Головка блока цилиндров и клапаны - очистка и контроль
1 Тщательная очистка головки блока и деталей клапанов с последующей детальной проверкой являются основанием для определения работ, необходимых для ремонта клапанов.
Примечание. Если двигатель подвергался перегреву, его головка может быть покороблена - внимательно проверьте ее на наличие таких признаков.
Очистка
2 Соскоблите с головки остатки старой прокладки.
3 Соскоблите нагар со стенок камеры сгорания и из каналов. Затем тщательно промойте головку блока керосином или другим подходящим растворителем.
4 Отскоблите отложения нагара с клапанов. Затем проволочной щеткой, закрепленной в электродрели, удалите остатки нагара с тарелок и стержней клапанов.
Контроль
Примечание. Убедитесь в том, что Вы выполнили все нижеследующие процедуры перед тем, как обращаться в автоцентр или к специалисту по ремонту. Составьте перечень всех пунктов, которые требуют внимания.
Головка блока
5 Тщательно осмотрите головку блока на наличие трещин, утечек охлаждающей жидкости и других повреждений. При обнаружении трещин необходимо приобрести новую головку.
6 Проконтролируйте поверхность под прокладку на наличие коробления с помощью линейки, поставленной на ребро, и щупов (рис. 6). При обнаружении коробления его можно устранить путем механической обработки при условии, что высота головки не станет ниже допустимого значения. Учтите, что у дизельных двигателей при выполнении механической обработки нужно дополнительно контролировать выступание вихревой камеры - см.пп.11...13.
Рис. 6. Проконтролируйте поверхность под прокладку на наличие коробления с помощью линейки, поставленной на ребро, и щупов
7 Осмотрите седла клапанов во всех камерах сгорания. При наличии значительных признаков питтинга, трещин или выгорания необходимо произвести замену или механическую обработку у специалистов. Если обнаружены только следы незначительного питтинга, их можно устранить шлифованием тарелок клапанов и седел с помощью шлифовальной пасты (см. ниже в данном параграфе). В случае механической обработки седел клапанов проконтролируйте размер между поверхностью сопряжения головки с блоком и центром тарелки клапана, который должен оставаться в пределах, ограниченных Техническими данными.
8 Проверьте износ направляющей стержня клапана, покачивая клапан из стороны в сторону. При этом допускается лишь очень небольшой люфт. При чрезмерном люфте извлеките клапан. Измерьте диаметр его стержня (см. ниже в данном параграфе) и, в случае износа, замените его. Отсутствие износа стержня клапана свидетельствует об износе направляющей. В таком случае нужно заменить направляющую. Обработку и замену направляющих клапанов следует производить у дилеров или специалистов по ремонту двигателей, обладающих необходимым оборудованием.
9 Если принято решение о замене или развертывании направляющих, то протачивать седла клапанов в этом случае можно только по завершении работы с направляющими.10 Проверьте наличие износа или повреждений поверхностей подшипников распределительного вала в головке блока. При значительном износе подшипников можно расточить посадочные поверхности подшипников в сборе с крышками под установку распределительного вала ремонтного размера. Посоветуйтесь с дилерами или специалистами по ремонту двигателей.
Вихревая камера - дизельные двигатели
11 При осмотре головки блока нужно проверить выступание вихревой камеры. Это особенно важно, если головка блока подверглась механической обработке. При чрезмерном выступании камеры может произойти соударение поршня с вихревой камерой при вращении двигателя, что приведет к значительным повреждениям.
12 Измерьте величину выступания вихревой камеры от установочной поверхности головки блока. Выступание камеры можно отрегулировать путем подбора толщины уплотнительных прокладок.
13 Извлечение и установку вихревой камеры, а также установку соответствующих прокладок следует поручить специалистам по ремонту двигателей.
Клапаны
Внимание! Выпускные клапаны большинства бензиновых и дизельных двигателей имеют внутри полость, заполненную натрием для улучшения теплоотвода. Натрий является высокоактивным металлом, который мгновенно воспламеняется или взрывается при контакте с водой (включая водяные пары, содержащиеся в воздухе). Такие клапаны нельзя выбрасывать в места, предназначенные для обычных отходов. Посоветуйтесь с дилерами по этому поводу.
14 Осмотрите тарелки клапанов на наличие питтинга, трещин, выгорания и общего износа. Проверьте стержни клапанов на наличие царапин и задиров. Повращайте клапан - сразу станет заметно искривление его стержня. Проверьте наличие питтинга или чрезмерного износа на концах стержней клапанов. При обнаружении подобных признаков износа или повреждений замените клапан.
15 В случае удовлетворительного результата при осмотре клапана, измерьте микрометром диаметр его стержня в нескольких сечениях (рис. 15). Значительная разница размеров свидетельствует об износе стержня. При явно выраженном износе клапан необходимо заменить.
Рис. 15. Измерение диаметра стержня клапана
16 При удовлетворительном состоянии клапанов их необходимо притереть к соответствующим седлам для обеспечения равномерного и надежного уплотнения. Если клапан и седло имеют лишь небольшой питтинг или если седло было переточено, выполните финишную обработку с применением тонкой притирочной пасты. Не применяйте грубую притирочную пасту за исключением случаев выгорания или значительного питтинга. При наличии подобных дефектов головку блока и клапаны необходимо показать специалисту для принятия решения о переточке седла, замене клапана или вставке седла (если это возможно).
17 Притирка клапанов выполняется следующим образом. Установите головку блока на верстак верхней стороной вниз.18 Нанесите притирочную пасту на поверхность седла, вставьте клапан и прижмите инструмент для притирки клапанов с присоской к тарелке клапана (рис. 18). Выполняйте притирку, совершая полукруговые движения и периодически приподнимая клапан для распределения пасты. Эту работу можно значительно облегчить, если вставить под тарелку клапана слабую пружину.
Рис. 18. Применение инструмента с присоской для притирки клапанов
19 При использовании грубой пасты совершайте притирку до тех пор, пока поверхности клапана и седла не станут матовыми. Затем сотрите остатки пасты и повторите притирку с тонкой пастой. Завершите притирку, когда на поверхностях клапана и седла будет заметно неразрывное кольцо светло-серого цвета постоянной ширины. Не продолжайте притирку после достижения такого результата, иначе седло будет преждевременно утоплено в головку блока.
20 После завершения притирки всех клапанов, перед тем как начать сборку головки блока, тщательно смойте все остатки пасты с помощью керосина или другого подходящего растворителя.
Детали клапанного механизма
21 Осмотрите пружины клапанов на наличие повреждений и изменения цвета. Измерьте длину пружины в свободном состоянии, сравните ее со спецификацией и при необходимости замените. При отсутствии данных в спецификации сравните длину пружины с такой же пружиной из нового комплекта (при возможности).
22 Установите каждую пружину на плоскость и проверьте перпендикулярность опорных витков относительно ее оси. При повреждении или ослаблении какой-либо из пружин необходимо приобрести новый комплект пружин. При капитальном ремонте двигателя рекомендуется всегда заменять пружины клапанов.
23 Замените уплотнения стержней клапанов независимо от их состояния.
Коромысла и гидравлические толкатели
24 Подробные сведения об этих компонентах приведены в выше изложенных главах.