы ее уровень находился между отметками «LOW» и «FULL».
5. Установите пробки радиатора и расширительного бачка и убедитесь в том, что сливные краны закрыты и не подтекают.
ВНИМАНИЕ
Вентилятор радиатора системы охлаждения включается в зависимости от температуры охлаждающей жидкости двигателя и может иногда включаться, когда двигатель не работает. Будьте особенно осторожны во время работы рядом с лопастями вентилятора, чтобы не получить травму от вращающихся лопастей. По мере снижения температуры охлаждающей жидкости вентилятор выключается автоматически. Это нормальное явление.
|
Свечи зажигания
Рис. 1.160. Проверка свечи зажигания
|
Свечи зажигания необходимо менять в соответствии с графиком техобслуживания автомобиля, указанном в сервисной книжке, или в том случае, если коэффициент полезного действия двигателя заметно уменьшился. Признаками снижения коэффициента полезного действия двигателя являются: снижение мощности при повышенной загрузке, повышенный расход топлива, небольшая величина ускорения и т.д. При замене свечей всегда следует использовать свечи зажигания, рекомендуемые Хендэ. Использование других свечей зажигания может привести к снижению коэффициента полезного действия двигателя, появлению радиопомех и повреждению двигателя.
Замена свечей зажигания
Свечи зажигания лучше менять, когда двигатель не прогрет. Меняйте свечи зажигания поочередно по одной свече. Это поможет избежать неправильного подключения высоковольтных проводов.
1. Снимите центральную крышку, которая расположена на клапанной крышке двигателя.
2. При помощи чистой ткани удалите все отложения грязи, скопившиеся около свечи зажигания, чтобы они не смогли попасть в цилиндр, при удалении свечи зажигания.
3. Чтобы снять высоковольтный провод свечи зажигания, потяните его за изолированный конец. Если потянуть непосредственно за провод, можно повредить углеродный токопроводящий сердечник.
4. При установке свечного ключа и отворачивании старой свечи зажигания не повредите ее керамическую изоляцию.
Рис. 1.161. Выкручивание свечи зажигания
|
5. Для удаления свечи зажигания вращайте ее против часовой стрелки (рис. 1.161).
Рис. 1.162. Установка свечи зажигания
|
6. При установке новой свечи зажигания будьте осторожны: не повредите керамическую изоляцию (рис. 1.162).
ПРИМЕЧАНИЕ
Необходимо плотно затянуть все свечи зажигания, но чрезмерно сильная затяжка свечи зажигания может повредить резьбу в алюминиевой головке блока цилиндров, а слишком слабая затяжка – к чрезмерному нагреву свечи зажигания и, возможно, повреждению двигателя.
|
7. Устанавливайте высоковольтный провод непосредственно на электрод. Убедитесь в том, что он надежно зафиксирован и не выпадет.
Замена воздушного фильтра
Рис. 1.163. Воздушный фильтр
|
Для замены воздушного фильтра отстегните фиксаторы вокруг крышки (рис. 1.163).
После этого поднимите крышку вверх, извлеките старый фильтр и замените его новым. Рекомендуется использование только оригинальных запасных частей фирмы Хендэ.
ВНИМАНИЕ
Эксплуатация автомобиля без соответствующего воздушного фильтра может привести к повышенному износу двигателя.
|
Щетки стеклоочистителя ветрового стекла
Рис. 1.164. Снятие щеток стеклоочистителей
|
Время от времени необходимо проверять щетки стеклоочистителя ветрового стекла и очищать их от накопившейся грязи. Для очистки щеток и рычагов стеклоочистителя используйте чистую губку или ткань, смоченную в растворе нейтрального моющего средства. Если щетки стеклоочистителя продолжают оставлять разводы на стекле, замените их на оригинальные щетки фирмы Хендэ или аналогичные.
ВНИМАНИЕ
Не допускайте работы щеток стеклоочистителя по сухому стеклу. Это может привести к их быстрому износу и появлению царапин на стекле.
|
Заполнение бачка омывателя
Рис. 1.165. Бачок омывателя
|
Омыватель ветрового стекла использует воду из бачка. Заливайте в бачок жидкость для омывателя стекол хорошего качества. При частом использовании омывателя чаще поверяйте уровень жидкости в бачке.
Емкость бачка омывателя ветрового стекла составляет 3 л.
ВНИМАНИЕ
Не переполняйте бачок омывателя, а также не используйте омыватель, когда в бачке нет жидкости. Это может привести к повреждению насоса омывателя.
|
Проверка уровня масла в коробке передач (механическая коробка передач)
Рис. 1.166. Сливная и заливная пробки механической коробки передач
|
Уровень масла в коробке передач необходимо проверять через интервалы, указанные в сервисной книжке.
Для механической коробки передач используйте только трансмиссионное масло фирмы Хендэ 75W/ 90 (по классификации API GL-4).
Объем заливаемого масла в механическую коробку передач составляет 2,15 л.
ВНИМАНИЕ
Уровень масла в коробке передач лучше проверять при холодном двигателе. Если двигатель горячий, будьте очень осторожны, чтобы не обжечься о горячие детали двигателя или детали системы выпуска отработавших газов.
|
Проверка уровня масла в картере коробки передач
Рис. 1.167. Проверка уровня масла в картере коробки передач
|
Установите автомобиль на ровной горизонтальной площадке и выключите двигатель.
1. Используя ключ соответствующего размера, ослабьте затяжку заливной пробки, поворачивая ее против часовой стрелки, и выверните ее до конца рукой.
2. Проверьте уровень масла в картере коробки передач пальцем или соответствующим инструментом. Уровень масла должен находиться на уровне нижней кромки отверстия заливной пробки. Если уровень масла ниже, то перед тем, как долить масло, проверьте наличие его утечек. Заливайте или добавляйте масло в коробку передач очень аккуратно. Не заливайте слишком много масла.
3. Установите пробку, вверните ее руками, а затем плотно затяните ключом.
Проверка уровня масла в коробке передач (автоматическая коробка передач)
Уровень масла в автоматической коробке передач необходимо проверять через интервалы, указанные в сервисной книжке.
Автоматическая коробка передач автомобиля рассчитана на использование масла DIAMOND ATF SP-III или SK ATF SP-III.
Объем масла, заливаемого в автоматическую коробку передач, составляет 6,1 л (для автомобиля с двигателем 1,6 л DOHC) и 6,7 л (для автомобиля с двигателем 1,8 л DOHC).
ВНИМАНИЕ
Уровень масла в автоматической коробке передач необходимо проверять при нормальной рабочей температуре охлаждающей жидкости двигателя. Это означает, что двигатель, радиатор, система выпуска отработавших газов и т.п. будут очень горячими. Будьте особенно осторожны при выполнении этой операции.
|
Рис. 1.168. Местоположение измерительного щупа автоматической коробки передач
|
Установите автомобиль на ровной горизонтальной площадке и включите стояночный тормоз. Во время проверки уровня масла в автоматической коробке передач оно должно иметь нормальную рабочую температуру, а двигатель работать на оборотах холостого хода.
При работающем на оборотах холостого хода двигателе нажмите на педаль тормоза и переведите рычаг селектора АКПП из положения «Р» последовательно в положения «FT, «N» и «D». Затем верните его в положение «N». После этого, не выключая двигатель:
1. Аккуратно откройте капот так, чтобы руки, длинные волосы или одежда не попали на вращающиеся детали.
2. Выньте измерительный щуп автоматической коробки передач, вытрите его насухо, вставьте до упора и вновь выньте. Проверьте уровень масла на щупе. Он должен находиться между двумя метками на щупе «НОТ («Горячий»).Уровень ATF должен находиться в диапазоне «НОТ» (рис. 1.169).
Рис. 1.169. Измерительный щуп
|
3. Если уровень масла низкий, то, используя воронку, долейте через отверстие для измерительного щупа масло так, чтобы его уровень находился между метками на щупе «НОТ». Не заливайте слишком много масла.
Проверка уровня тормозной жидкости
Необходимо периодически проверять уровень тормозной жидкости в бачке.
ВНИМАНИЕ
Используйте в тормозной системе автомобиля только тормозную жидкость, соответствующую техническим требованиям DOT 3 или DOT 4. Следуйте указаниям на упаковке тормозной жидкости.
|
Рис. 1.170. Бачок с тормозной жидкостью
|
Уровень тормозной жидкости должен находится между отметками на бачке «МАХ» («Максимальный») и «MIN» («Минимальный»). Если уровень тормозной жидкости находится около или ниже отметки «MIN», аккуратно долейте жидкость до отметки «МАХ». Не заливайте слишком много тормозной жидкости.
Доливка тормозной жидкости
При добавлении тормозной жидкости сначала удалите грязь и снимите пробку бачка гидропривода тормозов. Медленно долейте необходимое количество тормозной жидкости. Не заливайте слишком много тормозной жидкости. Аккуратно установите пробку на бачок и затяните ее.
Проверка уровня жидкости в бачке гидропривода сцепления
При проведении операций по техническому обслуживанию автомобиля под капотом необходимо проверить уровень жидкости в бачке главного цилиндра гидропривода сцепления. Одновременно необходимо проверить отсутствие утечек в системе гидропривода сцепления. Уровень тормозной жидкости должен находится между отметками на бачке главного цилиндра гидропривода сцепления «МАХ» («Максимальный») и «MIN» («Минимальный»).
Рис. 1.171. Бачок гидропривода сцепления
|
При необходимости долейте жидкость. Утечка жидкости указывает на наличие течи в системе гидропривода сцепления, которую необходимо незамедлительно устранить.
Замена жидкости гидропривода сцепления
Для замены необходимо использовать только тормозную жидкость, соответствующую техническим требованиям DOT 3 или DOT 4. Для предотвращения загрязнения системы гидропривода сцепления плотно затяните пробку бачка.