1.3. Техническое обслуживание
Периодичность технического обслуживания (сервисная книжка)
Техническое обслуживание автомобиля рекомендуется проводить на станциях техобслуживания, перечень работ и их периодичность приведены в сервисной книжке.
Пользование домкратом
Перед вывешиванием снимаемого колеса домкратом установите автомобиль на ровной горизонтальной площадке и подложите под остальные колеса упоры. При снятии переднего колеса затормозите автомобиль стояночным тормозом, при отсутствии горизонтальной площадки включите дополнительно 1-ю передачу.
Установите на домкрате высоту, примерно равную расстоянию от поверхности грунта до гнезда для домкрата под основанием кузова.
Рис. 1.25. Домкрат рычажно-винтовой: А – плоскость стойки; 1 – основание; 2 – стойка; 3 – рычаг; 4 – лапа; 5 – винт; 6 – гайка; 7 – проушина; 8 – рукоятка
|
Вставьте лапу 4 (рис. 1.25) домкрата в гнездо, установите основание 1 на одной вертикали с торцом гнезда и, вращая рукоятку 8 по часовой стрелке, поднимите автомобиль. Поднимайте автомобиль плавно, без рывков и толчков, вращая рукоятку. Установите автомобиль на прочные опоры, желательно промышленного производства.
Правила безопасности при пользовании домкратом:
– нельзя пользоваться неисправным домкратом (повреждение винта, гайки, износ шарнирных узлов и пр.);
– запрещается в процессе подъема автомобиля поддерживать домкрат за плоскость А стойки 2;
– для большей устойчивости домкрата на скользком грунте подложите под основание кусок доски, фанеры и т.п.;
– категорически запрещается работать под автомобилем, установленным на домкрате;
– не рекомендуется открывать двери и капот на автомобиле, поднятом на домкрате.
После окончания работы очистите домкрат от грязи и проверьте наличие смазки в паре винт–гайка. Для смазки можно использовать любые смазочные материалы, применяемые в автомобиле.
Двигатель
Регулировка тепловых зазоров в приводе клапанов
Регулировку тепловых зазоров в приводе клапанов проводите согласно периодичности технического обслуживания, указанной в сервисной книжке, или при обнаружении повышенного стука в клапанном механизме. Тепловые зазоры регулируют на холодном двигателе. Зазоры между торцами регулировочных винтов коромысла и наконечниками стержней клапанов должны быть 0,15 мм для впускных и выпускных клапанов.
Порядок регулировки зазоров см. «Проверка и регулировка тепловых зазоров в приводе клапанов».
Регулировка натяжения цепи привода механизма газораспределения
Регулировку проводите на холодном двигателе, при затянутых гайках крепления головки блока цилиндров. Порядок регулировки натяжения цепи см. «Двигатель. Регулировка натяжения цепи» для обеих моделей.
Проверка и регулировка натяжения ремня привода генератора и водяного насоса
Натяжение ремня привода генератора и водяного насоса проверяют, измеряя прогиб ветви ремня между шкивами водяного насоса и генератора. Прогиб ремня двигателя мод. 331 при нажатии с усилием 39 Н (4 кгс) должен составлять (8±1) мм, у двигателя мод. 2106 — 10–15 мм при усилии 98,1 Н (10 кгс). Для увеличения натяжения ремня нужно переместить генератор в направлении от блока цилиндров, для уменьшения – к блоку. Порядок регулировки см. «Двигатель. Регулировка натяжения ремня привода водяного насоса» мод. 2106.
Воздушный фильтр для двигателя мод. 331
Воздух, поступающий в фильтр, очищается от пыли сухим бумажным фильтрующим элементом. Для забора подогретого двигателем воздуха в холодное время года фильтр снабжен шлангом 5 (рис. 1.26), который соединен с патрубком воздухозаборника на выпускном коллекторе. При эксплуатации летом шланг снимают. Периодичность замены фильтрующего элемента 4 указана в сервисной книжке, однако при постоянной эксплуатации автомобиля в зонах с повышенной запыленностью элемент надо менять через 10 тыс. км пробега.
Для замены фильтрующего элемента отверните гайки 1, снимите шайбы 2 и крышку 3. При замене фильтрующего элемента очистите от смолистых отложений корпус фильтра.
Рис. 1.27. Фильтр вентиляции картера: 1 – крышка головки блока цилиндров; 2 – угольник отводящего шланга; 3 – элемент фильтрующий; 4 – винт М5х12; 5 – шайба; 6 – гайка
|
Через 30 тыс. км пробега у двигателя модели УМПО-331 промойте керосином или неэтилированным бензином фильтр 3 (рис. 1.27) вентиляции картера, который находится внутри крышки головки блока цилиндров. У двигателя ВАЗ-2106 через 30 тыс. км пробега промойте систему вентиляции картера.
Воздушный фильтр для двигателя ВАЗ-2106
Рис. 2.36. Устройство двигателя мод. 2106: 1 – коленчатый вал, 2 – крышка коренного подшипника коленчатого вала; 3 – звездочка коленчатого вала; 4 – шкив коленчатого вала; 5 – шпонка шкива и звездочки коленчатого вала; 6 – храповик (или болт крепления шкива); 7 – передний сальник коленчатого вала; 8 – крышка привода механизма газораспределения; 9 – шкив водяного насоса; 10 – ремень привода генератора и водяного насоса; 11 – цепь привода газораспределительного механизма; 12 – головка блока цилиндров; 13 – звездочка распределительного вала; 14 – крышка головки блока цилиндров; 15 – корпус подшипников распределительного вала; 16 – распределительный вал; 17 – впускной клапан; 18 – выпускной клапан; 19 – блок цилиндров; 20 – маховик; 21 – задний сальник коленчатого вала; 22 – масляный картер; 23 – болт шатуна; 24 – пробка отверстия для слива масла; 25 – крышка шатуна; 26 – шатун; 27 – поршневой палец; 28 – поршень; 29 – выпускной коллектор; 30 – впускная труба; 31 – рычаг привода клапана; 32 – внутренняя пружина клапана; 33 – наружная пружина клапана; 34 – регулировочный болт; 35 – контргайка регулировочного болта; 36 – резьбовая втулка регулировочного болта; 37 – свеча зажигания; 38 – вал привода вспомогательных агрегатов; 39 – шестерня привода масляного насоса и распределителя зажигания; 40 – масляный фильтр; 41 – масляный насос; 42 – приемный патрубок масляного насоса
|
В связи с тем, что двигатель ВАЗ-2106 с установленным на карбюраторе воздушным фильтром (рис. 2.36) не обеспечивал требования правил ЕЭК ООН по токсичности отработавших газов, вместо фильтра, устанавливаемого на карбюраторе, применен более эффективный выносной фильтр.
Рис. 1.28. Фильтр воздушный выносной: 1 – терморегулятор; 2 – кольцо уплотнительное; 3 – фиксатор; 4 – рычаг фиксатора; 5 – корпус воздушного фильтра; 6 – элемент фильтрующий; 7 – крышка воздушного фильтра; 8 – гайка; 9, 10 – шайбы; 11 – винт
|
Выносной фильтр состоит из фильтрующего элемента 6 (рис. 1.28) корпуса 5, крышки 7 и терморегулятора 1, заимствованного у автомобиля ВАЗ-2105.
Рис. 1.29. Фильтр воздушный с воздуховодами: 1 – фильтр воздушный; 2 – ремень крепления; 3, 5, 13 – хомуты; 4 – терморегулятор; 6 – рукав подвода теплого воздуха; 7 – фланец подводящий; 8, 9, 10 – элементы крепления фланца; 11 – пламегаситель вентиляции картера; 12 – шланг вентиляции картера; 14 – колпачок клапана; 15 – втулка; 16 – прокладка фланца; 17 – патрубок воздухозаборника; 18 – рукав отводящий; 19 – втулка соединительная; 20, 21, 22, 23 – элементы крепления кронштейна; 24 – кронштейн крепления фильтра
|
Фильтр воздушный крепится в моторном отсеке к кузову двумя ремнями 2 (рис. 1.29).
Воздух всасывается через терморегулятор 4. В зависимости от сезона эксплуатации заслонку в терморегуляторе переключают для поступления либо холодного, либо подогретого воздуха. Подогретый от выпускного коллектора воздух поступает через патрубок 17 воздухозаборника и рукав 6 подвода теплого воздуха.
Очищенный воздух через отводящий рукав 18 всасывается в карбюратор через фланец подводящий 7. К подводящему фланцу 7 крепится вытяжной шланг 12 вентиляции картера с пламегасителем 11 вентиляции картера.
Уход за воздушным фильтром заключается в переключении заслонки в зависимости от сезона эксплуатации на холодный или подогретый воздух, а также в замене бумажного фильтрующего элемента через каждые 15 000 км пробега.
Для смены фильтрующего элемента необходимо отстегнуть три пружинных рычага 4 (см. рис. 1.28), вынуть фильтрующий элемент, протереть сухой тряпкой внутреннюю полость корпуса 5 фильтра и крышки 7 и вложить новый фильтрующий элемент 6.
Карбюратор
На двигателе мод. 331 устанавливают карбюратор ДААЗ-2140, оснащенный автономной системой холостого хода с экономайзером принудительного холостого хода (ЭПХХ), отключающим подачу топлива в цилиндры двигателя на режиме принудительного холостого хода (при торможении двигателем). Двигатель мод. 2106 оснащают двухкамерным карбюратором мод. 2107-1107010 эмульсионного типа с автономной системой холостого хода.
Регулировка холостого хода карбюратора
Двигатель отрегулирован на заводе в режиме холостого хода на содержание оксида углерода (СО) и углеводородов (СН). Однако в процессе эксплуатации регулировка нарушается, поэтому периодически (периодичность указана в сервисной книжке) необходимо восстанавливать регулировку карбюратора. Регулировка проводится на прогретом двигателе с отрегулированными зазорами в приводе клапанов и при правильно выставленном моменте зажигания. Порядок регулировки см. «Регулировка системы холостого хода».
Проверка правильности положения поплавка в карбюраторе
Одной из причин увеличения расхода бензина может быть завышенный уровень его в поплавковой камере карбюратора. В этом случае, а также при замене игольчатого клапана или поплавка проверьте и правильно установите положение поплавка и величину его хода.
Порядок проверки и установки положения поплавка см. «Регулировка и проверка карбюратора после сборки».
Фильтр тонкой очистки топлива
Фильтр тонкой очистки топлива установлен в топливопроводе между топливным насосом и карбюратором (рис. 1.30). Засорение фильтра может привести к снижению мощности двигателя. Фильтр имеет неразборную конструкцию, его заменяют согласно периодичности, указанной в сервисной книжке. При замене фильтра обратите внимание на направление стрелки, нанесенной на корпусе фильтра: она должна быть направлена в сторону движения топлива, к карбюратору. Заменяя фильтр, примите меры предосторожности, не допускайте попадания бензина на узлы и детали в моторном отсеке.
Трансмиссия
При техническом обслуживании коробки передач проверьте легкость и четкость включения передач, герметичность уплотнений, уровень масла, отсутствие посторонних стуков и шумов, подтяните резьбовые соединения.
Проверка и регулировка свободного хода наружного конца вилки выключения сцепления
Рис. 1.31. Регулировка гидравлического привода выключения сцепления: 1 – клапан выпуска воздуха; 2 – толкатель; 3 – гайка; 4 – наконечник толкателя; 5 – вилка выключения сцепления; 6 – защитный чехол
|
При техническом обслуживании сцепления регулируется свободный ход вилки 5 (рис. 1.31). Зазор между толкателем и поршнем главного цилиндра сцепления не регулируется. Свободный ход наружного конца вилки выключения составляет 4,5–5,5 мм (4–5 мм для сцепления ВАЗ) и соответствует зазору примерно 2,5 мм между подшипником и опорной пятой. Порядок регулировки см. «Сборка и регулировка привода сцепления».
Ходовая часть
Передняя подвеска
Рис. 4.1. Передняя подвеска: 1 – скоба стабилизатора; 2 – шарнир рулевого механизма; 3 – поворотный кулак; 4 – болт крепления стойки к поворотному кулаку; 5 – болт регулировочный угла развала; 6 – шайба регулировочная; 7 – амортизаторная стойка; 8 – нижнее пружинное кольцо защитного чехла штока; 9 – уплотнитель верхней опоры; 10 – подшипник стойки; 11 – гайка штока; 12 – гайка крепления верхней опоры; 13 – крышка опоры; 14 – верхняя опора штока; 15 – верхняя опорная чашка пружины; 16 – верхнее пружинное кольцо защитного чехла штока; 17 – буфер сжатия; 18 – шток стойки; 19 – защитный чехол штока; 20 – пружина; 21 – нижняя опорная чашка пружины; 22 – ступица; 23 – тормозной диск; 24 – щит тормоза; 25 – защитный чехол шарового шарнира; 26 – шаровой шарнир; 27 – штанга стабилизатора поперечной устойчивости; 28 – нижний рычаг; 29 – втулка резиновая стабилизатора; 30 – резинометаллический шарнир нижнего рычага; 31 – поперечина рамы; 32 – рулевой механизм; 33 – пластмассовая втулка стабилизатора; 34 – подушка стабилизатора; З5 – опорная шайба стабилизатора; 36 – гайки крепления регулировочных болтов; 37 – втулка компенсационная; 38 – пружинное кольцо крышки
|
При техническом обслуживании передней подвески (см. рис. 4.1) проверьте техническое состояние амортизаторных стоек 7, верхней опоры 14, буфера сжатия 17, грязезащитного чехла 19, пружины 20, а также состояние резинометаллических шарниров, резиновых втулок.
Подлежат замене разорванные защитные чехлы амортизаторных стоек и шаровых пальцев, разрушенные буфера сжатия, верхние опоры 14 с отслоенной от арматуры резиной и разрывами в самой резине, разрушенные резиновые втулки, подушки, изношенные резинометаллические шарниры, поломанные пружины. Появление течи из амортизаторной стойки является основанием для ее ремонта. Ремонт проводите на станции технического обслуживания.
Допустимый зазор в шаровом шарнире проверяйте при вывешенном переднем колесе. Если зазор Б между щитом 24 тормоза и бобышкой нижнего рычага 28 подвески увеличивается более чем на 0,5 мм при боковом покачивании колеса, то шаровой шарнир замените новым.
Задняя подвеска
Рис. 1.32. Задняя подвеска: 1 – продольная нижняя штанга; 2 – верхняя косая штанга; 3 – амортизатор; 4 – витая пружина; 5 – буфер сжатия; 6 – поперечная штанга
|
Проверка технического состояния задней подвески (рис. 1.32) согласно сервисной книжке сводится к периодическим осмотрам резиновых втулок крепления штанг, буферов сжатия, резиновых втулок амортизаторов, пружин и штанг. При обнаружении износа, разрушения, поломки деталей замените их новыми.
Износ резиновых втулок определяется визуально и покачиванием задней части автомобиля для выявления зазора в точках крепления штанг и амортизаторов.
Для проверки амортизаторов задней подвески (а также амортизаторных стоек передней подвески) прокачайте каждую сторону подвески до касания буферов сжатия, после чего свободные колебания кузова не должны продолжаться более трех циклов.
При этом не должно быть стуков и заеданий амортизаторов, а также подтекания жидкости. Амортизаторы ремонтируйте на станции технического обслуживания.
Колеса
Перестановка и балансировка колес
Для исключения неравномерного износа шин периодически в соответствии с указаниями в сервисной книжке меняйте местами колеса по схеме (рис. 1.33). Окончательно затягивайте болты крепления колеса только на автомобиле, стоящем на колесах. При сборке на заводе автомобиль укомплектован отбалансированными колесами.
В процессе эксплуатации при возникновении виляния передних колес, пятнистом износе шин и после каждого монтажа новых шин проверяйте балансировку колес на станции технического обслуживания.
Дисбаланс устраняют с помощью специальных балансировочных грузиков, устанавливаемых на отбортовку обода колеса. Чтобы не нарушить балансировку колеса при замене камеры, перед разбортовкой мелом сделайте отметку на покрышке против вентиля камеры и при монтаже установите покрышку по этой метке.
Шины
Нельзя эксплуатировать автомобиль при пониженном давлении в шинах. Давление воздуха в шинах проверяют манометром. Если наблюдается постоянное падение давления воздуха в шине, проверьте, нет ли утечки воздуха через золотник камеры. При обнаружении утечки воздуха доверните золотник или замените новым. Если золотник исправный, отремонтируйте или замените камеру.
Установка передних колес
Необходимость в регулировке углов установки колес возникает:
– при ухудшении стабилизации передних колес (отсутствии самопроизвольного возвращения рулевого колеса после поворота), что является следствием нарушения углов продольного наклона оси поворота телескопической стойки и развала колес;
– при уводе автомобиля от прямолинейного движения в результате большой разницы (более 0°30’) углов развала правого и левого передних колес;
– при ускоренном износе протектора шины с одной стороны из-за нарушения угла развала колес;
– при неравномерном ступенчатом износе протектора шин, что указывает на нарушение схождения колес;
– при задевании шинами деталей передней подвески из-за нарушения равенства углов поворота колес в левую и правую сторону.
Проверку и регулировку углов установки передних колес рекомендуется проводить на станциях технического обслуживания на специальных оптических стендах, обеспечивающих точность замеров углов. При отсутствии оборудования можно проверить с меньшей точностью самостоятельно с помощью отвеса, линейки, шнура или рейки. Предварительно проверьте давление в шинах, отсутствие заклинивания штоков в амортизаторных стойках, отсутствие зазоров в шарнирах передней подвески и подшипниках ступиц передних колес. Устраните обнаруженные недостатки и отклонения регулировкой или заменой неисправных деталей.
Установку колес проверяйте на полностью заправленном и снаряженном автомобиле с нагрузкой 6770 Н (677 кгс) на передние колеса и 7630 Н (763 кгс) – на задние, которая распределяется по 700 Н (70 кгс) на два передних и три задних места для сидения и 500 Н (50 кгс) в багажном отделении. Автомобиль установите на горизонтальной ровной площадке, положение передних колес должно соответствовать прямолинейному движению, при этом указатель защитного колпачка, находящегося на хвостовике шестерни рулевого механизма, должен совпадать с выступом (меткой) на крышке картера.
Для стабилизации положения узлов подвески прокачайте ее два-три раза с вертикальным усилием 400–500 Н (40–50 кгс).
Для увеличения угла продольного наклона оси поворота амортизаторной стойки поверните на 180° верхнюю опору 14 (см. рис. 4.1) относительно оси штока 18 стойки. При этом угол продольного наклона увеличится на 0°52’.
Для определения развала колес замерьте размеры А и В от точек обода с равным биением до отвеса или угольника (рис. 1.34). При правильной установке колес разность размеров (В–А) должна быть 2–8 мм. Для регулировки угла развала ослабьте болты 4, 5 (см. рис. 4.1) крепления амортизаторной стойки к поворотному кулаку.
При повороте верхнего эксцентрикового болта 5 на одно деление на шайбе, жестко запрессованной на болт, относительно треугольной риски на кронштейне амортизаторной стойки изменяется угол развала на 0°30’. По окончании регулировки затяните гайки болтов моментом 49–61 Н·м (5–6,2 кгс·м).
Проверку и регулировку схождения колес проводите после проверки развала колес. Для определения схождения колес замерьте расстояние С (см. рис. 1.34) между боковинами покрышек у краев ободьев колес. Затем передвиньте автомобиль вперед так, чтобы колеса повернулись на 180°, и замерьте расстояние в тех же точках.
При правильной установке схождения размер С должен быть на 1–3 мм больше размера D. Это положение достигается удлинением или укорочением рулевых тяг равномерно для правой и левой стороны.
Рис. 5.2. Рулевой механизм: 1 – шестерня; 2 – подшипник; 3 – кольцо упорное; 4 – гайка подшипника; 5 – манжета шестерни; 6 – защитный колпачок; 7 – гайка упора; 8 – контргайка упора; 9 – пружина упора; 10 – упор рейки; 11 – подшипник шестерни передний; 12 – втулка рейки с кольцом; 13 – картер рулевого механизма; 14 – рейка; 15 – кольцо упорное втулки; 16 – хомут крепления чехла; 17 – чехол рейки; 18 – шайба стопорная; 19 – наконечник внутренний; 20 – кольцо упорное; 21 – вкладыш наружный; 22 – вкладыш внутренний; 23 – кольцо крепления чехла; 24 – тяга шаровая; 25 – гайка наружного наконечника; 26 – наконечник тяги наружный; 27 – шплинт; 28 – палец шаровой наконечника; 29 – кольцо уплотнительное; 30 – чехол защитный; 31 – вкладыш нижний; 32 – пружина вкладыша; 33 – заглушка; 34 – кольцо пружинное; 35, 38 – гайки; 36 – винт хомута чехла рейки; 37 – гайка хомута; 39 – болт крепления картера к поперечине
|
Наконечники упираются в картер рулевого механизма, ограничивая максимальные углы поворота передних колес при условии равенства углов поворота колес в каждую из сторон, что обеспечивается регулировкой длины рулевых тяг. Разность углов поворота вправо и влево для внутренних, ближайших к центру поворота колес не должна превышать 0°30’. Для проведения указанной регулировки, а также установки необходимого схождения колес на шаровой тяге 24 (см. рис. 5.2) и наружном наконечнике 26 предусмотрена резьба. При вращении шаровой тяги изменяется расстояние между шарнирами этой тяги и угловое расположение в плоскости вращения колеса.
Рулевое управление
Регулировка рулевого управления
Свободный ход (люфт) рулевого колеса при нормальных зазорах в рулевом управлении и положении управляемых колес, соответствующем движению автомобиля по прямой, не должен превышать 5° при измерении по ободу колеса. Если свободный ход больше, выполните следующее:
– убедитесь в отсутствии зазоров в подшипниках ступиц передних колес;
– проверьте, поворачивая рулевое колесо в одну и другую сторону, нет ли стука и свободного хода в шарнирах рулевого механизма, рулевых тягах, нижнего рычага и в стойке передней подвески. При наличии неисправности изношенные узлы замените;
– проверьте и при необходимости подтяните детали крепления рулевого колеса, рулевой колонки, карданного вала, картера рулевого механизма, наконечников рулевых тяг.
Если свободный ход больше допустимого, обратитесь на станцию технического обслуживания.
Конструкция реечного рулевого механизма и шаровых шарниров рулевых тяг обеспечивает автоматическую компенсацию зазоров, появляющихся при эксплуатации, а также защиту трущихся деталей от попадания воды и грязи, не требует регулировки и пополнения смазки на протяжении длительного срока при условии сохранения герметичности защитных чехлов, так как при их повреждении резко снижается работоспособность узлов.
Эти работы проводят только при разборке и сборке рулевого механизма и шарниров рулевых тяг. Поврежденные чехлы обязательно замените новыми.
Тормоза
При обслуживании автомобиля следите за тем, чтобы на трущиеся поверхности тормозных колодок не попадала смазка.
Категорически запрещается применять для промывки деталей и узлов гидропривода тормозной системы бензин или минеральные растворители любого типа, так как это приведет к полному разрушению резиновых деталей. Гидропривод промывайте только свежей тормозной жидкостью.
Рис. 1.35. Привод ножного тормоза и выключения сцепления: 1 – вакуумный усилитель; 2 – бачок главного цилиндра сцепления; 3 – бачок главного цилиндра тормоза; 4 – главный цилиндр тормоза; 5 – главный цилиндр сцепления; 6 – выключатель сигнала торможения; 7 – педаль тормоза; 8 – педаль сцепления
|
Проверьте величину полного хода педали тормоза 150–155 мм (рис. 1.35) при незаправленной тормозной системе и величину рабочего хода педали (не более 100 мм) при работе вакуумного усилителя и усилии на педали (500±10) Н или (50±1) кгс. Вакуумный усилитель 1 не нуждается в регулировке и техническом обслуживании при эксплуатации автомобиля.
Обслуживание дисковых тормозов передних колес
Рис. 6.3. Тормозной механизм переднего колеса: 1 – цилиндр; 2 – клапан выпуска воздуха; 3 – кольцо уплотнительное; 4 – колодки тормозные; 5 – суппорт; 6 – палец направляющий; 7 – направляющая колодок; 8 – тормозной диск; 9 – щит тормоза; 10 – поршень
|
Если колодки дискового тормоза не имеют сигнализатора износа, то через каждые 15 тыс. км проверяйте их состояние. Осмотр тормозных колодок проводите при снятых колесах через окно суппорта 5 (см. рис. 6.3). Колодки заменяйте, если толщина фрикционных накладок уменьшилась до 1,5 мм. Порядок замены колодок см. «Замена тормозных колодок».
Если колодки снимают не для замены, а для доступа к другим деталям, пометьте колодки, чтобы при последующей сборке поставить их на прежнее место. Перед установкой новых колодок убедитесь, что тормозной диск 8 не имеет повреждений, например, особо глубоких рисок или износа более 0,5 мм на сторону. При необходимости замените диск новым. При обнаружении трещин, разрывов на пыльнике поршня или защитного чехла направляющего пальца замените их. После замены колодок несколько раз нажмите на педаль тормоза для подведения колодок к диску.
Обслуживание барабанных тормозов задних колес
Для осмотра тормозных колодок снимите колеса и тормозные барабаны. Поверхности фрикционных накладок должны быть чистыми, без следов смазки или грязи. При обнаружении следов смазки устраните причину ее появления, после чего очистите фрикционные накладки металлической щеткой и промойте их поверхность керосином. Поврежденные колодки замените. Колодки замените и в том случае, если толщина фрикционной накладки уменьшилась до 1,5 мм. Если на рабочей поверхности тормозных барабанов глубокие риски, кольцевой буртик или неравномерный износ (овальность), барабаны расточите на станции технического обслуживания или замените новыми.
Снижение эффективности действия стояночного тормоза свидетельствует о вытягивании троса, замасливании или полном износе накладок колодок тормозов задних колес.
Замена масла и смазка агрегатов и механизмов
Для обеспечения лучших условий работы агрегатов и механизмов применяйте смазочные материалы, рекомендованные в приложении 3, соблюдайте периодичность их добавления и замены согласно сервисной книжке. Не смешивайте масла и жидкости разных марок при замене или доливке их в агрегаты автомобиля. Следует промывать системы при замене и переходе с одного вида смазки или жидкости на другой.
Замена масла в картере двигателя
Рис. 1.36. Двигатель мод. 331 со сцеплением и коробкой передач: 1 – пробка отверстия для слива масла из поддона двигателя; 2 – указатель уровня масла; 3 – полнопоточный масляный фильтр
|
Рис. 1.37. Крышка головки блока с маслоналивной горловиной: 1 – крышка головки блока; 2 – пробка; 3 – маслоналивная горловина
|
Рис. 1.38. Расположение указателя уровня масла и пробки наливной горловины масла двигателя ВАЗ-2106: 1 – указатель уровня масла; 2 – пробка наливной горловины
|
Замену масла проводите на горячем двигателе. Для слива отработанного масла отверните пробку 1 (рис. 1.36) у двигателя мод. 331 или пробку 24 (см. рис. 2.36) у двигателя мод. ВАЗ-2106. После слива масла из картера промойте смазочную систему двигателя моющим маслом, для чего залейте 2–2,5 л чистого масла, запустите двигатель и дайте ему поработать на холостом ходу в течение 10 мин. Далее слейте моющее масло и замените полнопоточный масляный фильтр. Залейте чистое масло, соответствующее сезону эксплуатации, через горловину 3 (рис. 1.37) двигателя мод. 331 или горловину, закрываемую пробкой 2 (рис. 1.38) двигателя мод. ВАЗ-2106. Масло необходимо заливать до метки МАХ на указателе уровня масла 2 (рис. 1.36) двигателя мод. 331 или указателе 1 (рис. 1.38) двигателя ВАЗ-2106. Пустите двигатель, дайте ему поработать до полного нагрева масла и остановите. Через 5–8 мин измерьте уровень масла и при необходимости доведите до верхней метки.
Замена фильтрующего элемента полнопоточного фильтра очистки масла
Рис. 1.39. Фильтр масляный полнопоточный: 1 – фильтр; 2 – штуцер; 3 – кронштейн; 4 – кронштейн в сборе; 5 – датчик давления масла; 6 – прокладка; 7 – шайба; 8 – болт
|
Для замены масляного фильтра типа ДААЗ-2105 отверните его со штуцера 2 (рис. 1.39), завернутого в кронштейн 3 полнопоточного фильтра. Для снятия масляного фильтра применяйте приспособление, показанное на рис. 1.40. Проверьте качество уплотнительного резинового кольца, смажьте его моторным маслом и установите новый масляный фильтр. Новый масляный фильтр при установке на место заворачивайте только усилием руки.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Уровень масла проверяйте на холодной коробке, когда все масло стечет со стенок картера и шестерен.
|
Замена масла в коробке передач
Рис. 1.41. Картер коробки передач мод. 2126: 1 – пробка для заливки и контроля; 2 – пробка сливного отверстия
|
Слейте отработанное масло из картера через сливное отверстие в нижней части картера, закрываемое резьбовой пробкой 2 (рис. 1.41). Залейте новое масло в картер через отверстие с левой стороны, закрываемое резьбовой пробкой 1, до нижней кромки отверстия. Допускается понижение уровня масла ниже кромки примерно на 6 мм.
Смазка шлицевого соединения переднего карданного вала
Через каждые 30 тыс. км пробега смажьте смазкой «Фиол-1» подвижное шлицевое соединение переднего карданного вала с фланцем эластичной муфты, отвернув резьбовую пробку.
Замена масла в картере заднего моста
Для слива отработанного масла отверните пробку сливного отверстия. Залейте новое масло в картер заднего моста до нижней кромки наливного отверстия, закрываемого пробкой.
Замена жидкости гидравлических приводов сцепления и рабочей тормозной системы
При замене тормозной жидкости в приводах сцепления и рабочей тормозной системе слейте из них отработанную жидкость и промойте свежей жидкостью.
Удалять воздух из систем необходимо после устранения неисправности, возникшей из-за нарушения герметичности гидропривода и при замене жидкости. Признаками наличия воздуха в системе являются увеличенный ход и «мягкость» хода педали. При пользовании тормозной жидкостью не допускайте попадания ее на окрашенные поверхности автомобиля. Порядок замены тормозной жидкости и прокачки привода сцепления см. операции по ремонту привода сцепления, а привода тормозов – см. «Замена тормозной жидкости».
Смазка шарниров передней подвески и рулевых тяг
В процессе эксплуатации автомобиля согласно периодичности технического обслуживания, указанной в сервисной книжке, проверяйте состояние защитных чехлов шарниров. Поврежденные чехлы замените новыми, вложив в них новую смазку.
Подшипники ступиц передних и задних колес
На автомобиле установлены подшипники с двусторонним уплотнением. В процессе эксплуатации они не требуют регулировки и дополнительной смазки.
Смазка механизмов арматуры кузова
Механизмы и детали арматуры кузова смазывайте при появлении скрипа во время работы, заедании подвижных частей и пр.
Для удовлетворительной работы шарнирных соединений трущихся поверхностей в механизмах арматуры кузова достаточно подачи нескольких капель масла или нанесения тонкого слоя смазки. Излишки смазки удалите, чтобы не загрязнить обивку кузова.
Заправка системы охлаждения двигателя
Система охлаждения двигателя заполнена специальной жидкостью – антифризом, не замерзающей при температуре окружающего воздуха до –40 °С. Кроме того, она обладает антикоррозионными и антивспенивающими свойствами, препятствующими образованию накипи. Антифриз может оставаться в системе в течение трех лет при условии, что общий пробег за указанное время не превысит 60 тыс. км.
При техническом обслуживании автомобиля проверьте и при необходимости восстановите уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке не ниже метки МIN. Порядок замены охлаждающей жидкости см. «Система охлаждения».
Будьте осторожны при снятии пробки с горловины расширительного бачка на горячем двигателе: чтобы не обжечься, снимите пробку, накрыв большой салфеткой.
Электрооборудование
Приборы электрооборудования работают от источника постоянного тока номинальным напряжением 12 В, соединены по однопроводной схеме. Вторым проводом служат металлические части («масса») автомобиля, к которым присоединены клеммы «–» приборов.
Исправность работы приборов электрооборудования проверяют по приведенным схемам (см. «Схемы электрооборудования»). Возможные изменения в схемах связаны с их усовершенствованием. Цветовые обозначения проводов указаны в электрической схеме.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
1. При выполнении ремонтных работ, связанных с разъединением и соединением проводов, ошибочное присоединение вывода «+» генератора к «массе» автомобиля приводит к выходу из строя выпрямителя тока и электронных узлов.
2. Не отключайте аккумуляторную батарею при работе двигателя – это может привести к выходу из строя регулятора напряжения, выпрямителя и электронных узлов.
|
В системе электрооборудования автомобиля разъем для диагностики, установленный в подкапотном пространстве на левом брызговике, служит для подключения стендов для диагностики электрооборудования.
Блок предохранителей и реле
Плавкие предохранители и реле установлены в монтажном блоке, смонтированном в левой стороне моторного отсека. В состав блока, в зависимости от комплектации автомобиля, входят 16 плавких предохранителей, реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации, реле стеклоочистителя, реле дальнего света фар, реле звукового сигнала, реле вентилятора охлаждения радиатора, реле ближнего света фар, реле обогрева заднего стекла.
Монтажный блок сверху закрыт крышкой, на внутренней стороне которой нанесены номера предохранителей и символы узлов, электрические цепи которых защищены предохранителями.
Перед заменой перегоревшего предохранителя устраните причину выхода его из строя.
Плавкими предохранителями не защищены цепи зажигания, обмотка возбуждения генератора, реле включения фар.
Аккумуляторная батарея
Техническое обслуживание батареи проводите согласно инструкции по эксплуатации аккумуляторных батарей.
Система зажигания
Для того чтобы система зажигания работала нормально, следите за чистотой проводов высокого напряжения, состоянием резиновых колпачков на проводах, появлением следов окисления в местах соединений.
Свечи зажигания
Регулярно очищайте свечи от нагара и регулируйте зазор между электродами. Перед вывертыванием свечи удалите щеткой или сжатым воздухом грязь из гнезда свечи в головке блока цилиндров. Нагар очищайте жесткой щеткой или стеклянной шкуркой, не применяйте для очистки металлический инструмент.
Зазор между электродами свечи проверяйте круглым проволочным щупом и регулируйте подгибанием бокового электрода. Зазор для двигателя мод. 331 должен быть 0,8–0,95 мм, для двигателя мод. 2106 – 0,5–0,6 мм.
Для надежного пуска двигателя в холодное время года замените свечи зажигания новыми.
Старые, но еще работоспособные свечи можно использовать в теплое время года. При установке новой свечи промойте ее неэтилированным бензином и просушите на воздухе. Свечи устанавливайте на место обязательно с прокладкой и затягивайте с помощью специального ключа.
Распределитель зажигания
При техническом обслуживании распределителя зажигания выполните следующие работы:
– очистите от масла и грязи наружную и внутреннюю поверхности крышки распределителя, протрите чистой тряпкой, смоченной в бензине, ротор, кулачок и контакты прерывателя;
– проверьте состояние рабочей поверхности контактов прерывателя. В случае большого переноса металла с одного контакта на другой зачистите их плоским бархатным надфилем. Полностью выводить углубление на контакте рычажка прерывателя не рекомендуется;
– проверьте зазор между контактами прерывателя, который должен быть (0,45±0,05) мм – для двигателя мод. 331, (0,4±0,05) мм – для двигателя мод. 2106;
– проверьте правильность начальной установки момента зажигания (см. «Электрооборудование. Регулировка распределителя зажигания») для всех моделей.
При наличии специального оборудования вместо регулировки зазора установите угол замкнутого состояния контактов (50±3)° для двигателя мод. 331, (55±3)° для двигателя мод. 2106.
При смазке трущихся деталей распределителя зажигания нельзя применять масло из картера двигателя и подавать больше, чем нужно: излишняя смазка загрязняет контакты прерывателя.
Генератор
При техническом обслуживании:
– проверьте затяжку деталей крепления генератора;
– проверьте натяжение ремня привода генератора (см. «Двигатель»). При регулировке избегайте излишнего натяжения ремня, чтобы не вызывать повышенных нагрузок на подшипники генератора;
– отверните два винта крепления регулятора напряжения к крышке генератора и снимите регулятор напряжения со щеткодержателем и кожухом;
– проверьте легкость перемещения щеток в держателе и величину их износа. Если щетки выступают из щеткодержателя на 5 мм и меньше, замените щеткодержатель;
– зачистите стеклянной шкуркой контактные кольца генератора.
Не допускается:
– проверять исправность генератора по искрению, замыкая на «массу» и между собой выводы генератора;
– работа генератора с отключенной аккумуляторной батареей.
Стартер
При обслуживании стартера выполните следующие операции:
– проверьте затяжку гаек шпилек крепления стартера к блоку цилиндров двигателя;
– проверьте затяжку зажимов проводов, присоединяемых к клеммам стартера;
– проверьте износ и прилегание щеток, замените щетки новыми в случае их износа до высоты менее 7 мм для двигателя мод. 331 и 12 мм – для двигателя мод. 2106;
– протрите коллектор чистой тряпкой, смоченной в бензине. Если следы подгорания не смываются, зачистите коллектор стеклянной шкуркой;
– проверьте состояние контактов тягового реле, при подгорании зачистите;
– очистите и смажьте смазкой Литол-24 шлицы вала стартера, втулки обеих крышек, шестерню включения и поводковое кольцо привода стартера.
Нельзя включать стартер при вращающемся маховике двигателя.
Кузов
Мойка
Кузов следует мыть сразу после поездки, как только остынет капот. Чтобы вода не попадала на трущиеся поверхности тормозов задних колес, предварительно включите стояночный тормоз.
На открытом воздухе в летнее время кузов моют в тени. Нельзя мыть кузов на открытом воздухе при температуре ниже 0 °С, а также выезжать из гаража на мороз, если кузов еще мокрый. Для обеспечения чистоты поверхности покрытия при мойке желательно применять автошампуни. Струю холодной или слегка теплой воды под напором средней силы надо направлять под углом к поверхности кузова.
Днище кузова и механизмы шасси промывают водой из шланга под большим напором, при этом вода не должна попадать на электрооборудование, находящееся под капотом двигателя.
При отсутствии водопровода обильно поливайте кузов водой из садовой лейки или ведра. Категорически запрещается употреблять соду, керосин, минеральные масла и морскую воду. Они разрушают не только краску, но и резиновые уплотнители оконных стекол.
Пятна минерального масла или битума с поверхности кузова удаляйте очистителем битумных пятен или ветошью, слегка смоченной в бензине, затем промойте большим количеством теплой воды и протрите насухо.
Засохшую грязь на наружных поверхностях кузова несколько раз смочите струей воды, от которой она размягчится и легко смоется с поверхности кузова. Когда грязь и пыль смыты, на поверхности кузова остается еще тонкий слой ила, который удаляют, смачивая губку, мягкую волосяную щетку, замшу теплой водой и бесщелочными моющими составами. Затем еще раз облейте чистой водой, быстро протрите сухой мягкой фланелью весь кузов, чтобы на поверхности не было пятен.
Периодически прочищайте деревянной палочкой отверстия в щите передней части кузова, через которые вытекает вода, скапливающаяся в полости бруса щита передка, а также дренажные отверстия в дверях и порогах кузова.
Чистка обивки салона и ковриков пола
Для поддержания хорошего внешнего вида обивки салона и ковриков промойте их слабым раствором двууглекислой соды в теплой воде или мыльным раствором, пользуясь губкой или куском поропласта. После мойки насухо протрите фланелью или чистой тряпкой. Жирные пятна с обивки удаляйте автоочистителями обивки.
Защита окрашенных поверхностей
Для защиты лакокрасочного покрытия кузова и сохранения хорошего внешнего вида регулярно обрабатывайте окрашенные поверхности полировальными составами. Перед полировкой тщательно вымойте и высушите кузов.
Полироли делятся на три группы: для новых покрытий, частично потерявших блеск и старых покрытий. Периодичность возобновления защитного слоя (полировки) определяется в зависимости от условий эксплуатации и рекомендаций для применяемого состава. Для новых покрытий один раз в месяц применяйте полироли первой группы: «Автополироль», «Автополироль-2», автополироль «Глянец» и «Автополироль консервирующий». Для обновления потускневшего лакокрасочного покрытия после 2–3 лет эксплуатации не чаще одного раза в три месяца используйте полироли второй группы: полироль для обветренных покрытий. Полироли для старых покрытий применяют после 3–5 лет эксплуатации.
Автополироль содержит в своем составе более крупный абразив, поэтому применяйте его не чаще одного раза в год.
После нанесения полиролей второй и третьей групп обработайте кузов полиролем для новых покрытий.
Защита днища и его скрытых полостей
Антикоррозионную защиту днища кузова, внутренних поверхностей крыльев и брызговиков, наружных поверхностей лонжеронов и усилителей пола, колесных ниш и других деталей, постоянно подвергающихся воздействию различных загрязнений и влаги, проводите не реже одного раза в год. Перед нанесением антикоррозионных защитных составов поверхности промойте струей воды с помощью жесткой щетки до полного удаления грязи и тщательно просушите. Замасленные пятна удалите ветошью, смоченной бензином. Отслаивающееся покрытие срежьте ножом, ржавчину с металла снимите шкуркой, поверхность обезжирьте и просушите. Для удаления рыхлых толстых слоев ржавчины пользуйтесь преобразователями ржавчины. Нанесите грунт, высушите. Подготовленную таким образом поверхность покройте защитным антикоррозионным составом: мастикой битумной антикоррозионной, автоантикором для днища битумным. Мастику наносят в 2–3 слоя, толщина сухого слоя 0,5–1 мм. При обработке мастикой не допускайте ее попадания на механизмы и тросы, а также забивания отверстий для стока воды.
Обеспечьте защиту консервирующим составом типа «Мовиль» не реже раза
в год стыков сварных соединений, полостей порогов пола, поперечин пола, лонжеронов, внутренних полостей пола, усилителей пола и днищ, стоек боковины, усилителей капота и багажника, щитков радиатора, гнезд фар и пр. Перед нанесением состава тщательно удалите загрязнения и просушите.
Подкраска поверхностей
При повреждении краски на поверхности кузова, но сохранности слоя грунта зачистите дефектное место и подкрасьте его эмалью из прилагаемой к автомобилю баночки с запасной краской. Кузов автомобиля окрашен синтетической эмалью. В приложенной к автомобилю баночке находится быстросохнущая нитрокомбинированная эмаль того же цвета. Она высыхает при комнатной температуре за 15–20 мин.
Если нарушен слой грунта, поврежденное место зашлифуйте до чистого металла, загрунтуйте, просушите, зашлифуйте слой грунта и подкрасьте эмалью.
Хранение автомобиля
Правила хранения
Для постановки автомобиля на длительное хранение необходимо выполнить комплекс мероприятий, гарантирующих его исправность на весь срок хранения. Наилучшие результаты достигаются при хранении автомобиля в чистом, утепленном темном помещении при температуре воздуха не менее +5 °С и относительной влажности 50–70%.
Автомобили, поступающие в различные ведомства или торговую сеть, могут храниться этими организациями без проведения консервации не более одного года со дня отгрузки с предприятия-изготовителя. Если после указанного срока автомобиль не вводится в эксплуатацию, организация в процессе хранения и перед продажей должна выполнить регламентные профилактические работы, перечисленные ниже.
При хранении автомобиля в помещении, в которое проникает солнечный свет, кузов и шины покройте чехлом из материала, пропускающего влагу.
Такой чехол способен защищать автомобиль не только от действия солнечного света, но и от пыли. Применение чехлов из влагонепроницаемых материалов (брезент, клеенка и т. д.) приводит к конденсации влаги на поверхности кузова. В свою очередь, длительное воздействие влаги на краску может вызвать ее отслаивание и образование вздутий.
Лакокрасочное покрытие при надлежащем уходе сохраняет блеск в течение всего срока эксплуатации, но при неправильном хранении под водонепроницаемым чехлом может быть разрушено в течение нескольких суток.
Оптимальный вариант хранения автомобиля на открытой стоянке – водонепроницаемый чехол, натянутый на каркас в виде палатки с воздушной прослойкой между кузовом и чехлом, а также с зазором между землей и чехлом для вентиляции.
Обслуживание автомобиля при длительном хранении
Если автомобиль ставится на длительное хранение, в том числе на межсезонный (зимний) период, выполните следующее:
– тщательно очистите автомобиль от пыли и грязи;
– подкрасьте места с поврежденной краской на поверхности кузова, механизмах и агрегатах шасси, на кузов нанесите автоконсервант или автовоск;
– пустите двигатель и дайте ему поработать 1–2 мин без нагрузки на холостом ходу; дайте двигателю остыть, выверните свечи и залейте в каждый цилиндр примерно по 30 см3 моторного масла, проверните стартером коленчатый вал на 2–3 оборота, чтобы стенки цилиндров, поршневые кольца, поршни покрылись защитной масляной пленкой; установите свечи;
– слейте жидкость из бачка омывателя ветрового стекла и системы охлаждения, если они заправлены водой;
– ослабьте натяжение ремня привода генератора;
– заклейте промасленной лентой (бумажной или тканевой) входное отверстие корпуса воздухоочистителя и выходное отверстие отводящей трубы глушителя;
– очистите электропровода от грязи, насухо протрите, смажьте контакты прерывателя;
– отсоедините клеммы от аккумуляторной батареи;
– аккумуляторную батарею храните согласно указаниям инструкции по эксплуатации;
– покройте сплошным тонким слоем защитной смазки неокрашенные крепежные детали механизмов управления заслонками карбюратора, стояночной тормозной системы, замки капота и дверей кузова;
– для защиты от пыли двигатель под капотом закройте брезентом, пленкой или промасленной бумагой;
– для уменьшения нагрузки на шины поднимите автомобиль до отрыва колес от уровня пола. Чтобы не деформировать детали амортизаторных стоек и амортизаторов, опустите автомобиль на 20–30 мм, установив на подставки, и снизьте давление в шинах до 0,1 МПа (1,0 кгс/см2);
– подставки устанавливайте в местах расположения гнезд для домкрата;
– смажьте и оберните промасленной бумагой шоферский инструмент и принадлежности.
При хранении автомобиля один раз в два месяца выполните следующее:
– снимите чехол и осмотрите автомобиль. При обнаружении ржавчины поврежденные участки зачистите и подкрасьте или покройте защитной смазкой;
– поверните рулевое колесо на 2–3 оборота в каждую сторону;
– нажмите и отпустите педали тормоза, сцепления и акселератора, рычаг стояночного тормоза, ручку управления воздушной заслонкой карбюратора.
Подготовка к эксплуатации после хранения
Подготовьте автомобиль к эксплуатации после длительного хранения в следующем порядке:
– накачайте воздух в шины до нормального давления, удалите подставки из-под основания кузова автомобиля;
– удалите защитную смазку с деталей и узлов чистой мягкой тряпкой;
– удалите промасленную бумагу или изоляционную ленту, которыми были заклеены детали автомобиля;
– отрегулируйте натяжение приводного ремня генератора;
– приведите в рабочее состояние и установите на автомобиль аккумуляторную батарею. Перед присоединением наконечников проводов к клеммам батареи тщательно протрите наконечники;
– проверьте состояние и при необходимости заправьте жидкостью систему охлаждения и бачок омывателя ветрового стекла;
– промойте чистым бензином контакты распределителя зажигания и протрите их насухо;
– выверните свечи и промойте их в неэтилированном бензине. Не ввертывая свечи, проверните стартером коленчатый вал на 2–3 оборота для освобождения цилиндров от лишнего масла, а затем вверните свечи в головку блока цилиндров;
– перед началом эксплуатации проверьте работу всех агрегатов и механизмов автомобиля.