Поиск

Saab

Сервисное обслуживание и эксплуатация
Предлагаем Вашему вниманию адресно-телефонный справочник автопредприятий предоставляющих товары и услуги автомобилям Saab:
 

3.2 Коробка передач

3.2. Коробка передач

Возможные неисправности коробки передач, их причины и способы устранения
3.2 Коробка передач Saab


        ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
На автомобили с двигателями мод. 2106 могут устанавливаться коробки передач ВАЗ-21074-1700010 или Иж-2126-1700010-80. Из-за конструктивных особенностей первичный вал коробки передач для двигателя мод. 2106 длиннее, чем для двигателя мод. 331.

Особенности конструкции  коробки передач мод. 2126
Коробка передач состоит из первичного, вторичного, промежуточного валов, картера, задней крышки и механизма переключения передач.

3.2 Коробка передач Saab
Рис. 3.26. Коробка передач: 1 – первичный вал; 2 – сухарь; 3 – рычаг включения заднего хода; 4 – редуктор привода спидометра; 5 – болт крепления редуктора спидометра; 6 – шайба; 7 – прокладка верхней крышки; 8 – болт крепления верхней крышки; 9 – блокирующее кольцо третьей и четвертой передач; 10 – ступица третьей и четвертой передач; 11 – шестерня третьей передачи; 12 – ступица пятой передачи; 13 – муфта пятой передачи; 14 – шестерня пятой передачи; 15 – шестерня второй передачи; 16 – подшипник роликовый; 17 – блокирующее кольцо второй передачи; 18 – муфта-шестерня заднего хода; 19 – шестерня первой передачи; 20 – упорная шайба; 21 – подшипник вторичного вала задний; 22 – ступица первой и второй передач; 23 – шпонка; 24 – механизм переключения передач; 25 – распорная втулка; 26 – шестерня ведущая привода спидометра; 27 – манжета; 28 – стопорный шарик; 29 – гайка; 30 – вторичный вал; 31 – стопорное кольцо; 32 – центрирующее кольцо; 33 – уплотнитель; 34 – стопорная шайба; 35 – фланец эластичной муфты; 36 – грязеотражатель; 37 – шайба; 38 – болт промежуточного вала задний; 39 – болт; 40 – гайка; 41 – подшипник промежуточного вала задний; 42 – шарик; 43 – крышка задняя; 44 – прокладка задней крышки; 45 – шестерня промежуточная; 46 – подшипник роликовый; 47 – стопорное кольцо; 48 – ось промежуточной шестерни; 49 – промежуточный вал; 50 – кольцо стопорное; 51 – муфта третьей и четвертой передач; 52 – картер коробки передач; 53 – шайба; 54 – болт промежуточного вала передний; 55 – подшипник промежуточного вала передний; 56 – подшипник первичного вала; 57 – подшипник роликовый вторичного вала; 58 – стопорное кольцо подшипника


Первичный вал 1 (рис. 3.26) изготовлен за одно целое с шестерней постоянного зацепления. Он вращается в двух шариковых подшипниках, передний – запрессован в гнездо торца коленчатого вала, задний подшипник 56 помещен в передней стенке картера 52 коробки передач, поджимается тарельчатой пружиной и уплотняется сальником, расположенным в картере сцепления.
Промежуточный вал 49 изготовлен в виде блока шестерен и опирается на два подшипника.
Передний подшипник 55 роликовый, установлен на промежуточном валу и закреплен на нем шайбой 53 и болтом 54. Задний подшипник 41 шариковый двухрядный, закреплен на валу шайбой 37 и болтом 38 и фиксируется в картере 52 задней крышкой 43.
Вторичный вал 30 установлен в двух подшипниках. Передний роликовый подшипник 57 расположен в расточке первичного вала, задний подшипник 21 – в задней стенке картера коробки, зафиксирован с помощью задней крышки и упорной шайбы 20 и уплотнен манжетой 27, расположенной в этой же крышке.
На вторичном валу свободно размещены шестерни 11 и 14 третьей и пятой передач, шестерни 19 и 15 первой и второй передач установлены на валу на игольчатых подшипниках. Все шестерни находятся в постоянном зацеплении с соответствующими венцами блока шестерен промежуточного вала 49.
На переднем конце вторичного вала – три шлица, на которых крепятся ступицы скользящих муфт синхронизаторов третьей, четвертой и пятой передач. Ступица синхронизатора первой и второй передач закреплена на валу шпонкой 23. Шестерня заднего хода 18 выполнена на скользящей муфте синхронизатора первой и второй передач. На задней шейке вала размещена ведущая шестерня 26 привода спидометра, фланец эластичной муфты 35 карданного вала напрессован на шлицы вала и фиксируется гайкой 29 со стопорной шайбой 34.
Промежуточная шестерня 45 заднего хода установлена на роликовом подшипнике на оси 48, запрессованной в отверстиях картера коробки передач и зафиксированной от поворота шариком 42. При включении заднего хода шестерня 45 одновременно входит в зацепление с зубьями шестерен заднего хода на промежуточном валу и соответствующим венцом блока шестерен, что обеспечивает передачу крутящего момента от промежуточного вала на вторичный вал.
Синхронизаторы всех передач переднего хода состоят из ступиц 10, 12, 22, скользящих муфт 13, 18, 51, блокирующих колец 9, 17 и пружинных разрезных колец.
Скользящая муфта соединяется с вторичным валом коробки передач через ступицу, жестко связанную с валом.
Блокирующее кольцо соединяется со ступицей через три выступа на торце ступицы и три паза на зубчатом венце блокирующего кольца. Пружинное разрезное кольцо, установленное между блокирующим кольцом и ступицей синхронизатора, тремя своими выступами, проходящими через пазы на ступице, взаимодействует со скользящей муфтой.
При включении передачи муфта через пружинное кольцо поджимает блокирующее кольцо к конусной поверхности шестерни включаемой передачи, происходит сцепление конусов шестерни и блокирующего кольца. Повернувшееся на ограниченный угол относительно ступицы кольцо блокирует дальнейшее продвижение муфты синхронизатора до тех пор, пока не произойдет полное выравнивание относительных скоростей шестерни включаемой передачи и вторичного вала. Тем самым обеспечивается безударное включение передачи.

3.2 Коробка передач Saab
Рис. 3.27. Механизм и привод переключения передач: 1 – крышка верхняя; 2 – шарик; 3 – пружина; 4 – пробка фиксатора; 5 – прокладка шаровой опоры; 6 – чашка направляющая; 7 – штифт; 8 – рычаг переключения передач; 9 – опора шаровая; 10 – шайба сферическая; 11 – стопорное кольцо; 12 – фланец крепления чехла; 13 – шайба; 14 – гайка; 15 – чехол рычага; 16 – опорная шайба; 17 – пружина рычага: 18 – хомут внутреннего чехла; 19 – чехол изолирующий; 20 – хомут изолирующего чехла; 21 – скоба оттяжной пружины; 22 – оттяжная пружина; 23 – крышка защитная; 24 – шайба пружинная; 25 – стопорный болт; 26 – прокладка изолирующая; 27 – вилка первой и второй передач; 28 – запорная втулка; 29 – втулка демпфера; 30 – втулка дистанционная; 31 – упорная подушка демпфера; 32 – стержень рычага; 33 – рукоятка рычага управления; 34 – чехол рычага; 35 – рамка; 36 – винт; 37 – шайба пружинная; 38 – шток первой и второй передач; 39 – плунжер головки; 40 – головка штока первой и второй передач; 41 – пробка штоков; 42 – толкатель; 43 – шток третьей и четвертой передач; 44 – головка штока третьей и четвертой передач; 45 – шток пятой передачи; 46 – головка штока пятой передачи; 47 – головка штока заднего хода; 48 – шайба; 49 – стопорный болт; 50 – шток заднего хода; 51 – вилка заднего хода; 52 – прокладка изолирующая; 53 – крышка защитная; 54 – винт; 55 – шайба; 56 – вилка включения пятой передачи; 57 – вилка включения третьей и четвертой передач; 58 – выключатель света заднего хода; 59 – прокладка верхней крышки


Механизм переключения передач размещен в верхней крышке 1 (рис. 3.27), в него входят:
1) составной рычаг переключения передач 8, 28, 29, 30, 31, 32;
2) четыре штока 38, 43, 45, 50, на которых закреплены вилки переключения передач 27, 51, 56, 57;
3) фиксаторы 2, 3, 4 штоков;
4) замковое устройство 2, 42 штоков. Передачи переключаются с помощью стержня 32 рычага переключения передач 8, выведенного через пол кузова справа от места водителя.
Стержень рычага переключения передач снабжен демпфирующим устройством, поглощающим вибрации и обеспечивающим плавное включение передач.
Для предотвращения самопроизвольного выключения передач служат фиксаторы, состоящие из шариков 2 и пружин 3. Блокировочное устройство, состоящее из двух толкателей 42 и трех шариков 2, предохраняет коробку от одновременного включения двух передач. При помощи пружины 22 нижняя головка рычага переключения всегда располагается в нейтральном положении в головке 44 штока включения третьей и четвертой передач.
С левой стороны механизма переключения располагается выключатель 58 света заднего хода.
Номинальные размеры, допуски и посадки узлов и деталей коробки передач даны в табл. 3.4.

Таблица 3.4   Номинальные размеры, допуски, зазоры и натяги в основных сопрягаемых деталях коробки передач и ее привода
3.2 Коробка передач Saab

Снятие коробки передач.
1. Установите автомобиль на смотровую канаву или подъемник и вывесите одно или оба задних колеса.
2. Отсоедините провод от клеммы «–» аккумуляторной батареи.
3. Снимите кожух туннеля пола.
4. Прижимая вниз стержень 32 (см. рис. 3.27) рычага, отверткой или каким-либо другим заостренным инструментом выньте упругое кольцо из канавки на стержне рычага и снимите стержень.
5. Отсоедините провода от выключателя света заднего хода.
6. Снимите изолирующий чехол 19.
7. Отсоедините защитную крышку 23 на туннеле пола.
8. Отсоедините хомут приемной трубы глушителя.
9. Отверните гайки крепления приемной трубы глушителя к выпускному коллектору и снимите трубу.
10. Снимите рабочий цилиндр привода сцепления.
11. Снимите стартер.
12. Отверните гайки и снимите кронштейн безопасности карданного вала.
13. Отверните накидную гайку и отсоедините гибкий вал спидометра от редуктора спидометра.
14. Отверните гайки болтов крепления эластичной муфты к фланцу и, прокручивая карданный вал, выньте болты.
15. Опустите и отведите в сторону передний карданный вал с муфтой.
16. Отверните гайки болтов крепления подушки задней подвески двигателя к поперечине, затем гайки крепления поперечины к кузову и снимите ее, поддерживая коробку передач снизу.
17. Поставьте под картер коробки передач домкрат или другую подходящую опору.
18. Шарнирным торцовым ключом отверните гайки крепления картера сцепления к блоку цилиндров.
19. Снимите коробку передач вместе с картером сцепления, сместив ее к задней части автомобиля так, чтобы извлечь первичный вал коробки передач из переднего подшипника в торце коленчатого вала и из ступицы ведомого диска сцепления.

        ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
При снятии или установке коробки передач категорически запрещается опирать конец первичного вала коробки на упорный фланец нажимной пружины сцепления, чтобы не деформировать соединительные пластины сцепления.

Установка коробки передач
1. С помощью оправки отцентрируйте ведомый диск сцепления.
2. Поднимите гидравлическим домкратом коробку передач на уровень двигателя и передвиньте ее вдоль автомобиля так, чтобы первичный вал вошел в шлицы ведомого диска сцепления и в передний подшипник. Если шлицы первичного вала не попадают в соответствующие пазы шлицевого отверстия ступицы, рекомендуется, медленно поворачивая вторичный вал коробки передач при включенной прямой передаче, слегка подавать коробку передач вперед до тех пор, пока вал своей шлицевой частью не войдет в ступицу и коробка не займет правильное положение.
3. Поддерживая коробку передач снизу, заверните верхние гайки крепления картера сцепления к блоку цилиндров.
4. Установите стартер.
5. Установите и прикрепите к крышке заднего подшипника коробки передач подушку в сборе с поперечиной задней подвески двигателя. Затем прикрепите поперечину к кузову.
6. Соедините эластичную муфту карданного вала с фланцем коробки передач и закрепите болтами с гайками.
7. Установите кронштейн безопасности карданного вала и закрепите его гайками.
8. Установите и прикрепите к приводу спидометра гибкий вал спидометра.
9. Установите на картер сцепления рабочий цилиндр привода сцепления.
10. Установите снизу приемную трубу глушителя.
11. Прикрепите хомутом приемную трубу к коробке передач.
12. Залейте в коробку передач масло до уровня контрольного отверстия.
13. Установите в стержень рычага переключения передач упорную подушку 31 (см. рис. 3.27), верхнюю втулку 29 демпфера, дистанционную втулку 30, нижнюю втулку демпфера и запорную втулку 28.
14. Установите стержень на рычаг и прижмите его вниз до захода лапок дистанционной втулки в канавку рычага.
15. Подсоедините провода к выключателю света заднего хода.
16. Установите защитную крышку 23.
17. Установите защитный чехол 19.
18. Установите кожух туннеля пола.

Ремонт коробки передач
Разборка коробки передач
1. Снимите коробку передач с автомобиля.
2. Тщательно очистите снаружи коробку передач.
3. Установите коробку передач на стенд.
4. Выверните пробку сливного отверстия и слейте масло из коробки передач.
5. Отверните болты крепления коробки передач к картеру сцепления и снимите картер с прокладкой (вместе с сальником и пружинным кольцом).
6. Отверните болт 5 (см. рис. 3.26) и снимите редуктор 4 привода спидометра.
7. Отверните болты 8 и снимите верхнюю крышку с механизмом переключения 24.
8. С помощью щипцов снимите стопорное кольцо 31 с конца вторичного вала коробки передач.
9. Разогните стопорную шайбу 34 гайки фланца эластичной муфты, отверните гайку 29 на несколько оборотов, чтобы сдвинуть центрирующее кольцо 32 эластичной муфты, и снова заверните гайку. С помощью съемника снимите с конца вторичного вала центрирующее кольцо эластичной муфты карданного вала.
10. Снимите с конца вторичного вала уплотнитель 33 центрирующего кольца эластичной муфты, отверните гайку 29 и с помощью съемника снимите фланец 35 эластичной муфты.
11. Отверните гайки крепления крышки 43 заднего подшипника вторичного вала коробки передач и снимите крышку вместе с манжетой 27 вторичного вала.
12. Снимите ведущую шестерню 26 привода спидометра.
13. Снимите конусную распорную втулку 25.
14. Включите одновременно две передачи, чтобы не проворачивались валы относительно друг друга.
15. Отверните стопорные болты 54 и 38 переднего 55 и заднего 41 подшипников промежуточного вала коробки передач.
16. Сдвиньте промежуточный вал 49 назад, насколько это возможно, предварительно выключив передачи.
17. Выньте стопорное кольцо заднего подшипника 41 промежуточного вала, затем за проточку на подшипнике выньте наружное кольцо из картера коробки передач вместе с половинкой внутреннего кольца.
18. Выньте шарики с сепаратором и с помощью съемника спрессуйте с вала вторую половину внутреннего кольца подшипника.
19. Выньте из картера коробки передач передний подшипник 55 промежуточного вала.
20. Закрепите съемник гайками на шпильках, предназначенных для крепления крышки заднего подшипника вторичного вала, и сдвиньте вторичный вал 30 внутрь коробки. Затем, вернув вал назад, снимите с заднего подшипника 21 вторичного вала стопорное кольцо.
21. С помощью съемника спрессуйте подшипник за проточку со вторичного вала.
22. Выньте первичный вал 1 вместе с подшипником из картера коробки передач, придерживая вторичный вал.
23. Выньте вторичный вал из картера коробки передач.
24. Выпрессуйте с помощью съемника ось 48 промежуточной шестерни заднего хода и снимите промежуточную шестерню 45 заднего хода.
25. Снимите рычаг 3 включения заднего хода с сухарем 2 с оси, запрессованной в картере коробки передач.
26. Выньте промежуточный вал 49 коробки передач.
Разборка механизма переключения передач
1. Выверните выключатель света заднего хода 58 (см. рис. 3.27).
2. Снимите штампованную нижнюю крышку 53, отвернув винты 54.
3. Установите все штоки в нейтральное положение.
4. Выньте скобу 21 с правой стороны на крышке механизма переключения и отделите от нее пружину 22 рычага переключения передач.
5. Отверните три гайки 14 крепления рычага переключения передач и выньте рычаг 8 из крышки.
6. Снимите направляющую чашку 6.
7. Отверните пробки 41 штоков на задней стенке крышки механизма переключения передач.
8. Отверните стопорные болты 49 и 25 на головках штоков и вилках переключения передач.
9. Снимите вилку 57 включения третьей и четвертой передач.
10. Выньте фиксатор третьей и четвертой передач (шарик 2 с пружиной 3), вывернув предварительно резьбовую пробку 4.
11. Через отверстие заглушки в задней стенке крышки выньте шток 43 третьей и четвертой передач и снимите головку 44 третьей и четвертой передач.
12. Выньте толкатель 42 из штока.
13. Передвигая оставшиеся в крышке штоки, выньте шарики стопоров из гнезда штока третьей и четвертой передач.
14. Аналогично выньте штоки включения пятой передачи 45, первой и второй передач 38 и заднего хода 50.
15. Разберите головку 40 штока первой и второй передач, выбив выколоткой стопорный штифт и вынув плунжер 39 с пружиной.
Разборка первичного вала коробки передач
1. Промаркируйте блокирующее кольцо 9 (см. рис. 3.26), чтобы при сборке поставить его на прежнее место.
2. Выньте подшипник 57 из расточки первичного вала.
3. Снимите стопорное кольцо 58 подшипника с ведущего вала.
4. Спрессуйте с первичного вала подшипник 56.
Разборка вторичного вала  коробки передач
1. Снимите упорную шайбу 20 (см. рис. 3.26).
2. Снимите шестерню 19 первой передачи.
3. Снимите блокирующее кольцо первой передачи и промаркируйте его относительно муфты синхронизатора.
4. Снимите игольчатый подшипник шестерни первой передачи.
5. Снимите стопорное кольцо ступицы 22 синхронизатора первой и второй передач.
6. Снимите синхронизатор (ступица 22 с разрезными пружинными кольцами и муфта-шестерня 18 заднего хода) и выньте шпонку 23.
7. Снимите блокирующее кольцо 17 второй передачи и промаркируйте его относительно муфты синхронизатора.
8. Снимите шестерню 15 второй передачи.
9. Снимите второе стопорное кольцо ступицы синхронизатора первой и второй передач.
10. Снимите игольчатый подшипник 16 шестерни второй передачи.
11. С другого конца вала снимите стопорное кольцо ступицы синхронизатора третьей и четвертой передач.
12. Снимите синхронизатор третьей и четвертой передач (ступица 10 со скользящей муфтой 51 и разрезными пружинными кольцами).
13. Снимите блокирующее кольцо третьей передачи и промаркируйте его относительно муфты синхронизатора.
14. Снимите второе стопорное кольцо ступицы синхронизатора третьей и четвертой передач.
15. Снимите шестерню 11 третьей передачи.
16. Снимите стопорное кольцо ступицы синхронизатора пятой передачи.
17. Снимите синхронизатор пятой передачи (ступица 12 со скользящей муфтой 13 и разрезным пружинным кольцом).
18. Снимите блокирующее кольцо пятой передачи.
19. Снимите шестерню 14 пятой передачи.
Разборка промежуточной   шестерни заднего хода
1. Снимите стопорное кольцо 47 подшипника.
2. Выньте подшипник 46 из шестерни с сепаратором в сборе.
Разборка рычага  переключения передач
1. Снимите оттяжную пружину 22 (см. рис. 3.27) с рычага.
2. Снимите чехол 15 рычага переключения передач.
3. Снимите фланец 12 крепления чехла.
4. Снимите стопорное кольцо 11 и опорную шайбу 16 пружины рычага переключения передач.
5. Снимите пружину 17 рычага переключения передач.
6. Снимите сферическую шайбу 10 рычага переключения передач.
7. Снимите направляющую чашку 6 рычага переключения передач.
Проверка технического состояния
Перед осмотром детали коробки передач тщательно очистите. Осторожно, чтобы не повредить поверхности деталей, удалите все отложения и очистите отверстия и шлицы от возможных загрязнений. Промойте, чтобы удалить все остатки смазки, и обдуйте струей сжатого воздуха детали, затем аккуратно и тщательно протрите их. Особенно тщательно продуйте подшипники. Для их предохранения от повреждения струю сжатого воздуха следует направлять так, чтобы избежать быстрого вращения колец.
Картер и крышки
На картере не должно быть трещин, на поверхности расточек под подшипниками – износа или повреждений.
На поверхности сопряжения с картером сцепления, крышкой механизма переключения передач и крышкой заднего подшипника вторичного вала не должно быть повреждений, которые могут стать причиной расхождения осей и недостаточной герметичности, а значит, утечки масла.
При обнаружении этих повреждений уберите неровности напильником. Если детали значительно повреждены или изношены, замените их новыми.
Сальники
Проверьте сальники и убедитесь в отсутствии повреждений, износа и неровностей на их рабочих кромках. При обнаружении даже незначительного дефекта сальники замените новыми.
Валы
На рабочих поверхностях и шлицах вторичного вала не допускаются повреждения и чрезмерный износ. Фланец эластичной муфты должен свободно без заеданий скользить на шлицах. На поверхностях качения роликов на переднем конце промежуточного вала, на переднем конце вторичного вала и под шестернями не должно быть шероховатостей и задиров.
Проверьте биение вторичного и первичного валов, проворачивая их вручную. Проверьте поверхности качения роликов в проточке первичного вала. Проверьте промежуточный вал. При обнаружении выкрашивания или чрезмерного износа зубьев замените промежуточный вал.
Поверхность оси промежуточной шестерни заднего хода должна быть без следов заедания. Незначительные неровности на поверхностях можно устранить мелкозернистой шкуркой.
Деформированные валы можно выправить на небольшом прессе, если деформация незначительна и будут приняты все меры, чтобы не повредить рабочие поверхности. В противном случае замените вал новым.
Шестерни
На шестернях не допускаются повреждения или чрезмерный износ зубьев. Особое внимание  обратите на состояние торцов зубьев венцов. Пятно контакта между зубьями шестерен в зацеплении должно распространяться на всю рабочую поверхность, которая должна быть без следов износа. Проверьте зазор зацепления между шестернями, монтажная величина которого должна быть 0,1 мм; предельно допустимый зазор 0,2 мм. Монтажный осевой зазор между буртиком вторичного вала и шестернями третьей и пятой передач должен быть 0,05–0,1 мм, предельно допустимый зазор 0,15 мм. При износе больше допустимого шестерни замените новыми.
Подшипники
Шариковые или роликовые подшипники должны быть в безукоризненном состоянии, их осевой зазор не должен превышать 0,5 мм, а радиальный – 0,05 мм. Прижав пальцами внутреннее кольцо к наружному, проворачивайте одно из них в обоих направлениях, качение при этом должно быть плавным, без заеданий. На поверхности сепараторов, роликов и беговых дорожек колец подшипников не допускаются повреждения. Дефектные подшипники замените новыми.
Штоки и вилки
Деформация на вилках переключения передач не допускается. Штоки должны свободно скользить без значительного зазора в отверстиях крышки.
Проверьте состояние толкателей штоков, пружин и шариков фиксаторов, при обнаружении следов заедания замените их, а также потерявшие упругость пружины фиксаторов.
Синхронизаторы
Проверьте, нет ли следов заеданий на ступицах и скользящих муфтах синхронизаторов, особенно на поверхностях скольжения муфт. Особое внимание обратите на состояние торцов зубьев муфт. Не допускается чрезмерный износ поверхности блокирующих колец. Возможные неровности, препятствующие свободному перемещению деталей, можно устранить бархатным напильником. На деталях недопустимы забоины и трещины. Изношенные детали замените новыми.
Сборка коробки передач
1. Очистите и промойте детали коробки передач.
2. Напрессуйте на передний конец первичного вала подшипник 56 (см. рис. 3.26) и установите стопорное кольцо.
3. С помощью щипцов установите стопорное кольцо 58 подшипника.
4. Установите на передний конец вторичного вала шестерню 14 пятой передачи, стопорное кольцо пятой передачи, блокирующее кольцо, ступицу 12 синхронизатора пятой передачи с разрезным пружинным кольцом в сборе, стопорное кольцо. При сборке вторичного вала смазывайте посадочные места вала и деталей трансмиссионным маслом.
5. Установите скользящую муфту 13 синхронизатора пятой передачи.
6. Установите шестерню 11 третьей передачи, стопорное кольцо, блокирующее кольцо 9 третьей и четвертой передач, ступицу 10 синхронизатора третьей и четвертой передач с пружинными кольцами в сборе (отогнутые концы колец должны быть направлены в сторону шестерни соответствующей передачи), стопорное кольцо и скользящую муфту 51 синхронизатора третьей и четвертой передач.
7. Установите на задний конец вторичного вала подшипник 16 шестерни второй передачи, стопорное кольцо ступицы синхронизатора, шестерню 15 второй передачи, блокирующее кольцо 17 второй передачи, шпонку 23, синхронизатор первой и второй передач с пружинными разрезными кольцами в сборе (отогнутые концы колец должны быть направлены в сторону шестерни соответствующей передачи), шестерню 18 заднего хода, стопорное кольцо ступицы синхронизатора первой и второй передач, подшипник шестерни первой передачи, блокирующее кольцо первой передачи, шестерню 19 первой передачи, упорную шайбу 20.
8. Введите промежуточный вал 49 в отверстия для подшипников через верхнюю полость картера и положите его на шейки под подшипники.
9. Установите рычаг 3 включения заднего хода с сухарем 2 в сборе на запрессованную в картере ось.
10. Установите промежуточную шестерню 45 заднего хода с подшипником в сборе на ось 48 промежуточной шестерни, запрессовав последнюю в картер коробки передач в сборе со стопорным шариком 42.
11. Введите вторичный вал задним концом в отверстие картера коробки передач под задний подшипник вторичного вала.
12. Смажьте подшипник 57 консистентной смазкой и установите его в расточку первичного вала.
13. Установите первичный вал с подшипником в сборе в отверстие картера коробки передач.
14. Установите передний конец вторичного вала в подшипник на первичном валу и с помощью оправки напрессуйте задний подшипник 21 вторичного вала со стопорным кольцом в сборе на задний конец вала и в картер коробки передач.
15. Поднимите промежуточный вал за центрирующие отверстия с помощью оправок, напрессуйте передний роликовый подшипник 55 в сборе со стопорным кольцом и задний подшипник 41 промежуточного вала в сборе со стопорным кольцом и закрепите болтами с упорными шайбами оба подшипника на промежуточном валу.
16. Установите картер сцепления с сальником, пружинным кольцом в сборе и с прокладкой, закрепите его болтами.
17. Установите на вторичный вал распорную втулку 25.
18. Установите ведущую шестерню 26 привода спидометра со стопорным шариком 28.
19. Установите и закрепите гайками крышку 43 заднего подшипника вторичного вала с манжетой 27 вторичного вала в сборе.
20. Установите фланец 35 эластичной муфты на шлицы вторичного вала, стопорную шайбу 34, затем заверните гайку 29 и застопорите ее, загнув стопорную шайбу.
21. Установите на вторичный вал уплотнитель 33 центрирующего кольца эластичной муфты, центрирующее 32 и стопорное 31 кольца.
22. Смажьте детали механизма переключения передач жидким трансмиссионным маслом, пазы головок переключения – коллоидно-графитовым препаратом или солидолом.
23. Соберите головку 40 (см. рис. 3.27) штока первой и второй передач.
24. Установите в головку пружину и стопорный штифт.
25. Вставьте шток 38 первой и второй передач в крышку, установите головку и вилку включения 27 первой и второй передач и закрепите их на штоке, завернув стопорные болты 25 с пружинными шайбами 24.
26. Вставьте шарик 2 и пружину 3 фиксатора штока включения первой и второй передач, заверните пробку 4, установите шток в нейтральное положение.
27. Вставьте шток 43 третьей и четвертой передач с пальцем блокировочного устройства в сборе в крышку, следя за тем, чтобы шарик и палец не выпали из своих гнезд.
28. Установите головку 44 и вилку 57 включения третьей и четвертой передач и закрепите их на штоке, завернув стопорные болты.
29. Вставьте шарик и пружину фиксатора штока включения третьей и четвертой передач, заверните пробку и установите шток в нейтральное положение.
30. Установите шток 45, блокировочное устройство, головку 46, вилку 56, фиксатор пятой передачи аналогично штоку третьей и четвертой передач.
31. Установите шарик 2 блокировочного устройства штока 50 включения заднего хода, вставьте шток включения передач заднего хода в крышку, следя за тем, чтобы блокировочный шарик не выпал из гнезда в крышке.
32. Установите головку 47 и вилку 51 включения заднего хода и закрепите их на штоке, завернув стопорные болты с пружинными шайбами.
33. Вставите шарик и пружину фиксатора штока, заверните пробку и установите шток в нейтральное положение.
34. Вверните выключатель 58 света заднего хода.
35. Вверните пробки 41 в заднюю стенку крышки, смазав их предварительно герметиком.
36. Установите защитную крышку 53 механизма переключения передач с прокладкой 52 и закрепите винтами 54 с пружинными шайбами 55.
37. Соберите рычаг переключения передач, шаровую опору 9 смажьте консистентной смазкой, вставьте рычаг 8, установите сверху сферическую шайбу 10, пружину 17, опорную шайбу 16 и стопорное кольцо 11.
38. На верхнюю крышку установите прокладку, направляющую чашку 6, прокладку 5 шаровой опоры, прокладку под фланец 12 крепления чехла.
39. К рычагу переключения передач подсоедините оттяжную пружину 22.
40. Установите в крышку рычаг, через боковое окно в крышке вытяните оттяжную пружину с помощью крючка или петли и подсоедините к ней скобу 21.
41. Установите фланец 12 изолирующего чехла и закрепите рычаг гайками 14 с шайбами 13.
42. Наденьте чехол 15 рычага на фланец чехла и установите изолирующий чехол 19.
43. Установите прокладку 59 верхней крышки.
44. Установите механизм переключения передач в коробку, проверив правильность установки вилок в муфты переключения передач, и закрепите механизм с помощью болтов.
45. Установите редуктор 4 (см. рис. 3.26) спидометра, закрепите его болтом 5.
46. Залейте масло в картер коробки передач до контрольного отверстия и заверните пробку.

Особенности конструкции коробки передач ВАЗ

3.2 Коробка передач Saab
Рис. 3.28. Коробка передач: 1 – первичный вал; 2 – передняя крышка с направляющей втулкой; 3 – сальник первичного вала; 4 – пружинная шайба; 5 – установочное кольцо подшипника; 6 – картер коробки передач; 7 – сапун; 8 – игольчатый подшипник вторичного вала; 9 – упорная шайба пружины синхронизатора; 10 – зубчатый венец синхронизатора IV передачи; 11 – скользящая муфта синхронизатора III и IV передач; 12 – ступица муфты синхронизатора III и IV передач; 13 – стопорное кольцо синхронизатора; 14 – блокирующее кольцо синхронизатора; 15 – пружина синхронизатора; 16 – шестерня и зубчатый венец синхронизатора III передачи; 17 – шестерня и зубчатый венец синхронизатора II передачи; 18 – вторичный вал; 19 – шестерня и зубчатый венец синхронизатора I передачи; 20 – втулка шестерни I передачи; 21 – промежуточный подшипник вторичного вала; 22 – стопорная пластина промежуточного подшипника;  23 – фланец; 24 – защитный чехол; 25 – пружина; 26 – рычаг переключения передач; 27 – стержень рычага переключения передач; 28 – упругая подушка демпфера; 29 – резиновая втулка демпфера; 30 – распорная втулка демпфера; 31 – запорная втулка демпфера; 32 – манжета; 33 – сферическая шайба; 34 – шаровая опора рычага; 35 – корпус рычага переключения передач; 36 – направляющая пластина; 37 – фланец эластичной муфты карданной передачи; 38 – гайка; 39 – уплотнитель центрирующего кольца; 40 – центрирующее кольцо; 41 – стопорное кольцо; 42 – сальник заднего подшипника вторичного вала; 43 – задний подшипник вторичного вала; 44 – распорная втулка; 45 – маслоотражательная шайба; 46 – блок шестерен V передачи и заднего хода;
47 – ступица синхронизатора V передачи; 48 – промежуточная шестерня заднего хода; 49 – задний подшипник промежуточного вала; 50 – шестерня I передачи промежуточного вала; 51 – скользящая муфта синхронизатора I и II передач; 52 – шестерня II передачи промежуточного вала; 53 – шестерня III передачи промежуточного вала; 54 – пробка наливного и контрольного отверстия; 55 – промежуточный вал; 56 – шестерня постоянного зацепления промежуточного вала; 57 – передний подшипник промежуточного вала; 58 – зажимная шайба подшипника промежуточного вала; 59 – болт зажимной шайбы; 60 – шестерня постоянного зацепления первичного вала; 61 – задний подшипник первичного вала; 62 – стопорное кольцо


Пятиступенчатая коробка передач состоит из трех валов: первичного 1 (рис. 3.28), промежуточного 55 и вторичного 18 с шестернями и синхронизаторами; оси с промежуточной шестерней 48 заднего хода и механизма переключения передач. Валы и шестерни коробки передач размещены в литом алюминиевом картере 6 и в задней крышке.
Первичный вал 1 вращается  в двух шариковых подшипниках, один из которых расположен в торце коленчатого вала двигателя, другой – в передней стенке картера коробки передач. Задний подшипник 61 удерживается на валу стопорным кольцом 62 и пружинной тарельчатой шайбой, установленной между внутренним кольцом подшипника и стопорным кольцом. В канавке наружного кольца подшипника 61  расположено установочное кольцо 5, которое зажимается между передней стенкой коробки и картером сцепления. Между передней крышкой 2 и наружным кольцом подшипника 61 установлена пружинная тарельчатая шайба 4. Такая фиксация заднего подшипника удерживает вал от осевого перемещения.
На передней части первичного вала нарезаны шлицы, которыми он соединяется с ведомым диском сцепления. За одно целое с валом 1 изготовлена косозубая шестерня 60, которая находится в постоянном зацеплении с шестерней 56 промежуточного вала. Прямозубый венец 10 синхронизатора четвертой передачи, припаянный медью к первичному валу 1, соединяется с муфтой 11 при  включении 1V  передачи.
Промежуточный вал 55 представляет собой  блок четырех шестерен, который передним концом опирается на двухрядный шариковый подшипник 57, а задним концом – на роликовый подшипник 49.
На шлицах промежуточного вала крепится стяжным болтом блок 46 шестерен  пятой передачи и заднего хода. Задний конец блока опирается на роликовый цилиндрический подшипник, расположенный в гнезде задней крышки.
Вторичный вал 18 вращается в трех роликовых подшипниках. Передний игольчатый подшипник  8 расположен в гнезде первичного вала. Промежуточный подшипник 21 находится в задней  стенке картера коробки передач. Его фиксирует в гнезде стопорная пластина 22, которая  крепится к задней стенке картера винтами. Между пластиной и картером зажато установочное кольцо промежуточного подшипника. Подшипник установлен на валу между втулкой 20 и шестерней заднего хода, которая крепится на валу шпонкой вместе со ступицей муфты синхронизатора пятой передачи. За ступицей расположены упорная шайба и втулка, на которой вращается ведомая шестерня пятой передачи. Между втулкой этой шестерни и распорной втулкой 44 установлена маслоотражательная шайба 45. Задний конец вторичного вала установлен на роликовом цилиндрическом подшипнике 43 и на выходе из крышки  уплотняется сальником 42. На шлицах вала крепится фланец 37 эластичной муфты. Все  детали, расположенные на вторичном валу, поджимаются гайкой 38, на цилиндрическом пояске которой расположен резиновый уплотнитель 39, на конце вала находится центрирующее кольцо 40.
На термообработанных шейках вторичного вала вращаются шестерни  16 и 17 третьей и второй передач. Шестерня 19 первой передачи вращается на стальной  термообработанной втулке 20, надетой на вал. Каждая из этих  шестерен  имеет по два венца. Косозубые венцы находятся в постоянном зацеплении с шестернями промежуточного вала 55, а прямозубые венцы соединяются при  включении передач с муфтами 11 и 51 синхронизаторов и через них, а также через ступицы  синхронизаторов передают крутящий момент на вторичный вал. Ведомая шестерня пятой передачи находится в постоянном  зацеплении с большим венцом  блока 46 шестерен. С малым венцом блока входит в зацепление промежуточная шестерня 48 при включении передачи заднего хода.
На двух поясках вторичного вала нарезаны по три глубоких паза, в которые входят выступы ступиц скользящих муфт синхронизаторов, что обеспечивает их  жесткое соединение с валом.
Синхронизатор третьей и четвертой передач состоит из ступицы 12, скользящей муфты 11, двух блокирующих колец 14, пружин 15 и венцов. Одно блокирующее кольцо синхронизатора соединяется внутренним венцом с прямозубым венцом шестерни 16 третьей передачи. Кольцо удерживается на венце шестерни стопорным кольцом 13. Между блокирующим кольцом и опорной шайбой шестерни установлена пружина 15, которая поджимает блокирующее кольцо 14 к стопорному кольцу 13. Другое кольцо синхронизатора таким же образом соединяется с венцом 10 синхронизатора четвертой передачи первичного вала коробки передач.
Каждое блокирующее кольцо имеет коническую поверхность с мелкой резьбой, к которой прижимается при включении передачи конусная часть скользящей муфты 11. В момент соприкосновения муфты с кольцом масляная пленка на резьбе кольца разрывается, в результате чего увеличивается трение между кольцом и муфтой.
Скользящая муфта 11 внутри имеет шлицы, снаружи – кольцевую проточку для вилки переключения передач. Муфта расположена  на шлицах ступицы 12, жестко связанной с вторичным валом. При включении третьей или четвертой передачи скользящая муфта, перемещаясь по шлицам ступицы 12, входит в зацепление с малым венцом шестерни 16 третьей передачи или с венцом 10 первичного вала и соединяет их через ступицу 12 с вторичным валом 18. При этом крутящий момент от первичного вала 1 или  шестерни 16 передается на вторичный вал через  детали синхронизатора. Аналогичное устройство имеют синхронизаторы первой, второй и пятой передач.
Промежуточная шестерня 48 заднего хода вращается на неподвижной оси на металлокерамической втулке. Один конец оси крепится к перегородке картера гайкой с тарельчатой пружинной шайбой, другой ее конец установлен в гнезде задней крышки.

Снятие и установка
1. Установите автомобиль на смотровой канаве или подъемнике, поставьте упоры под передние колеса и вывесите задний мост с одной или с двух сторон.
2. Включите стояночный тормоз и установите рычаг переключения передач в нейтральное положение.
3. Отсоедините провода от аккумуляторной батареи.
4. Снимите наружный чехол рычага переключения передач, затем снимите пластмассовую крышку и уплотнитель.
5. Нажмите вниз на стержень 27 рычага, отверткой или каким-либо другим заостренным инструментом выньте запорную втулку 31 из канавки на стержне рычага и снимите стержень.
6. Отсоедините подвеску труб и глушителей в задней части автомобиля, а затем трубу глушителей от приемной трубы. Отсоедините хомут крепления приемной трубы к коробке передач. Ключом 02.7812.9500 отверните гайки крепления приемной трубы глушителей к выпускному коллектору и опустите трубу вниз.
7. Отверните четыре болта крепления крышки картера сцепления.
8. Отсоедините «массовый» провод от картера сцепления и провода от выключателя фонаря заднего хода.
9. Снимите рабочий цилиндр с картера сцепления, не отсоединяя шланг от цилиндра. Это исключит потерю тормозной жидкости и необходимость последующей прокачки гидравлического привода сцепления.
10. Снимите кронштейн безопасности карданного вала.
11. Отверните гайку и отсоедините гибкий вал спидометра от привода спидометра.

3.2 Коробка передач Saab
Рис. 3.29. Эластичная муфта соединения карданного вала с коробкой передач: 1 – болты крепления фланца карданного вала к эластичной муфте; 2 – гайки болтов крепления фланца вторичного вала коробки передач к эластичной муфте; 3 – приспособление А.70025; 4 – эластичная муфта; 5 – поперечина задней подвески двигателя


12. Наденьте на эластичную муфту 4 (рис. 3.29) хомут А.70025 и затяните его. Это облегчит снятие и последующую установку эластичной муфты. Отверните гайки 2 и, прокручивая карданный вал, выньте болты крепления эластичной муфты 4 к фланцу вторичного вала коробки передач. Опустите и отведите в сторону передний карданный вал с муфтой.
13. Отверните шарнирным торцовым ключом 02.7812.9500 болты крепления стартера к картеру сцепления и снимите стартер.
14. Отсоедините опору задней подвески двигателя от поперечины, а затем снимите поперечину, поддерживая коробку передач снизу.
15. Поставьте под картер коробки передач специальную подставку на гидравлическом подъемнике. Шарнирным торцовым ключом А.55035 отверните болты крепления и снимите коробку передач вместе с картером сцепления, сместив ее к задней части автомобиля так, чтобы извлечь первичный вал коробки передач из переднего подшипника и ступицы ведомого диска сцепления.

        ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
При снятии или установке коробки передач не опирайте конец первичного вала на упорный фланец нажимной пружины сцепления, чтобы не деформировать соединительные пластины сцепления.

16. Установка коробки передач проводится в обратном порядке. Перед установкой нанесите тонкий слой смазки ЛСЦ-15 (Литол-24) на шлицевый конец первичного вала и отцентрируйте оправкой А.70081 ведомый диск сцепления.

Ремонт коробки передач
Разборка
1. Вымойте снаружи коробку передач.
2. Отверните пробки сливного и наливного отверстий и слейте масло из коробки передач.
3. Снимите с направляющей втулки муфту выключения сцепления в сборе с подшипником и соединительной пружиной.
4. Снимите чехол вилки выключения сцепления с картера, аккуратно поддевая чехол отверткой, и снимите вилку с чехлом, повернув ее на 90°.

3.2 Коробка передач Saab
Рис. 3.30. Внутренний вид картера сцепления. Черными стрелками указаны гайки крепления картера сцепления к коробке передач; белой стрелкой указано отверстие в передней крышке для выпуска масла из картера коробки передач, чтобы не происходило замасливания дисков сцепления


5. Отверните семь гаек крепления картера сцепления (рис. 3.30), снимите пружинные шайбы.
6. Снимите картер сцепления, отсоединив его от коробки передач.
7. Снимите прокладку и пружинную шайбу.
8. Отверните десять гаек крепления нижней крышки к картеру (под гайками установлены пружинные шайбы) и снимите крышку с картера. Затем аккуратно отделите прокладку от картера и снимите ее со шпилек.

3.2 Коробка передач Saab
Рис. 3.31. Снятие привода спидометра с картера


9. Отверните гайку крепления корпуса привода спидометра к картеру (под гайкой установлена пружинная шайба)  и снимите привод спидометра с картера (рис. 3.31).

3.2 Коробка передач Saab
Рис. 3.32. Ослабление затяжки выключателя фонаря заднего хода и снятие его с картера


10. Перевернув коробку передач, ослабьте затяжку выключателя фонаря заднего хода и снимите его с картера (рис. 3.32).

3.2 Коробка передач Saab
Рис. 3.33. Привод переключения передач: 1 – вилка включения III и IV передач; 2 – шток вилки включения I и II передач; 3 – шток вилки включения III и IV передач; 4 – вилка включения I и II передач; 5 – шток вилки включения V передачи и заднего хода; 6 – блокировочные сухари; 7 – крышка фиксаторов; 8 – пружина фиксаторов; 9 – шарик фиксаторов; 10 – вилка включения V передачи и заднего хода; 11 – головка штока вилки включения V передачи и заднего хода; 12 – блок шестерен V передачи и заднего хода; 13 – ось промежуточной шестерни заднего хода; 14 – промежуточная шестерня заднего хода; 15 – шайба направляющей пластины; 16 – направляющая пластина; 17 – корпус рычага переключения передач; 18 – шаровая опора; 19 – сферическая шайба; 20 – пружина; 21 – упорная шайба; 22 – стопорное кольцо


11. Отверните болт крепления вилки 1 (рис. 3.33) переключения третьей и четвертой передач.
12. Включите первую передачу рычагом переключения передач и одновременно четвертую, сдвинув отверткой муфту синхронизатора.

3.2 Коробка передач Saab
Рис. 3.34. Снятие стопорного кольца


13. Снимите стопорное кольцо с конца вторичного вала (рис. 3.34).
14. Разогните стопорную пластину гайки крепления фланца эластичной муфты.
15. Отверните на несколько оборотов гайку 38 (см. рис. 3.28), чтобы сдвинуть центрирующее кольцо 40 эластичной муфты, и снова заверните гайку.

3.2 Коробка передач Saab
Рис. 3.35. Снятие центрирующего кольца эластичной муфты карданного вала


16. Съемником спрессуйте центрирующее кольцо эластичной муфты (рис. 3.35).
17. Снимите уплотнитель 39 (см. рис. 3.28) центрирующего кольца.
18. Отверните гайку 38 и снимите стопорную шайбу.

3.2 Коробка передач Saab
Рис. 3.36. Снятие фланца эластичной муфты съемником А.40005/3/9В/9С: 1 – фланец эластичной муфты; 2 – съемник А.40005/3; 3 – планка съемника А.40005/3; 4 – болты крепления приспособления к фланцу


19. С помощью съемника снимите фланец 1 эластичной муфты (рис. 3.36).
20. Установите рычаг переключения передач в нейтральное положение и сдвиньте манжету 32 (см. рис. 3.28) с фланца 23 механизма управления коробкой передач для облегчения доступа к гайкам крепления.

3.2 Коробка передач Saab
Рис. 3.37. Снятие механизма переключения передач


21. Отверните три гайки крепления фланца 23 к картеру (под гайками установлены пружинные шайбы) и снимите рычаг переключения передач в сборе с механизмом переключения (рис. 3.37).
22. Отверните снаружи пять гаек крепления задней крышки (под гайками установлены пружинные шайбы). Правую верхнюю гайку невозможно отвернуть до конца в исходном положении крышки.
23. Отверните гайку крепления задней крышки, расположенную с внутренней стороны картера.

3.2 Коробка передач Saab
Рис. 3.38. Снятие задней крышки и картера


24. Разъедините заднюю крышку и картер, отодвинув крышку на максимально возможное расстояние, и отверните окончательно правую верхнюю гайку (рис. 3.38).
25. Отведя заднюю крышку назад и повернув примерно на 20°  по часовой стрелке (чтобы исключить ее задевание за блок шестерен заднего хода и пятой передачи), снимите ее с картера коробки.
26. Снимите внутреннее кольцо заднего подшипника вторичного вала и ведущую шестерню привода спидометра.

3.2 Коробка передач Saab
Рис. 3.39. Снятие крышки фиксаторов


27. Отверните два болта крепления крышки фиксаторов, снимите крышку и прокладку крышки (рис. 3.39).
28. Выньте из отверстий пружины фиксаторов. Затем, перевернув коробку передач, выньте шарики фиксаторов.
29. Снимите шарик-фиксатор ведущей шестерни привода спидометра и маслоотражательную шайбу 45 (см. рис. 3.28).

3.2 Коробка передач Saab
Рис. 3.40. Отвертывание болтов крепления блока шестерен и вилки включения V передачи и заднего хода: 1 – промежуточная шестерня заднего хода; 2 – болт крепления блока шестерен; 3 – шток вилки; 4 – болт крепления вилки; 5 – крышка фиксаторов


30. Отверните болт 2 (рис. 3.40) крепления блока шестерен пятой передачи, предварительно включив две передачи, и выньте болт.
31. Отверните болт 4 крепления вилки включения пятой передачи и заднего хода.

3.2 Коробка передач Saab
Рис. 3.41. Снятие штока вилки включения V передачи и заднего хода: 1 – шток вилки включения V передачи и заднего хода; 2 – вилка включения V передачи и заднего хода; 3 – дистанционная втулка


32. Потяните на себя шток 1 (рис. 3.41) включения пятой передачи и заднего хода и выньте его из картера и вилки включения.
33. Снимите со шлицев промежуточного вала блок 4 шестерен пятой передачи и заднего хода с подшипником.

3.2 Коробка передач Saab
Рис. 3.42. Снятие втулки шестерни V передачи


34. Снимите с вторичного вала втулку шестерни пятой передачи (рис. 3.42).

3.2 Коробка передач Saab
Рис. 3.43. Снятие промежуточной шестерни заднего хода, шестерни V передачи в сборе с синхронизатором и вилкой: 1 – промежуточная шестерня заднего хода; 2 – муфта включения V передачи; 3 – шестерня V передачи и заднего хода; 4 – вилка включения V передачи и заднего хода


35. Снимите одновременно шестерню заднего хода, шестерню пятой передачи в сборе с муфтой синхронизатора и вилкой включения пятой передачи (рис. 3.43).

3.2 Коробка передач Saab
Рис. 3.44. Снятие ведомой шестерни заднего хода и ступицы муфты синхронизатора V передачи: 1 – промежуточный вал; 2 – ведомая шестерня заднего хода; 3 – ось промежуточной шестерни заднего хода; 4 – ступица муфты синхронизатора V передачи; 5 – вторичный вал; 6 – шток вилки включения I и II передач; 7 – шток вилки включения III и IV передач


36. Снимите с вторичного вала ступицу синхронизатора, блокирующее кольцо и шестерню заднего хода (рис. 3.44).
37. Выпрессуйте с помощью бородка задний подшипник 49 (см. рис. 3.28) промежуточного вала легкими ударами по наружному кольцу.
38. Снимите с промежуточного вала дистанционную втулку и наружное кольцо заднего подшипника с роликами. Затем снимите внутреннее кольцо заднего подшипника.
39. Снимите стопорное кольцо переднего подшипника 57 промежуточного вала.
40. Отверните болт 59 крепления переднего подшипника промежуточного вала, включив одновременно две передачи (первую и четвертую), и снимите болт с пружинной и зажимной 58 шайбами.
41. Установите отвертку между наружным кольцом подшипника 57 и шестерней вала и, действуя как рычагом, выпрессуйте наружное кольцо подшипника  с шариками и передним внутренним кольцом. Затем спрессуйте заднее внутреннее кольцо подшипника, аккуратно действуя отверткой как рычагом.

3.2 Коробка передач Saab
Рис. 3.45. Извлечение промежуточного вала из картера коробки передач


42. Выньте промежуточный вал из картера, наклоняя его, как показано на рис. 3.45.
43. Переверните коробку передач и выньте блокировочный сухарь 6 (см. рис. 3.33) штока включения третьей и четвертой передач.

3.2 Коробка передач Saab
Рис. 3.46. Изъятие промежуточного блокировочного сухаря


44. Выдвиньте шток 3 вилки включения третьей и четвертой передач так, чтобы можно было вынуть из его отверстия промежуточный блокировочный сухарь, и выньте сухарь с помощью отвертки (рис. 3.46).
45. Снимите шток и вилку включения третьей и четвертой передач.
46. Отверните болт крепления вилки 4 (см. рис. 3.33) включения первой и второй передач и выньте шток 2 вилки включения первой и второй передач из картера.
47. Переверните коробку передач и выньте блокировочный сухарь 6 штока вилки включения первой и второй передач.
48. Снимите вилку включения первой и второй передач.

3.2 Коробка передач Saab
Рис. 3.47. Извлечение первичного вала из картера коробки передач


49. Выньте первичный вал в сборе из коробки передач (рис. 3.47).
50. Снимите игольчатый подшипник 8 (см. рис. 3.28) с переднего конца вторичного вала.

3.2 Коробка передач Saab
Рис. 3.48. Отвертывание винтов крепления стопорной пластины промежуточного подшипника вторичного вала дрель-отверткой. Стрелкой показано направление ударного хода обоймы отвертки при ударе молотком


3.2 Коробка передач Saab
Рис. 3.49. Крепление оси стопорной пластиной


51. Ослабьте затяжку трех винтов крепления стопорной пластины промежуточного подшипника вторичного вала (рис. 3.48) и снимите винты со стопорными шайбами. Снимите стопорную пластину. Затем отверните гайку крепления оси промежуточной шестерни заднего хода и снимите ось. Как вариант ось может крепиться стопорной пластиной. В этом случае для снятия оси разверните стопорную пластину так, чтобы вывести ее из паза оси промежуточной шестерни заднего хода (рис. 3.49).
52. Снимите стопорное кольцо промежуточного подшипника 21 (см. рис. 3.28) вторичного вала.
53. Снимите шпонку с вторичного вала.
54. Снимите промежуточный подшипник 21 с вторичного вала, действуя отверткой как рычагом.

3.2 Коробка передач Saab
Рис. 3.50. Извлечение вторичного вала из картера коробки передач


55. Подайте вторичный вал назад и выньте его из картера передним концом вверх (рис. 3.50).
56. При необходимости замены выпрессуйте задний подшипник 43 (см. рис. 3.28) вторичного вала из задней крышки коробки передач легкими ударами молотка по наружному кольцу подшипника.
Ремонт первичного вала

3.2 Коробка передач Saab
Рис. 3.51. Детали первичного вала: 1 – стопорное кольцо; 2 – пружинная шайба; 3 – подшипник;
4 – первичный вал; 5 – пружина синхронизатора; 6 – блокирующее кольцо синхронизатора; 7 – стопорное кольцо; 8 – подшипник


1. Установите вал в тиски и снимите стопорное кольцо 7 (рис. 3.51), придерживая блокирующее кольцо синхронизатора.
2. Снимите блокирующее кольцо 6 и пружину 5 синхронизатора.
3. Обоприте вал на наружное кольцо подшипника и, не зажимая в тисках, снимите установочное кольцо 5 (см. рис. 3.28).
4. Снимите стопорное кольцо 1 (см. рис. 3.51) с вала.
5. Снимите с вала пружинную шайбу 2.
6. Спрессуйте с вала подшипник 3, прикладывая усилие только к внутреннему кольцу подшипника.
7. Проверьте техническое состояние деталей (см. «Проверка технического состояния») и соберите вал в обратном порядке.
Ремонт вторичного вала

3.2 Коробка передач Saab
Рис. 3.52. Детали вторичного вала: 1, 5, 15, 18, 30, 45 – стопорное кольцо; 2 – пружинная шайба;
3 – ступица синхронизатора третьей и четвертой передач; 4 – муфта синхронизатора третьей и четвертой передач; 6 – блокирующее кольцо третьей передачи; 7, 13, 20, 32 – пружина синхронизатора; 8, 12, 21 – шайба; 9 – шестерня третьей передачи; 10 – вторичный вал; 11 – шестерня второй передачи; 14 – блокирующее кольцо второй передачи; 16 – муфта синхронизатора первой и второй передач; 17 – ступица синхронизатора первой и второй передач; 19 – блокирующее кольцо первой передачи; 22 – шестерня первой передачи; 23 – втулка шестерни первой передачи; 24 – промежуточный подшипник вторичного вала; 25 – шпонка; 26 – шестерня заднего хода; 27 – ступица синхронизатора пятой передачи; 28 – пружинная шайба; 29 – муфта синхронизатора пятой передачи; 31 – блокирующее кольцо пятой передачи; 33 – шестерня пятой передачи; 34 – втулка шестерни пятой передачи; 35 – маслоотражательная шайба; 36 – ведущая шестерня привода спидометра; 37 – задний подшипник вторичного вала; 38 – сальник; 39 – фланец эластичной муфты; 40 – стопорная шайба;  41 – гайка; 42 – пружина уплотнителя; 43 – уплотнитель; 44 – центрирующее кольцо


1. Установите вал в тисках и снимите с вала муфту 4 (рис. 3.52) синхронизатора третьей и четвертой передач.
2. Снимите стопорное кольцо 1 ступицы синхронизатора третьей и четвертой передач.
3. Снимите с вала пружинную шайбу 2.
4. Сдвиньте отверткой ступицу 3 синхронизатора третьей и четвертой передач и снимите ее.
5. Снимите с вала шестерню 9 третьей передачи в сборе с блокирующим кольцом 6 синхронизатора.
6. Переверните вал и с помощью отвертки спрессуйте втулку 23 шестерни первой передачи.
7. Снимите с вала шестерню 22 первой передачи в сборе с блокирующим кольцом 19 синхронизатора, муфту 16 синхронизатора первой и второй передач, ступицу 17 синхронизатора первой и второй передач, шестерню 11 второй передачи в сборе с блокирующим кольцом 14.
8. Снимите с шестерен первой и второй передач стопорные кольца 15 и 18, придерживая блокирующие кольца синхронизатора.
9. Снимите блокирующие кольца 14 и 19, постепенно ослабляя усилие прижатия, и пружины 13 и 20 синхронизатора.
10. Проверьте техническое состояние деталей (см. «Проверка технического состояния»)  и соберите вторичный вал в обратном порядке, с учетом следующих особенностей:

3.2 Коробка передач Saab
Рис. 3.53.  Установка муфт синхронизаторов


11. Установите муфты синхронизаторов так, чтобы кольцевые проточки (показаны стрелками) были обращены друг к другу (рис. 3.53).
12. Запрессуйте втулку шестерни первой передачи до упора.
13. Измерьте плоским щупом монтажный зазор между торцом шестерни первой передачи и буртиком втулки, а также между торцами шестерен второй и третей передач. Зазор должен быть 0,05–0,10 мм. Предельно допустимый зазор 0,15 мм. Если зазор превышает предельно допустимый, замените изношенные детали.
14. Пружинную коническую шайбу устанавливайте так, чтобы ее конус был обращен наружу.
Ремонт механизма переключения передач

3.2 Коробка передач Saab
Рис. 3.54. Детали рычага и механизма переключения передач: 1 – рычаг переключения передач; 2 – прокладка; 3 – шаровая опора; 4 – сферическая шайба; 5 – пружина; 6 – кольцо; 7 – стопорное кольцо; 8 – фланец; 9 – манжета; 10 – защитный чехол;  11 – рукоятка; 12 – стержень рычага; 13 – упорная подушка; 14 – упругая втулка; 15 – дистанционная втулка; 16 – запорная втулка; 17 – корпус рычага переключения передач; 18 – уплотнительное кольцо; 19 – шайба направляющей пластины; 20 – направляющая планка; 21 – пружины; 22 – направляющая пластина; 23 – блокировочная пластина заднего хода


1. Снимите манжету 9 (рис. 3.54) с механизма переключения передач.
2. Снимите отверткой защитный чехол 10.
3. Отверните три гайки стяжных болтов корпуса 17 рычага переключения и направляющей пластины 22, снимите болты и пружинные шайбы.
4. Снимите блокировочную пластину 23 заднего хода и нижнюю шайбу 19 направляющей пластины.
5. Поддев отверткой направляющие планки 20, выньте их и пружины 21 из направляющей пластины рычага переключения.
6. Снимите из корпуса рычага переключения направляющую пластину 22, верхнюю шайбу 19 направляющей пластины, три резиновых уплотнительных кольца 18, затем снимите корпус 17 рычага переключения.
7. Снимите  с рычага переключения фланец 8 и прокладку 2 фланца.
8. Закрепите рычаг переключения передач в тисках и снимите стопорное кольцо 7.
9. Освободив рычаг из тисков, снимите с рычага упорное кольцо 6, пружину 5 и сферическую шайбу 4.
10. Снимите с рычага переключения шаровую опору 3 с прокладкой 2.
11. Проверьте техническое состояние деталей и соберите механизм переключения передач в обратном порядке, предварительно смазав консистентной смазкой шаровые поверхности рычага переключения и шаровой опоры рычага.
Проверка технического состояния
Очистка
Перед осмотром тщательно очистите детали коробки передач. Щеткой или скребком удалите все отложения, прочистите отверстия; затем промойте, чтобы удалить остатки масла.
Обдуйте детали струей сжатого воздуха и аккуратно протрите их. Особенно тщательно продуйте подшипники, направляя струю сжатого воздуха так, чтобы не возникло быстрого вращения колец.
Картер и крышки
На картере не должно быть трещин, а на поверхности расточек для подшипников – износа или повреждений.
На поверхностях сопряжения с картером сцепления, задней и нижней крышками не должно быть повреждений, вызывающих утечку масла. Незначительные повреждения сгладьте напильником. Если детали слишком повреждены или изношены, замените их новыми.
Проверьте состояние передней крышки и убедитесь в том, что первичный вал при вращении не касается ее. Если обнаружена несоосность вала и крышки, замените поврежденные детали. Проверьте, не засорено ли сливное отверстие для масла в крышке (показано стрелкой на рис. 3.30). Очистите пробку сливного отверстия.
Сальники
Проверьте сальники и убедитесь в отсутствии повреждений, недопустимого износа и неровностей на рабочих кромках. Износ рабочих кромок сальников по ширине допускается не более 1 мм. При обнаружении даже незначительного дефекта сальники заменяйте новыми.
Валы
На рабочих поверхностях и на шлицах вторичного вала не допускаются повреждения и чрезмерный износ. На поверхностях качения игл на переднем конце вала не должно быть шероховатостей и задиров.
Проверьте состояние поверхности качения игл в отверстии первичного вала.
Осмотрите промежуточный вал: выкрашивание или чрезмерный износ зубьев не допускается.
Поверхность оси шестерни заднего хода должна быть совершенно гладкой, без следов заедания. Величина монтажного зазора между осью и втулкой промежуточной шестерни заднего хода 0,056–0,09 мм, предельно допустимый зазор 0,15 мм. Зазор определяется разностью замеренных диаметра оси и отверстия втулки шестерни. У новых деталей диаметр оси равен 19,079–19,094 мм, а внутренний диаметр запрессованной втулки – 20,05–20,07 мм.
Незначительные неровности на поверхностях устраните мелкозернистой шкуркой. При больших повреждениях и деформациях замените вал новым.
Шестерни
На шестернях не должно быть повреждений или чрезмерного износа зубьев. Особое внимание обращайте на состояние торцов зубьев на венцах синхронизаторов.
Пятно контакта зацепления зубьев шестерни должно располагаться по всей поверхности – гладкой и без следов износа. Проверьте зазор в зацеплении между зубьями шестерен, монтажная величина которого должна быть 0,10 мм; предельно допустимый зазор 0,20 мм.
Монтажные зазоры между втулками и шестернями первой и пятой передач и между вторичным валом и шестернями второй и третьей передач должны быть 0,05–0,10 мм; предельно допустимый зазор 0,15 мм.
При износе больше допустимого шестерни замените новыми.
Подшипники
Шариковые или роликовые подшипники должны быть в безукоризненном состоянии. Их радиальный зазор не должен превышать 0,05 мм.
Прижав пальцами внутреннее кольцо к наружному, проворачивайте одно из них в обоих направлениях, качение при этом должно быть плавным. На поверхности шариков или роликов и на дорожках качения колец повреждения не допускаются. Поврежденные подшипники замените новыми. При замене переднего подшипника первичного вала пользуйтесь выталкивателем А.40006; при этом маховик можно не снимать.
Штоки и вилки
Деформация вилок переключения передач не допускается. Штоки должны свободно скользить без значительного зазора в отверстиях картера.
Проверьте состояние блокировочных сухарей штоков, пружин и шариков фиксаторов. Детали, имеющие следы заедания или износа, замените новыми.
Ступицы, муфты и блокирующие кольца синхронизаторов
Проверьте, нет ли следов заедания на ступицах муфт, особенно на поверхностях их скольжения. Особое внимание обратите на состояние торцов зубьев муфт.
Не допускается чрезмерный износ поверхности блокирующих колец. Их надо заменить, если они упираются торцом в муфту синхронизатора. Возможные неровности, препятствующие свободному скольжению, устраните «бархатным» напильником. Сильно изношенные детали замените новыми.
Сборка
Соберите коробку передач в обратном порядке с учетом следующего.
1. Если ось промежуточной шестерни заднего хода крепится гайкой, то установите ось до монтажа валов в картер коробки передач и заверните гайку моментом 78 Н·м (7,8 кгс·м).
2. Внутреннее кольцо подшипника блока шестерен пятой передачи и заднего хода напрессуйте на блок шестерен, а наружное – в гнездо задней крышки.
3. Задний подшипник вторичного вала напрессуйте на вал для облегчения установки задней крышки.
4. Промежуточную шестерню 1 (см. рис. 3.43) заднего хода, шестерню 3 и вилку 4 устанавливайте одновременно.
5. При сборке рычага переключения передач покройте смазкой ЛСЦ-15 или Литол-24 шаровую головку или сферу шаровой опоры.
6. Болт крепления блока шестерен затягивайте моментом 78 Н·м (7,8 кгс·м).
7. При установке картера сцепления с передней крышкой коробки передач отверстие в передней крышке должно быть расположено так, как показано на рис. 3.30.
8. Перед установкой рабочую кромку сальников покройте смазкой Литол-24.
9. При установке сальников и подшипников пользуйтесь следующими оправками – 41.7853.4028, 41.7853.4032, 41.7853.4039.
Реклама