Система электронного впрыска топлива (EFI) - общая информация
Все рассматриваемые в настоящем Руководстве автомобили оборудованы системой программируемого впрыска топлива (PGM-FI) , которая может быть функционально разбита на три основных подсистемы: система подачи воздуха, электронная система управления и система подачи топлива. Управление функционированием системы осуществляет РСМ, вырабатывая необходимые команды на основании данных, поступающих от информационных датчиков (температуры охлаждающей жидкости, положения дроссельной заслонки [TPS], абсолютного давления в трубопроводе [МАР], и т.д.). На основании анализа поступающей от датчиков информации РСМ определяет оптимальный на данный момент состав воздушно-топливной смеси.Функционирование системы впрыска близко пересекается с работой системы снижения токсичности отработавших газов, более подробная информация по которой может быть почерпнута из материалов Главы Управление двигателем.
Система подачи воздуха
Система состоит из воздухоочистителя, воздушных рукавов, корпуса дросселя, устройства стабилизации оборотов холостого хода и впускного трубопровода. Впускной трубопровод как 4-цилиндровых двигателей, так и двигателей V6 состоит из двух секций: нижней (собственно трубопровода) и верхней (нагнетательной камеры). Процедуры снятия и установки обеих секций описаны в Главе Двигатель.Корпуса дросселя имеет однокамерную поперечно-поточную конструкцию. Нижняя часть корпуса дросселя подогревается охлаждающей жидкостью двигателя во избежание обледенения в морозную погоду. Винт регулировки оборотов холостого хода расположен сверху на корпусе дросселя. Датчик положения дроссельной заслонки (TPS) подсоединен к оси последней и отслеживает степень ее открывания.
На холостых оборотах двигателя состав воздушно-топливной смеси контролируется системой стабилизации оборотов холостого хода (IAC), в состав которой входят РСМ, электронный датчик температуры охлаждающей жидкости (ЕСТ), клапан IAC и набор информационных датчиков (датчик температуры всасываемого воздуха [IAT], датчик положения дроссельной заслонки [TPS], датчик абсолютного давления в трубопроводе [МАР] и др.), - см. также Главу Управление двигателем. Управление функционированием клапана IAC осуществляет РСМ, исходя из информации о текущей нагрузке на двигатель (функционирование К/В, гидроусилителя руля, температура охлаждающей жидкости и т.д.). Клапан производит регулировку расхода поступающего во впускной трубопровод через корпус дросселя воздуха. Вырабатывая команды на срабатывание клапана IAC РСМ опирается на данные, поступающие от различных информационных датчиков и позволяющие определить текущую скорость движения автомобиля, температуру охлаждающей жидкости, состояние К/В (включен/выключен), использование гидроусилителя руля и т.п. Во избежание нарушения стабильности оборотов холостого хода при запуске двигателя клапан IAC открывается в процессе проворачивания коленчатого вала сразу же после осуществления запуска с целью обеспечения подачи дополнительной массы воздуха во впускной трубопровод.
Электронная система управления
Состав и принцип функционирования электронной системы управления и РСМ подробно рассмотрены в Главе Управление двигателем.Система подачи топлива
К числу компонентов системы подачи топлива относятся: электрический топливный насос, регулятор давления топлива, инжекторы впрыска, демпфер пульсаций топлива, инжекторы впрыска, топливная магистраль и главное реле системы питания.Электрический топливный насос расположен внутри бензобака. Насос засасывает топливо из бака через фильтрующий элемент, затем прокачивает его через дополнительный топливный фильтр и подает к инжекторам впрыска. Предусмотрен также предохранительный клапан, предотвращающий чрезмерное нарастание давления топлива в случае нарушения проходимости тракта.
Регулятор давления топлива обеспечивает постоянный напор подачи горючего к инжекторам. Избыток топлива по возвратной линии направляется обратно в бензобак.
Инжекторы представляют собой электромагнитные клапаны постоянного хода. Основными компонентами инжектора являются: управляющий электромагнит, плунжер и игольчатый клапан. Все перечисленные детали помещены в общий корпус. При прохождении электрического тока по катушке соленоида игольчатый клапан приоткрывается, топливо под напором заполняет полость корпуса инжектора и выпрыскивается через его сопло в камеру сгорания соответствующего цилиндра. Количество впрыскиваемого топлива определяется продолжительностью времени открывания клапана, т.е., длительностью подачи напряжения на катушку электромагнита. С целью ограничения силы тока, пропускаемого через инжекторы, в электропроводку цепей последних включаются резисторы.
Продолжительностью включения инжекторов управляет РСМ. В память модуля заложены базовые значения времени открывания клапанов для различных комбинаций входящих параметров (обороты двигателя и количество всасываемого воздуха). Необходимая информация поступает на модуль в виде сигналов от различных датчиков двигателя.
Главное реле системы впрыска установлено слева или справа перед ветровым стеклом под панелью обтекателя и состоит из двух рабочих элементов, один из которых представляет собой реле РСМ и инжекторов топлива, а второй - реле топливного насоса.