3.3. Замена и ремонт основных элементов двигателя
Крышка головки блока цилиндров
Снятие
Снимите воздушный фильтр.
Снимите золотниковое устройство и отсоедините шланг системы вентиляции картера.
Отверните болты и снимите с двигателя крышку головки блока цилиндров.
При необходимости удаления прокладки из крышки выбейте ее легкими ударами молотка с мягкой проставкой или с помощью инструмента с тонким лезвием (шпателя или отвертки), вставив его в угловую часть прокладки.
Очистите крышку головки блока цилиндров от остатков материала прокладки на привалочных поверхностях. Ни в коем случае не удаляйте их твердым скребком или шабером, поскольку алюминиевый сплав очень мягкий.
Установка
Установите на место новую прокладку и крышку. Вверните болты крепления и затяните их требуемым моментом.
Установите воздушный фильтр и элементы системы вентиляции картера.
Снятие и установка кожухов зубчатого ремня привода распределительного вала
Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи.
Верхний кожух
Ослабьте натяжение вспомогательных приводных ремней и снимите их.
Отверните все доступные болты крепления кожуха ремня привода распределительного вала.
На моделях, оборудованных системой кондиционирования, вращая болт натяжителя, отведите вниз до упора ролик натяжителя ремня привода вентилятора, затем отведите в сторону натяжитель, чтобы обеспечить доступ к остальным болтам крепления кожуха.
Рис. 3.1. Элементы передней части двигателя: 1 – верхний кожух зубчатого ремня; 2 – ролик натяжителя; 3 – сальник масляного насоса; 4 – шкив зубчатого ремня коленчатого вала (ведущий шкив); 5 – болт крепления шкива; 6 – зубчатый ремень; 7 – нижний кожух зубчатого ремня; 8 – приводной ремень; 9 – шкив приводного ремня коленчатого вала; 10 – защитная панель переднего крыла; 11 – правое колесо
|
Выверните болты крепления и снимите кожух с двигателя (рис. 3.1).
Установка проводится в последовательности, обратной снятию. Отрегулируйте натяжение приводных ремней.
Нижний кожух
Отверните верхний болт крепления, доступ к которому возможен из моторного отсека.
Поднимите переднюю часть автомобиля, установите ее на подставки, снимите правое переднее колесо и брызговик.
Отверните два оставшихся болта и снимите кожух с двигателя.
Установка проводится в последовательности, обратной снятию.
Снятие, установка и регулировка натяжения зубчатого ремня привода распределительного вала
Снятие
Снимите кожухи зубчатого ремня привода распределительного вала.
Рис. 3.2. При установке поршня первого цилиндра в ВМТ должны быть совмещены метки (а) на шкиву коленчатого вала и передней крышке, а также метка «А» на шкиву распределительного вала с меткой (b) на заднем кожухе зубчатого ремня
|
Выверните свечи зажигания и ключом проверните коленчатый вал за головку болта крепления шкива до совмещения метки на шкиву с меткой «ВМТ» (0°) на шкале указателя и метки «А» (для двигателя 2,0 л) на шкиву распределительного вала с меткой на заднем кожухе (рис. 3.2). На двигателе объемом 1,6 л с меткой на кожухе совмещается метка «В» на шкиву.
Отверните болты и снимите шкив приводных ремней коленчатого вала со шкива зубчатого ремня. Из-за недостатка места шкив трудно снять с автомобиля, однако для рассматриваемой процедуры это делать необязательно. Надо только снять шкив приводных ремней со шкива зубчатого ремня.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Если ремень будет использоваться в дальнейшем, то перед ослаблением натяжения ремня пометьте стрелкой направление его вращения.
|
Отверните фиксирующий болт натяжителя ремня.
Снимите ремень со шкивов.
Осмотрите ремень. Замените его новым при наличии хотя бы одного из следующих повреждений: надрывы, расслоения, износ, трещины, затвердевания, перегибы, следы масла или других жидкостей. Ремень следует заменить также при выработке ресурса, установленного инструкцией.
Установка
Убедитесь в совмещении меток шкивов на коленчатом и распределительном валах (см. рис. 3.2).
Рис. 3.3. Перед установкой зубчатого ремня максимально растяните пружину в направлении, указанном стрелкой, затем, не прикладывая большого усилия, затяните стопорный болт
|
Зацепите за натяжитель пружину и отведите натяжитель, приложив максимальное усилие. Затяните болт натяжителя, зафиксировав его в положении, показанном на рис. 3.3.
Наденьте ремень на ведущий и ведомый шкивы со стороны, противоположной водяному насосу и натяжителю, так как при этом обеспечивается требуемое натяжение ремня (рис. 3.4). Если устанавливается старый ремень, то убедитесь, что направление предварительно нанесенной стрелки совпадает с направлением вращения ремня.
Регулировка натяжения
Ослабьте стопорный болт натяжителя, при этом усилие на ремень передается только от пружины.
Рис. 3.5. Направление (А) вращения зубчатого ремня и место (В) измерения прогиба при проверке его натяжения
|
Проверните коленчатый вал на два оборота по часовой стрелке (при этом по обе стороны ремня прикладываются равные усилия), после чего затяните стопорный болт (рис. 3.5).
Проверьте правильность совмещения меток шкивов зубчатого ремня.
Проверьте натяжение ремня, нажимая посередине между ведущим и ведомым шкивами с наружной стороны. Измерьте прогиб и сравните его с приведенным в технических данных.
Если натяжение не соответствует этому значению, повторите операции по его натяжению.
Установите кожухи ремня, шкив коленчатого вала и свечи зажигания.
Ведомый шкив привода зубчатого ремня
Снятие
Снимите кожухи ремня привода газораспределительного механизма.
Снимите зубчатый ремень.
Зафиксируйте ведомый шкив от проворачивания, ввернув для этого длинный болт с оправкой в отверстие для одного из болтов крепления заднего кожуха. Отверните болт крепления шкива и снимите шайбу и шкив.
Установка
Установите шкив на распределительный вал и совместите метки на шкиву и крышке. Установка шкива на вал осуществляется по штифту, запрессованному в переднюю часть распределительного вала, который должен входить в соответствующее отверстие в шкиву.
Зафиксировав шкив от проворачивания, вверните болт с шайбой. Затяните болт требуемым моментом.
Установите зубчатый ремень, крышку и другие снятые детали.,
Шкив коленчатого вала
Снятие
Поднимите переднюю часть автомобиля и установите на подставки.
Снимите переднее правое колесо и брызговик.
Ослабьте натяжения приводного ремня и снимите его со шкивов.
Отверните болты крепления шкива приводного ремня.
В технологическое окно в картере сцепления введите большую отвертку и вставьте ее между зубьями венца маховика, застопорив тем самым коленчатый вал от проворачивания.
Попросив помощника удерживать отвертку, отверните болт крепления шкива коленчатого вала, снимите болт и шайбу.
Снимите шкив.
Установка
Установите шкив и болты крепления, затяните от руки болты крепления ведущего шкива.
Зафиксировав коленчатый вал от проворачивания, затяните требуемым моментом болты крепления шкива приводного ремня.
Наденьте и натяните ремень привода вспомогательных агрегатов.
Установите брызговик, колесо и опустите автомобиль.
Ведущий шкив привода зубчатого ремня
Снятие
Снимите зубчатый ремень.
В технологическое окно в картере сцепления введите большую отвертку и вставьте ее между зубьями венца маховика, застопорив тем самым коленчатый вал от проворачивания. Попросив помощника удерживать отвертку, отверните болт крепления ведущего шкива коленчатого вала, снимите шайбу и шкив.
Снимите шкив зубчатого ремня с коленчатого вала. Если посадка сегментной шпонки шкива ослабла, снимите шпонку.
Установка
Установите шпонку (если была снята).
Слегка смажьте шпонку и носок коленчатого вала. Установите на коленчатый вал шкив зубчатого ремня и затяните от руки болт крепления шкива. Зафиксировав коленчатый вал от проворачивания, затяните болт крепления шкива требуемым моментом.
Наденьте зубчатый ремень и отрегулируйте его натяжение.
Замена сальника масляного насоса
Снятие
Снимите кожух зубчатого ремня привода распределительного вала и зубчатый ремень.
Снимите шкив приводных ремней и шкив зубчатого ремня с коленчатого вала.
Установив отвертку под сальник, извлеките его из гнезда в передней крышке.
Установка
Смажьте рабочую кромку сальника моторным маслом и установите сальник рабочей кромкой внутрь.
С помощью специальной трубчатой оправки и молотка легкими равномерными ударами установите сальник в гнездо.
Установите на место шкив зубчатого ремня и шкив приводных ремней коленчатого вала.
Установите зубчатый ремень привода распределительного вала и кожухи ремня.
Распределительный вал
Снятие
Снимите передний кожух зубчатого ремня привода распределительного вала, зубчатый ремень и ведомый шкив.
Рис. 3.6. Элементы головки блока цилиндров: 1 – крышка головки блока цилиндров; 2 – крышка распределительного вала в сборе с валами и коромыслами; 3 – сухари; 4 – тарелка пружины; 5 – пружины; 6 – маслоотражательный колпачок; 7 – направляющая втулка и стопорное кольцо; 8 – седло; 9 – распределительный вал; 10 – топливный насос; 11 – задняя крышка; 12 – клапан; 13 – прокладка; 14 – головка блока цилиндров
|
Снимите крышку головки блока цилиндров (рис. 3.6).
Снимите трубки подачи воздуха.
Снимите распределитель зажигания и заднюю крышку.
Отверните болты крепления передней крышки, аккуратно отделите ее от двигателя и снимите.
Снимите вал в сборе с коромыслами.
Снимите топливный насос и достаньте распределительный вал из головки блока цилиндров.
Установка
Рис. 3.7. При установке распределительного вала установочный штифт (1) шкива зубчатого ремня должен быть направлен вверх
|
Смажьте шейки распределительного вала и установите вал так, чтобы установочный штифт шкива находился вверху (рис. 3.7).
Установите вал в сборе с коромыслами.
Установите переднюю крышку, при этом прокладку замените новой.
Установите шкив зубчатого ремня, убедившись в совмещении меток на передней крышке и на шкиву.
Установите заднюю крышку (прокладку замените новой) и распределитель зажигания.
Установите топливный насос, трубки подачи воздуха, крышку распределительного вала, зубчатый ремень и кожух зубчатого ремня.
Если был установлен новый распределительный вал, необходимо выполнить операции по приработке, руководствуясь инструкцией изготовителя по обкатке двигателя.
Задняя крышка
Снятие
Снимите распределитель зажигания.
Слейте охлаждающую жидкость и снимите термостат.
Для сбора масла из корпуса крышки подстелите под него газеты или ветошь.
Отверните болты и гайки крепления крышки.
Аккуратно отделите крышку от двигателя, пользуясь отверткой, обмотанной ветошью.
Установка
Тщательно очистите привалочные поверхности крышки и головки блока цилиндров от остатков уплотнения.
Нанесите на новую прокладку слой герметика и установите ее на корпус.
Установите корпус на головку блока цилиндров, навинтите болты и гайки крепления и затяните их требуемым моментом.
Установите термостат и залейте жидкость в систему охлаждения.
Установите распределитель зажигания.
Механизм привода клапанов
Снятие
Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи.
Снимите крышку головки блока цилиндров.
Ослабьте затяжку болтов крепления вала с коромыслами клапанов в последовательности, показанной на рис. 3.8. Болты отворачивайте постепенно, поворачивая на небольшой угол.
После ослабления затяжки отверните болты и положите их в коробку с пронумерованными ячейками, чтобы впоследствии установить каждый болт на прежнее место.
Снимите крышку распределительного вала в сборе с валами и коромыслами клапанов.
Если возникнет необходимость разборки валов с коромыслами, пометьте детали так, чтобы затем установить их в прежнее положение. Коромысла и валы коромысел невзаимозаменяемые.
Установка
Тщательно очистите от остатков герметика привалочные поверхности крышки распределительного вала и головки блока цилиндров.
Если проводилась разборка механизма, то перед установкой обильно смажьте вал в сборе с крышкой и коромыслами чистым моторным маслом.
Нанесите на привалочные поверхности крышки распределительного вала и головки блока цилиндров слой герметика, как показано на рис. 3.9.
Установите механизм привода клапанов, затяните от руки болты крепления, установив каждый болт на прежнее место.
Затяните болты требуемым моментом в последовательности, показанной на рис. 3.10. Затяжку болтов проводите постепенно.
Проверьте зазоры между клапанами и коромыслами, при необходимости отрегулируйте их.
Установите крышку головки блока цилиндров и подсоедините провод к отрицательной клемме аккумуляторной батареи.
Замена переднего сальника распределительного вала
Снимите зубчатый ремень привода газораспределительного механизма.
Снимите шкив зубчатого ремня с распределительного вала.
Отверткой извлеките сальник, приняв меры, чтобы не повредить рабочую кромку сальника.
Смажьте рабочие кромки нового сальника тонким слоем моторного масла.
Вставьте сальник в посадочное место так, чтобы губки сальника были направлены внутрь. С помощью оправки равномерно запрессуйте сальник по окружности.
Клапаны, пружины и маслоотражательные колпачки
Снятие
Снимите механизм привода клапанов.
Снимите головку блока цилиндров.
Специальным приспособлением сожмите пружины клапана и снимите сухари (рис. 3.11). Отверните винт приспособления, снимите тарелку пружины и пружины. Плоскогубцами снимите маслоотражательный колпачок.
Снимите клапан, положите его вместе с сухарями в отдельную ячейку коробки с индивидуальным номером, чтобы установить его потом на прежнее место.
Установка
Наденьте новый маслоотражательный колпачок на направляющую втулку и легкими ударами молотка по оправке напрессуйте колпачок до полной посадки на втулку.
Смажьте стержень первого клапана свежим моторным маслом и вставьте его в ту втулку, в которую этот клапан был ранее установлен.
Установите пружины и тарелки и, сжав пружины, установите сухари.
Повторите эти же операции для остальных клапанов.
Установите головку блока цилиндров и механизм привода клапанов.
Впускной коллектор
Снятие
Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи и снимите воздушный фильтр.
Слейте охлаждающую жидкость.
Снимите воздушный фильтр.
Отсоедините тягу воздушной заслонки, дроссельной заслонки (если имеется), отсоедините и отведите в сторону трос управления и вакуумный шланг.
Отсоедините шланг отопителя на перегородке моторного отсека, а также вакуумный шланг от корпуса вакуумного усилителя тормозов.
Отсоедините топливопровод и закройте его заглушкой.
Отсоедините шланги от бачка с активированным углем (абсорбер), от карбюратора и шланги продувки от бачка (если последний имеется).
Отсоедините четыре разъема от карбюратора и бачка (если последний имеется).
Нанесите метки на остальные шланги и разъемы, которые могут помешать при снятии коллектора, обмотав их липкой лентой с наклеенными номерами на листках, и отсоедините их.
Отверните болты и гайки крепления впускного коллектора и снимите коллектор с головки блока цилиндров.
Снимите прокладку.
Установка
Очистите привалочные плоскости коллектора и головки блока цилиндров от остатков материала прокладки и посторонних загрязнений, стараясь не повредить поверхности этих деталей из непрочного алюминиевого сплава.
Установите новую прокладку, наденьте коллектор на шпильки крепления и навинтите гайки и болты. Затяните гайки и болты требуемым моментом. Сначала затяните гайки и болты в центральной части, а затем крест-накрест, смещаясь к периферии.
Установите детали, которые снимались для обеспечения доступа к патрубку.
Выпускной коллектор
Снятие
Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи.
Снимите соединение трубопроводов системы подачи воздуха.
Снимите соединение с трубкой подачи воздуха, выверните стопорный болт и датчик концентрации кислорода (если он имеется) и снимите теплоизоляционный экран.
На резьбу шпилек крепления каталитического нейтрализатора (или приемной выхлопной трубы) к головке блока цилиндров накапайте жидкость, ослабляющую соединения, и подождите 10 мин до пропитки резьбы.
Рис. 3.12. Навесные агрегаты двигателя: 1 – натяжная планка; 2 – генератор; 3 – кронштейн генератора; 4 – трубы подачи воздуха; 5 – приводной ремень; 6 – указатель уровня моторного масла; 7 – опора двигателя; 8 – выпускной коллектор; 9 – теплоизоляционный экран; 10 – нижний впускной трубопровод охлаждающей жидкости со шлангом; 11 – каталитический нейтрализатор и приемная выхлопная труба; 12 – перепускной шланг; 13 – свечи зажигания, провода и распределитель зажигания; 14 – термостат с корпусом; 15 – масляный фильтр; 16 – датчик аварийного давления масла; 17 – карбюратор;
18 – торсионный ограничитель
|
Отверните гайки крепления выпускного коллектора к головке блока цилиндров и каталитическому нейтрализатору или к приемной выхлопной трубе (рис. 3.12).
Руками отделите коллектор от головки блока цилиндров, каталитического нейтрализатора или приемной выхлопной трубы и снимите с двигателя.
Установка
Очистите шпателем привалочные плоскости коллектора и головки блока цилиндров от остатков материала прокладки, стараясь не повредить поверхность головки.
Установите новую прокладку и коллектор на головку блока цилиндров, зафиксируйте коллектор, наживив гайки на шпильки. Заверните гайки и болты крепления каталитического нейтрализатора или приемной выхлопной трубы. Затяните гайки и болты требуемым моментом. Сначала затяните гайки и болты в центральной части, а затем затягивайте их крест-накрест, смещаясь к периферии.
Закрепите теплоизоляционный экран, воздушные трубки и все остальные снятые детали.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Проводите на холодном двигателе ослабление или отворачивание болтов крепления распределительного вала и головки блока цилиндров.
|
Головка блока цилиндров
Снятие
Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи, снимите воздушный фильтр и трубки подачи воздуха.
Слейте охлаждающую жидкость и отсоедините верхний шланг от радиатора.
Снимите распределитель зажигания.
Снимите кожух зубчатого ремня привода распределительного вала и зубчатый ремень.
Снимите топливный насос.
Снимите впускной коллектор.
Снимите генератор. На моделях с кондиционером воздуха отверните стяжной болт крепления компрессора кондиционера и осторожно снимите компрессор, стараясь не повредить магистраль (в которой поддерживается высокое давление) или радиатор. Отверните болты крепления кронштейна генератора и кондиционера к головке блока цилиндров и ослабьте затяжку остальных болтов кронштейна.
Снимите крышку головки блока цилиндров.
Отверните три болта крепления выпускного коллектора к каталитическому нейтрализатору или к приемной выпускной трубе и снимите каталитический нейтрализатор (или приемную трубу) с выпускного коллектора.
Ослабьте затяжку болтов крепления головки блока цилиндров, отворачивая каждый болт на несколько оборотов за один проход. Отворачивайте болты в последовательности, показанной на рис. 3.13.
После ослабления затяжки болтов головки блока цилиндров отверните их и поместите в коробку с пронумерованными ячейками, чтобы впоследствии установить болты на прежние места.
Если снятие головки блока цилиндров затруднено, то отделите ее, введя лезвие монтажной лопатки между кронштейном генератора/компрессора кондиционера и головкой блока цилиндров.
Снимите головку блока цилиндров и прокладку головки.
Установка
Очистите блок цилиндров и головку блока цилиндров от остатков прокладки. Убедитесь в чистоте резьбы болтов крепления головки и отверстий блока цилиндров, так как при загрязнении могут нарушиться показания момента затяжки при установке головки.
Установите прокладку, головку блока цилиндров, распределительный вал и механизм привода клапанов в сборе с валами и коромыслами (если он был снят). Убедитесь в правильности положения прокладки.
Вверните болты крепления головки блока цилиндров и затяните их требуемыми моментами в последовательности, показанной на рис. 3.13.
Дальнейшая установка проводится в последовательности, обратной снятию, с учетом следующего.
После прогрева двигателя проверьте зазоры между клапанами и коромыслами и подтяните болты крепления головки блока цилиндров.
Задний кожух зубчатого ремня
Снятие
Снимите кожух зубчатого ремня привода распределительного вала и зубчатый ремень.
Снимите шкив зубчатого ремня с распределительного вала.
Отверните болты и отверткой осторожно отделите задний кожух зубчатого ремня от головки блока цилиндров.
Установка
Тщательно очистите привалочные поверхности от материала прокладки.
Установите на место задний кожух зубчатого ремня с новой прокладкой и вверните болты (рис. 3.14). Затяните болты крепления требуемым моментом.
Дальнейшая установка проводится в последовательности, обратной снятию.
Масляный насос
Снятие
Рис. 3.15. Последовательность снятия масляного насоса: 1 – шкив зубчатого ремня коленчатого вала; 2 – маслоприемник; 3 – масляный поддон
|
Снимите кожух зубчатого ремня привода газораспределительного механизма, зубчатый ремень и шкив зубчатого ремня с коленчатого вала (рис. 3.15).
Снимите масляный поддон.
Отверните болты пластины крепления двигателя.
Выверните болты и снимите трубку маслоприемника.
Вставьте на угол крышки отвертку и отделите крышку, вскрыв ее уплотнение.
Очистите привалочные поверхности масляного насоса от остатков герметика.
Установка
Рис. 3.16. Места установки уплотнительного кольца (1) и нанесения герметика (заштрихованная область) на привалочную поверхность масляного насоса
|
Смажьте уплотнительное кольцо консистентной смазкой и вставьте его в насос. Нанесите на корпус насоса слой герметика в местах, показанных на рис. 3.16. Рабочие кромки сальника смажьте свежим моторным маслом.
Установите на место масляный насос и новую прокладку, закрепите болтами, затянув их требуемым моментом.
Установите маслоприемник с кронштейном, заменив прокладку новой. Затяните болты требуемым моментом.
Установите масляный поддон.
Установите новый масляный фильтр (тип фильтра – Champion F2O8) и подсоедините разъем датчика аварийного падения давления масла (если был снят).
Установите пластину крепления двигателя и закрепите ее болтами.
Установите кожух зубчатого ремня привода газораспределительного механизма, зубчатый ремень и шкив коленчатого вала.
Ремонт масляного насоса
Разборка
Рис. 3.17. Детали масляного насоса: 1 – стопорное кольцо; 2 – перепускной клапан регулятора давления; 3 – сальник; 4 – корпус насоса; 5 – внутренняя шестерня; 6 – наружная шестерня; 7 – крышка;
8 – винт; 9 – маслоприемник; 10 – прокладка
|
Выверните винты крепления задней крышки насоса и снимите ее (рис. 3.17).
Достаньте шестерни из корпуса насоса. Для этого можно перевернуть корпус, чтобы шестерни выпали сами.
Зажмите насос в тисках с мягкими губками, снимите стопорное кольцо, заглушку, плунжер клапана регулятора давления и пружину.
Проверка
Промойте детали насоса в растворителе.
Проверьте наличие на деталях следов износа, трещин и других разрушений.
Рис. 3.18. Проверка зазора между поверхностью зубьев внутренней (А) и наружной (В) шестерен и калибровочной вставкой в виде полумесяца
|
Проверьте зазор между поверхностью зубьев внутренней и наружной шестерен и калибровочной вставкой в виде полумесяца, зазор между поверхностью наружной шестерни и корпусом и зазор между плоскостью шестерен и привалочной поверхностью крышки корпуса (рис. 3.18, 3.19, 3.20).
Обязательно замените сальник.
Сборка
Установите клапан в сборе с плунжером и пружиной и закрепите стопорным кольцом.
Смажьте и установите шестерни.
Установите заднюю крышку насоса и плотно заверните винты, смазав их резьбу контровочным составом (блокирующей жидкостью), препятствующим самоотвинчиванию.
Маховик, сцепление и задний сальник коленчатого вала
Снятие
Снимите коробку передач.
Рис. 3.21. Сцепление и задний сальник коленчатого вала: 1 – коробка передач; 2 – сцепление (механическая коробка передач); 3 – маховик (механическая коробка передач) или ведущий диск (автоматическая коробка передач); 4 – сальник
|
Снимите ведущий диск (автоматическая коробка передач) или кожух сцепления с нажимным диском в сборе, ведущий диск сцепления и маховик (механическая коробка передач) (рис. 3.21).
Отверткой извлеките сальник.
Установка
Смажьте новый сальник и вставьте его губками внутрь в посадочное место. Установите сальник легким равномерным постукиванием по его периферийной части до упора.
Установите ведущий диск сцепления, кожух сцепления с нажимным диском и маховик или гидротрансформатор.
Смажьте резьбу болтов герметиком и затяните их требуемым моментом.
Установите коробку передач.
Замена зубчатого венца маховика
Ниже приведены операции по замене зубчатого венца маховика при повреждении
зубьев. Снятие зубчатого венца на автомобилях с автоматической коробкой передач не предусмотрено.
Снимите маховик.
Нагрейте зубчатый венец маховика паяльной лампой и сбейте его с маховика молотком и выколоткой.
Нагрейте новый зубчатый венец маховика до температуры 250–300 °С (нагревать лучше в масляной ванне или печи). Наденьте новый венец на маховик.
При установке фаска на венце должна быть направлена в сторону двигателя. При необходимости осадите зубчатый венец молотком и выколоткой.
Установите маховик.
Масляный теплообменник
При комплектации двигателя масляным теплообменником последний устанавливается между масляным фильтром и блоком цилиндров. Два шланга предназначены для подвода и отвода масла от теплообменника.
Снимите масляный фильтр.
Слейте жидкость из системы охлаждения.
Рис. 3.22. Масляный теплообменник: 1 – шланг; 2 – масляный фильтр; 3 – гайка; 4 – масляный теплообменник
|
Отсоедините от масляного теплообменника шланги подвода и отвода масла (рис. 3.22).
Отверните гайку крепления масляного теплообменника, после чего масляный теплообменник можно извлечь из блока цилиндров.
Перед установкой замените сальник и расположите масляный теплообменник так, чтобы метка «UP» была направлена вверх. Затяните гайку крепления масляного теплообменника требуемым моментом.
Установите новый масляный фильтр и подсоедините шланги.
Залейте жидкость в систему охлаждения. Пустите двигатель и проверьте наличие утечки масла или охлаждающей жидкости.
Выключите зажигание. Проверьте уровень масла и охлаждающей жидкости и при необходимости долейте.
Масляный поддон
Снятие
Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи.
Поднимите переднюю часть автомобиля и установите на подставки.
Слейте моторное масло из двигателя.
Снимите торсионный ограничитель двигателя.
Снимите правое переднее колесо и брызговик.
Отсоедините приемную выхлопную трубу.
С помощью подъемника подвесьте двигатель в месте крепления опоры №3, выверните болт и снимите подушку крепления.
Рис. 3.23. Элементы, снимаемые для обеспечения доступа к масляному поддону: 1 – узел шарнирного крепления двигателя; 2 – правое переднее колесо; 3 – брызговик; 4 – опора №3 крепления двигателя; 5 – масляный поддон; 6 – приемная выпускная труба; 7 – крышка картера сцепления
|
Снимите крышку картера сцепления (рис. 3.23). Снимите защитную пластину масляного поддона (если последняя предусмотрена в конструкции).
Выверните болты крепления масляного поддона.
Поднимите переднюю часть двигателя и отверткой, вставленной между поддоном и блоком цилиндров, отделите прокладку масляного поддона.
Поверните переднюю часть масляного поддона влево и снимите поддон.
Тщательно промойте поддон растворителем.
Очистите сопрягаемые поверхности масляного поддона и блока цилиндров.
Установка
Если не предусмотрена установка прокладки, то на сопрягаемую поверхность масляного поддона нанесите валик диаметром 6 мм герметика типа RTV. Если установка прокладки предусмотрена, то нанесите герметик на участки, заштрихованные на рис. 3.24.
Установите масляный поддон на место и закрепите болтами. Затяните болты требуемым моментом.
Дальнейшая установка проводится в последовательности, обратной снятию, с учетом следующего.
После установки масляного поддона залейте в двигатель необходимое количество масла рекомендуемого типа, пустите двигатель и проверьте наличие утечки масла.
Замена элементов подвески двигателя без снятия двигателя с автомобиля
Элементы подвески двигателя можно заменить без снятия с автомобиля силового агрегата (двигатель в сборе с коробкой передач).
Затвердевание резиновых буферов крепления двигателя, их расслоение и отрыв от стальных накладок можно проверить, упираясь в них большой отверткой.
Поднимите переднюю часть автомобиля и установите на подставки.
Домкратом через деревянный брусок поддержите двигатель снизу.
Торсионный ограничитель подвески двигателя
Снимите правое переднее колесо и брызговик.
Снимите резиновую заглушку и выверните болт крепления торсиона.
Рис. 3.25. Торсионный ограничитель подвески двигателя: 1 – резиновая заглушка; 2 – болт; 3 – ось шарнира
|
Отверните болты со стороны моторного отсека и снимите торсионный узел с двигателя (рис. 3.25).
Опоры двигателя
Отверните гайки крепления двигателя снизу автомобиля.
Рис. 3.26. Расположение мест крепления двигателя: 1 – торсионный ограничитель подвески двигателя; 2 – опора №1; 3 – опора №2; 4 – опора №3
|
Отверните болты со стороны моторного отсека и снимите опоры с двигателя (рис. 3.26).
Установка проводится в последовательности, обратной снятию.