2.1.1. Крепеж
К крепежным элементам относится набор, состоящий из гаек, болтов, шпилек, заклепок, шайб и контрящих элементов, предназначенный для соединения двух и более деталей.
Соединения бывают разъемные, основной вид — резьбовые и неразъемные — заклепочные и сварные. Весь устанавливаемый резьбовой крепеж должен быть чистым, прямым, с ненарушенной резьбой и строгими гранями головок болтов и гаек, на которые устанавливаются головки гаечных ключей.
Специальные самоконтрящиеся гайки с нейлоновыми и волоконными вставками повторному использованию не подлежат и заменяются новыми.
Примечание
Поврежденные элементы крепления (гайки, болты, шпильки, шайбы) подлежат обязательной замене.
|
Приржавевшие болты и гайки для облегчения снятия следует подвергать предварительной обработке проникающим составом, таким как скипидар или специальные жидкости, и временной выдержке перед отворачиванием. В экстренных случаях допускается применение зубила или ножовки, с последующим удалением остатков крепежа из резьбовой части. Плоские (подкладочные) и стопорные шайбы при сборке должны всегда устанавливаться на место в том же порядке и тем же способом, что и при разборке и снятии.
Размер крепежа
При сборке автомобиля используются элементы крепления, изготовленные как по дюймовой системе мер (английская система или стандарт SAE), так и по более универсальной — метрической системе мер. При всей своей похожести недопустимо путать их.
Как метрические, так и стандартные болты могут быть индентифицированы путем осмотра головок (рис. 2.1).
Моменты затяжек резьбовых соединений, если они специально не оговорены в технических условиях, определяются в зависимости от диаметра резьбы в соответствии с табл. 2.1.
Таблица 2.1 Допустимые моменты затяжки резьбовых соединений
Диаметр резьбы, мм
|
Момент затяжки, Н·м
|
6
|
6-9
|
8
|
14-17
|
10
|
30-35
|
12
|
55-60
|
14
|
80-90
|
16
|
120-140
|
18
|
160-190
|
20
|
230-270
|
22
|
300-360
|
24
|
420-480
|
Резьба болта должна выступать из гайки (кроме особо оговоренных случаев) на 2—3 нитки.
Шплинты не должны выступать из прорезей гаек. Концы шплинтов должны быть разведены и отогнуты один на болт, а другой на гайку. Трубки топливопровода и привода тормозной системы при сборке продуть сжатым воздухом и прокатать шариком соответствующего диаметра.