5.2.3. Коробка переключения передач типа 02А
В автомобилях Golf III/Vento устанавливаются также пятиступенчатые коробки переключения передач типа «02А».
Рис. 5.59. Составные части коробки передач типа 02А: 1 — картер сцепления; 2 — магнит; 3 — пробка сливного отверстия; 4 — пробка заливного отверстия; 5 — прокладка; 6 — задняя крышка; 7 — маслоотражатель; 8 — уплотняющая втулка; 9 — картер коробки передач
|
Рис. 5.60. Система шестерен коробки передач типа 02А: 1 — первичный вал; 2 — вторичный вал; 3 — конический роликоподшипник; 4 — шестерня 1-й передачи; 5 — игольчатый подшипник; 6 — блокирующее кольцо синхронизатора; 7 — синхронизатор 1-й и 2-й передач; 8 — ступица со скользящей муфтой синхронизатора 3-й и 4-й передач; 9 — вал шестерни заднего хода: 10 — шестерня заднего хода; 11 — скользящая шестерня заднего хода; 12 — шестерня 5-й передачи; 13 — ступица скользящей муфты; 14 — скользящая муфта синхронизатора 5-й передачи
|
Рис. 5.61. Механизм выбора передач: 1 — ручка; 2 — пыльник; 3 — рычаг передач; 4 — коробка; 5 — скоба; 6 — прокладка; 7 — тросовая тяга; 8 — гаситель колебаний; 9 — рычаг выбора; 10 — захват; 12 — корпус; 13 — шток механизма выбора передач; 14 — вилка 5-й передачи; 15 — рычаг вилки 5-й передачи; 16 — рычаг вилки 3-й и 4-й передач; 17 — вилка 1-й и 2-й передач; 18 — вилка 3-й и 4-й передач; 19 — рычаг вилки 1-й и 2-й передач; 20 — рычаг вилки заднего хода; 21 — вилка заднего хода; 22 — опора
|
К основным частям коробки передач типа 02А относятся: картер 1 (рис. 5.59) сцепления, картер 9 коробки передач с задней крышкой 6, первичный вал 1 (рис. 5.60), вторичный вал 2 с шестернями и синхронизаторами, вал 9 с промежуточной шестерней заднего хода и механизм (рис. 5.61) выбора передач.
Передаточные числа коробки передач типа 02А, с моделью двигателя АВF (110 кВт) представлены в табл. 5.9.
Заправочная емкость картера КП, при смене масла, л 2,0
Применяемое масло: трансмиссионное, гипоидное SAE 80 или SAE 75W90 по нормам API — GL4.
Периодичность замены масла — через каждые 30 000 км пробега автомобиля.
коробка передач к двигателю 80/8,0
болтов крепления картера коробки
передач к картеру сцепления 25/2,5
после чего довернуть еще на 90°
болты крепления задней крышки
к картеру коробки передач 14/1,4
болты крепления рабочего цилиндра
сцепления 25/2,5
пробка заливного отверстия 30/3,0
пробка сливного отверстия 25/2,5
Регулировочные данные
Зазор между кольцом синхронизатора и шестерней, мм:
для шестерни 1-й передачи и синхро-
низатора 3-й и 4-й передач от 1,0 до 1,7
для шестерни 2-й передачи от 1,2 до 1,8
для шестерни 5-й передачи от 1,1 до 1,7
для ограниченно использованной 0,5
Рис. 5.62. Пятиступенчатая коробка передач типа 02А: 1 — шестерня 1-й передачи; 2 — шестерня 2-й передачи; 3 — шестерня 3-й передачи; 4 — шестерня 4-й передачи; 5 — шестерня 5-й передачи; 6 — шестерня 1-й передачи; 7 — картер коробки передач; 8 — картер сцепления; 9 — первичный вал; 10 — вторичный вал; 11 — ось сателлитов; 12 — ведомая шестерня главной передачи; 13 — сальник приводного вала; 14 — фланец приводного вала; 15 — задняя крышка передач
|
Коробка передач типа 02А закреплена с левой стороны двигателя. Коробка передач, главная передача и дифференциал размещены в общем корпусе (рис. 5.62). Шестерни коробки передач и главной передачи смазываются погружением в общую масляную ванну.
Пятая передача помещена под боковой крышкой коробки передач.
Рис. 5.63. Места расположения маркировки коробки передач и обозначение ее типа: 1 — место маркировки; 2 — место обозначения ее типа
|
Маркировка 1 (стрелка, рис. 5.63) выбивается на корпусе коробки передач, а в месте, обозначенном стрелкой 2 (см. рис. 5.63) и (стрелка, рис. 5.64) наносится обозначение типа коробки передач.
Для ремонта коробки передач необходимы специальные приспособления и инструменты. Если вы не располагаете ими, не следует выполнять никаких операций по снятию и разборке, так как без специальных приспособлений невозможно будет правильно собрать и установить коробку передач на место.
Снятие коробки передач типа 02А
Снятие коробки передач может проводиться без снятия двигателя, вниз автомобиля. Снятие коробки передач необходимо при ремонте или замене сцепления или самой коробки передач.
Коробка передач снимается со стороны днища автомобиля, поэтому автомобиль нужно поднять на соответствующую высоту. Независимо от способа поднятия автомобиля обязательно подставьте под раму автомобиля козлы. Кроме этого, потребуется автомобильный домкрат для того, чтобы подпереть коробку передач.
Снятие коробки передач производится в следующем порядке:
— установите и закрепите автомобиль на эстакаде, рампе, подъемнике или смотровой канаве либо выставите автомобиль на козлах, если работы проводятся на площадке с твердой горизонтальной поверхностью. Она должна иметь достаточную площадь для доступа к автомобилю со всех сторон. Затяните стояночный тормоз;
— выключите двигатель и выньте ключ из замка зажигания;
— отсоедините провод от «-» вывода аккумуляторной батареи;
ПРИМЕЧАНИЕ
Если на вашем автомобиле установлена автомагнитола с противоугонным приспособлением, нужно узнать код, прежде чем отсоединять провод от аккумуляторной батареи.
|
— отсоедините от коробки передач все электрические провода;
— в дизельном двигателе с турбонаддувом отсоедините воздушные патрубки турбонаддува;
— от коробки передач отсоедините шток механизма выбора передач и снимите кронштейн крепления тяг;
— в автомобилях с гидравлическим приводом сцепления отсоедините рычаг выбора передач и снимите его, не отсоединяя шток выбора. Отверните болты крепления и снимите рабочий цилиндр сцепления. Подвяжите его проволокой к кузову. Гидравлические соединения не рассоединяйте;
— в автомобилях с механическим приводом сцепления отсоедините тягу от углового рычага и кронштейна на коробке передач;
— отсоедините от коробки передач гибкий вал привода спидометра;
— отверните болты крепления фланца левого приводного вала и подвяжите его проволокой к кузову;
— отсоедините верхние болты крепления картера коробки передач к двигателю;
— отверните три болта 1 (рис. 5.65) крепления кронштейна правой опоры силового агрегата к подушке 2;
— отверните болт 1 (рис. 5.66) крепления кронштейна левой опоры силового агрегата к подушке 2. Если на автомобиле установлен гидроусилитель рулевого управления и система ABS, доступ к болту 1 сильно затруднен. При необходимости осторожно отодвиньте в сторону гидравлические трубопроводы гидроусилителя рулевого управления, снимите расширительный бачок системы охлаждения двигателя, отведите в сторону шланги и отверните болт 1 ключом с удлинителем и универсальным шарниром;
— отверните гайку 2 (рис. 5.67) передней подвески силового агрегата;
— установите над моторным отсеком приспособление 10-222А и 10-222А/1 (рис. 5.68) и подвесьте на нем двигатель. В условиях мастерской двигатель можно подвесить на балке. Некоторые типы двигателей при их подвешивании могут задевать за корпус вентилятора. В этом случае необходимо снять радиатор;
— отсоедините электрические провода и снимите стартер;
— снимите кронштейн передней опоры двигателя;
— корпус гидроусилителя обоприте о подушку передней опоры двигателя и привяжите его;
— отверните антивибрационный груз от балки, находящейся под двигателем;
— снимите термозащитный экран внутреннего шарнира правого приводного вала, если он установлен;
— отверните болты крепления фланца правого приводного вала и подвяжите его проволокой к кузову;
— сдвиньте максимально вправо силовой агрегат и слегка приподнимите его;
Рис. 5.69. Детали левой опоры силового агрегата: 1 — опора коробки передач; 2 — кронштейн коробки передач; 3 — болт
|
— отверните от коробки передач опору 1 (рис. 5.69) и кронштейн 2. Отверните нижний болт 3, для чего сдвиньте к передней части моторного отсека силовой агрегат;
— отсоедините картер сцепления от двигателя;
— подставьте под коробку передач специальный подъемник VAG 1383 или в крайнем случае автомобильный домкрат;
— отверните нижние болты крепления картера коробки передач к двигателю;
— при помощи монтировки отожмите коробку передач от двигателя, а затем снимите ее. Эта операция проводится вместе с помощником;
— коробку передач осторожно опустите на землю.
Установка коробки передач типа 02А
Установка коробки передач производится в последовательности, обратной порядку снятия, но при этом необходимо выполнить следующее:
— перед установкой коробки передач проверьте техническое состояние сцепления;
— убедитесь в исправности выжимного подшипника сцепления, смажьте его пластичной смазкой;
— очистите и смажьте тонким слоем шлицы и шейку первичного вала коробки передач антифрикционной смазкой МоS2 или G 000 100 фирмы VW. Следите, чтобы излишки смазки не попали на фрикционные накладки ведомого диска и не нарушили работу сцепления. Обратите внимание на то, чтобы ведомый диск легко перемещался по первичному валу;
— вилку сцепления продвиньте в направлении коробки передач, а затем застопорите монтажным стержнем (рис. 5.70) или болтом М8ґ22. После установки коробки передач этот стержень (или болт) следует вынуть, а отверстие закрыть пробкой;
— проверьте, чтобы установочные штифты были установлены в блоке цилиндров, а не в картере коробки передач. В противном случае извлеките их из коробки передач и установите в блоке цилиндров;
— проверьте правильность положения промежуточной пластины двигателя. Промежуточная пластина должна точно попасть на установочные штифты двигателя;
— аккуратно заведите первичный вал в сцепление;
— все опоры силового агрегата установите без затягивания;
— в автомобилях с механическим приводом сцепления следует по меньшей мере три раза нажать на педаль сцепления, а вилку сцепления отодвинуть на 10 мм в направлении, противоположном движению во время pабочего хода, и проверить, плавно ли движется вилка;
— отрегулируйте положение штока выбора передач;
— болты крепления коробки передач к двигателю затяните моментом 80 Н·м;
— затяните болты опор двигателя требуемым моментом (в зависимости от конструкции);
— установите на место все снятые элементы;
— проверьте уровень трансмиссионного масла в коробке передач. Масло должно быть залито до нижней кромки заливного отверстия;
— при необходимости отрегулируйте механизм переключения передач;
— совершите пробную поездку на автомобиле со всеми вариантами переключения коробки передач.
Разборка и сборка коробки передач типа 02А
Разборку и сборку коробки передач удобнее всего производить на специальном стенде. Если такого стенда нет, то установите коробку передач на чистый верстак с тисками. Разборку коробки передач следует производить специальными приспособлениями и инструментами, а работа должна выполняться точно и последовательно.
В число инструментов, необходимых для разборки, входят съемники для снятия наружных и внутренних стопорных колец, съемники для подшипников, ударный съемник, комплект бородков, стрелочный индикатор и, возможно, гидравлический пресс. В дополнение к этому потребуются большой прочный верстак и тиски.
Во время разборки коробки передач тщательно записывайте, как была установлена каждая деталь, чтобы облегчить последующую сборку и выполнить ее более точно.
Работа упростится, если перед разборкой коробки передач вы будете иметь некоторое представление о том, в чем может заключаться неисправность. Определенные виды неисправностей могут быть тесно связаны с конкретными узлами коробки передач, что может упростить осмотр и замену деталей.
Частичную разборку коробки передач типа 02А проводите в следующем порядке:
— промойте коробку передач снаружи, не допуская попадания воды в картер, и установите ее на стенд для разборки или чистый верстак с тисками.
ПРИМЕЧАНИЕ
Тиски должны иметь мягкие накладки для губ удержания.
|
— при помощи ключа с внутренним шестигранником «на 17 мм» выверните пробку (рис. 5.71, показана стрелкой) сливного отверстия и слейте масло из коробки передач в заранее подготовленную емкость;
Рис. 5.72. Узлы и детали коробки передач типа 02А: 1, 11 — фланец выходного вала дифференциала; 2, 6, 9, 12, 13, 19 — болты; 3 — шестерня спидометра; 4, 10 — стопорное кольцо; 5 — картер сцепления; 7 — кольцевое уплотнение; 8 — картер коробки передач; 14 — вкладыш; 15 — опора подшипника; 16, 20 — втулка; 17 — муфта синхронизатора; 18 — механизм переключения передач; 21 — фланец для крепления стартера; 22 — сальник; 23 — направляющая втулка; 24 — задняя крышка; 25 — прокладка; 26 — сухарь вилки; 27 — вилка; 28 — ступица синхронизатора 5-й передачи; 29 — пружина синхронизатора; 30 — блокирующее кольцо синхронизатора 5-й передачи; 31 — шестерня 5-й передачи; 32 — игольчатый подшипник
|
— отверните болты крепления задней крышки 33 (рис. 5.72) картера коробки передач и снимите крышку вместе с прокладкой 34;
— выверните болт 35 и выньте вкладыши 36 вилок;
— выньте вилки 5-й передачи;
— включите передачу заднего хода с помощью штока выбора передач, а также 5-ю передачу, передвинув втулку муфты, и отверните два болта на концах первичного и вторичного болтов (стрелки, рис. 5.73);
— снимите втулку муфты 5-й передачи;
— с помощью съемника снимите ступицу синхронизатора шестерни 5-й передачи (рис. 5.74);
— снимите игольчатый подшипник 40 (см. рис. 5.72) шестерни 5-й передачи;
— с помощью съемника А (рис. 5.75) снимите со вторичного вала шестерню 5-й передачи 39 (см. рис. 5.72);
— выверните болты 8 (см. рис. 5.72) и выньте оба вкладыша 11 вилок;
— снимите кольцевое уплотнение и выбросите, так как его всегда следует заменять на новое;
— выверните болт 10 и снимите крышку с опорой 18 подшипника;
— снимите выходные валы 1 и 16 полуосей. Для этого подложите под болт зубило или подобный предмет (рис. 5.76) и вворачивайте болт до тех пор, пока выходной вал не выдвинется из коробки передач;
ПРИМЕЧАНИЕ
Позднее нужно будет с помощью щипцов на выходные валы установить новые стопорные кольца, одновременно удаляя при этом старые (рис. 5.77).
|
— выверните болты крепления картера коробки передач к картеру сцепления и при помощи пластмассового молотка отсоедините картер коробки передач. Если картер коробки передач не удается разъединить с картером сцепления, то можно воспользоваться съемным приспособлением VW3042 (см. рис. 5.28);
— отсоедините корпус механизма переключения, установите шток выбора передач в нейтральное положение и снимите его вместе с корпусом механизма;
— выньте втулку либо через картер коробки передач, либо через картер сцепления;
— извлеките магнит, который фиксируется ребром картера коробки передач;
— выньте из картера сцепления ведомую шестерню 3 (см. рис. 5.72) привода спидометра;
— снимите вилку выключения сцепления и выжимной подшипник;
— отверните болты 30, выньте направляющую 29 с сальником. Замените сальник на новый. Bыбейте сальник вторичного вала коробки передач;
— выверните болт 2;
— при помощи ключа с головкой под болты типа Тогх выверните болт 17, а также болты 19 крепления вала передачи заднего хода.
Сборку частично разобранной коробки передач типа 02А проводите в порядке, обратном разборке. При этом придерживайтесь следующих рекомендаций:
— в случае замены опоры 27 (см. рис. 5.72) вала стартера снимите старую опору при помощи съемника и установите при помощи оправки новую. Эту операцию можно также выполнить, когда коробка передач установлена в автомобиле;
— в опору вала шестерни заднего хода вверните шпильку 1 (рис. 5.78);
— установите штоки вилок на одной линии и проверьте, находятся ли лапки скольжения вилок в канавках муфт;
— на поверхности стыка картера коробки передач и картера сцепления нанесите тонкий слой силиконового герметика;
— соедините картеры коробки передач и сцепления, болты крепления затяните равномерно моментом 25 Н·м;
— через отверстие штока выбора передач проверьте, стоят ли штоки вилок на одной линии;
— в отверстия (рис. 5.79, показано стрелкой) вставьте снаружи вкладыши вилок. Болты 8 (см. рис. 5.72) крепления вкладышей 11 затяните моментом 25 Н·м;
— вверните болт 1 (рис. 5.80) и с помощью ранее установленной шпильки 1 (см. рис. 5.78) установите опору вала передачи заднего хода. После этого выверните шпильку и вверните болт 2 (см. рис. 5.80). Оба болта при помощи ключа типа Тогх затяните моментом 30 Н·м;
— установите шток выбора передач. Болты крепления корпуса штока затяните моментом 20 Н·м;
— запрессуйте на первичный вал шестерню 5-й передачи;
Рис. 5.81. Совмещение канавок блокирующего кольца синхронизатора и муфты синхронизатора 5-й передачи
|
— установите на вторичный вал шестерню 5-й передачи вместе с игольчатым подшипником, блокирующее кольцо синхронизатора и муфту. Фаска на зубьях муфты должна быть развернута к шестерне 5-й передачи, а канавки блокирующего кольца синхронизатора на зубьях и муфты должны быть совмещены (рис. 5.81, показано стрелками);
— вставьте вкладыши вилок и затяните моментом 25 Н·м;
— насадите втулки с фланцем, включите 5-ю передачу и передачу заднего хода и затяните крепежные болты (см. рис. 5.73) моментом 40 Н·м;
Рис. 5.82. Регулировка положения муфты синхронизатора 5-й передачи: 1 — болт; А, В — места для установки щупов
|
— включите 5-ю передачу и ослабьте болт 1 (рис. 5.82). Между муфтой и шестерней 5-й передачи, в местах «А» и «Б», вставьте два щупа толщиной 1,2 мм. Вилки 5-й передачи продвиньте отверткой до шестерни 5-й передачи, а шток вилок потяните, в направлении, указанном стрелкой. В таком положении затяните болт 1 моментом 25 Н·м. Муфта синхронизатора теперь должна находиться в нейтральном положении, это значит, что 5-я передача должна быть выключена. Проверьте, чтобы пружина блокирующего кольца легко перемещалась;
— переключите по очереди передачи и проверьте правильность, включения передач;
— в направляющую втулку 29 (см. рис. 5.72) установите новый сальник;
— смажьте поверхности скольжения направляющей втулки графитовой смазкой или молибденсодержащей смазкой, установите направляющую втулку с новым кольцевым уплотнением 28 и заверните новые болты крепления 30;
— установите выжимной подшипник и вилку выключения сцепления. Наденьте возвратную пружину;
— в картер коробки передач установите, при помощи оправки VW2035 (рис. 5.83), новые сальники выходных валов;
— вставьте выходные валы дифференциала до характерного щелчка пружинных стопорных колец.
Разборка картера сцепления коробки передач типа 02А.
Рис. 5.84. Узлы и детали, установленные в картере сцепления: 1 — дифференциал в сборе; 2 — уплотнительное кольцо; 3 — первичный вал в сборе; 4 — кронштейн вала шестерни заднего хода; 5 — вал шестерни заднего хода; 6 — вторичный вал в сборе; 7 — вилка включения 3-й и 4-й передач; 8 — болт, 25 Н·м; 9 — вилки заднего хода; 10 — картер сцепления; 11 — гайка, 30 Н·м
|
Узлы и детали, установленные в картере сцепления, показаны на рис. 5.84.
При разборке картера сцепления выполняйте следующие рекомендации:
— снимите дифференциал;
— в картере сцепления выверните три гайки крепления первичного вала и четыре гайки (рис. 5.85, показано стрелками) крепления вторичного вала и снимите первичный вал в сборе вместе со вторичным валом и валом шестерни заднего хода;
— снимите кронштейн вала шестерни заднего хода;
— снимите вал передачи заднего хода;
— сальники следует всегда заменять на новые.