2.2.14. Коленчатый вал
1 – нижний вкладыш коренного подшипника
коленчатого вала; 2 – верхний вкладыш коренного подшипника коленчатого вала;
3 – верхний подпятник коленчатого вала; 4 – датчик угла поворота коленчатого
вала; | 5 – коленчатый вал; 6
– нижний подпятник коленчатого вала; 7 – крышка коренного подшипника коленчатого
вала; 8 – болт, 55–60 Н•м. |
Снятие
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Снимите зубчатый ремень, переднюю крышку, маховик
и масляный поддон. | 2. Снимите заднюю крышку
с блока цилиндров и заднее уплотнительное кольцо коленчатого вала. |
3. Отверните гайки и снимите крышки шатунов. |
4. Выверните болты и снимите крышки коренных подшипников
коленчатого вала. | 5. Снимите ротор датчика
угла поворота коленчатого вала. |
Предупреждение
Промаркируйте крышки коренных подшипников коленчатого вала для того, чтобы установить
их на свои места и в том же положении. | |
Проверка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Проверьте шейки коренных и шатунных подшипников коленчатого
вала на отсутствие износа и выработки. Проверьте смазочные отверстия коленчатого
вала на отсутствие засорения. | 2. Микрометром
измерьте диаметры шеек коленчатого вала в двух диаметрально противоположных направлениях.
При наличии выработки или овальности перешлифуйте коленчатый вал. Перешлифовку
шеек коленчатого вала проводите только до следующего ремонтного размера. Если
коленчатый вал перешлифован на ремонтный размер +0,50 мм, проведите термообработку
вала для увеличения его долговечности. Диаметр коренных шеек коленчатого
вала: 50 мм Диаметр шатунных 45 мм Овальность и конусность шеек коленчатого
вала: не более 0,01 мм | |
Вкладыши
шатунных и коренных подшипников
Проверьте шатунные и коренные вкладыши
на отсутствие местной коррозии, выработки и других повреждений. При необходимости,
замените вкладыши.
Измерение зазора коренных и шатунных подшипников
Для измерения зазора коренных и шатунных подшипников измерьте диаметры
шеек коленчатого вала и соответствующие внутренние диаметры подшипников. Величина
зазора – это разность между внутренним диаметром подшипника и соответствующим
диаметром шейки коленчатого вала.
Зазор коренных подшипников коленчатого
вала: 0,028–0,045 мм
Зазор шатунных подшипников коленчатого вала: 0,024–0,042
мм
Измерение зазора коренных и шатунных подшипников с использованием
пластикового калиброванного стержня Plastigage
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Очистите коренные и шатунные шейки коленчатого
вала от смазки, а смазочные отверстия продуйте сжатым воздухом. |
| 2.
Установите вкладыши коренных подшипников на блок цилиндров двигателя. Установите
коленчатый вал на вкладыши коренных подшипников в блоке цилиндров. Установите
оставшиеся вкладыши коренных подшипников в крышки коренных подшипников коленчатого
вала. Расположите отрезки пластикового измерительного стержня Plastigage на шейках
коренных подшипников коленчатого вала. |
| 3. В соответствии с маркировкой установите крышки
коренных подшипников. В определенной последовательности затяните болты крепления
крышек коренных подшипников коленчатого вала. Не проворачивайте коленчатый вал
двигателя при измерении зазора коренных подшипников коленчатого вала. Выверните
болты и снимите крышки коренных подшипников коленчатого вала. Измерительным шаблоном
измерьте ширину деформированного пластикового стержня Plastigage и определите
величину зазора. | Если зазор превышает
предельно допустимое значение, перешлифуйте шейки коленчатого вала и используйте
ремонтные вкладыши увеличенного размера. | |
Масляные уплотнительные кольца
Проверьте передние и задние масляные
уплотнительные кольца на отсутствие повреждений или износа рабочих кромок. При
наличии любых дефектов замените уплотнительное кольцо.
Ротор датчика
угла поворота коленчатого вала
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Снимите ротор датчика угла поворота коленчатого вала. |
2. Проверьте ротор датчика угла поворота коленчатого
вала на отсутствие повреждений, трещин и износа и замените, если необходимо. |
3. Проверьте зазор между ротором датчика угла поворота
коленчатого вала и датчиком угла поворота коленчатого вала. Зазор
между ротором датчика угла поворота коленчатого вала и датчиком угла поворота
коленчатого вала: 0,5–1,0 мм | |
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
Предупреждение
Измерьте глубину установки
датчика, т.е. расстояние от верхней части зубьев ротора датчика угла поворота
коленчатого вала до внешней стороны крышки. |
| Вычислите
разность между длиной датчика угла поворота коленчатого вала и глубиной его установки. |
|
Установка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Установите верхние вкладыши коренных
подшипников на блок цилиндров двигателя. При повторной установке вкладышей установите
их на те же места, на которых они находились перед снятием. | 2.
Перед установкой коленчатого вала нанесите тонкий слой чистого моторного масла
на все поверхности скольжения. Установите коленчатый вал на вкладыши коренных
подшипников в блоке цилиндров. | 3.
Установите оставшиеся вкладыши коренных подшипников в крышки коренных подшипников
коленчатого вала. В соответствии с маркировкой установите крышки коренных подшипников
коленчатого вала, при этом стрелка на каждой крышке должна быть направлена к шкиву
коленчатого вала. В определенной последовательности за 2 или 3 этапа затяните
болты крепления крышек коренных подшипников коленчатого вала в следующем порядке:
центральную, №2, №4, переднюю и заднюю. Момент затяжки: Крышки коренных
подшипников: 55–60 Н•м Крышки шатунных подшипников: 32–35 Н•м |
| 4.
Проверните коленчатый вал и проверьте, что он вращается легко и плавно. Установите
измерительный наконечник индикатора часового типа на передний торец коленчатого
вала. Переместите коленчатый вал вдоль оси до упора и установите шкалу индикатора
часового типа на ноль. Переместите коленчатый вал вдоль оси в другую сторону до
упора и прочтите значения осевого люфта на шкале индикатора. Осевой люфт
коленчатого вала: 0,050–0,175 мм | | 5.
Смажьте наружную поверхность нового заднего уплотнительного кольца моторным маслом.
Специальным инструментом 09231–22000 установите уплотнительное кольцо до упора
в гнездо задней крышки. | 6.
Установите крышку уплотнительного кольца, прокладку и затяните 5 болтов. При установке
смажьте рабочие кромки и наружную поверхность уплотнительного кольца чистым моторным
маслом. | 7. Установите заднюю
крышку и закрепите ее болтами. | 8.
Установите крышки шатунов. | 9.
Установите маховик, переднюю крышку, масляный поддон и зубчатый ремень. |
|