ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
ВНИМАНИЕ. Все работы с системами подушек безопасности и преднатяжителями ремней безопасности должен производить
квалифицированный персонал, имеющий необходимую подготовку.
Речь идет о трех системах безопасности, дополняющих функцию ремней безопасности.
Если происходит лобовой удар достаточной силы, электронный блок, управляющий работой этих систем, приводит в действие:
• Преднатяжители ремней
безопасности, которые подтягивают ремни безопасности передних сидений так, чтобы они прилегали вплотную к телу сидящих людей.
• Подушку безопасности водителя,
которая надувается из центра рулевого колеса, чтобы защитить голову водителя.
• Подушку безопасности пассажира,
которая надувается из приборной панели, чтобы защитить голову переднего пассажира.
ФУНКЦИЯ И ДЕЙСТВИЕ ПОДУШЕК БЕЗОПАСНОСТИ И ПРЕДНАТЯЖИТЕЛЕЙ РЕМНЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ
1) Функция
В случае дорожно-транспортного происшествия подушка безопасности защищает голову от удара о руль или о приборную панель.
Кроме того, она амортизирует удар, снижая максимальное ускорение головы.
2) Порог срабатывания
В общем случае необходимо различать четыре основные ситуации.
1) ПРЯМОЕ ЛОБОВОЕ СТОЛКНОВЕНИЕ С ЖЕСТКИМ ПРЕПЯТСТВИЕМ
Скорость срабатывания зависит от площади препятствия: чем меньше площадь, тем выше скорость срабатывания.
Преднатяжители ремней безопасности обычно срабатывают при меньшей скорости, чем подушки безопасности.
А Направление движения В Центр тяжести
2) СТОЛКНОВЕНИЕ С ЖЕСТКИМ ПРЕПЯТСТВИЕМ СО СМЕЩЕНИЕМ
В этом случае скорость срабатывания подушки безопасности зависит от угла удара а.
Чем больше этот угол, тем выше должна быть скорость автомобиля, чтобы сработала подушка безопасности.
3) ПРЯМОЕ ЛОБОВОЕ СТОЛКНОВЕНИЕ С ДЕФОРМИРУЕМЫМ ПРЕПЯТСТВИЕМ
Скорость срабатывания подушки безопасности в этом случае зависит от мягкости кузова автомобиля, с которым произошло столкновение.
Чем “мягче” другой автомобиль, тем выше скорость срабатывания (при столкновении с автомобилем равной мягкости и при площади столкновения 100 % скорость срабатывания превышает 40 км/час)
(относительная скорость).
А Направление движения
В Центр тяжести
С Неподвижный автомобиль
5) РЕЗЮМЕ И ВЫВОДЫ
- Подушка безопасности реагирует только на замедление в направлении движения. Боковой удар или “бочка” не могут вызвать срабатывания подушки безопасности.
- Энергия движения автомобиля преобразуется в энергию деформации его передней части. Чем меньше деформация автомобиля, с которым происходит столкновение, тем больше замедление, то есть тем быстрее сработает подушка безопасности.
- Минимальная скорость, при которой срабатывает подушка безопасности, тем выше, чем больше угол удара (см. выше).
- Если при лобовом ударе не происходит деформация кузова у передних стоек или удара в подмоторную раму с смонтированном на ней силовым агрегатом и коробкой передач , то отсутствие срабатывания подушки безопасности не может рассматриваться как неисправность системы, поскольку скорость срабатывания, вероятно, не была достигнута.
- Пред натяжители ремней безопасности всегда срабатывают при более низкой скорости, чем подушка безопасности.
- Опыт показывает, что скорость столкновения со слов клиентов не всегда соответствует реальной скорости, поскольку на реакцию людей действует перенесенный шок: почти всегда скорость движения перед столкновением принимается за скорость столкновения, тогда как последняя, как правило, ниже.
4) СТОЛКНОВЕНИЕ С ДЕФОРМИРУЕМЫМ ПРЕПЯТСТВИЕМ СО СМЕЩЕНИЕМ
В этом случае скорость срабатывания подушки безопасности зависит от угла удара а и мягкости автомобиля, с которым произошло столкновение, в направлении движения.
Чем больше угол удара а и чем мягче автомобиль, с которым произошло столкновение, тем выше должна быть скорость автомобиля, чтобы сработала подушка безопасности.
Возможна разная комплектация автомобилей:
Автомобили, оборудованные:
- только преднатяжителями ремней безопасности,
- преднатяжителями ремней безопасности и подушкой безопасности водителя,
- преднатяжителями ремней безопасности и подушками безопасности водителя и пассажира.
ПРИМЕЧАНИЕ
• Автомобиль, оборудованный подушкой безопасности водителя, можно определить по наклейке в нижнем углу ветрового стекла со стороны водителя и по надписи “Airbag” в центре руля.
• Если установлена подушка безопасности пассажира, то имеется вторая наклейка в нижнем углу ветрового стекла со стороны пассажира и надпись “Airbag” на приборной панели с этой же стороны.
Каждый раз при замене ветрового стекла следует наклеивать эти этикетки, указывающие, что автомобиль оборудован подушками безопасности.
Набор этих этикеток продается под каталожным номером 77 01 205 442.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
Прибор XR25
Благодаря наличию новых электронных блоков с 30 контактами и линиями К и L, возможна диагностика с помощью прибора XR25 (кроме автомобилей, оборудованных только преднатяжителями ремней безопасности).
С помощью этого прибора можно выявлять неисправности компьютера или линий системы (см. главу “Диагностика”).
ПРИМЕЧАНИЕ. Специальная функция позволяет перед любым вмешательством размыкать линии, через которые производится воспламенение, чтобы полностью был исключен риск срабатывания пиротехнических генераторов газа.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ПРИБОР XRBAG (Е1ё. 1288)
Этот прибор специально предназначен для контроля и диагностики систем подушек безопасности и преднатяжителей ремней безопасности.
С его помощью можно производить электрические измерения на различных линиях системы (см. главу “Диагностика”).
ВНИМАНИЕ. На этих системах запрещено производить измерения омметром или другими электроизмерительными приборами: имеется риск срабатывания под действием тока, поступающего от прибора.
30-КОНТАКТНЫЙ АДАПТЕР XRBAG
Эта контактная плата подсоединяется вместо электронных блоков, имеющих единый 30-контактный разъем.
Она позволяет проверять с помощью прибора XRBAG все линии воспламенения, измерять напряжение питания электронного блока и принудительно включать сигнальную лампу подушек безопасности, имеющуюся на щитке приборов.
Контакты позволяют также проверять отсутствие обрывов в диагностических линиях, в линиях сигнальной лампы и питания электронного блока (см. главу “Диагностика”).
ИМИТАТОР ВОСПЛАМЕНИТЕЛЯ ПОДУШКИ БЕЗОПАСНОСТИ
Имитатор воспламенителя подушки безопасности, который представляет собой небольшой красный блок, поставляется в составе прибора XRBAG.
Он имеет такие же электрические характеристики, как и реальный воспламенитель, и предназначен для того, чтобы имитировать подушку безопасности при диагностике системы.
Имитаторы можно заказать в:
MEIGA
99-101, route de Versaille CHAMPLAIN
91165 LONGJUMEAU CEDEX Тел.: 01 69 10 21 70
ПРИБОР ДЛЯ ОБЕЗВРЕЖИВАНИЯ
Для обеспечения безопасности перед утилизацией автомобиля или отдельных частей необходимо вызывать срабатывание пиротехнических газогенераторов подушек безопасности и преднатяжителей ремней безопасности.
НЕОБХОДИМО использовать прибор Е1ё. 1287, специально для этого предназначенный.
См. главу “Процедура обезвреживания”.
ВНИМАНИЕ. Не обезвреживайте пред натяжители, которые должны быть возвращены по гарантии из-за неисправности замка ремня безопасности. Это позволит поставщику точнее определить причину неисправности. Возвращайте деталь в упаковке новой детали.
ЭЛЕКТРОННЫЙ БЛОК
Существуют разные электронные блоки:
- электронный блок для преднатяжителей ремней безопасности,
- электронный блок для преднатяжителей ремней безопасности и подушек безопасности.
В зависимости от своих функций эти блоки
включают следующие элементы:
- электромеханический защитный датчик,
- деселерометр для подушек безопасности,
- цепь воспламенения для различных пиротехнических систем,
- резервный источник питания,
- диагностическую цепь и запоминающее устройство для хранения информации об обнаруженных неисправностях (кроме случая, когда имеются только пред натяжители ремней безопасности),
- цепь управления сигнальной лампой, установленной на щитке приборов (кроме случая, когда имеются только преднатяжители ремней безопасности),
- интерфейс связи с линиями K-L через диагностический разъем (кроме случая, когда имеются только преднатяжители ремней безопасности).
ВНИМАНИЕ
Прежде чем снимать электронный блок:
Имеются только преднатяжители
ремней безопасности (без подушек
безопасности):
- Выключите зажигание.
- Выньте предохранитель питания (см. распределение предохранителей) и подождите 5 минут, чтобы разрядился резервный источник питания.
- Отсоедините разъем блока, чтобы полностью исключить риск срабатывания.
- Проверьте, чтобы при любых работах с электронным блоком никого не было в салоне.
При обратной установке электронного блока необходимо сначала закрепить его на автомобиле и только после этого подсоединять его разъемы.
Стрелка на блоке должна указывать в направлении передней части автомобиля.
Имеется подушка (подушки) безопасности
Заблокируйте электронный блок с помощью прибора XR25, подав команду G80* (переключатель ISO в положении S8, код D49).
Если эта функция активна, то все линии воспламенения подавляются, включается сигнальная лампа подушки безопасности, имеющаяся на щитке приборов, и высвечивается барграф 14 левый прибора XR25 (новые электронные блоки поставляются в этом состоянии).
При обратной установке электронного блока:
- Закрепите его на автомобиле (стрелка на блоке должна указывать в направлении передней части автомобиля).
- Подсоедините 30-контактный разъем и проведите проверку с помощью прибора XR25.
Если все нормально, разблокируйте электронный блок, подав команду G81*.