Головка блока цилиндров
Снятие
1. Слейте охлаждающую жидкость,
2. Снимите ремень привода ГРМ
3. Отсоедините трос управления клапаном-дросселем,
4. Отсоедините трос акселератора.
5. Отсоедините разъемы форсунок.
6. Снимите насос охлаждающей жидкости..
7. Отсоедините вакуумные шланги.
8 Снимите масляный щуп с направляющей.
9. Снимите стойку №2 коллектора.
10. Снимите защиту жгута проводки.
11. Отсоедините впускную трубку охлаждающей жидкости
12. Отсоедините разъемы проводки.
13. Снимите крышку воздушного фильтра с воздуховодом,
14. Снимите стойку коллектора №2.
15. Отсоедините топливные шланги,
16. Отсоедините шланги радиатора.
17. Отсоедините шланги отопителя,
18. Отсоедините приемную трубу системы выпуска.
19. Снимите генератор
20. Снимите шкив распределительного вала.
21. Снимите объединенный узел зажигания.
22. Снимите стойку коллектора.
23. Снимите зубчатый шкив ремня привода ГРМ с распределительного вала, предварительно зафиксировав распределительный вал разводным ключом и отвернув болт шкива.
24. Снимите распределительные валы впускных и выпускных клапанов.
Внимание: поскольку осевой зазор распределительного вала очень мал, то для предотвращения заклинивания и/или повреждения вала при его демонтаже необходимо удерживать вал в горизонтальном положении, для этого необходимо соблюдать изложенную ниже процедуру демонтажа.
А, Снимите распределительный вал впускных клапанов, а) Поверните распределительный вал впускных клапанов таким образом, чтобы установочное отверстие вспомогательной шестерни оказалось в положении, показанном на рисунке.
В этом случае кулачки распределительного вала впускных клапанов равномерно нажимают на толкатели клапанов 1-го и 3-го цилиндров, б) Отверните 2 болта и снимите крышку 1-го подшипника распределительного вала.
в) Зафиксируйте вспомогательную шестерню распределительного вала впускных клапанов с ведущей шестерней установочным болтом Рекомендуемый установочный болт.........................М6х1 длиной 16-20 мм"
Снятие и установка головки блока цилиндров. 1 - насос гидроусилителя рулевого управления, 2 - жгут проводки, 3 - трос управления клапаном-дросселем, 4 - трос акселератора, 5 - объединенный узел зажигания, 6 - разъем датчика температуры воздуха на впуске, 7 - крышка воздушного фильтра с воздуховодом, 8 - прокладка, 9 - шланг возврата топлива, 10 - входной топливный шланг, 11 - шланги радиатора, 12 - головка блока цилиндров в сборе, 13 - разъем кислородного датчика, 14 - генератор, 15 - разъем датчика давления масла, 16 - приемная труба системы выпуска, 17 - кронштейн каталитического нейтрализатора, 18 - кронштейн трубы, 19 - регулировочная планка, 20 - стойка коллектора, 21 - впускная трубка охлаждающей жидкости, 22 - стойка коллектора №2, 23 - вакуумный шланг системы повышения частоты вращения холостого хода при работе гидроусилителя рулевого управления, 24 - кольцевое уплотнение, 25 - направляющая масляного щупа, 26 - масляный щуп, 27 - распределительный вал №1 (впускных клапанов), 28 - распределительный вал №2 (выпускных клапанов), 29 - крышка подшипника распределительного вала, 30 - шкив распределительного вала, 31 - сальник, 32 - вакуумный шланг усилителя тормозов, 33 - вакуумный шланг датчика абсолютного давления во впускном коллекторе, 34 - вакуумный шланг системы улавливания паров топлива, 35 - шланги отопителя.
Примечание: при снятии распределительного вала убедитесь, что в результате данной операции нейтрализовано скручивающее усилие пружины вспомогательной шестерни. г) Равномерно отпустите болты крышек подшипников распределительного вала впускных клапанов за несколько проходов в последовательности, указанной на рисунке, и выверните болты
д) Снимите крышки подшипников распределительного вала впускных" клапанов, а затем и сам распределительный вал
Примечание:
- Не прилагайте значительных усилий и не пытайтесь использовать отвертку или какой-либо другой предмет в качестве рычага.
- Если распределительный вал не снимается, установите крышку 3-го подшипника, затяните ее, а затем отпустите болты одновременно вытягивая вал за шестерню.
Б. Снимите распределительный вал
выпускных клапанов, а) Поверните с помощью разводного ключа распределительный вал выпускных клапанов так, чтобы установочный штифт оказался в положении, показанном на рисунке,
В этом случае кулачки распределительного вала выпускных клапанов равномерно нажимают на толкатели клапанов 1-го и 3-го цилиндров.
б) Отверните 2 болта и снимите крышку 1-го подшипника распределительного вала.
в) Равномерно отпустите болты крышек подшипников распределительного вала выпускных клапанов за несколько проходов в последовательности, указанной на рисунке, и выверните болты.
г) Снимите крышки подшипников распределительного вала выпускных клапанов, а затем и сам распределительный вал,
Примечание:
- Не прилагайте значительных усилий и не пытайтесь использовать отвертку или какой-либо другой предмет в качестве рычага.
- Если распределительный вал не снимается, установите крышку 3-го подшипника, затяните ее, а затем отпустите болты, одновременно вытягивая вал за шестерню
25. Разберите распределительный вал впускных клапанов, а) Зажмите распределительный вал его шестигранной частью в тиски.
Примечание: будьте осторожны, чтобы не повредить распределительный вал.
б) Введите технологические болты (А) и (В) в технологические отверстия вспомогательной шестерни распределительного вала
в) С помощью отвертки поверните вспомогательную шестерню распределительного вала по часовой стрелке и удалите технологический болт (С),
Примечание: не повредите распределительный вал
г) Пассатижами снимите стопорное кольцо,
д) Снимите: пружинную шайбу (1), вспомогательную шестерню распределительного вала (2) и пружину шестерни (3),
26, Снимите головку блока цилиндров, а) Используя подходящее приспособление, равномерно, за несколько проходов, отпустите и выверните болты головки блока цилиндров в последовательности, указанной на рисунке, а затем снимите десять шайб.
Внимание: коробление или растрескивание головки блока может быть следствием нарушения последовательности ослабления болтов крепления головки блока.
б) Поднимите головку блока цилиндров с установочных штифтов и положите ее на верстак, подложив под нее деревянные бруски
Внимание: если головка блока снимается тяжело, можно использовать мощную отвертку, вставляя ее в газовый стык, как показано на рисунке. Однако старайтесь не повредить поверхности головки и блока, а также прокладку головки блока.
Установка
1. Установите головку блока цилиндров, а) Уложите новую прокладку головки блока цилиндров, учитывая положение направляющих на блоке.
б) Опустите на прокладку головку блока цилиндров.
Примечание: перед установкой нанесите небольшой слой моторного масла на резьбы болтов и под головки болтов.
в) С помощью подходящего приспособления установите и постепенно затяните за несколько проходов (не менее 3-х) 10 болтов крепления головки блока в последовательности, показанной на рисунке.
Момент затяжки........................................29 Нм
Если при затяжке болта не достигается требуемый момент, замените болт.
Внимание: болты крепления головки блока имеют различную длину (А, 108 мм) и (В, 90 мм), не перепутайте их при установке. г) Отметьте кромку болта, обращенную к передней части двигателя (стороне, противоположной отбору мощности) краской, как показано на рисунке.
д) Затяните все болты в отмеченной выше последовательности, повернув их на 90°.
е) Снова затяните все болты в указанной выше последовательности еще на 90°.
ж) Убедитесь, что все метки болтов ориентированы на 180° от начального положения
2. Соберите распределительный вал впускных клапанов,
а) Закрепите распределительный вал в тисках, зажав его за шестигранный участок,
Примечание: будьте внимательны, чтобы не повредить распределительный вал.
б) Установите следующие детали:
- пружину шестерни распределительного вала (1);
- вспомогательную шестерню (2);
- пружинную шайбу (3).
в) Щипцами установите стопорное кольцо,
г) Введите технологические болты (А) и (В) в установочное отверстие вспомогательной шестерни распределительного вала
д) С помощью отвертки поверните вспомогательную шестерню распределительного вала по часовой стрелке и совместите отверстия ведомой шестерни распределительного вала и вспомогательной шестерни, после чего установите технологический болт (С).
Примечание: будьте внимательны, чтобы не повредить распределительный вал.
3. Установите распределительные валы впускных и выпускных клапанов
Внимание: при установке распределительных валов необходимо учитывать, что величина осевого зазора очень мала, поэтому валы должны укладываться в постели подшипников строго горизонтально, без перекосов, во избежание заедания и/или повреждения валов. 3.1 Установите распределительный вал выпускных клапанов.
а) Нанесите консистентную смазку на торцевые поверхности распределительного вала.
б) Положите распределительный вал выпускных клапанов в головку блока цилиндров таким образом, чтобы установочный штифт располагался несколько правее вертикальной оси распределительного вала, как показано на рисунке. В этом положении кулачки 1-го и 3-го цилиндров равномерно нажимают на толкатели соответствующих клапанов.
в) Удалите остатки старого герметика
г) Нанесите герметик на крышку №1 подшипника распределительного вала, как показано на рисунке.
д) Установите крышки подшипников распределительного вала на соответствующие шейки в соответствии с выбитыми на них номерами, как показано на рисунке; при этом стрелки на крышках подшипников должны быть направлены к передней части двигателя (в сторону, противоположную отбору мощности).
е) Нанесите моторное масло на резьбу и тыльную сторону головок болтов
ж) Установите и равномерно затяните болты крепления крышек подшипников за несколько проходов в порядке, указанном на рисунке.
Момент затяжки..........................................13 Н м
з) Нанесите консистентную смазку на рабочую кромку сальника.
и) С помощью подходящей оправки и молотка установите сальник распределительного вала,
Внимание:
- Сальник должен быть установлен, как показано на рисунке,
- Сальник устанавливается в расточку головки блока до упора.
3.2 Установите распределительный вал впускных клапанов а) Установите технологический штифт распределительного вала выпускных клапанов таким образом, чтобы он находился чуть выше кромки головки блока цилиндров, как показано на рисунке.
б) Нанесите консистентную смазку на упорные (торцевые) поверхности распределительного вала.
в) Введите в зацепление шестерни распределительных валов впускных и выпускных клапанов, совместив друг с другом установочные метки на этих шестернях.
Примечание: на шестернях распределительных валов имеются также "метки газораспределения"или метки ВМТ; не путайте их с установочными метками.
г) Удерживая шестерни в зацепленном виде, уложите распределительный вал впускных клапанов в постели опор. В этом положении кулачки 1-го и 3-го цилиндров равномерно нажимают на толкатели соответствующих клапанов, что облегчает монтаж распределительного вала.
д) Установите крышки подшипников распределительного вала на соответствующие шейки в соответствии с выбитыми на них номерами, как показано на рисунке; при этом стрелки на крышках подшипников должны быть направлены к передней части двигателя (в сторону, противоположную отбору мощности)
е) Нанесите свежее моторное масло на резьбу и тыльную сторону головок болтов крышек подшипников распределительного вала.
ж) Равномерно затяните болты крепления крышек подшипников за несколько проходов в порядке, указанном на рисунке (окончательный МЗ = 13Нм),
z) Снимите технологический болт, соединяющий вспомогательную и основную шестерни распределительного вала впускных клапанов.
и) Установите крышку 1-го подшипника распределительного вала впускных клапанов стрелкой вперед (в сторону привода ГРМ)
Внимание: если крышка 1-го подшипника не садится на место, отверткой переместите распределительный вал вперед-назад вдоль его оси. к) Равномерно затяните болты крепления крышек подшипников за несколько проходов (окончательный МЗ=13Нм).
л) Поверните по часовой стрелке распределительный вал выпускных клапанов за его шестигранную часть на 1 оборот (от ВМТ до НМТ), с тем чтобы установочный штифт оказался в положении, показанном на рисунке
Блок цилиндров (4A-FE, 7A-FE). 1 - компрессионные кольца, 2 - маслосъемное кольцо, 3 - поршень, 4 - поршневой палец, 5 - шатун, 6 - вкладыши шатунных подшипников, 7 - крышка шатуна, 8 - сальник, 9 - держатель заднего сальника, 10 - прокладка, 11 - блок цилиндров, 12 - кольцевое уплотнение, 13 - насос охлаждающей жидкости, 14 - кронштейн правой опоры двигателя, 15 - масляный насос, 16 - коленчатый вал, 17 - вкладыши коренных подшипников коленчатого вала, 18 - упорное полукольцо, 19 - крышка коренного подшипника, 20 - маслоприем-ник, 21 - масляный поддон, 22 - верхняя часть масляного поддона, 23 - нижняя часть масляного поддона, 24 - маслоуспокоитель, 25 - сливная пробка системы охлаждения.
м) Убедитесь, что установочные метки шестерен распределительных валов выпускных и впускных клапанов находятся в крайнем верхнем положении, а метки ВМТ ("метки газораспределения") совпадают друг с другом, как показано на рисунке,
4. Проверьте и отрегулируйте зазоры в клапанах (см, "Проверка и регулировка тепловых зазоров в клапанах").
Примечание: далее установка головки блока цилиндров осуществляется в порядке, обратном ее снятию.