Проверка исправности функционирования и обслуживание систем отопления
и кондиционирования воздуха
Система кондиционирования
|
Система кондиционирования
воздуха постоянно находится под высоким давлением. Ни в коем случае не
отсоединяйте рефрижераторные линии и не снимайте никакие компоненты системы,
предварительно не выполнив разрядку последней. Разрядка системы кондиционирования
воздуха должна производиться силами опытного специалиста в условиях мастерской
автосервиса. При рассоединении рефрижераторных линий обязательно надевайте
защитные очки!
При замене компонентов системы кондиционирования воздуха
потребуется определенное количество сменного рефрижераторного масла, необходимое
для заполнения объема нового узла. Используйте только масло, годное для
употребления в системах R-134а (внимательно изучите этикетку на контейнере).
|
Обслуживание
Перечисленные ниже контрольные проверки должны производиться на регулярной
основе с целью поддержания системы кондиционирования воздуха в исправном состоянии:
a) Проверьте состояние ремня привода компрессора. В случае
выявления дефектов или признаков износа произведите замену (см. Главу Текущее обслуживание);
b) Проверьте усилие натяжения приводного ремня, в случае необходимости
произведите соответствующую регулировку (см. Главу Текущее обслуживание);
c) Проверьте шланги рефрижераторного тракта на наличие трещин,
вздутий, признаков отвердевания и старения резины. В случае необходимости произведите
замену;
d) Проверьте пластины конденсатора на наличие застрявших между
ними останков насекомых, старых листьев и прочего мусора. В случае необходимости
прочистите зазоры тонкой кисточкой, либо продуйте их сжатым воздухом;
e) Проверьте уровень заряда системы;
|
f) При обнаружении потеков
воды на ковриках в салоне под панелью приборов снимите дренажную трубку
отвода конденсата с кожуха испарителя (расположена в нижнем переднем углу)
и куском проволоки проверьте проходимость обоих отверстий (см. сопроводительную
иллюстрацию).
|
Система кондиционирования воздуха должна включаться как минимум на 10 минут
не реже чем раз в месяц (даже в зимнее время года). Длительное бездействие К/В
приводит к отвердеванию и выходу из строя уплотнительных колец и манжет соединительного
тракта.
|
При включении функции
удаления продуктов обледенения задействуется компрессор К/В.
|
В случае нарушений в работе К/В, в первую очередь проверьте исправность функционирования
муфты сцепления компрессора (см. Проверка электрической цепи муфты сцепления компрессора К/В).
Ввиду сложности конструкции системы и необходимости использования специального
оборудования, ее обслуживание, глубокая диагностика и восстановительный ремонт
лежат вне пределов квалификации среднестатистического механика-любителя и должны
производиться в условиях мастерской автосервиса. В компетенцию владельца автомобиля
попадают лишь перечисленные ниже в настоящем Руководстве простейшие проверки
и замены.
Наиболее типичной причиной нарушения исправности функционирования К/В является
снижение уровня заряда рефрижераторного масла. Приведенные ниже простейшие проверки
позволят быстро выявить признаки снижения уровня хладагента.
Проверка
|
1. Прогрейте двигатель до нормальной рабочей температуры.
2. Включите К/В на максимальную хладопроизводительность. Выберите
максимальный скоростной режим вентилятора. Откройте двери, чтобы исключить
замкнутую циркуляцию воздуха в салоне.
|
3. Введите термометр в выходной
воздуховод через центральный дефлектор на панели приборов
(см. сопроводительную иллюстрацию). При включенном К/В температура
выходящего из дефлектора воздуха должна лежать в пределах
2°С÷8°С. В очень жаркую погоду (40°С), допустимо повышение
выходной температуры до 15°С, но не более.
|
4. Если перечисленные в предыдущем параграфе требования не выполняются,
значит система нуждается в зарядке. Для более подробной диагностики
состояния системы автомобиль следует отогнать в специализированную
мастерскую.
|
|
Добавление хладагента
|
Для зарядки системы кондиционирования воздуха рассматриваемых в настоящем
Руководстве автомобилей следует использовать только рефрижераторное масло R-134а.
|
|
|
1. Приготовьте стандартный
зарядный набор R-134а (спрашивайте в магазинах автомобильных
аксессуаров). В состав набора входят баллончик с рефрижераторным
маслом, вентильная насадка и отрезок шланга, подсоединяемый
между вентилем и штуцером низконапорной части рефрижераторного
тракта (см. сопроводительную иллюстрацию). Так как одного
баллончика масла может оказаться недостаточно для окончательной
зарядки системы, имеет смысл на всякий cлучай закупить сразу
пару. Проследите, чтобы хотя бы в одном из баллончиков мало
было подкрашено в красный цвет, что позволит быстро выявить
утечки хладагента в случае возникновения таковых.
|
|
Ни в коем случае
не заправляйте в систему более двух баллончиков хладагента!
|
2. В соответствии с инструкциями изготовителей подсоедините зарядный
набор к системе. Конструкция штуцерных соединений позволяет произвести
подключение набора только к низконапорной части системы.
|
Ни в коем случае
не производите попыток подключения набора к штуцеру высоконапорной
части тракта!
|
3. Закройте вентиль на переходной насадке и наверните последнюю на
головку баллончика, предварительно удостоверившись в наличии уплотнительного
кольца/резиновой прокладки.
|
Обязательно
наденьте защитные очки!
|
|
4. Снимите пылезащитный колпачок
со штуцера низконапорной части рефрижераторного тракта и подсоедините
к нему оборудованный разъемом быстрой стыковки шланг зарядного
набора (см. сопроводительную иллюстрацию).
|
5. Прогрейте двигатель и включите К/В. Проследите, чтобы шланг зарядного
набора не соприкасался с лопастями вентиляторов систем охлаждения
двигателя/кондиционирования воздуха.
|
Зарядка
системы должна производиться при работающем компрессоре. Если
муфта сцепления компрессора отключается, систему следует переключить
на максимальную хладопроизводительность и открыть все двери
салона.
Чтобы компрессор не отключался в процессе
зарядки, отсоедините разъем от низконапорного выключателя
(на некоторых моделях используется комбинированный выключатель
низкого/высокого напора) и перемкните его скрепкой для бумаг
или отрезком проволоки.
|
6. Вращением вентильной насадки проткните головку баллончика, открыв
тем самым подачу хладагента (должен послышаться характерный звук вырывающегося
газа). В процессе всей зарядки держите баллончик строго вертикально,
время от времени встряхивая его. Между двумя сериями зарядке делайте
паузу, необходимую для стабилизации системы.
7. При наличии под рукой точного термометра введите его в через дефлектор
в центральный воздуховод К/В и следите по нему за температурой подаваемого
в салон воздуха (см. параграф 3 "Проверки").
8. Когда баллончик опустеет, перекройте вентиль и отсоедините шланг
от низконапорного штуцера системы. Сразу же наденьте на штуцер пылезащитный
колпачок.
9. Отсоедините от баллончика вентильную насадку, в случае необходимости
переставьте ее на второй баллончик и продолжите заправку. По завершении
процедуры поставьте незаконченный баллончик вертикально на стеллаж
и по мере надобности используйте его для подзарядки системы.
|
|
Система отопления
|
1. Увлажнение коврового покрытия на полу под теплообменником
отопителя, либо выход пара через дефлекторы воздуховодов говорят об
утечках теплообменника отопителя. Снимите теплообменник (см. Замена теплообменника отопителя) и замените его новым (теплообменник отопителя восстановительному
ремонту не подлежит).
2. Если отопитель не обеспечивает нагрев подаваемого в салон воздуха,
причиной такого отказа может являться одна из следующих:
a) Термостат заклинен в открытом положении, что
позволяет подаваемый в теплообменник отопителя охлаждающей жидкости
двигателя нагреться до должной температуры;
b) Имеет место нарушение проходимости охладительного
тракта, что блокирует подачу охлаждающей жидкости в теплообменник
отопителя. Ощупайте шланги, подсоединенные к патрубкам на задней переборке
двигательного отсека оба они должны быть горячими, в противном случае
проходимость тракта нарушена (заблокированы шланги, теплообменник,
либо управляющий клапан отопителя). Отсоедините шланги и произведите
обратнопоточную теплообменника. Предварительно отсоединив, промойте
также оба шланга.
c) Если восстановить проходимость теплообменника
путем промывки не удается, следует произвести замену блока.
|
|