Блок цилиндров
Разборка блока цилиндров1. Отверните шесть болт и снимите держатель заднего сальника и прокладку,.
2. Проверьте величину осевого зазора шатунного подшипника часовым индикатором, перемещая шатун вперед-назад по шатунной шейке коленчатого вала.
Стандартный осевой зазор......................................................0,150-0,250 мм
Максимальный осевой зазор...............................................................................0,30 мм
Если осевой зазор больше максимально допустимого, замените шатун в сборе. При необходимости замените коленчатый вал.
3, Снимите крышку шатуна и проверьте радиальный зазор шатунного подшипника.
а) Проверьте совмещение меток на шатуне и крышке шатуна, чтобы обеспечить в последующем правильность сборки.
Если метки отсутствуют, то керном нанесите их на крышки и шатуны.
б) Отверните две гайки (болты) крепления нижней крышки шатуна.
в) Молотком с пластиковой головкой слегка постучите по шатунным болтам и освободите нижнюю крышку шатуна,
Примечание: нижняя половина вкладыша должна остаться в крышке шатуна.
г) Наденьте на выступающие концы болтов кусочки шланга для предотвращения повреждения поверхности шатунной шейки.
д) Очистите шатунную шейку и вкладыши.
е) Проверьте поверхности шатунной шейки и вкладыша на предмет наличия точечной коррозии и царапин. При наличии рисок и задиров замените вкладыши. При необходимости перешлифуйте шейки или замените коленчатый вал,
Примечание: не перепутайте верхний и нижний вкладыши подшипников.
ж) Установите пластиковый калибр для измерения зазоров в подшипниках скольжения поперёк шатунной шейки
з) Установите нижнюю крышку шатуна, совместив установочные метки.
Момент затяжки:
1-й этап..................................................25 - 29Нм
2-й этап............................довернуть на 90°
Примечание:
- Не вращайте коленчатый вал.
- Нанесите немного масла на резьбу болтов и под гайки (под головки болтов 7A-FE) перед их установкой.
и) Снимите нижнюю крышку шатуна, отвернув гайки (болты 7A-FE)
к) Измерьте максимальную ширину сплющенной калибровочной проволоки, определив по ней величину зазора шатунного вкладыша.
Зазор шатунного вкладыша: 4A-FE:
номинальный..........0,020 -0,051 мм
ремонтный (0,25), 0,019- 0,065 мм
максимальный.................................0,08 мм
7A-FE:
номинальный..........0,020 - 0,044 мм
ремонтный (0,25), 0,019- 0,058 мм
максимальный...............................0,08 мм
Если зазор больше максимального, замените подшипники.
При необходимости прошлифуйте или замените коленчатый вал.
Номинальный и ремонтный размеры коленчатого вала см. далее в подразделе "Проверка и ремонт коленчатого вала"
Примечание: при замене вкладышей номинального размера необходимо использовать вкладыши одной размерной группы, указанной на крышке подшипника.
Существуют размерные группы вкладышей, обозначенных "1", "2", "3", При этом выступ (метка "перед") на крышке шатуна должен быть направлен к передней части двигателя (в сторону, противоположную отбору мощности).
Номинальные размеры вкладышей по их толщине:
метка "1".............................7,486- 1,490 мм
метка "2".............................7,490- 1,494 мм
метка "3".,......................7,494- 1,498 мм
ремонтный (0,25)......1,607 -1,613 мм
л) Удалите остатки калибровочной проволоки с рабочих поверхностей шейки и вкладыша,
4. Снимите поршень и шатун в сборе,
а) Развёрткой удалите нагар с верхней части цилиндра, как показано на рисунке,
б) Закройте шатунные болты отрезками шлангов для предохранения коленчатого вала от повреждения.
в) Извлеките поршень в сборе с шатуном и верхним вкладышем подшипника через верхнюю часть блока цилиндров.
Примечание:
- Держите подшипники, шатун и крышку вместе.
- Расположите поршни в сборе с шатунами и вкладышами в определённом порядке,
5. Индикатором измерьте осевой зазор коленчатого вала, перемещая последний "назад-вперёд" с помощью отвертки
Стандартный осевой зазор.........................................0,020 - 0,022 мм
Максимальный осевой зазор.......0,3 мм
Если осевой зазор больше максимально допустимого, замените упорные полукольца.
Толщина упорных полуколец..........................., 2,440 - 2,490 мм
6. Снимите крышки коренных подшипников и проверьте радиальные масляные зазоры
а) Равномерно ослабьте и отверните болты крышек коренных подшипников за несколько проходов, как показано на рисунке.
б) Покачивая вывернутые болты в отверстиях крышек коренных подшипников, отделите и снимите крышки вместе с нижними вкладышами и нижними упорными полукольцами (последние установлены только в зоне коренного подшипника №3).
Примечание:
- Держите крышки коренных подшипников вместе с нижними вкладышами,
- Расположите крышки коренных подшипников и упорные полукольца в определённом порядке.
в) Поднимите коленчатый вал,
Примечание: оставьте верхние вкладыши подшипников и верхние упорные полукольца в блоке цилиндров,
г) Очистите каждую коренную шейку и вкладыши.
д) Проверьте поверхность каждой коренной шейки и вкладышей на предмет наличия точечной коррозии и царапин
- Если шейка или вкладыш повреждены, замените вкладыши. При необходимости перешлифуйте или замените коленчатый вал.
е) Уложите коленчатый вал в блок цилиндров.
ж) Положите пластиковый калибр для измерения зазоров в подшипниках скольжения на каждую коренную шейку.
з) Установите крышки коренных подшипников и затяните болты в указанной на рисунке последовательности
Момент затяжки.....................................60 Н м
Примечание: не вращайте коленчатый вал
и) Снимите крышки коренных подшипников с нижними вкладышами и упорные полукольца (последние установлены только в зоне коренного подшипника №3),
к) Измерьте максимальную ширину сплющенной калибровочной проволоки, определив по ней величину радиального масляного зазора.
Зазор коренного подшипника:
номинальный..................0,015 - 0,033 мм
ремонтный (0,25).......0,015- 0,053мм
максимальный...............................0,080 мм
- Если масляный зазор больше, чем максимальный, замените подшипники
- Если необходимо, перешлифуйте или замените коленчатый вал
Примечание: при замене вкладышей номинального размера необходимо использовать вкладыши одной размерной группы,. Если номер размерной группы вкладышей невозможно определить, выберите нужный вкладыш по таблице путем складывания числа размерной группы блока цилиндров с числом размерной группы коленчатого вала. Существует пять стандартных размерных групп вкладышей, обозначенных "1", "2"', "3", "4" и "5" соответственно.
Метка |
|||||||||
Блок цилиндров |
1 |
2 |
3 |
||||||
Коленчатый вал |
0 |
1 |
2 |
0 |
1 |
2 |
0 |
1 |
2 |
Вкладыш |
1 |
2 |
со |
2 |
со |
4 |
3 |
4 |
5 |
Пример: Метка "2" на блоке цилиндров + метка "1" на коленчатом валу - сумма "3" (необходимого вкладыша №3).
Диаметр постели коренного подшипника блока цилиндров:
метка "1"........................52,025 - 52,031 мм
метка "2"..........................52,031 - 52,037мм
метка "3"..........................52,037 - 52,043 мм
Диаметр коренной шейки коленчатого вала:
метка "О".......................47,994 - 48,000 мм
метка "1".....................47,988 - 47,994 мм
метка "2"........................47,982 - 47,988 мм
рем. (0,25).......................47,745- 47,755мм
Толщина стенки вкладыша (в центральной части):
метка "1"...............................2,002 - 2,005 мм
метка "2"..............................2,005 - 2,008мм
метка "3"..............................2,008-2,011 мм
метка "4"................................2,077 -2,014 мм
метка "5"...............................2,014-2,017мм
рем. (0,25).............................2,121 -2,126мм
л) Снимите пластиковые калибры
7. Снимите коленчатый вал
а) Поднимите коленчатый вал
б) Извлеките верхние вкладыши коренных подшипников и верхние упорные полукольца из блока цилиндров.
Примечание: уложите коренные подшипники и упорные полукольца в определённом порядке.