Коленчатый вал - контроль
Измерение осевого люфта коленчатого вала
1 Для проверки осевого люфта коленчатый вал должен быть установлен на свое место в блоке цилиндров и ничто не должно препятствовать его осевому перемещению.
2 Для измерения осевого люфта воспользуйтесь стрелочным индикатором, наконечник которого уприте в торец коленчатого вала. Сдвиньте коленчатый вал в одну сторону до упора и обнулите индикатор. Сдвиньте коленчатый вал в другую сторону до упора и измерьте осевой люфт. Сравните результат измерения с регламентируемым значением и определите необходимость установки новых упорных шайб (рис. 2). Имейте в виду, что все упорные шайбы должны иметь одинаковую толщину (см. Технические данные).
Рис. 2. Измерение осевого люфта коленчатого вала стрелочным индикатором
3 При отсутствии индикатора пользуйтесь набором щупов. Сначала сдвиньте коленчатый вал до упора в сторону маховика. Затем измерьте зазор между щекой коренной шейки №3 и половинками упорной шайбы для 4-цилиндровых двигателей или между щекой коренной шейки №4 и половинками упорной шайбы для 5-цилиндровых двигателей
Проверка
4 Промойте коленчатый вал в керосине или другом подходящем растворителе и высушите его (при возможности) с помощью сжатого воздуха. Прочистите масляные отверстия, используя для этого ершик для чистки труб, или подобное средство.
Внимание! При использовании сжатого воздуха защищайте, глаза!
5 Осмотрите коренные и шатунные шейки на наличие неравномерного износа, задиров, трещин и питтинга.
6 Износ шатунных подшипников проявляется при работе двигателя в виде металлического стука (что особенно заметно при наборе двигателем оборотов) и некоторого снижения давления масла.7 Износ коренных подшипников проявляется в виде вибраций и глухого шума (что особенно заметно при повышении скорости двигателя) и снижения давления масла.
8 Проверьте шейки вала на наличие шероховатости при легком касании пальцами их поверхностей. Наличие шероховатости (которая связана с износом шейки) свидетельствует о необходимости перешлифовки (при возможности) или замены коленчатого вала.
9 После обработки коленчатого вала шлифованием убедитесь в отсутствии заусениц в зоне масляных отверстий (эти отверстия обычно имеют фаски и заусеницы возникают только при неаккуратном шлифовании). Снимите заусеницы тонким напильником или шабером и тщательно промойте масляные отверстия (см. описание выше).
10 Измерьте диаметры коренных и шатунных шеек микрометром и сравните результаты со спецификацией (рис. 10). Для выявления овальности измерьте шейки по нескольким диаметрам на каждой окружности шейки. Для выявления конусности измерьте шейки по краям, рядом со щеками.
Рис. 10. Измерение диаметра шатунной шейки микрометром
11 Осмотрите на обоих концах коленчатого вала поверхности его контакта с уплотнительными манжетами на наличие износа и повреждений.
12 Если шейки вала ни разу не перешлифовывались, его скорее всего можно восстановить, при этом необходимо установить вкладыши ремонтного размера. При отсутствии вкладышей ремонтного размера и износе вала сверх допустимых пределов, его нужно заменить. Обращайтесь к дилерам или специалистам по ремонту по поводу наличия деталей.
13 На двигателях, у которых подшипник установлен в хвостовике коленчатого вала, проверьте плавность вращения подшипника. При необходимости замените подшипник.