4.2.7. Сборка двигателя
Установите коренные вкладыши с канавками со стороны блока цилиндров.
Смажьте рабочую поверхность коренных вкладышей тонким слоем моторного масла.
Установите на блок цилиндров коленчатый вал.
Установите упорные полукольца таким образом, чтобы сторона с канавкой располагалась со стороны коленчатого вала.
Рис. 3.63. Измерение зазора коленчатого вала: 1 — болты, М11; 2 — картер крышек коренных подшипников; 3 — индикатор часового типа
|
Проверьте осевой люфт коленчатого вала, для чего установите на место картер крышек коренных подшипников 2 (рис. 3.63) и закрепите его 10 болтами 1, затянув их моментом 10 Н•м.
Установите на блоке цилиндров двигателя кронштейн с индикатором часового типа таким образом, чтобы измерительный наконечник индикатора упирался в торец коленчатого вала.
Переместите коленчатый вал вдоль оси в одну сторону до упора и установите индикатор на 0. Переместите коленчатый вал вдоль оси в другую сторону до упора и зафиксируйте значение на индикаторе. Номинальное значение осевого зазора коленчатого вала 0,06—0,15 мм. Если величина зазора превышает допустимую величину, необходимо установить более толстые упорные полукольца.
Выверните болты и снимите картер крышек коренных подшипников.
Рис. 3.64. Расположение центрирующих втулок (1) в картере крышек коренных подшипников и места фиксации их специальным приспособлением (2)
|
Проверьте наличие центрирующих втулок 1 (рис. 3.64) в картере крышек коренных подшипников. Если необходимо, замените или установите новые центрирующие втулки. Вставьте центрирующую втулку на половину длины в картер крышек коренных подшипников и специальным приспособлением 2 зафиксируйте их в этом положении.
Нанесите по периметру картера крышек коренных подшипников уплотнительный состав AUTOJOINT NOIR.
Установить на место картер крышек коренных подшипников.
Рис. 3.62. Расположение и последовательность затягивания (цифры в кружках) болтов М11 (1) и болтов М6 (3) крепления картера крышек коренных подшипников (2)
|
Последовательно (см. рис. 3.62), в несколько этапов затяните болты крепления картера крышек коренных подшипников:
1-й — затяните болты М11 моментом 10 Н•м;
2-й — затяните болты М6 моментом 5 Н•м;
3-й — выверните болты М11;
4-й — затяните болты М11 моментом 10 Н•м;
5-й — затяните болты М11 моментом 20 Н•м;
6-й — доверните болты М11 на угол 70° ± 5°;
7-й — затяните болты М6 моментом 10 Н•м.
После затягивания болтов проверьте, что коленчатый вал проворачивается легко и плавно.
Поверните коленчатый вал двигателя таким образом, чтобы поршень 1-го цилиндра находился в НМТ.
Рис. 3.65. Расположение поршневых колец и их замков на поршне: 1 — первое компрессионное поршневое кольцо; 2 — второе компрессионное поршневое кольцо; 3 — маслосъемное поршневое кольцо
|
Установите на поршни поршневые кольца. Метка «TOP» на втором компрессионном поршневом кольце должна быть направлена к днищу поршня (рис. 3.65). Замок второго компрессионного поршневого кольца должен быть повернут на 180° по отношению к первому компрессионному кольцу. Маслосъемное кольцо не имеет замка.
Перед установкой поршня в цилиндр поршневые кольца надо сжать с помощью специальной втулки или стяжным ленточным хомутом.
Установите в шатун верхний вкладыш заранее определенного класса и смажьте его рабочую поверхность тонким слоем моторного масла.
Смажьте поверхность цилиндров тонким слоем моторного масла.
Установите поршень с поршневыми кольцами в цилиндр, при этом специальная втулка или стяжной ленточный хомут должны плотно прижиматься к блоку цилиндров и располагаться точно по центру гильзы цилиндра. Стрелка на поршне должна быть направлена в сторону зубчатого ремня.
Ручкой молотка вставьте поршень в цилиндр, при этом следите за правильной установкой маслосъемного поршневого кольца.
Переверните блок цилиндров.
Установите в крышку шатуна нижний вкладыш и смажьте его рабочую поверхность тонким слоем моторного масла.
Установите крышку шатуна и закрепите ее болтами, затянув их моментом 23 Н•м и затем довернув на угол (45±5)°. Предварительно смажьте болты тонким слоем моторного масла.
Аналогичным образом установите остальные поршни.
Нанесите на привалочную плоскость передней крышки с масляным насосом уплотнительную пасту AUTOJOINT NOIR.
Установите переднюю крышку 2 (рис. 3.66) с масляным насосом на блок цилиндров.
Нанесите на резьбу болтов крепления передней крышки контровочный состав LOCTITE FRENETANCH, препятствующий их самоотворачиванию.
Закрепите переднюю крышку 2 с масляным насосом болтами, затянув их моментом 8 Н•м.
Очистите места установки переднего и заднего сальников коленчатого вала.
Смажьте моторным маслом рабочие кромки новых сальников перед установкой их на место.
Используя оправки, установите передний и задний сальники коленчатого вала.
Установите и закрепите болтами пластину, препятствующую эмульсированию масла.
Установите и закрепите болтами маслозаборник с новой прокладкой с сетчатым фильтром.
Нанесите на привалочную плоскость блока цилиндров с масляным поддоном равномерный тонкий слой уплотнительной пасты AUTOJOINT NOIR.
Рис. 3.67. Расположение направляющего штифта (3) масляного поддона (2) и место прикладывания металлической линейки (1)
|
Проверьте наличие на блоке цилиндров направляющего штифта 3 (рис. 3.67).
Установите на место масляный поддон 2.
Вверните болты крепления масляного поддона до контакта головок болтов с масляным поддоном, однако не затягивайте болты.
Приложите металлическую линейку на торце блока цилиндров и, перемещая поддон, установите его так, чтобы он располагался заподлицо с блоком цилиндров.
Затяните болты 1 и 3 (см. рис. 3.61) крепления масляного поддона моментом 8 Н•м.
Метчиком очистите резьбу в коленчатом валу для крепления маховика.
Очистите привалочные поверхности коленчатого вала и маховика.
Установите на место маховик и вверните новые болты до контакта головок болтов с маховиком.
Проворачивая маховик, совместите несквозное отверстие на маховике с отверстием в блоке цилиндров, и специальным приспособлением 1 (см. рис. 3.59) заблокируйте маховик от проворачивания.
В последовательности, показанной на рис. 3.68, затяните болты крепления маховика моментом 20 Н•м, затем в той же последовательности доверните их на угол (26± 3)°.
Снимите приспособление, фиксирующее маховик от проворачивания.
Проверните коленчатый вал в такое положение, чтобы поршни установились в середине своего хода.
Проверьте наличие центрирующих втулок в блоке цилиндров.
Новую прокладку головки блока цилиндров необходимо извлекать из упаковки непосредственно перед установкой.
Рис. 3.69. Расположение центрирующих втулок (1) и надписи «TOP» (2) на прокладке головки блока цилиндров и жесткой трубки (3) системы охлаждения
|
Установите прокладку на направляющие втулки 1 (рис. 3.69), при этом надпись «TOP» должна быть направлена к головке и располагаться со стороны масляного фильтра.
Установите головку блока цилиндров.
Перед повторным использованием болтов измерьте длину болтов до основания головки, которая должна составлять (144,5±0,5) мм.
Нанесите на резьбу болтов крепления головки блока цилиндров тонкий слой смазки MOLYKOTE G RAPID PLUS, вставьте болты и затяните их от руки.
В последовательности, показанной на рис. 3.70, в несколько этапов затяните болты крепления головки блока цилиндров:
1-й — затяните моментом 15 Н•м;
2-й — затяните моментом 50 Н•м;
3-й — выверните болты на один оборот (360°);
4-й — затяните моментом 20 Н•м;
5-й — доверните на угол (285±5) .
В дальнейшем не требуется дополнительного подтягивания болтов крепления головки блока цилиндров.
Если снимались, установите на место гидравлические толкатели, стопоры и распределительные валы.
Рис. 3.71. Места нанесения уплотнительной пасты AUTOJOINT NOIR на картер крышек распределительных валов
|
Нанесите на привалочную поверхность картера крышек распределительных валов уплотнительную пасту AUTOJOINT NOIR равномерным слоем диаметром 3,5 мм (рис. 3.71).
Установите картер крышек распределительных валов на головку блока цилиндров.
ПРИМЕЧАНИЕ
Для обеспечения точной установки картера крышек проворачивайте распределительные валы.
|
Рис. 3.72. Последовательность затягивания (цифры в кружках) болтов (1) крепления картера крышек распределительных валов и место (А) измерения выступания распределительных валов
|
Проверьте выступание распределительных валов А (рис. 3.72) из головки блока цилиндров, которое должно находиться в пределах (8,0±2,0) мм.
Установите болты 1 и ввинтите их до контакта головок болтов с картером крышек распределительных валов.
В последовательности, показанной на рис. 3.72, в несколько этапов затяните болты крепления картера крышек распределительных валов:
1-й — затяните моментом 5 Н•м;
2-й — затяните моментом 10 Н•м.
Проверьте наличие центрирующих втулок и установите водяной насос.
В последовательности, показанной на рис. 3.73, в несколько этапов затяните болты крепления водяного насоса:
1-й — затяните моментом 3 Н•м;
2-й — затяните моментом 8 Н•м;
3-й — затяните моментом 14 Н•м.
Рис. 3.74. Элементы привода газораспределительного механизма: 1 — специальное приспособление для фиксации коленчатого вала двигателя от проворачивания; 2 — водяной насос; 3 — натяжной ролик; 4 — болт; 5, 6 — специальные приспособления для фиксации распределительных валов от проворачивания; 7 — зубчатый ремень; 8 — направляющий ролик; 9 — болт; 10 — фланец; 11 — центральный болт; 12 — шкив зубчатого ремня
|
Установите натяжной ролик 3 зубчатого ремня и закрепите его болтом 4 (рис. 3.74).
Установите задние кожухи зубчатого ремня.
Установите направляющий ролик 8 зубчатого ремня и закрепите его болтом 9.
Установите на коленчатый вал шкив зубчатого ремня 12, фланец 10 и вверните центральный болт 11.
Установите на распределительный вал выпускных клапанов шкив зубчатого ремня. Удерживая гаечным ключом за лыску распределительный вал от проворачивания, вверните болт крепления шкива и затяните моментом сначала 30 Н·м, а затем 75 Н·м.
Аналогичным образом установите и закрепите шкив зубчатого ремня на распределительном валу впускных клапанов.
Специальными приспособлениями 5 и 6 зафиксируйте распределительные валы от проворачивания.
Рис. 3.75. Установка зубчатого ремня на шкив коленчатого вала: 1 — специальное приспособление для крепления зубчатого ремня шкиве коленчатого вала; 2 — шкив зубчатого ремня; 3 — фланец; 4 — центральный болт; 5 — зубчатый ремень; А — ветвь зубчатого ремня
|
Проверьте, что центральный болт 4 (рис. 3.75) крепления шкива не затянут и шкив 2 может незначительно поворачиваться.
Установите зубчатый ремень 5 на шкив коленчатого вала 2.
Используя специальное приспособление 1, закрепите зубчатый ремень 5 на шкиве коленчатого вала 2.
Потяните за ветвь ремня А, чтобы шкив коленчатого вала 2 повернулся до упора на фланце 3.
Установите зубчатый ремень газораспределительного механизма последовательно на направляющий ролик 8, шкив распределительного вала впускных клапанов, шкив распределительного вала выпускных клапанов, водяной насос 2 и натяжной ролик 3 (см. рис. 3.74).
Снимите специальное приспособление 1 (см. рис. 3.75).
Снимите специальные приспособления 5 и 6 (см. рис. 3.74), фиксирующие распределительные валы от проворачивания.
Рис. 3.76. Положения натяжного ролика при регулировке натяжения зубчатого ремня: 1 — натяжной ролик; 2 — указатель; 3 — шестигранная головка; V — направление поворота натяжного ролика; W — условная линия предварительного натяжения ремня; Х — выемка для окончательного натяжения ремня; Z — соединительная плоскость головки блока цилиндров
|
За шестигранник 3 (рис. 3.76) поверните натяжной ролик 1 против часовой стрелки в положение, при котором указатель 2 совместится с условной линией W.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
При совмещении указателя 2 (см. рис. 3.76) с условной линией W он должен пройти через выемку Х на угол как минимум 10°. В противном случае замените натяжной ролик или натяжной ролик и зубчатый ремень.
|
Затем за шестигранник 3 (см. рис. 3.76) поверните натяжной ролик 1 в направлении стрелки V до совмещения указателя 2 с выемкой Х.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Указатель не должен сместиться за выемку Х, в противном случае повторите операции по натяжению зубчатого ремня.
|
Затяните болт крепления натяжного ролика моментом 20 Н•м.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Натяжной ролик не должен поворачиваться при затягивании болта его крепления, в противном случае повторите операции по натяжению зубчатого ремня. Шестигранник для поворота натяжного ролика должен находиться ниже соединительной плоскости головки блока цилиндров Z (см. рис. 3.76). В противном случае замените натяжной ролик или натяжной ролик и зубчатый ремень.
|
Поверните коленчатый двигатель на 10 оборотов, при этом к зубчатому ремню не должно прикладываться никакого давления и никаких внешних воздействий.
Специальными приспособлениями 5 и 6 (см. рис. 3.74) зафиксируйте распределительные валы впускных клапанов от проворачивания.
Проверьте, что указатель 2 совмещен с выемкой Х. В противном случае повторите операции по натяжению зубчатого ремня.
Специальным приспособлением 1 (см. рис. 3.74) зафиксируйте коленчатый вал двигателя от проворачивания.
Затяните центральный болт крепления шкива зубчатого ремня на коленчатом валу:
— болт со стальной шайбой (золотистого цвета) моментом 40 Н·м и доверните его на угол (53±4)°;
— болт с шайбой из отожженной стали (металлического цвета) моментом 40 Н·м и доверните его на угол (40±4)°.
Рис. 3.60. Расположение деталей двигателя: 1 — болт крепления шкива; 2 — шкив ремня привода вспомогательных агрегатов; 3 — нижний кожух зубчатого ремня; 4 — верхний кожух зубчатого ремня; 5 — подушки подвески двигателя; 6 — натяжной ролик; 7 — центральный болт крепления шкива зубчатого ремня к коленчатому валу
|
Установите на место верхний 4 (см. рис. 3.60) и нижний 3 кожухи зубчатого ремня.
Установите подушку подвески двигателя 5 и натяжной ролик 6.
Установите шкив 2 ремня привода вспомогательных агрегатов и закрепите его болтами 1.
Рис. 3.77. Расположение болтов (1) крепления крышек головок блока цилиндров (2), датчика текущей фазы в цилиндре (3) и болтов (4) крепления блока катушек зажигания (5)
|
Установите крышки головок блока цилиндров 2 (рис. 3.77).
Установите датчик текущей фазы в цилиндре 3.
Установите блок катушек зажигания 5 и закрепите его болтами 4.
Установите болты крепления и ввинтите их до контакта головок болтов с крышками головок блока цилиндров.
Рис. 3.78. Последовательность затягивания (цифры в кружках) болтов крепления крышек головки блока цилиндров
|
В последовательности, показанной на рис. 3.78, в несколько этапов затяните болты крепления крышек головки блока цилиндров:
1-й — затяните моментом 5 Н·м;
2-й — затяните моментом 15 Н·м.
Установите прокладку выпускного коллектора или новый теплозащитный экран.
Установите выпускной коллектор и закрепите его гайками, затянув их моментом 35 Н·м.
Установите прокладку блока выхода охлаждающей жидкости.
Замените соединительный патрубок блока выхода охлаждающей жидкости водяного насоса на блоке выхода охлаждающей жидкости.
Установите в сборе соединительный патрубок блока выхода охлаждающей жидкости водяного насоса с блоком выхода охлаждающей жидкости.
Установите новую прокладку на каталитический нейтрализатор.
Рис. 3.79. Элементы крепления со стороны выпускного коллектора: 1, 2, 3 — болты; 4 — трубка системы рециркуляции отработавших газов; 5, 8 — гайки; 6 — приваренный болт; 7 — теплозащитный экран; 9 — хомут
|
Поверните хомут 9 (рис. 3.79) так, чтобы его можно было надеть на приваренный болт 6.
Установите трубку 4 системы рециркуляции отработавших газов и закрепите ее хомутом.
Наверните гайку 5 на приваренный болт 6.
Наверните гайки 8.
Вверните болты 3, 2 и 1. Затяните болт 2 моментом 4 Н•м.
Установите теплозащитный экран 7 и закрепите его болтами.
Установите датчики кислорода.
Установите клапан системы рециркуляции отработавших газов.
Рис. 3.55. Узлы, которые необходимо снять в первую очередь при разборке двигателя EW10J4: 1 — нажимной диск сцепления; 2 — пластина на блоке выхода охлаждающей жидкости; 3 — топливопровод высокого давления; 4 — клапан; 5 — трубка возврата топлива; 6 — насос высокого давления подачи топлива
|
Снимите пластину 2 (см. рис. 3.55) на блоке выхода охлаждающей жидкости.
Смажьте шлицы в ступице ведомого диска сцепления тонким слоем специальной смазки на основе дисульфида молибдена.
Установите ведомый диск сцепления на маховик.
Установите сцепление в сборе, совмещая отверстия в кожухе сцепления с направляющими штифтами маховика. При повторной установке ранее снятого нажимного диска сцепления проверьте, чтобы нанесенные перед снятием метки совместились.
Затяните болты крепления сцепления так, чтобы ведомый диск сцепления был прижат, но в то же время мог еще передвигаться в стороны.
Используя специальную центрирующую оправку 1 (рис. 3.80) или старый первичный вал коробки передач, отцентрируйте диск сцепления относительно маховика.
После центрирования ведомого диска постепенно по диагонали затяните болты 3 крепления кожуха сцепления 2 моментом 20 Н·м.
Извлеките оправку из ведомого диска.
Установите датчик детонации и закрепите болтом, затянув его моментом 20 Н•м.
Установите на место опору масляного фильтра и масляный фильтр.
Рис. 3.81. Расположение распределителя (1) воздуха вместе с распределительной рампой для впрыска топлива, гаек (2) и болтов (3) ее крепления и патрубка (4) системы охлаждения
|
Установите распределитель воздуха 1 (рис. 3.81) вместе с распределительной рампой для впрыска топлива и закрепите гайками 2 и болтами 3, затянув их моментом 20 Н•м.
Подсоедините патрубок системы охлаждения и закрепите его хомутом 4.