Блок цилиндров
Шатунно-поршневая группа деталей (ШПГ). Состав
Коленчатый вал
Разборка КШМ и ШПГ
Снятие
1. Снимите двигатель.
2. Снимите поддон масляного картера.
3. Снимите масляный насос.
4. Снимите головку блока цилиндров.
5. Снимите крышку шатунного подшипника (7) и вкладыш подшипника (6). Маркируйте шатун (4) и крышку (7) попарно совместно друг с другом.
6. Извлеките шатун (4) и поршень (1) вверх. Поршни имеют маркировку в виде стрелки, указывающей направление в сторону механизма ГРМ, если маркировка не видна - маркируйте при разборке.
7. Отверткой снимите кольцо стопорное (3), не повредите при этом поршень, подстелите чистую ткань.
8. Выдавите поршневой палец (2) и извлеките шатун (4) из поршня (1).
Проверка состояния деталей
Проверка состояния деталей ШПГ и КШМ состоит в проведении следующих работ:
- проверки состояния блока цилиндров;
- проверки состояния коленчатого вала;
- проверки состояния шатунов.
Ремонт ШПГ и КШМ состоит в проведении следующих работ
- Ремонта блока цилиндров, включающего в себя расточку гильз цилиндров в ремонтный размер или замену гильз, механическую обработку верхней плоскости, замену (при необходимости) заглушек рубашки охлаждения, замену заглушек масляных каналов (после очистки масляных каналов).
- Ремонта коленчатого вала, заключающегося в шлифовке шеек подшипников скольжения до ремонтных размеров, очистке масляных каналов и грязеуловителей.
- Подбора поршней по результатам ремонта блока цилиндров.
- Подбора вкладышей коренных и шатунных подшипников по результатам проверки и обработки коленчатого вала.
- Замены верхних втулок шатунов по результатам проверки шатунов.
Проверка состояния блока цилиндров
Проверка состояния зеркала цилиндров
Проверка состояния блока цилиндров состоит в проведении следующих работ:
- визуальной проверки состояния зеркала цилиндров;
- измерения диаметра цилиндров;
- визуальной проверки состояния верхней плоскости разъема (с ГБЦ);
- измерении отклонений от плоскостей разъема с ГБЦ, с поддоном масляного картера и с коллекторами.
Визуальная проверка состояния зеркала цилиндров
Глянцевые участки, потертости, отдельные блестящие участки, например, в середине цилиндра или в зоне винтов крепления ГБЦ (см. рис. MS 2.030). Блок цилиндров пригоден к дальнейшему использованию.
Видимые риски, следы трения, начинающиеся в зоне верхней мертвой точки верхнего поршневого кольца и нисходящие вниз. Неосязаемые следы сухого трения, возникающие в результате смыва топливом масляной пленки, например, при частых пусках холодного двигателя в режиме эксплуатации автомобиля на короткие дистанции (см. рис. MS 2.031).
Такие «сглаженные» следы трения, возникающие на зеркале цилиндре преимущественно в зоне винтов крепления головки блока цилиндров и на участке бокового давления юбки поршня, находятся в пределах нормы. Поршневые кольца не повреждены. Блок цилиндров пригоден к дальнейшему использованию.
Кольцеобразные видимые оттиски на зеркале цилиндра в зоне верхней и нижней мертвых точек поршневых колец признаком неисправности не являются. Блок цилиндров пригоден к дальнейшему использованию (см. рис. MS 2.032).
Контроль размеров деталей цилиндро-поршневой группы
Контрольные параметры для блока цилиндров дизельных двигателей ОМ 611.980 и ОМ 612.981
Параметр |
Значения для двигателей ОМ611.943 и ОМ612.980 |
|
Максимальное отклонение от плоскости |
0,10 мм |
|
Диаметр гильзы цилиндра |
Номинальный размер |
88,0 мм |
Размерная группа А |
88,000-88,006 мм |
|
Размерная группа А |
88,006-88,012 мм |
|
Размерная группа А |
88,012-88,018 мм |
|
Диаметр гильзы цилиндра |
Ремонтный размер |
Не предусмотрен |
Шероховатость, макс. |
0,009-0,012 мм |
|
Волнистость, макс. |
0,012 |
|
Зона контроля размеров цилиндра |
Верхняя, средняя, нижняя, в продольном и поперечном направлениях - всего 6 измерений |
|
Предельный износ цилиндра в продольном и поперечном направлениях |
0,020 мм |
|
Предельные отклонения от цилиндричности для нового цилиндра |
0,000-0,014 мм |
Контрольные параметры для поршней дизельных двигателей ОМ 611.980 и ОМ 612.981
Параметр |
Значения для двигателей ОМ 611.943 и ОМ 612.980 |
|
Выступание поршня над плоскостью разъема нового блока цилиндров |
0,38-0,62 мм |
|
Зазоры по высоте между поршневыми канавками и кольцами |
Канавка 1 |
0,12-0,16 мм |
Канавка 2 |
0,05-0,09 мм |
|
Канавка 3 |
0,03-0,07 мм |
|
Зазоры в замке поршневых колец |
1 -е компрессионное кольцо |
0,22-0,42 мм |
2-е компрессионное кольцо |
0,20-0,40 мм |
|
Маслосъемное кольцо |
0,20-0,40 мм |
|
Зазор между цилиндром и поршнем |
- новый двигатель - предельный износ |
0,025-0,035 мм 0,08 мм |
Различие по массе установленных в двигатель поршней |
4 г (предельный износ 10 г) |
Контрольные параметры плоскостных элементов блока цилиндров
Параметр |
Значение |
Высота блока цилиндров от оси отверстий коренных подшипников |
234,97-235,03 мм |
Высота блока цилиндров от плоскости разъема с поддоном масляного картера |
299,95-300,05 мм |
Расстояние от плоскости разъема с поддоном масляного картера до оси отверстий коренных подшипников |
64,98-65,02 мм |
Шероховатость (Rz), максимальное значение |
0,012 мм |
Волнистость (Wt), максимальное значение |
|
Отклонение от плоскостности в продольном направлении |
0,03 мм |
Отклонение от плоскостности в поперечном направлении |
0,03 мм |
Отклонение от параллельности верхней и нижней плоскостей разъема |
0,05 мм |
Проверка и обработка верхней плоскости блока цилиндров
Подбор поршней стандартного размера
При замене гильз цилиндры обрабатываются в стандартный размер. Диаметр цилиндров, обработанных на предприятии-изготовителе, соответствует трем классам точности: А, В и X.
Метка, обозначающая класс точности данного цилиндра, размещена в месте, обозначенном на рисунке буквой (К).
Аналогично цилиндрам двигателя поршни стандартного размера также разделены на три размерные группы: А, В и X. Маркировка размерной группы поршня нанесена на днище поршня в точке (N) (см. рис. MS 2.035).
При установке новых деталей стандартного размера маркировка на поршне должна соответствовать маркировке на блоке цилиндров для каждого цилиндра в отдельности.
Значения контрольных параметров поршней представлены в таблице.
Подбор ремонтных размеров поршня следует производить, исходя из размеров, приобретенных для ремонта поршней.
Далее специалист, производящий расточку цилиндров, должен ориентироваться на нормированные зазоры в паре цилиндр-поршень.
Проверка состояния коленчатого вала
Проверка состояния коленчатого вала состоит в визуальном осмотре вала на предмет повреждений и видимых признаков износа, измерении диаметра каждой шейки при помощи микрометра, измерении радиального биения шеек коленчатого вала с помощью индикатора часового типа при установке крайних коренных шеек вала на измерительные призмы.
Измерение шеек подшипников коленчатого вала
Измерение производится в точках (А) и (В) так, как показано на рис. MS 2.037, в двух взаимно перпендикулярных направлениях X и Y.
Контрольные параметры для коленчатого вала дизельных двигателей ОМ 611.980 и ОМ 612.981
Параметр |
Значения для двигателей ОМ611.981 и ОМ612.981 |
Допуски на обработку: |
0,005 мм |
Некруглость коренных шеек, макс: |
0,07 мм |
Осевой люфт в подшипниках, макс |
0,02 мм |
Переходные радиусы шейки коренных подшипников |
2,5-3,0 мм |
Дисбаланс коленчатого вала, макс |
15смг |
Диаметр коренных шеек: |
57,950-57,965 мм |
Диаметр шатунных шеек: |
47,940-47,965 мм |
Диаметр под вкладыши: |
62,500-62,519 мм |
Радиальный зазор в коренном подшипнике |
0,03-0,05 мм |
Осевой зазор в коренном подшипнике |
0,10-0,25 мм |
Осевой зазор в коренном подшипнике |
0,10-0,25 мм |
Подбор вкладышей коренных подшипников
Подбор вкладышей производится по результатам точного измерения диаметров шеек коленчатого вала при помощи таблицы данных для подбора вкладышей.
Кроме того, можно воспользоваться методикой определения расчетного зазора в подшипниках коленчатого вала на основе измерения коленчатого вала и отверстий коренных подшипников при установленных вкладышах.
Для этого следует измерить диаметр отверстий посадочных мест под вкладыши в направлении (А) (например, 62,51 мм).
Затем измерить диаметр коренных шеек коленчатого вала (например, 57,95 мм).
На основании измерений можно определить толщину вкладышей.
Например
62,51 мм (диаметр отверстия коренного подшипника) - 57,95 мм (диаметр шейки коренного подшипника) = 4,55 мм.
Из полученного результата вычитаем среднее нормативное значение зазора в коренном подшипнике:
(0,03 мм + 0,05 мм): 2 = 0,04 мм);
4,55-0,04 = 4,51 мм.
Полученное число является двойной толщиной вкладыша, ее следует разделить на 2:
4,51 : 2 = 2,255 мм.
Таким образом, расчетная требуемая толщина вкладыша в данном примере составит 2,255 мм.
После этого при помощи таблицы следует подобрать вкладыш.
Например, при толщине 2,255 мм следует выбрать верхний и нижний вкладыши с синей меткой, что соответствует 1-й размерной группе.
Примечание: этот способ подбора вкладышей годится для стандартного размера коленчатого вала.
При необходимости нужно произвести ремонт изношенного коленчатого вала. Следует подобрать ремонтный размер и приобрести соответствующие вкладыши. Затем - на основании измерений фактического диаметра отверстия с установленными вкладышами (из затянутых крышках коренных подшипников) произвести обработку коленчатого вала так, чтобы значение фактического зазора в каждом подшипнике находилось в нормативных пределах (0,03-0,05 мм).
Данные для подбора вкладышей коренных подшипников коленчатого вала
Размерные группы (дополнительный номер запчасти) (цвет маркировки) |
Толщина вкладыша |
При номинальном размере коленчатого вала: |
|
- 1-я размерная группа (№52) (синий) |
2,255-2,260 мм |
- 3-я размерная группа (№56) (красный) |
2,265-2,270 мм |
- 4-я размерная группа (№57) (белый) |
2,270-2,275 мм |
Ремонтные размеры образуются путем утолщения каждого вкладыша на 0,125 мм.
Схема установки вкладышей коренных подшипников
Установочные данные винтов крышек коренных подшипников коленчатого вала
Диаметр резьбы: М11.
Длина нового винта: 61,8-62,2 мм.
Длина максимальная: 63,8 мм.
Установка крышек коренных подшипников
Ось посадочного отверстия под вкладыш в крышке коренного подшипника смещена относительно средины расстояния между осями винтов крепления крышки на 0,5 мм, для того чтобы крышку можно было установить только в одном положении.
Дополнительно можно проверить правильность установки крышки по ориентации выступа, имеющегося на нижней части крышки. Этот выступ имеет характерную форму, и его следует ориентировать так, как показано на рисунке (стрелка). На рисунке показан вид на переднюю часть блока цилиндров.
Схема приложения усилий затяжки винтов крепления крышек коренных подшипников:
50 Нм + 95°.
Последовательность затяжки показана на рис. MS 2.041.