Общие сведения
Системы управления вредными выбросами
Все модели с бензиновыми двигателями спроектированы для работы на бензине без присадок свинца и оснащены системами управления двигателем, которые позволяют получить оптимальное сочетание динамических качеств, экономичности и состава выхлопных газов. Кроме того, на автомобили устанавливаются различные системы и для снижения выброса других вредных веществ. К этим системам относятся: система вентиляции картера, которая отправляет на повторное сжигание газы, прорвавшиеся в картер, каталитический преобразователь, снижающий количество вредных веществ в выхлопных газах, система улавливания паров топлива, предназначенная для уменьшения выделения паров топлива из топливного бака. Кроме того, на некоторые модели устанавливается система впрыска воздуха, которая предназначена для снижения количества вредных веществ из-за неполного сгорания топлива.
Все дизельные двигатели также имеют систему вентиляции картера и каталитический преобразователь.
Система вентиляции картера
Для снижения выброса из картера в атмосферу углеводородов - продуктов неполного сгорания топлива - двигатель герметизирован, а прорвавшиеся в картер газы и масляные пары откачиваются из картера через сетчатый фильтр-маслоотделитель и поступают во впускной тракт для сжигания во время рабочего цикла двигателя. В зависимости от частоты вращения двигателя газы поступают через ограничитель в головку цилиндров или в воздуховод корпуса дроссельной заслонки.
Система управления составом выхлопных газов - бензиновые двигатели
Для снижения выброса в атмосферу вредных веществ автомобили оснащены каталитическим преобразователем, установленным в выхлопной системе. При этом топливная система работает по замкнутой схеме. В такой схеме лямбда-зонд (датчик кислорода), установленный в выхлопной системе, постоянно выдает сигнал обратной связи в БЭУ системы впрыска топлива, за счет чего осуществляется регулирование состава топливо-воздушной смеси и, соответственно, оптимизируется процесс сгорания.
Для быстрого достижения чувствительным элементом лямбда-зонда рабочей температуры, он содержит встроенный нагреваемый элемент, управляемый от БЭУ через соответствующее реле. Наконечник зонда, чувствительный к содержанию кислорода, выдает в зависимости от содержания кислорода в выхлопных газах сигнал в виде напряжения в БЭУ. При чрезмерно обогащенной топливо-воздушной смеси в выхлопных газах содержится мало кислорода и зонд выдает сигнал низкого уровня. При обедненной смеси содержание кислорода в выхлопных газах возрастает и зонд выдает сигнал повышенного уровня. Наиболее оптимальное преобразование всех основных вредных составляющих выхлопа осуществляется при поддержании на впуске соотношения воздух-топливо, обеспечивающего полное сгорание бензина. Такое соотношение равно 14.7 : 1 (воздух/топливо по весу) и называется стохиометрическим. В этой точке выходной сигнал лямбда-зонда резко изменяется. При этом БЭУ использует такой сигнал как опорный и производит корректировку соотношения воздух-топливопутем изменения длительности фазы впрыска топливной форсунки. Такое управление топливной системой называется замкнутым (с обратной связью), поскольку лямбда-зонд постоянно следит за составом рабочей смеси.
На некоторых моделях, изготавливаемых на экспорт, устанавливается система впрыска воздуха, предназначенная для снижения количества газообразных углеводородов и окиси углерода в выхлопных газах. Воздушный насос, приводимый ременной передачей вспомогательных агрегатов, нагнетает в выпускной коллектор воздух, который смешивается с продуктами неполного сгорания топлива. За счет кислорода воздуха происходит окисление компонентов вредного выброса и их преобразование в нетоксичные продукты -двуокись углерода и водяной пар.Система управления составом выхлопных газов - дизельные двигатели
В выхлопной системе дизельных двигателей устанавливается каталитический преобразователь. Это приводит к значительному снижению содержания газообразных углеводородов и окиси углерода в выхлопных газах
Система улавливания паров топлива - бензиновые двигатели
Система улавливания паров топлива предназначена для уменьшения выделения паров топлива из топливной системы в атмосферу и устанавливается на все модели с бензиновыми двигателями. В системе герметизирована крышка заливной горловины топливного бака, а также установлен угольный фильтр (адсорбер), расположенный под левым крылом заднего колеса, который предназначен для поглощения паров, выделяющихся из топлива внутри бака.
Накопленные в угольном фильтре пары топлива высасываются из него в корпус дроссельной заслонки через клапан продувки за счет разрежения в коллекторе и далее поступают в цилиндры двигателя, где сгорают обычным образом.
Поток топливных паров из угольного фильтра через клапан продувки в корпус дроссельной заслонки регулируется термоклапаном, который предотвращает открытие клапана продувки до момента достижения двигателем предварительно установленного значения температуры. Это необходимо для обеспечения надежной работы не прогретого двигателя, а также для защиты каталитического преобразователя от воздействия переобогащенной смеси. Кроме того, в связи с тем, что клапан продувки работает под воздействием разрежения в коллекторе, опорожнение угольного адсорбера происходит только при работе двигателя под нагрузкой. Таким образом, предотвращается переобогащение смеси на холостом ходу, что способствует сохранению скорости холостого хода и поддержанию управляемости при низких скоростях
Выхлопная система
В состав выхлопной системы входят: выпускной коллектор, несколько секций промежуточных труб и глушителей (и турбокомпрессор для дизельных двигателей с турбонаддувом], а также каталитический преобразователь, опорные кронштейны и резиновые подвески.
Турбокомпрессор, устанавливаемый на модели с турбонаддувом, имеет масляное охлаждение и содержит встроенный клапан ограничения давления нагнетания.