* Управление замкнутого цикла X.
Обработка выхлопных газов пропусканием их через трехэлементный катализатор представляет собой эффективный способ снижения содержания вредных веществ в выхлопных газах автомобиля. Трехэлементный катализатор позволяет уменьшить содержание таких вредных примесей, как углеводород (НС), угарный газ (СО) и азотнокислые вещества (NOx) на 98% и более, преобразовывая их в процессе химической реакции в воду (НгО), углекислый газ (СО2) и азот (N2). Тем не менее, столь высокая эффективность может быть достигнута только в том случае, если объемный коэффициент расхода воздуха, пропускаемого через двигатель, находится в узком диапазоне значений, приближенных к X = 1. Задачей системы замкнутого цикла управления коэффициентом X как раз и является поддержание такого состава топливно-воздушной смеси, который обеспечивает указанный диапазон значений.
Система замкнутого цикла управления коэффициентом X работает только в том случае, если на автомобиле установлен датчик кислорода, который устанавливается со стороны трехэлементного катализатора и предназначен для измерения содержания кислорода в выхлопных газах двигателя. Напряжение на выходе датчика кислорода для обедненной топливно-воздушной смеси (Х>1) составляет 1000 мВ, для обогащенной топливновоздушной смеси (А,<1) - 800 мВ. Если Х=1, происходит скачкообразное изменение напряжения на выходе датчика. Система замкнутого цикла управления коэффициентом X реагирует на напряжение сигнала на входе (Х>1 соответствует обедненной топливновоздушной смеси, А,<1 - обогащенной топливно-воздушной смеси), изменяя соответственно расход топлива на впрыске, а также генерирует коэффициент коррекции, необходимый для регулировки продолжительности непрерывного впрыска топлива.