7.4. Электрооборудование автомобилей мод. 2126-020 и 2126-030
Возможные неисправности системы ЭПХХ, их причины и способы их устранения
Система управления экономайзером принудительного холостого хода (ЭПХХ)
Особенности конструкции
Система ЭПХХ служит для повышения экономичности работы двигателя и снижения уровня токсичности отработавших газов. Так как на двигатели мод. 331 и 2106 устанавливают карбюраторы одного типа – «Озон», их системы ЭПХХ конструктивно одинаковы и различаются только устройством пневмоклапанов карбюраторов (см. «Система питания») и типом блоков управления, имеющих разные характеристики (для двигателя мод. 331 применяют блок управления 252.3761, мод. 2106 – 25.3761 или 2533.3761).
Рис. 7.42. Схема системы управления экономайзером принудительного холостого хода (ЭПХХ): 1 – катушка зажигания; 2 – рычаг дроссельной заслонки карбюратора; 3 – микропереключатель; 4 – блок управления; 5 – электромагнитный клапан; 6 – соединительный шланг; 7 – пневмоклапан; 8 – карбюратор
|
Устройство и работа системы ЭПХХ рассмотрены на примере двигателя мод. 331. Система содержит блок управления 4 (рис. 7.42), электромагнитный клапан 5, микропереключатель 3 и соединительные провода. Кроме того, в состав системы входит встроенный в карбюратор пневмоклапан 7.
Принцип работы ЭПХХ заключается в том, что на режимах принудительного холостого хода отключается подача топлива в двигатель (в тех случаях, когда педаль управления дроссельной заслонкой отпущена, а частота вращения коленчатого вала выше частоты на режиме холостого хода). Отключает подачу топлива пневмоклапан 7 ЭПХХ, входящий в состав карбюратора. Управляет пневмоклапаном электромагнитный клапан 5, которым в свою очередь управляют блок управления 4 и микропереключатель 3.
При проверке обратите внимание на состояние контактных соединений всех узлов системы, их нарушение может вызвать перебои в работе двигателя.
Возможные неисправности блока управления ЭПХХ, их причины и способы их устранения
Блок управления ЭПХХ
Особенности конструкции
Рис. 7.43. Блок управления ЭПХХ: 1 – присоединительные клеммы; 2 – корпус; 3 – печатная плата с микроэлектронными элементами
|
Блок управления ЭПХХ типа 252.3761 (рис. 7.43) непрерывно контролирует частоту вращения коленчатого вала двигателя, измеряя период повторения импульсов системы зажигания, которые снимаются с катушки зажигания и подаются на вывод «4» блока 4 (см. рис. 7.42). При частоте вращения коленчатого вала, меньше 1245 мин-1±5% (1140 мин-1±5% для блоков 25.3761 или 2533.3761) ток подается на выводы «1» и «2» блока и проходит через обмотку электромагнитного клапана, минуя микропереключатель. При повышении частоты вращения до 1500 мин-1±5% электрическая связь выводов «1» и «2» разрывается и вновь восстанавливается только при снижении частоты вращения коленчатого вала двигателя до 1245 мин-1 (1140 мин-1).
Проверка блока управления ЭПХХ
Блок управления проверяют на автомобиле. На режиме холостого хода снимите штекер с одного из выводов микропереключателя. Плавно открывая дроссельную заслонку, увеличьте частоту вращения коленчатого вала свыше 1500 мин-1 и зафиксируйте это положение. При этом должен возникнуть автоколебательный режим работы двигателя, сопровождающийся пульсацией частоты вращения.
Возникновение автоколебательного режима объясняется тем, что при увеличении частоты вращения до 1500 мин-1 разрывается электрическая связь выводов «1» и «2» блока (цепь питания электромагнитного клапана через микропереключатель принудительно разорвана), что вызывает отключение подачи топлива в двигатель. При этом частота вращения снижается и после ее падения ниже 1245 мин-1 (1140 мин-1 для блоков 25.3761 или 2533.3761) восстанавливается указанная связь, т. е. подача топлива возобновляется и частота вращения повышается.
Этот процесс циклически повторяется с периодом 1–2 с.
Если вызвать автоколебательный режим не удается, а электромагнитный клапан и пневмоклапан ЭПХХ не имеют дефекта, то неисправен блок управления и его необходимо заменить.
Проверить блок управления можно, непосредственно контролируя по тахометру частоты вращения, при которых происходит срабатывание блока.
Для проверки необходима контрольная лампа 12 В и провода со штекерными наконечниками.
Последовательно отсоедините от микропереключателя штекер серого провода (+12 В), а от вывода электромагнитного клапана – штекер с двойным розовым проводом. На освободившийся вывод электромагнитного клапана наденьте штекер, отсоединенный от микропереключателя, что обеспечит прохождение тока через обмотку электромагнитного клапана. Со штекером, снятым с электромагнитного клапана, соедините один вывод контрольной лампы, другой вывод лампы подсоедините к «массе» автомобиля.
На режиме холостого хода (850±50) мин-1 контрольная лампа должна гореть. При увеличении частоты вращения до 1500 мин-1±5% лампа должна гаснуть и вновь загораться при падении частоты вращения ниже 1245 мин-1 ±5% (1140 мин-1±5% для блоков 25.3761 или 2533.3761).
После проверки снятые штекеры установите на место.
Возможные неисправности микропереключателя, их причины и способы их устранения
Микропереключатель
Особенности конструкции
Рис. 7.44. Микропереключатель: 1 – упорный ролик; 2 – пружина; 3 – корпус; 4 – присоединительные клеммы
|
Микропереключатель типа 421.3709 (рис. 7.44) воздействует на электромагнитный клапан помимо блока управления.
В исходном положении контакты микропереключателя замкнуты. При полностью отпущенной педали управления дроссельной заслонкой толкатель микропереключателя утоплен и его контакты разомкнуты. При нажатии на педаль толкатель микропереключателя высвобождается, его контакты замыкаются, и ток при этом проходит через обмотку электромагнитного клапана независимо от блока управления.
Проверка микропереключателя
Микропереключатель проверяют на автомобиле. На режиме холостого хода снимите с вывода микропереключателя штекер розового провода, освободившийся вывод микропереключателя соедините с одним из выводов контрольной лампы, второй ее вывод – с «массой» автомобиля. В данном режиме лампа не должна гореть.
Наблюдая за контрольной лампой, плавно увеличьте частоту вращения коленчатого вала, открыв дроссельную заслонку. Контрольная лампа должна загореться до момента возникновения автоколебательного режима работы двигателя.
Если контрольная лампа горит уже на режиме холостого хода (ранняя регулировка срабатывания микропереключателя) или загорается после возникновения автоколебательного режима (поздняя регулировка), отрегулируйте установку микропереключателя. Для этого ослабьте два винта крепления микропереключателя и, подобрав его новое положение, затяните винты крепления.
Если контрольная лампа не загорается при любом положении дроссельной заслонки, то микропереключатель неисправен.
После проверки снятый штекер установите на место.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Ранняя регулировка срабатывания микропереключателя снижает эффективность работы ЭПХХ до полной потери эффекта (когда контакты микропереключателя замкнуты при полностью отпущенной педали акселератора). Поздняя регулировка срабатывания микропереключателя приводит к рывкам автомобиля при движении на малой скорости, в частности при медленной езде задним ходом. Поэтому стремитесь установить микропереключатель на возможно позднее срабатывание, не допуская появления автоколебательного режима. О срабатывании микропереключателя судят по характерным щелчкам.
2. Допускается упрощенная регулировка положения микропереключателя, при которой добейтесь срабатывания микропереключателя в пределах свободного хода механизма привода дроссельной заслонки первой камеры карбюратора.
|
Возможные неисправности электромагнитного клапана, их причины и способы их устранения
Электромагнитный клапан ЭПХХ
Особенности конструкции
Рис. 7.45. Электромагнитный клапан: 1 – атмосферный штуцер; 2 – корпус; 3 – сердечник клапана; 4, 7 – запорные элементы; 5 – штуцер соединения с пневмоклапаном карбюратора; 6 – штуцер соединения с впускной трубой двигателя; 8 – якорь; 9 – электрообмотка; 10 – присоединительная клемма
|
Электромагнитный клапан типа 19.3741 или 1902.3741 (рис. 7.45) служит для управления пневмоклапаном ЭПХХ в карбюраторе.
Электромагнитный клапан имеет три штуцера и два запорных элемента. Первый запорный элемент 7 выполнен нормально закрытым и служит для разобщения центрального штуцера 6 (соединенного с впускным трубопроводом двигателя) с наклонным штуцером 5 (связанным со штуцером пневмоклапана ЭПХХ); второй запорный элемент 4 выполнен нормально открытым и служит для разобщения указанного наклонного штуцера с атмосферным штуцером 1, закрытым войлочным фильтром и расположенным между электрическими выводами 10 обмотки 9 клапана.
При прохождении тока через обмотку электромагнитного клапана центральный и наклонный штуцера пневматически связаны, а при отсутствии тока таким образом связаны наклонный и атмосферный штуцера. В первом случае разрежение из впускного трубопровода передается к пневмоклапану ЭПХХ, что обеспечивает поступление топливовоздушной смеси через систему холостого хода в двигатель, а во втором случае пневмоклапан ЭПХХ перекрывает ее подачу.
Проверка электромагнитного клапана
Электромагнитный клапан проверяют на автомобиле. На режиме холостого хода снимите с одного из выводов клапана штекер, в результате чего двигатель должен остановиться в течение 1–2 с. Если этого не произошло, то первоначально убедитесь в исправности пневмоклапана ЭПХХ. Если же пневмоклапан ЭПХХ не имеет дефекта, то электромагнитный клапан неисправен и нуждается в замене.
После проверки не забудьте снятый штекер установить на место.
Выключатель зажигания
Проверка
Таблица 7.3 Коммутация клемм выключателя зажигания
У выключателя зажигания типа 2108-3704 проверяют правильность замыкания контактов в различных положениях ключа (табл. 7.3), работу противоугонного устройства и устройства блокировки повторного включения стартера.
Схема соединений выключателя зажигания показана на рис. 7.46.
Запорный стержень противоугонного устройства должен выдвигаться, если ключ установить в положение III (стоянка) и вынуть из замка. После поворота ключа из положения III в положение 0 (выключено) запорный стержень должен утапливаться. Ключ должен выниматься из замка только в положении III.
Устройство блокировки повторного включения стартера не должно допускать двойного поворота ключа из положения I (зажигание) в положение II (стартер). Ключ должен поворачиваться повторно только после предварительного возвращения ключа в положение 0.
Снятие, разборка, сборка и установка
1. Отсоедините провод от клеммы «–» аккумуляторной батареи.
2. Снимите облицовочный кожух рулевой колонки и отсоедините колодку проводов выключателя зажигания от жгута проводов панели приборов.
3. Вставьте ключ в замок выключателя зажигания и поверните его в положение 0.
Рис. 7.47. Детали выключателя зажигания: 1 – скоба; 2 – корпус; 3 – контактная часть; 4 – облицовка; 5 – замок; А – отверстие для фиксирующего штифта; Б – фиксирующий штифт
|
4. Отверните болты крепления скобы 1 (рис. 7.47) выключателя.
5. Снимите скобу и выключатель зажигания.
6. Отсоедините провода от колодки.
7. Проверьте, чтобы ключ находился в положении 0, и отверните винт крепления замка 5.
8. Утопите фиксирующий штифт Б и выньте замок с контактной частью 3 из корпуса 2.
9. Отверните винт крепления и отсоедините контактную часть от замка.
10. Снимите пластмассовую облицовку 4.
Соберите и установите выключатель зажигания в обратном порядке.
Подрулевой переключатель
Особенности конструкции
Подрулевой переключатель состоит из соединителя, закрепленного на кронштейне вала рулевого механизма, и установленных в соединитель двух переключателей. Левый переключатель включает указатели поворота и свет фар, правый – очистители и омыватели стекол.
Замена
1. Снимите облицовочный кожух рулевой колонки.
2. Сожмите две защелки переключателя и выньте его из соединителя.
Переключатели неразборные, и при выходе из строя их надо заменять.
Рис. 7.48. Положение рычагов подрулевого переключателя: 1 – рычаг переключения указателей поворота и света фар; 2 – рычаг переключения режимов очистителей и омывателей ветрового стекла. Пунктиром обозначены нефиксированные положения рычагов
|
Положения рычагов переключателей при включении различных потребителей показаны на рис. 7.48, замыкаемые при этом контакты – в табл. 7.4.
Таблица 7.4 Коммутация клемм выключателя зажигания
Реле включения фар
Для включения фар применены реле типа 113.3747, установленные в монтажном блоке. Такие же реле применяются и для включения звукового сигнала, обогрева заднего стекла, электродвигателя, вентилятора системы охлаждения двигателя и противотуманных фар.
Напряжение включения реле при температуре (23±5) °С составляет не более 8 В, сопротивление обмотки – (85±6) Ом. Реле включения фар ремонту не подлежит.
Реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации
Реле-прерыватель типа 43.3747, установленное в монтажном блоке, служит для создания прерывистого светового сигнала указателей поворота. Реле-прерыватель обеспечивает также работу указателей поворота в
режиме аварийной сигнализации. Кроме того, устройство позволяет контролировать исправность ламп указателей поворота. Так, если перегорит одна из ламп указателей поворота, то удваивается частота включения и выключения указателей поворота. Контрольная лампа указателей поворота при этом также мигает с удвоенной частотой.
Реле-прерыватель должно обеспечивать мигание ламп указателей поворота с частотой (90±30) циклов в минуту при температуре окружающей среды от –40 до +65 °С и напряжении 10,8–15 В. Реле-прерыватель ремонту не подлежит.
Возможные неисправности стеклоочистителя ветрового стекла, их причины и способы устранения
Стеклоочиститель ветрового стекла
Особенности конструкции
На автомобиле установлен двухскоростной стеклоочиститель 2126-5205 с приводом от трехщеточного электродвигателя постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов с редуктором (моторедуктор 17.3730). Редуктор оснащен механизмом самоостанова. На кронштейне стеклоочистителя закреплен термобиметаллический предохранитель ПР502А, рассчитанный на максимальный ток срабатывания 7,5 А.
Рис. 7.49. Схема включения стеклоочистителя ветрового стекла: 1 – электродвигатель стеклоочистителя; 2 – электродвигатель омывателя; 3 – монтажный блок; 4 – замок зажигания; 5 – переключатель стеклоочистителя и омывателя; 6 – термобиметаллический предохранитель
|
Электрическая схема включения стеклоочистителя ветрового стекла показана на рис. 7.49.
Ремонт стеклоочистителя заключается главным образом в правке деформированных тяг и рычагов рычажной системы или замене их новыми. Неисправный электродвигатель рекомендуется заменить новым.
После установки нового электродвигателя проверьте его работу до подсоединения тяг стеклоочистителя.
Техническая характеристика электродвигателя с редуктором
Номинальное напряжение, В......12
Номинальная мощность на валу редуктора, Вт......10
Частота вращения* вала редуктора на первой (низшей) скорости, мин-1......30–40
Потребляемый ток* на первой скорости, А, не более......3,5
Частота вращения* вала редуктора на второй (высшей) скорости, мин-1......55–70
Потребляемый ток* на второй скорости, А, не более......5
* При напряжении 14 В, температуре окружающей среды (25±10) °С и моменте нагрузки на выходном валу 1,47 Н·м (0,15 кгс·м) в непрогретом состоянии.
Снятие и установка
1. Отсоедините провод от клеммы «–» аккумуляторной батареи.
2. Разъедините штекерные колодки электродвигателя и жгута проводов.
3. Снимите щетки с рычагами.
4. Снимите декоративные колпачки и отверните гайки осей рычагов.
5. Снимите пластмассовые накладки (кольца).
6. Отверните два болта крепления кронштейна стеклоочистителя к кузову.
7. Выньте стеклоочиститель.
Установите стеклоочиститель в обратном порядке, предварительно смазав трущиеся поверхности пальцев поводков и кривошипа пластичным смазочным материалом. При установке рычагов с щетками убедитесь, что положение поводков соответствует исходному положению стеклоочистителя.
Возможные неисправности электродвигателя воздухонагнетателя, их причины и способы устранения
Электродвигатель воздухонагнетателя
Особенности конструкции
В воздухонагнетателе автомобиля установлен электродвигатель 45.3730 постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов. Он приводит во вращение крыльчатку вентилятора воздухонагнетателя, насаженную на вал электродвигателя. Для изменения частоты вращения якоря электродвигателя в электрической схеме включения предусмотрен добавочный резистор 17.3729, установленный на щите передка автомобиля.
Техническая характеристика электродвигателя воздухонагнетателя
Номинальное напряжение, В.......12
Номинальная мощность, Вт.......90
Номинальная частота вращения, мин-1.......4100
Потребляемая сила тока при моменте нагрузки (0,216±0,0216) Н·м и частоте вращения (4100±200) мин-1, А, не более.......14
Снятие и установка
Порядок снятия и установки электродвигателя см. «Снятие и установка воздухонагнетателя».
Возможные неисправности электродвигателя вентилятора системы охлаждения, их причины и способы устранения
Электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя
Особенности конструкции
Рис. 7.50. Электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя: 1 – корпус электродвигателя; 2 – грязезащитное кольцо; 3 – держатель магнитов; 4 – якорь электродвигателя; 5 – крышка; 6 – щеткодержатель; 7 – войлочное кольцо; 8 – втулка; 9 – коллектор; 10 – щетка; 11 – кожух; 12 – магнит; 13 – шариковый подшипник
|
На автомобиле установлен электродвигатель МЭ 272 (рис. 7.50) постоянного тока, предназначенный для привода вентилятора системы охлаждения двигателя.
Электродвигатель включается датчиком типа ТМ 108 в бачке радиатора через реле типа 113.3747, установленное в блоке предохранителей и реле. Температура замыкания контактов датчика (99±3) °С, размыкания – (94±4) °С.
Электродвигатель неремонтопригоден, и в случае любой неисправности его заменяют.
Техническая характеристика электродвигателя вентилятора
Номинальное напряжение, В.......12
Номинальная мощность при частоте вращения 1600 мин-1, Вт.......110
Номинальная частота вращения, мин-1.......2600 ±200100
Потребляемая сила тока при номинальной мощности, А, не более.......14
Пусковой момент, Н·м (кгс·м), не менее.......1,27 (0,13)
Направление вращения.......правое
Снятие и установка
Снятие и установка электродвигателя вентилятора системы охлаждения см. «Система охлаждения».
Электрообогреваемое стекло двери задка
Особенности конструкции
Для предотвращения запотевания и обледенения закаленное стекло, установленное в двери задка, выполнено с электрообогревом.
Техническая характеристика
Номинальное напряжение, В.......12
Потребляемый ток, А.......8–10
Ремонт
Возможными дефектами электрообогреваемого стекла являются отрыв штекеров и разрушение электронагревательных элементов на стекле.
1. Оторванные штекера припаяйте маломощным электрическим паяльником обычным припоем с малым содержанием олова. Крепление припаянных штекеров к шинам должно выдерживать нагрузку 80+5 Н (8+0,5 кгс), прикладываемую к центру припаянной части клеммы в направлении, перпендикулярном поверхности стекла, в течение 5 с.
2. Обрывы элементов обогрева определите с помощью пробника-испытателя типа «TEST» (или другого типа), снабженного электрической лампой. Для этого подсоедините два провода прибора с помощью зажимов к токоприемным шинам или штекерам системы электрообогрева. При отсутствии показания прибора третий контактный провод передвиньте поперек каждого нагревательного элемента по центру стекла. Загоревшаяся лампочка указывает на обрыв в системе электрообогрева.
Возможные неисправности освещения и световой сигнализации, их причины и способы устранения
Освещение и световая сигнализация
Регулировка света фар
1. Проверяйте и регулируйте свет фар на снаряженном автомобиле: с полностью заправленным топливным баком, комплектом инструмента и запасным колесом.
2. Предварительно проверьте и при необходимости доведите до нормы давление воздуха в шинах.
3. Установите автомобиль на ровную горизонтальную площадку перпендикулярно гладкой стене (например, гаража) на расстоянии 5 м. Положите на сиденье водителя дополнительный груз массой 75 кг. Разметьте на стене экран, как показано на рисунке 7.51. Продольная плоскость симметрии автомобиля должна проходить по линии 0 на экране. Замерьте высоту центров фар до пола. Это будет расстояние h на экране.
Рис. 7.52. Электромеханический корректор фар: 1 – прокладка; 2 – электропривод фар; 3 – блок управления корректора; 4 – гайки (с шестигранником или с выемками под ключ); 5 – ручка корректора; 6 – шкала; 7 – панель приборов
|
4. Если расположение световых пятен на экране не соответствует рисунку, откройте капот и отрегулируйте винтами ручной регулировки пучка света 1 (рис. 7.52) в горизонтальной плоскости и 4 в вертикальной плоскости положение светового пятна для каждой фары на экране. Положение светового пятна регулируйте для каждой фары отдельно. Вторую фару во время регулировки закройте непрозрачным материалом.
5. Свет фар считают отрегулированным, если верхняя граница левых частей световых пятен совпадает с линией 4 (см. рис. 7.51), а вертикальные линии 1 и 2 проходят через точки Е1 и Е2 пересечения горизонтальных и наклонных участков световых пятен.
Электромеханический корректор фар
Электромеханический корректор света фар предназначен для регулировки пучка света света фар в зависимости от нагрузки автомобиля.
Он состоит из блока управления 3 (рис. 7.52), двух электроприводов, установленных через прокладки 1 на правой и левой фарах, и соединительных проводов.
Установка ручки управления 5 в положения 1–3 на шкале 6 обеспечивает срабатывание электроприводов 2, которые своей шаровой головкой на конце штоков воздействуют на фары, поворачивая их на определенный угол. Электроприводы 2 и блок управления 3 ремонту не подлежат, при повреждении их следует заменить на новые.
Электроприводы снимают, немного поворачивая и стягивая их с фиксаторов.
Проверка работы корректора осуществляется на стенде БИ7714-4130.
Номинальная нагрузка на шток, которую прикладывают вдоль оси штока, составляет 40 Н, максимальная нагрузка – 80 Н.
Время перемещения штока электропривода из одного крайнего положения в другое должно составлять не более 20 с.
Ток, потребляемый электроприводом без перемещения штоков, должен составлять не более 50 мА, а при перемещения штоков (рабочий режим) – не более 1 А.
При зафиксированном штоке электропривод должен сохранять работоспособность в течение 5 мин. Наработка на отказ составляет не менее 20 000 циклов.
Кроме того, на автомобилях Иж-2126 изменено расположение динамиков 2 (рис. 7.52): ранее их устанавливали в кронштейнах задней полки багажника, сейчас с помощью винтов 4 закрепляют в передних дверях.
Замена ламп
Лампы фары
Рис. 7.53. Регулировочные винты и лампы фар: 1 – винт ручной регулировки пучка света в горизонтальной плоскости; 2 – лампа головного света; 3 – пружинная защелка; 4 – винт ручной регулировки пучка света на вертикальной плоскости; 5 – колодка; 6 – защитный кожух; 7 – патрон лампы габаритного света
|
1. Поверните защитный кожух 6 (см. рис. 7.53), закрывающий корпус фары со стороны моторного отсека, против часовой стрелки до упора и снимите его.
2. Отсоедините колодку 5 от штекеров лампы.
3. Выведите из зацепления с пазами рефлектора усики пружинной защелки 3 держателя лампы.
4. Выньте лампу.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
При замене лампы головного света соблюдайте осторожность и не касайтесь пальцами стекла лампы, чтобы на ней не осталось жировых следов. Если такие следы на лампе есть, то удалите их тканью, смоченной спиртом. Это необходимо сделать потому, что в фарах применены галогенные лампы, у которых колба нагревается до высоких температур, и жировые следы приведут к потемнению колбы и быстрому выходу лампы из строя.
|
5. Установите новую лампу в обратном порядке.
6. Для замены лампы габаритного света выньте патрон 7 из резиновой втулки, потянув его на себя. Затем, аккуратно нажав на колбу лампы, поверните ее против часовой стрелки и выньте лампу из патрона. Установите новую лампу в обратном порядке.
Лампы передних указателей поворота и задних фонарей
1. Откройте капот, поверните патрон с лампой переднего указателя поворота против часовой стрелки до упора и выньте его из гнезда. Выньте лампу из патрона. Установите новую лампу в обратном порядке.
2. Для замены лампы в заднем фонаре снимите крышку фонаря со стороны багажного отделения. Затем, отжав пальцем два упругих элемента, расположенных в нижней части крышки в специальных углублениях, выньте патрон с лампой. Замените лампу и установите патрон и крышку в обратной последовательности.
Лампа бокового указателя поворота
1. Снимите защитный кожух переднего крыла (см. «Ремонт каркаса и навесных узлов» кузова).
2. Выньте из фонаря со стороны ниши колеса патрон с лампой в сборе, предварительно сняв защитный колпачок.
3. Выньте лампу из патрона.
4. Установите новую лампу в обратном порядке.
Освещение номерного знака
Рис. 7.54. Установка фонарей освещения номерного знака: 1 – фонарь освещения номерного знака; 2 – номерной знак; 3 – накладка двери задка; 4 – винт 5x22; 5 – болт с гайкой М6; 6 – схема подключения ламп фонарей; 7 – винт 4x16
|
Освещение номерного знака осуществляется от двух фонарей 1 (рис. 7.54), установленных в накладке 3 двери задка. Для замены ламп фонарей освещения номерного знака отверните винты 7, снимите рассеиватель фонаря и замените лампу на исправную.
Лампы плафонов салона и багажника
Рис. 7.55. Плафон освещения багажного отделения: 1 – рассеиватель; 2 – клавиша выключателя; 3 – лампа; 4 – зацеп неподвижный; 5 – держатель пружинный
|
Плафон освещения салона установлен в средней части обивки потолка. Плафон освещения багажника по конструкции такой же, как плафон освещения салона, и установлен в задней части обивки потолка. Для замены неисправной лампы аккуратно по центру на боковой стороне плафона, противоположного выключателю, вставьте отвертку в паз на рассеивателе плафона, слегка отожмите плафон, преодолевая сопротивление пружинного держателя 5 (рис. 7.55), выньте его из гнезда. Выньте лампу. Установите новую лампу в обратном порядке.
Лампа фонаря освещения вещевого ящика
1. Откройте дверцу вещевого ящика.
2. Вставьте отвертку под держатель фонаря и, аккуратно отжав, выньте держатель из гнезда.
3. Отжав зацепы, выньте фонарь из держателя.
4. Нажав на зацеп рассеивателя, выведите основание фонаря из зацепления с рассеивателем.
5. Выньте лампу.
6. Установите новую лампу в обратном порядке.
Звуковая сигнализация
Особенности конструкции
На автомобиле установлен безрупорный шумовой звуковой сигнал типа 20.3721, состоящий из электромагнитной катушки с сердечником и подвижного якоря с прикрепленной к нему мембраной.
Когда ток протекает по катушке, якорь притягивается к сердечнику и мембрана прогибается. Одновременно происходит размыкание контактов, катушка электромагнита обесточивается, якорь под действием упругой силы мембраны возвращается в исходное положение, замыкая контакты прерывателя. Поскольку этот процесс периодический, возникают колебания мембраны. От частоты колебаний зависит высота тона.
Звуковые сигналы характеризуются уровнем звукового давления (в децибелах) и спектральным составом звука.
У сигнала 20.3721 уровень звукового давления 105–118 дБ, основная частота возбуждающих колебаний (420±30) Гц, потребляемый ток не более 5 А, масса не более 0,33 кг.
Для исключения влияния массы автомобиля на издаваемый звук сигнал закрепляют на специальной рессоре.
Регулировка и обслуживание
Регулярно очищайте звуковой сигнал от загрязнения и проверяйте состояние электрических соединений.
При появлении хрипа и снижении громкости звука отрегулируйте силу звука сигнала. Регулируйте сигнал поворотом (не более чем на один оборот) винта, расположенного на его задней стенке. При этом изменяется зазор между контактами прерывателя. Проверяйте сигнал, подключив его через амперметр к аккумуляторной батарее. Звучание сигнала должно быть громким, без дребезжания, а сила потребляемого тока не должна превышать 5 А.
Тон звука, громкость сигнала и сила потребляемого тока зависят от величины воздушного зазора между якорем и сердечником, который обеспечивается подбором прокладок между корпусом и мембраной, а также от величины зазора между контактами. Для зачистки контактов прерывателя разберите сигнал. При его сборке важно сохранить первоначальный зазор между якорем и сердечником электромагнита. Поэтому прокладку между корпусом сигнала и мембраной рекомендуется не заменять, надо только очистить ее от пыли и грязи.
Комбинация приборов
Рис. 7.56. Комбинация приборов: 1 – указатель температуры; 2 – тахометр; 3 – указатель поворота левый; 4 – указатель поворота правый; 5 – спидометр; 6 – указатель уровня топлива; 7 – сигнализатор прикрытия воздушной заслонки карбюратора (резерв); 8 – сигнализатор аварийного давления масла; 9 – сигнализатор тормозной системы; 10 – сигнализатор разряда аккумуляторной батареи; 11 – сигнализатор включения аварийной сигнализации; 12 – сигнализатор исправности ЭСУД (резерв); 13 – кнопка сброса суточного пробега на дисплее 19, последовательное изменение показаний времени, напряжения бортовой сети, температуры наружного воздуха, установка показаний времени на дисплее 18; 14 – сигнализатор включения дальнего света фар; 15 – сигнализатор уровня тормозной жидкости (резерв); 16 – сигнализатор резерва топлива; 17 – сигнализатор включения главного выключателя света; 18; 19 – дисплеи жидкокристаллических индикаторов
|
На автомобиле Иж-21261 применяется электронная комбинация приборов 346.3801. Внешний вид комбинации приборов показан нарис. 7.56. Схема соединений комбинации приборов показана на рис. 7.57. Элементы комбинации приборов приведены в табл. 7.5. Комбинация приборов имеет две 13-контактные соединительные колодки «Х 1» и «Х 2». Адреса контактов этих колодок приведены в табл. 7.6.
Таблица 7.5 Элементы комбинации приборов
Таблица 7.6 Адреса контактов комбинации приборов
Возможные неисправности при подключении комбинации приборов к электрической сети автомобиля
Описание комбинации приборов 346.3801
Комбинация приборов предназначена для обработки и отображения информации о функциональном и техническом состоянии узлов, агрегатов, систем и параметров движения автомобилей, эксплуатируемых в условиях умеренного и тропического климата при температуре окружающего воздуха от +45 до –40 °С и относительной влажности 90% при 27 °С.
Комбинация приборов рассчитана на работу в цепи постоянного тока номинальным напряжением питания 12 В.
Комбинация приборов не подлежит ремонту, кроме замены ламп накаливания.
Комбинация приборов включает следующие функциональные узлы.
Спидометр 5 (рис. 7.56):
– диапазон показаний – от 0 до 200 км/ч;
– диапазон измерений – от 20 до 200 км/ч.
Тахометр 2 показывает частоту вращения коленчатого вала двигателя, работает от системы зажигания (высоковольтный вход) и от блока управления системой впрыска топлива (низковольтный вход):
– диапазон показаний – от 0 до 7000 мин-1;
– диапазон измерений – от 1000 до 7000 мин-1.
Показывающий прибор 1 температуры охлаждающей жидкости:
– диапазон показаний от 50 до 130 °С.
Показывающий прибор 6 уровня топлива:
– диапазон показаний от 0 («пустой») до 1 («полный»).
Цифровой индикатор 19 общего и суточного пробега.
Цифровой индикатор общего пробега:
– разрешающая способность – 1 км;
– диапазон показаний – от 0 до 999 999 км;
– при переполнении показание 999 999 сохраняется;
– после прерывания и последующего восстановления питания показания пройденного пути сохраняются в течение 10 лет, при этом показание значения, индицируемого до момента прерывания, меняется не более чем на ±1 км.
Цифровой индикатор суточного пробега:
– разрешающая способность – 0,1 км;
– диапазон показаний – от 0,0 до 999,9 км;
– при переполнении счет начинается с 0,0 км;
– устанавливается на показание 0,0 км путем нажатия и удерживания кнопки в нажатом положении в течение от 3 до 5 с в режиме суточного пробега.
Цифровой индикатор 18 текущего времени суток, температуры наружного воздуха и напряжения бортовой электрической сети автомобиля.
Цифровой индикатор текущего времени суток (часы, минуты):
– диапазон показаний – от 00 ч 00 мин до 23 ч 59 мин.
Цифровой индикатор температуры наружного воздуха:
– диапазон показаний – от –40 до +70 °С;
– режим «предупреждения о гололеде».
Цифровой индикатор напряжения бортовой электрической сети:
– диапазон показаний – от 8 до 16 В;
– разрешающая способность – 0,1 В.
Сигнализаторы:
3 – указателя поворота (левый борт);
4 – указателя поворота (правый борт);
7 – прикрытия воздушной заслонки карбюратора;
8 – аварийного давления масла;
9 – стояночного тормоза и срабатывания сигнального устройства тормозов;
10 – разряда аккумуляторной батареи;
11 – аварийной сигнализации;
12 – нарушения функционирования системы снижения токсичности (резерв);
14 – дальнего света фар;
15 – уровня тормозной жидкости (резерв);
16 – резерва топлива;
17 – включения главного выключателя света.
Комбинация приборов имеет режим «тест» стрелочных показывающих приборов.
Режим «тест» предусматривает следующее: при включении напряжения питания по клемме «15/1» замка зажигания (клемма «ЗО» включена) стрелки показывающих приборов перемещаются из начального положения к верхнему значению диапазона показаний и обратно, на цифровых индикаторах высвечиваются все сегменты. После этого стрелки устанавливаются в положения, соответствующие измеренным значениям входных сигналов, а цифровые индикаторы показывают текущие значения соответствующих параметров.
Снятие и установка комбинации приборов
Рис. 8.32. Детали новой панели приборов: 1 – переключатель наружного освещения; 2 – звуковой сигнализатор; 3 – заглушка винта; 4 – винт 6,3x38; 5 – пульт; 6 – насадок; 7 – кронштейн левый; 8 – воздуховод левый; 9 – воздуховод; 10 – заглушка; 11 – воздуховод правый; 12 – гайка М8; 13 – втулка; 14 – прокладка; 15 – втулка; 16 – винт 5x16; 17 – кронштейн правый; 18 – дефлектор; 19 – панель приборов (нижняя часть); 20 – гайка для винта; 21 – заглушка; 22 – шайба; 23 – винт 4х16; 24 – накладка; 25 – ось; 26 – крышка вещевого ящика; 27 – фонарь освещения; 28 – держатель фонаря; 29 – выключатель плафона; 30 – переключатель отопителя; 31 – винт 4х16; 32 – гайка; 33 – блок управления отопителем; 34 – накладка консоли с фонарем; 35 – ручка; 36 – ручка переключателя отопителя; 37 – блок управления; 38 – выключатель аварийной сигнализации; 39 – выключатель противотуманных фар; 40 – ручка корректора; 41 – жгут проводов панели приборов; 42 – пульт приборов верхняя часть; 43 – гайка пластинчатая; 44 – комбинация приборов
|
Комбинация прикреплена к верхней части панели приборов с помощью винтов 16 (см. рис. 8.32). Для снятия комбинации приборов выполните следующее.
Отсоедините провод от клеммы «–» аккумуляторной батареи.
Снимите пульт панели приборов.
Отверните крепежные элементы комбинации приборов.
Выньте на себя комбинацию приборов из посадочного места и отсоедините от нее колодки жгутов.
Установку комбинации приборов осуществляйте в обратной последовательности.
Проверка правильности показаний приборов
Проверку исправности приборов следует проводить при температуре окружающего воздуха (20±5) °С, относительной влажности воздуха от 45 до 80%, атмосферном давлении от 84 до 106,7 кПа (от 630 до 800 мм рт. ст.) и напряжении питания (13,5±5) В постоянного тока.
Проверка прибора скорости
Проверку показывающего скорость прибора следует проводить путем подачи на вход прибора (контакт «4» колодки «Х2») сигнала с частотой согласно табл. 7.7.
Таблица 7.7
Рис. 7.58. Схема входного сигнала, подводимого к показывающему прибору скорости комбинации приборов: Ucc – напряжение питания (от 10,8 до 16 В); Uoh – напряжение высокого уровня; Uol – напряжение низкого уровня (<0,8 В) при токе I0i=30 мА и Uсс=13,5+0,5 В; Тr – время нарастания сигнала (<50 мкс); Tf – время спада сигнала (<50 мкс); Td – длительность импульса, T – период
|
При проверке параметры входного сигнала, от которого функционирует показывающий прибор скорости, должны соответствовать значениям, показанным на рис. 7.58. Схема включения при испытании должна соответствовать рис. 7.59.
В случае несоответствия показаний стрелки спидометра реальным скоростям движения автомобиля с проверенной комбинацией следует заменить датчик скорости, установленный на приводе спидометра коробки передач.
Проверку цифрового индикатора счетчика пройденного пути проводить следующим образом.
Отключить напряжение питания и нажать кнопку 13 (см. рис. 7.56). Удерживая кнопку в нажатом положении, подать напряжение питания – при этом должны включиться все сегменты индикатора (проверка исправности сегментов). После отпускания кнопки должны включиться показания общего и суточного пробегов.
Проверка показывающего прибора частоты вращения коленчатого вала
Проверку показывающего прибора частоты вращения коленчатого вала проводить путем подачи на высоковольтный вход показывающего прибора (контакт «5 «Х1») сигнала с частотой согласно табл. 7.8.
Таблица 7.8
Рис. 7.60. Входной сигнал на показывающий прибор частоты вращения коленчатого вала, измеренный в автомобиле при частоте вращения 4500 мин–1
|
Рис. 7.61. Формирователь импульсов лабораторного сигнала, подаваемого на показывающий прибор частоты вращения коленчатого вала
|
При указанных частотах стрелки показывающего прибора частоты вращения коленчатого вала должны соответствовать указанным в табл. 7.8 оборотам с допуском ±100 мин-1. Параметры входных сигналов, от которых должен функционировать показывающий прибор частоты вращения, должны соответствовать значениям, показанным на рис. 7.60. Формирователь требуемых импульсов показан на рис. 7.61.
Проверка показывающего прибора уровня топлива
Проверку показывающего прибора уровня топлива следует проводить при уменьшающихся показателях (от полного к пустому). При испытаниях вход показывающего прибора уровня топлива (контакт «6 Х2») необходимо нагружать сопротивлением в соответствии с табл. 7.9.
Таблица 7.9
Если после описанной проверки на автомобиле прибор уровня топлива показывает неверные показания, то следует заменить датчик уровня топлива.
Проверка показывающего прибора температуры охлаждающей жидкости
Проверку показывающего прибора температуры охлаждающей жидкости следует проводить при увеличивающихся показаниях (от холодного двигателя к горячему).
При испытаниях вход показывающего прибора температуры охлаждающей жидкости (контакт «9 Х1») необходимо нагружать сопротивлениями в соответствии с табл. 7.10.
Таблица 7.10
Проверка индикации времени
Проверку установки часов и минут следует проводить только на функционирование в режиме индикации времени путем вращения кнопки 13 (см. рис. 7.56) и удержания ее в данном положении в течение не менее 300 мс.
Установка часов.
При повороте кнопки в сторону символа «h» на время:
1) до 2 с – показание часов должно увеличиваться на 1 ч за каждую секунду;
2) от 2 до 4 с – показание часов должно увеличиваться на 2 ч за каждую секунду;
3) более 4 с – показание часов должно увеличиваться на 4 ч за каждую секунду.
Установка минут.
При повороте кнопки управления в сторону символа «min» на время:
1) до 2 с – показание минут должно увеличиваться на 1 мин за каждую секунду;
2) от 2 до 4 с – показание минут должно увеличиваться на 2 мин за каждую секунду;
3) более 4 с – показание минут должно увеличиваться на 4 мин за каждую секунду.
Индикатор времени в режиме индикации времени должен:
а) сохранять показания после прерывания и последующего восстановления напряжения на клемме «15/1» от замка зажигания;
б) после прерывания и последующего восстановления напряжения питания на клемме «30» производить сброс показаний, отсчет времени в этом случае продолжается от нулевого значения.
Точность показаний индикатора времени составляет ±3 с за 24 ч. Точность индикатора обеспечивается конструкцией и технологией изготовления.
Проверка показаний индикатора температуры окружающей среды
Переключение между индикацией времени и индикацией температуры окружающей среды в комбинации приборов осуществляется путем нажатия на кнопку комбинации приборов и удерживания ее в нажатом состоянии в течение времени от 0,3 до 1,5 с.
Проверку точности показаний цифрового индикатора температуры окружающей среды следует проводить, нагружая вход индикатора температуры (контакт «1 Х2») сопротивлением в соответствии с табл. 7.11.
Таблица 7.11
Показания индикатора температуры окружающей среды при заданных значениях сопротивлений должны соответствовать указанным в табл. 7.11.
После включения зажигания (подача на комбинацию приборов напряжения питания) индикатор должен находиться в режиме индикации времени.
В случае, если при включении зажигания температура окружающей среды равна или ниже 2 °С, индикатор должен показывать время на протяжении 3 с после включения зажигания, а затем он должен переключиться на показания температуры. При этом в течение первых 10 с после переключения показания температуры должны мигать (предупреждение о гололеде), а затем быть постоянно видимыми. Индикация предупреждений о гололеде (мигание) повторяется после повышения температуры окружающей среды до значения не менее 5 °С и последующего снижения до 2 °С.
Проверку мигающей индикации при снижении температуры проводить путем нагрузки входа индикатора сопротивлением, соответствующим 0 °С (9685 Ом), и подачи напряжения питания. После подачи напряжения индикатор должен показывать время в течение (3±1) с, а затем он должен переключиться на показания температуры. При этом в течение первых 10+2 с после переключения показания температуры должны мигать, а затем быть постоянно видимыми.
Проверка показаний индикатора напряжения бортовой электрической сети автомобиля
Переключения между индикацией температуры окружающей среды и индикацией напряжения бортовой электрической сети автомобиля в комбинации приборов осуществляется путем нажатия на кнопку комбинации приборов и удерживания ее в нажатом состоянии от 0,3 до 1,5 с. Переключение может быть осуществлено в любой момент.
Индикация напряжения бортовой электрической сети автомобиля осуществляется при напряжении от 8 до 16 В.
Точность показаний цифрового индикатора в данном режиме должна соответствовать значениям, указанным в табл. 7.12.
Таблица 7.12
При уменьшении напряжения питания ниже 10,8 В и увеличения выше 15 В цифровой индикатор «времени/ температуры окружающей среды/ напряжения бортовой сети автомобиля» переходит в режим индикации напряжения, при этом первые 10 с показания напряжения должны мигать, а далее быть постоянно видимыми до устранения неисправности.
Проверку точности показаний напряжения бортовой электрической цепи автомобиля проводите методом контрольного прибора.
Отключить напряжение питания от комбинации приборов (разъем «Х1», контакты «6», «7»).
Подключить источник питания для задания входных напряжений комбинации приборов для контроля цифрового индикатора в режиме «напряжение бортовой электрической цепи автомобиля» (разъем «Х1», контакт «7»).
Подключить вольтметр на выход источника питания для контроля входных напряжений комбинации приборов.
Подавая входное напряжение на комбинацию приборов, согласно табл. 7.12 определить изменения показаний путем сравнения показаний цифрового индикатора комбинации приборов и вольтметра.
Датчик температуры окружающей среды
Датчик температуры окружающей среды предназначен для определения температуры окружающей среды, в которой он расположен. Датчик работает в комплекте с комбинацией приборов 346.3801.
В состав датчика входит температурный чувствительный элемент с отрицательным температурным коэффициентом сопротивления. Габаритные, установочные и присоединительные размеры датчика показаны на рис. 7.62.
Рис. 7.63. Установка датчика температуры окружающей среды: 1 – датчик температуры окружающей среды; 2 – хомут крепления жгута
|
Установлен датчик в передней части автомобиля с правой стороны на специальном кронштейне, приваренном к лонжерону (рис. 7.63). Датчик рассчитан на эксплуатацию при температуре окружающего воздуха от –40 до +45 °С. Предельные значения температуры, при которых сохраняется работоспособность датчика, от –50 до +90 °С.
Рис. 7.64. Схема проверки датчика температуры окружающей среды: R – резистор (4420 Ом+1%); Ux – измеряемое падение напряжения; U – входное напряжение; t° – терморезистор
|
Проверку правильности работы датчика температуры определяют, используя специальную электрическую схему (рис. 7.64). На датчик (терморезистор) подается напряжение U=3,2 В ±1% через постоянное сопротивление R=4420 Ом ±1%, что имитирует с комбинацию приборов 346.3801010.
Испытание датчика (проверка сопротивлений в диапазоне рабочих температур) проводят путем погружения датчика в резервуар с силиконовой жидкостью определенной температуры, после 3 мин выдержки осуществляют замер напряжения Uх. По напряжению Uх определяется сопротивление термодатчика согласно табл. 7.13.
Таблица 7.13
Датчик исправен, если замеренные показания соответствуют указанным в таблице температурам. В случае несоответствия датчик следует заменить.
Датчик скорости автомобиля
Рис. 7.65. Датчик скорости: 1 – вал ротора; 2 – шайба; 3 – втулка; 4 – корпус; 5 – плата; 6 – пружина; 7 – корпус формирователя; 8 – контакт
|
Датчик скорости автомобиля предназначен для преобразования количества оборотов приводного вала 1 (рис. 7.65) датчика в количество электрических импульсов, пропорциональных пройденному пути автомобиля. Одному обороту вала соответствует 1 м пути автомобиля.
Крепится датчик скорости путем навинчивания его пластмассового корпуса 4 ключом 22 мм на привод спидометра коробки передач моментом затяжки 6–8 Н·м.
При установке датчика скорости в коробку передач ВАЗ-21074 применяется датчик РЮИБ. 402139.001-02 с резьбой М18. При установке датчика скорости в коробку передач Иж-2126 применяется датчик РЮИБ. 402139.001-05 с присоединительной резьбой М22.
Датчик имеет трехпроводную электрическую схему соединения. Контакты «+», «А»,
«–», условно обозначенные «1», «2», «3», промаркированы на корпусе выпуклым шрифтом. Номинальное напряжение питания 12 В постоянного тока.
В рабочем диапазоне частот вращения приводного вала от (30±1) мин-1 до (3300±100) мин-1 при температуре окружающего воздуха (25±10) °С, напряжении питания по цепи контакта «1» (13,5±0,2) В, напряжении питания по цепи контакта «2» (5,0±0,2) В, при сопротивлении нагрузки 1 кОм и суммарной емкости нагрузки не более 200 пФ датчик скорости должен иметь следующие параметры импульсов выходного сигнала (см. рис. 7.58): выходное напряжение низкого уровня Uol не более 0,4 В; выходной ток высокого уровня Ioh=(Ucc–Uoh)/R1 не более 30 мкА; длительность времени нарастания Тr или времени спада сигнала Тf не более 10 мкс и коэффициент заполнения Q=(Td/T)х100 (50±20)%.
Простейшая проверка датчика на автомобиле может быть осуществлена при вращении вала датчика и подключении контакта «3» жгута на корпус, контакта «1» к клемме «+» аккумуляторной батареи, а между контактом «2» и клеммой «+» аккумуляторной батареи подключить последовательно соединенные резистор МЛТ – 0,25 кОм ±5% и светодиод АЛ307БМ. Отсутствие или постоянное свечение светодиода при неподвижном вале и прерывистое свечение светодиода при вращении вала свидетельствуют о работоспособности датчика.
Датчик относится к необслуживаемым и невосстанавливаемым изделиям, ремонту не подлежит.
Датчик указателя уровня топлива
Рис. 7.66. Датчик уровня топлива: П – бак полный; О – бак пустой; Л – к контрольной лампе уровня топлива; Р – к приемнику указателя уровня топлива; H1–H2 – положения поплавка, когда контакты сигнализатора резерва топлива замыкаются или размыкаются
|
Датчик указателя уровня топлива находится в топливном баке и крепится к бензозаборной трубке (рис. 7.66). Датчик имеет переменный резистор из нихромовой проволоки. Подвижный контакт резистора управляется рычагом с поплавком. При полном баке поплавок находится в положении «П». Номинальное сопротивление при этом равно 7 Ом. При 1/2 заполнения бака сопротивление равно 118 Ом, при пустом баке сопротивление в баке – 330 Ом. На рычаге поплавка имеется подвижный контакт, включающий контрольную лампу резерва топлива, если в баке осталось 5,38 л бензина.
Датчик температуры охлаждающей жидкости
Датчик температуры охлаждающей жидкости ТМ-106 на двигателях мод. 331 установлен во впускном патрубке водяной рубашки двигателя с левой стороны. На двигателях мод. ВАЗ-2106 датчик ТМ-106 ввернут в головку блока цилиндров с левой стороны двигателя. Проверку датчика ТМ-106 проводите согласно параметров, приведенных в табл. 7.14.
Таблица 7.14
Датчик контрольной лампы недостаточного давления масла
Датчик типа ММ-111Д двигателя мод. 331 ввернут в кронштейн полнопоточного фильтра, расположенного с правой стороны передней части двигателя.
Контакты датчика должны размыкаться и замыкаться в диапазоне давлений 40–80 кПа (0,4–0,8 кг/см2). Датчик должен выдерживать повышенное давление до 2,5+0,5 МПа (25+5 кг/см2) без появления механических повреждений и нарушения герметичности.
Датчик типа ММ-120 двигателя мод. 2106 установлен на блоке цилиндров с левой стороны двигателя. Контакты датчика должны размыкаться и замыкаться в диапазоне давлений 20–60 кПа (0,2–0,6 кг/см2). Датчик ремонту не подлежит.
Дополнительный сигнал торможения
Дополнительный сигнал торможения введен в конструкцию автомобиля Иж-21261 для удовлетворения требований Правил ЕЭК ООН №48-01, имеет стекло красного цвета. Срабатывает дополнительный сигнал торможения синхронно с основным при приведении в действие рабочего тормоза.
Рис. 7.67. Установка дополнительного сигнала торможения: 1 – уплотнитель жгута; 2 – дополнительный сигнал торможения; 3 – стекло двери задка; 4 – жгут дополнительного сигнала торможения
|
Монтируется дополнительный сигнал торможения на заднем стекле (рис. 7.67) при температуре наружного воздуха не ниже +10 °С. В зоне установки дополнительного сигнала торможения поверхность стекла надо обезжирить изопропиловым спиртом или аналогичным растворителем. Привалочную поверхность дополнительного сигнала торможения, покрытую липкой лентой, нагрейте в течение 15 мин при температуре 50–60 °С. Снимите с липкой ленты защитную пленку, установите дополнительный сигнал торможения на стекло и плотно прижмите руками.
Обслуживание дополнительного сигнала торможения сводится к замене вышедшей из строя лампы А12-5-2 (всего ламп 5).