Турбокомпрессор - общие сведения и меры предосторожности
Общие сведения
Схема функционирования турбокомпрессора
Некоторые модели оборудованы системой турбонаддува, повышающей эффективность отдачи двигателя за счет подъема давления во впускном трубопроводе выше атмосферного. Теперь воздух, вместо того, чтобы просто всасываться в цилиндры, нагнетается в двигатель под напором. ТНВД при этом обеспечивает подачу дополнительного количества топлива, поддерживая тем самым требуемый состав горючей смеси.
Функционирование турбокомпрессора обеспечивается за счет кинетической энергии отработавших газов (см. иллюстрацию Схема функционирования турбокомпрессора). Поток выпускных газов прогоняется через специальной формы кожух турбины, заставляя колесо последней при этом вращаться. Колесо турбины закреплено на валу, с другого конца которого установлено второе колесо, также оборудованное лопатками и называемое колесом компрессора. Колесо компрессора вращается в собственном кожухе, сжимая при этом подаваемый во впускной трубопровод наружный воздух.
По дороге от турбокомпрессора к впускному трубопроводу поток воздуха прогоняется через встроенный охладитель системы турбонаддува (Intercoоler). Данное устройство представляет собой теплообменник, функционирующий по принципу воздух-воздух, установлен снаружи на двигателе и обеспечивает отбор тепла от подаваемого в камеры сгорания воздуха и передачу его наружному воздуху, прогоняемому через подкапотное пространство. Задачей встроенного охладителя является компенсация нагрева воздушной массы, происходящего вследствие сжатия ее в турбокомпрессоре. Так как плотность газов обратно пропорциональна их температуре, это позволяет повысить эффективность действия турбокомпрессора и, соответственно, отдачи двигателя.
Величина давления наддува (давление во впускном трубопроводе) ограничивается при помощи специальной сбросовой заслонки, обеспечивающей отвод отработавших газов от колеса турбины по команде чувствительного к изменению давления исполнительного устройства. При этом специальный датчик-выключатель производит включение контрольной лампы на приборном щитке автомобиля, информирующей водителя о превышении предельного значения давления наддува.
Смазывание вала турбины осуществляется за счет подачи на него находящегося под давлением моторного масла. Масло под напором по специальной подающей трубке поступает из главной масляной галереи двигателя. Возврат масла в поддон картера двигателя осуществляется по второй (отводной) трубке. Система обеспечивает практически вывешивание вала на масляной подушке, позволяя существенно повысить срок эксплуатации турбокомпрессора.
Меры предосторожности
Турбокомпрессор работает в условиях очень высоких скоростей вращения и значительных температур, ввиду чего при его обслуживании следует соблюдать некоторые особые меры предосторожности.
Ни в коем случае не допускайте функционирования турбокомпрессора с открытыми внутренними деталями, либо при отсоединенных шлангах. Попадание в устройство посторонних предметов легко приводит к выходу из строя турбинных лопаток и, кроме того, представляет персональную опасность для исполнителя работ.
Не повышайте обороты двигателя сразу после осуществления его запуска (особенно холодного). Дайте маслу немного проциркулировать по двигателю.
Прежде чем глушить двигатель, дождитесь окончательного сброса его оборотов до холостых. В противном случае, турбина в течение некоторого времени будет продолжать вращаться по инерции без смазки.
После скоростной поездки, прежде чем заглушить, давайте двигателю немного поработать на холостых оборотах.
Старайтесь строго соблюдать интервалы текущего обслуживания автомобиля. Помните, что нерадивое отношение к регулярной смене масла и масляного фильтра ведет к формированию угольных отложений на валу турбины и существенному сокращению срока службы турбокомпрессора.