5.15.1. Разборка двигателя
Вымытый и очищенный двигатель установите на стенд для разборки или на прочную массивную подставку и слейте из картера масло (если это не сделали перед снятием силового агрегата).
Вам потребуются: ключи «на 8», «на 10», «на 13», «на 17», головки сменные «на 10», «на 13», «на 17», ключи для болтов с внутренним шестигранником «на 5», ключ TORX E10, вороток, пассатижи, отвертка, набор плоских щупов, микрометры (с пределами измерений 0–25, 25–50 и 75–100 мм), нутромер, индикатор часового типа с индикаторной стойкой, динамометрический ключ, съемник для снятия масляного фильтра.
Примечание
Если есть возможность, работайте на специальном поворотном стенде, обеспечивающем доступ к двигателю со всех сторон, так как двигатель очень тяжело фиксировать от перемещения при отворачивании деталей крепления, затянутых большим моментом.
|
1. Снимите двигатель с автомобиля (см. «Снятие и установка двигателя»).
2. Установите двигатель на прочные опоры.
3. Отсоедините от двигателя коробку передач (см. «Снятие и установка коробки передач»).
4. Снимите головку блока цилиндров (см. «Замена прокладки головки блока цилиндров»).
5. Ключом «на 13» выверните три болта крепления кронштейна передней опоры силового агрегата к блоку цилиндров…
|
6. …и снимите кронштейн.
|
7. Снимите масляный фильтр (см. «Замена масла в двигателе и масляного фильтра»).
8. Ключом «на 10» выверните два болта крепления подводящей трубы насоса охлаждающей жидкости к блоку цилиндров…
|
9. …и снимите трубу…
|
10. …и уплотнительную прокладку.
|
11. При сборке двигателя установите новую уплотнительную прокладку.
|
12. Снимите водяной насос и уплотнительную прокладку (см. «Замена водяного насоса»).
15. Пометьте взаимное расположение маховика и коленчатого вала.
|
16. Головкой «на 17» выверните шесть болтов крепления маховика…
|
17. …и снимите маховик.
|
18. Ключом «на 10» выверните шестнадцать болтов крепления масляного картера…
|
19. …и снимите масляный картер вместе с уплотнительной прокладкой.
|
20. Ключом «на 10» выверните три болта крепления маслоприемника…
|
21. …и снимите маслоприемник.
Примечание
Обратите внимание: в проточке патрубка приемника установлено резиновое уплотнительное кольцо. Сильно обжатое, затвердевшее или надорванное кольцо обязательно замените.
|
24. Выньте шпонку из паза на носке коленчатого вала.
|
25. Ключом «на 10» выверните шесть болтов крепления масляного насоса и снимите насос.
|
26. Ключом «на 10» выверните шесть болтов крепления держателя заднего сальника коленчатого вала…
|
27. …и снимите держатель с установленным в нем сальником…
|
28. …и уплотнительную прокладку.
|
29. Поверните коленчатый вал так, чтобы снимаемый поршень был в НМТ (нижней мертвой точке). Ключом TORX E10 отверните два болта крепления крышки шатуна.
|
30. Снимите крышку шатуна. Если демонтаж крышки затруднен, предварительно строньте ее несильными ударами молотка. Номер цилиндра на крышке может быть не виден, в этом случае промаркируйте крышку номером цилиндра.
|
31. Протолкните шатун ручкой молотка внутрь цилиндра…
|
32. …и осторожно выньте поршень с шатуном из цилиндра. При этом следите за тем, чтобы нижняя головка шатуна не касалась зеркала цилиндра, иначе можно повредить зеркало. Аналогично снимите остальные поршни.
Примечание
Если предполагается снимать поршень с шатуна, промаркируйте поршень номером цилиндра, чтобы не перепутать поршни при установке. На шатуне так же, как и на крышке, выбит номер цилиндра; если он не виден, промаркируйте шатун.
|
33. Ключом «на 17» выверните по два болта болта крепления пяти крышек коренных подшипников…
|
34. …и снимите крышки.
|
Предупреждение
Крышки коренных подшипников промаркированы насечками в соответствии с номерами цилиндров. Если эти метки плохо видны, обязательно дополнительно промаркируйте крышки, чтобы установить их на прежние места: крышки невзаимозаменяемы (блок цилиндров обработан вместе с крышками).
|
35. Снимите коленчатый вал.
|
36. Снимите упорные полукольца, установленные в проточки средней опоры коленчатого вала.
|
37. Выньте вкладыши из крышек коренных подшипников…
|
38. …и постелей блока. Если не предполагается замена вкладышей, при снятии промаркируйте на нерабочей стороне вкладыши относительно крышек и постелей.
|
39. Снимите поршневые кольца специальным съемником. Если его нет, снимите кольца с поршня, аккуратно разведя замки колец.
40. Вставив отвертку в выемку на бобышке поршня…
|
41. …снимите стопорное кольцо, удерживающее поршневой палец. Аналогично снимите второе топорное кольцо.
|
42. С помощью подходящей оправки вытолкните палец из поршня и снимите поршень с шатуна.
|
43. Выньте вкладыши из шатуна…
|
44. …и из его крышки. Если вкладыши остались на коленчатом валу, снимите их с вала. Если не предполагается замена вкладышей, при снятии промаркируйте их на нерабочей поверхности относительно шатунов и крышек.