2.3.8. Разборка, проверка и сборка головки блока цилиндров
Устройство
Рис. 2.140. Головка блока цилиндров и клапанный механизм
|
Головка блока цилиндров отлита из алюминиевого сплава, имеет запрессованные чугунные седла и направляющие втулки клапанов. Верхняя часть втулок уплотняется резинометаллическими маслоотражательными колпачками.
В качестве запасных частей поставляются направляющие втулки с увеличенным наружным диаметром.
В верхней части головки блока цилиндров расположены опоры под шейки распределительного вала. Опоры выполнены разъемными. Верхняя половина находится в корпусах подшипников, а нижняя – в головке блока цилиндров. Отверстия в опорах обрабатываются в сборе с корпусами подшипников, поэтому они не взаимозаменяемы и головку блока цилиндров можно заменить только в сборе с корпусами.
Клапаны приводятся в действие кулачками распределительного вала через гидравлические толкатели. Регулировка зазоров в механизме привода клапанов с гидравлическими толкателями производится при работе двигателя автоматически.
Разборка
Рис. 2.141. Порядок выворачивания болтов крепления головки блока цилиндров
|
С помощью специального инструмента (ключи для болта крепления головки блока цилиндров 09221-32001, 09221-11000) отверните болты крепления головки цилиндров в порядке, указанном на рисунке (рис. 2.141).
Рис. 2.142. Снятие сухарей, тарелки пружины, пружины и клапана с помощью специального приспособления
|
С помощью специального инструмента (приспособление для сжатия клапанных пружин 09222-28000 и переходник 09222-28100) извлеките сухари из тарелки пружины клапана. Затем снимите тарелку пружины клапана, пружину клапана, седло пружины клапана и клапан (рис. 2.142).
ПРИМЕЧАНИЕ
Храните детали для каждого из клапанов отдельно комплектом, чтобы не перепутать их при установке.
|
Рис. 2.143. Снятие маслосъемных колпачков
|
С помощью специального инструмента (съемника маслосъемных колпачков 09222-29000) снимите маслосъемные колпачки (рис. 2.143).
ПРИМЕЧАНИЕ
Не допускается повторное использование маслосъемных колпачков клапанов.
|
Проверка головки блока цилиндров
Проверьте головку блока цилиндров на отсутствие трещин, повреждений и следов утечки охлаждающей жидкости. При обнаружении трещин замените головку цилиндров.
Полностью очистите головку блока цилиндров от накипи, нагара и остатков старого герметика и прокладки. После очистки каналов для прохода масла продуйте их сжатым воздухом, чтобы удалить возможное засорение.
Рис. 2.144. Проверка неплоскостности привалочной поверхности головки блока цилиндров
|
Проверьте неплоскостность привалочной поверхности головки блока цилиндров в направлениях, показанных на рисунке рис. 2.144.
Если неплоскостность превышает предельно допустимое значение в каком-либо направлении, то либо замените головку цилиндров, либо слегка отшлифуйте привалочную поверхность головки цилиндров.
Неплоскостность привалочной поверхности головки цилиндров:
– номинальное значение – меньше 0,03 мм;
– предельно допустимое значение – 0,06 мм.
Детали клапанного механизма
Рис. 2.145. Очистка клапана
|
С помощью проволочной щетки тщательно очистите клапан (рис. 2.145).
Рис. 2.146. Проверка клапана
|
Проверьте каждый клапан и его стержень на отсутствие износа, повреждений и деформации тарелки (рис. 2.146).
Замените клапан при необходимости. Если на торце стержня клапана образовались вмятины или присутствует значительный износ, обработайте торец стержня клапана. Толщина снимаемого слоя при механической обработке торца стержня клапана должна быть минимальной. Кроме того, обработайте рабочую фаску седла клапана.
Замените клапан, если толщина тарелки клапана меньше предельно допустимого значения.
Значения толщины тарелки клапана приведены ниже.
Номинальное значение:
- впускной клапан – 1,15 мм;
- выпускной клапан – 1,35 мм.
Предельно допустимое значение:
- впускной клапан – 0,80 мм;
- выпускной клапан – 1,00 мм.
Пружины клапанов
Рис. 2.147. Измерение длины пружины клапана всвободном состоянии
|
Проверьте длину каждой пружины клапана в свободном состоянии. Если длина пружины меньше предельно допустимого значения, замените пружину клапана (рис. 2.147).
Рис. 2.148. Проверка отклонения оси пружины
|
С помощью угольника проверьте отклонение оси каждой пружины от перпендикуляра к опорной поверхности (неперпендикулярность) (рис. 2.148).
Если неперпендикулярность больше предельно допустимого значения, замените пружину клапана.
Пружина клапана
Номинальное значение длины пружины в свободном состоянии: 48,86 мм.
Длина пружины под нагрузкой 183 Н: 39,00 мм.
Длина пружины под нагрузкой 400 Н : 30,50 мм.
Отклонение оси пружины (неперпендикулярность): 1,5° или меньше.
Предельно допустимое значение
Длина пружины в свободном состоянии : 47,86 мм.
Отклонение оси пружины (неперпендикулярность): 3°.
Направляющие втулки клапанов
Рис. 2.149. Проверка зазора между направляющей втулкой и стержнем клапана
|
Проверьте зазор между направляющей втулкой клапана и стержнем клапана (в нескольких точках по длине). Если зазор больше предельно допустимого значения, замените направляющую втулку клапана (рис. 2.149).
Значения величины зазора между направляющей втулкой и стержнем клапана приведены ниже.
Номинальное значение:
- впускной клапан – 0,02–0,05 мм;
- выпускной клапан – 0,035–0,065 мм.
Предельно допустимое значение:
- впускной клапан – 0,10 мм;
- выпускной клапан – 0,13 мм.
Восстановление седла клапана
Рис. 2.150. Схема востановления седла клапана
|
Проверьте седло клапана на отсутствие следов перегрева и неравномерного контакта с рабочей фаской тарелки клапана. При необходимости либо восстановите (механически обработайте), либо замените седло клапана. Перед восстановлением седла клапана проверьте направляющую втулку клапана на отсутствие износа. Если направляющая втулка изношена, сначала замените ее, а затем восстановите седло клапана. Восстановление седла клапана производится специальным инструментом (фрезами или на станочном оборудовании). Ширина контактной поверхности седла клапана должна соответствовать номинальным значениям и пятно контакта должно быть расположено равномерно по центру рабочей фаски тарелки клапана. После восстановления седла клапан и седло клапана следует притереть с использованием притирочной пасты.
Замена седла клапана
Механически обработайте (срежьте) заменяемое седло клапана изнутри для уменьшения толщины его стенок.
Рис. 2.151. Схема расточки отверстия в головке блока цилиндров
|
Расточите отверстие в головке блока цилиндров для установки седла клапана соответствующего ремонтного размера (увеличенного диаметра) (рис. 2.151).
Нагрейте головку цилиндров до температуры примерно 250°С и запрессуйте новое седло ремонтного размера в посадочное отверстие головки цилиндров.
Притрите клапан к новому седлу с использованием притирочной пасты.
Ширина контактной поверхности седла клапана для впускного канала – 1,1–1,5 мм, для выпускного канала – 1,3–1,7 мм.
Замена направляющей втулки клапана
Рис. 2.152. Выпрессовка старой направляющей втулки клапана
|
С помощью специального инструмента (оправка для установки направляющей втулки 09221-22000А/В) выпрессуйте старую направляющую втулку клапана из головки блока цилиндров в направлении поверхности под прокладку (рис. 2.152).
Расточите отверстие головки блока цилиндров для установки направляющей втулки клапана соответствующего ремонтного размера (увеличенного диаметра).
Рис. 2.153. Разница значений длины направляющих втулок для впускного и выпускного клапанов
|
С помощью специального инструмента (оправка для установки направляющей втулки 09221-22000А/В) запрессуйте новую направляющую втулку клапана со стороны верхней поверхности головки цилиндров. Обратите внимание на разницу значений длины направляющих втулок для впускного и выпускного клапанов (рис. 2.153).
ПРИМЕЧАНИЕ
Не устанавливайте направляющую втулку клапана, если она не соответствует ремонтному размеру.
|
После установки направляющей втулки клапана вставьте новый клапан и проверьте, что зазор между направляющей втулкой и стержнем клапана соответствует номинальному значению.
После замены направляющей втулки клапана проверьте правильность посадки клапана в седло. При необходимости обработайте седло клапана.
Сборка
Нанесите моторное масло на все трущиеся и вращающиеся детали.
Установите седла пружин клапанов.
ПРИМЕЧАНИЕ
Тщательно очистите все детали перед сборкой.
|
Рис. 2.154. Установка маслосъемного колпачка
|
С помощью специального инструмента (оправка для установки маслосъемного колпачка 09222-22001) легким ударом установите маслосъемный колпачок на место (рис. 2.154).
ПРИМЕЧАНИЕ
Повторное использование маслосъемных колпачков не допускается.
Неправильная установка маслосъемного колпачка может привести к появлению утечек масла через направляющую втулку клапана.
|
Смажьте стержень клапана моторным маслом. Вставьте клапан в направляющую втулку.
Не применяйте усилия при проходе стержня клапана через маслосъемный колпачок. После установки клапана проверьте плавность его перемещения.
Рис. 2.155. Схема установки пружины клапана
|
Установите пружину клапана так, чтобы окрашенный виток пружины был расположен около тарелки пружины (вверху), и затем установите тарелку пружины клапана (рис. 2.155).
Рис. 2.156. Установка сухарей
|
С помощью специального инструмента (приспособление для сжатия клапанных пружин 09222-28000 и переходник 09222-28100) сожмите пружину клапана и установите сухари. Перед снятием специального инструмента после установки клапана проверьте надежность установки сухарей (рис. 2.156).
ПРИМЕЧАНИЕ
При сжатии пружины клапана следите за тем, чтобы тарелка пружины не касалась маслосъемного колпачка.
|
Очистите привалочные плоскости под прокладку на головке и блоке цилиндров.
Проверьте соответствие идентификационных меток прокладки головки цилиндров техническим данным.
Установите прокладку головки цилиндров на блок цилиндров идентификационной меткой вверх (к головке цилиндров).
Рис. 2.157. Порядок затягивания болтов крепления головки блока цилиндров
|
Затяните болты крепления головки блока цилиндров номинальным моментом в порядке, показанном на рисунке рис. 2.157.
Момент затяжки болтов крепления головки блока цилиндров:
М10–25 Н·м + (60–65°)+ (60–65°);
М12–30 Н·м + (60–65°)+ (60–65°).