Системы охлаждения и отопления
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
Общая информация
Отворачивание пробки расширительного бачка (двигатель 2.0 л) |
Расширительный бачок двигателя 2.4 л |
Двигатель оснащен циркуляционной системой охлаждения. Для циркуляции охлаждающей жидкости служит лопастный водяной насос. Система охлаждения работает с отдельным расширительным бачком.
Система охлаждения осуществляет отвод избыточного тепла, возникающего при работе двигателя, в окружающую среду. Часть энергии сгорания топлива в двигателе выделяется в форме тепла. Это тепло в состоянии в кратчайшее время нагреть двигатель до такой температуры, которая может вывести его из строя. Часть этого тепла используется для отопления салона автомобиля. Благодаря соответствующему размещению трубопроводов, теплообменника (радиатора) и термостата достигается быстрый прогрев системы.
Термостат осуществляет регулирование температуры охлаждающей жидкости в двигателе и теплообменнике внутренней системы отопления в зависимости от теплового состояния двигателя.
Начиная с определенной температуры, термостат подключает радиатор к контуру циркуляции охлаждающей жидкости. При дальнейшем возрастании температуры жидкости включается вентилятор, направляющий поток воздуха через радиатор и, обеспечивает, таким образом, дополнительное охлаждение циркулирующей жидкости.
Замена охлаждающей жидкости
(Обращайтесь к Главе Текущий уход и обслуживание)
Охлаждающая жидкость
На заводе–изготовителе система заполняется охлаждающей жидкостью, которая не должна меняться в течение года.
При приготовлении охлаждающей жидкости необходимо выдерживать определенное соотношение антифриза и воды. Как уже упоминалось, необходимо применять охлаждающую жидкость, рекомендуемую фирмой Opel, так как ее химический состав специально разработан для двигателя данного автомобиля. Объемы эксплуатационных жидкостей приведены в Спецификациях. Жидкость защищает систему до температуры наружного воздуха – 40° С.
Спецификации
Замечание
Отдельные характеристики приведены также в тексте Главы
Двигатель 2.4 л до середины 1995 г. выпуска
Конструктивные особенности |
Закрытого типа, с насосом центробежного типа, с термостатическим
регулированием. Имеет расширительный бачок, электровентилятор с вязкостной
муфтой, включаемой термовыключателем
|
Количество заливаемой жидкости |
7.2 л |
Охлаждающая жидкость : – до температуры – 10° С – до температуры – 20° С – до температуры – 30° С – до температуры – 40° С |
5.7 л воды; 1.5 л антифриза 4.7 л воды; 2.5 л антифриза 4.0 л воды; 3.2 л антифриза 3.4 л воды; 3.8 л антифриза |
Тип радиатора |
С поперечным потоком
|
Охлаждающая площадь |
2000 см2
|
Вентилятор охлаждения | |
Привод |
Через вязкостную муфту
|
Количество лопастей |
5 асимметрично–расположенных
|
Пробка расширительного бачка | |
Обозначение |
123
|
Давление открытия |
1.20 – 1.35 бар
|
Температура кипения |
123° С
|
Термостат | |
Температура открытия |
92° С
|
Полностью открыт |
107° С
|
Приводной ремень | |
Длина |
Длина зависит от оборудования и расположения
|
Приводной ремень генератора: – длина – ширина – натяжение ремня: – нового – бывшего в употреблении |
925 мм 9.5 мм 450 Н 250 – 300 Н |
Ремень привода насоса гидроусилителя |
Указывайте номер двигателя и год выпуска
|
Двигатель 2.0 л с середины 1995 г. выпуска
Конструктивные особенности |
Закрытого типа, с насосом центробежного типа, с термостатическим
регулированием. Имеет расширительный бачок, электровентилятор, включаемый
термовыключателем
|
Количество заливаемой жидкости |
8.3 л
|
Охлаждающая жидкость : – до температуры – 10° С – до температуры – 20° С – до температуры – 30° С – до температуры – 40° С |
6.6 л воды; 1.7 л антифриза 5.5 л воды; 2.8 л антифриза 4.6 л воды; 3.7 л антифриза 4.0 л воды; 4.3 л антифриза |
Тип радиатора |
С поперечным потоком
|
Охлаждающая площадь |
2532 см2
|
Вентилятор охлаждения
| |
Привод |
Электровентилятор
|
Количество лопастей |
6 асимметрично–расположенных
|
Диаметр |
383 мм
|
Пробка расширительного бачка | |
Обозначение |
123
|
Давление открытия |
1.2 – 1.5 бар
|
Температура кипения |
123° С
|
Термовыключатель | |
Место установки |
В шланге подвода жидкости
|
Включает при |
100° С
|
Выключает при |
95° С
|
Термостат | |
Температура открытия |
92° С
|
Полностью открыт |
107° С
|
Длина |
зависит от оборудования и расположения
|
Длина: – стандартное исполнение – с кондиционером |
1725 мм 2050 мм |
Ширина: – все исполнения |
21.36 мм
|
Натяжение |
Автоматическое
|
Двигатель DOHC 2.2 л
Конструктивные особенности |
Закрытого типа, с насосом центробежного типа, с термостатическим
регулированием. Имеет расширительный бачок, электровентилятор, включаемый
термовыключателем
|
Количество заливаемой жидкости |
8.3 л
|
Охлаждающая жидкость : – до температуры – 10° С – до температуры – 20° С – до температуры – 30° С – до температуры – 40° С |
6.6 л воды; 1.7 л антифриза 5.5 л воды; 2.8 л антифриза 4.6 л воды; 3.7 л антифриза 4.0 л воды; 4.3 л антифриза |
Тип радиатора |
С поперечным потоком
|
Охлаждающая площадь |
2532 см2
|
Вентилятор охлаждения | |
Привод |
Электровентилятор
|
Количество лопастей |
6 асимметрично–расположенных
|
Диаметр |
383 мм
|
Пробка расширительного бачка | |
Обозначение |
123
|
Давление открытия |
1.2 – 1.5 бар
|
Температура кипения |
123°С
|
Термостат | |
Температура открытия |
92° С
|
Полностью открыт |
107° С
|
Термовыключатель | |
Место установки |
В шланге подвода жидкости
|
Включает |
при 100° С
|
Выключает |
при 95° С
|
Приводной ремень | |
Длина |
зависит от оборудования и расположения
|
Длина: – стандартное исполнение – с кондиционером |
1725 мм 2050 мм |
Ширина: – все исполнения |
21.36 мм |
Натяжение |
Автоматическое
|
Двигатель 2.4 л до середины 1995 г. выпуска
Конструктивные особенности |
Закрытого типа, с насосом центробежного типа, с термостатическим
регулированием. Имеет расширительный бачок, вентилятор с вязкостной муфтой
|
Количество заливаемой жидкости |
7.8 л
|
Охлаждающая жидкость : – до температуры – 10° С – до температуры – 20° С – до температуры – 30° С – до температуры – 40° С |
6.2 л воды; 1.6 л антифриза 5.1 л воды; 2.7 л антифриза 4.4 л воды; 3.4 л антифриза 3.7 л воды; 4.1 л антифриза |
Тип радиатора |
С поперечным потоком
|
Охлаждающая площадь |
2000 см2
|
Вентилятор охлаждения | |
Привод |
Вязкостная муфта
|
Количество лопастей |
5 асимметрично–расположенных
|
Диаметр |
420 мм
|
Пробка расширительного бачка | |
Обозначение |
Синяя
|
Давление открытия |
1.2 – 1.3 бар
|
Температура кипения |
125°С
|
Термостат | |
Температура открытия |
92° С
|
Полностью открыт |
107° С
|
Обозначение |
92/107
|
Приводной ремень | |
Длина |
зависит от оборудования и расположения
|
Ремень привода генератора – длина ремня – ширина ремня – натяжение ремня: нового бывшего в употреблении |
888 мм 9.5 мм 450 Н 250 – 300 Н |
Ремень привода насоса гидроусилителя: – длина ремня – ширина ремня – натяжение ремня: |
813 мм 9.5 мм См. выше |
Ремень привода насоса гидроусилителя: – длина ремня – ширина ремня – натяжение ремня: |
813 мм 9.5 мм См. выше |
При наличии кондиционера: – длина ремня – ширина ремня – натяжение ремня: |
960 мм 9.5 мм См. выше |
Усилия затягивания резьбовых соединений
Моменты затяжки крепежа приведены также в тексте Главы.
Двигатель OHC 2.0 л до 1995 г. выпуска | |
Консоль насоса/компрессора к двигателю |
40
|
Корпус термостата к головке цилиндров |
15
|
Водяной насос к блоку цилиндров |
25
|
Двигатель OHC 2.0 л с середины 1995 г. выпуска
| |
Консоль компрессора, задние болты |
18
|
Консоль крепления компрессора к балке агрегата |
35
|
Насос охлаждающей жидкости к блоку цилиндров |
25
|
Датчик температуры охлаждающей жидкости к шлангу |
11
|
Датчик температуры охлаждающей жидкости в корпусе термостата |
10
|
Корпус термостата к блоку цилиндров |
15
|
Двигатель DOHC 2.2 л
| |
Консоль компрессора, задние болты |
18
|
Консоль компрессора, передние болты |
35
|
Консоль крепления компрессора к балке агрегата |
35
|
Насос охлаждающей жидкости к блоку цилиндров |
25
|
Датчик температуры охлаждающей жидкости к шлангу |
11
|
Датчик температуры охлаждающей жидкости в корпусе термостата |
10
|
Корпус термостата к блоку цилиндров |
15
|
Двигатель 2.4 л
| |
Болты крепления компрессора (кондиционер) |
50
|
Зажимной болт регулировочного болта компрессора |
45
|
Болты крепления насоса охлаждающей жидкости |
15
|
Гайка механизма натяжения клинового ремня насоса охлаждающей жидкости |
25
|
Термодатчик |
10
|
Двигатель OHC 2.0 л до 1995 г. выпуска
| |
Стартер, со стороны коробки передач |
75
|
Стартер, со стороны двигателя |
45
|
Впускной трубопровод к блоку цилиндров |
22
|
Выпускной коллектор к блоку цилиндров |
22
|
Направляющая втулка выжимного подшипника к коробке передач |
22
|
Генератор к консоли |
25
|
Коробка передач к двигателю |
75
|
Консоль генератора к блоку цилиндров |
40
|
Держатель опоры двигателя к коробке передач |
60 (новая стопорная пластина)
|
Держатель опоры двигателя к коробке передач |
60
|
Опора двигателя к продольной балке |
65
|
Опора двигателя к балке переднего моста |
40
|
Крышка подшипника распределительного вала |
8
|
Консоль насоса/компрессора к двигателю |
40
|
Маслопровод к блоку цилиндров |
6 (на герметик)
|
Задняя крышка .зубчатого ремня |
6
|
Шкив коленчатого вала к зубчатому колесу механизма распределения |
20
|
Болты крепления крышек коренных подшипников 60 + 40 до 50° (болты замените) Болты крепления крышек подшипников распределительного вала |
45
|
Болты крепления крышек шатунных подшипников 1 прием 2 прием доверните |
35 45° (применяйте новые болты) |
Пробка отверстия для слива масла |
45
|
Датчик указателя давления масла к масляному насосу |
30
|
Поддон картера к блоку цилиндров |
8 (на герметике)
|
Поддон картера к блоку цилиндров (вулканизация) |
15 (на герметике)
|
Маслопровод к масляному насосу |
8
|
Насос гидроусилителя к блоку цилиндров |
30
|
Маховик к коленчатому валу |
65 (болты всегда заменяются)
|
Опора к генератору |
25
|
Опора стартера к блоку цилиндров |
15
|
Корпус термостата к головке цилиндров |
15
|
Глушитель к фланцу приемной трубы |
25
|
Передняя крышка зубчатого ремня |
4
|
Масляный насос к блоку цилиндров |
25
|
Зубчатое колесо к коленчатому валу: – 1 прием – 2 прием |
130 доверните на угол 40 – 50° |
Натяжной ролик к масляному насосу |
25
|
Свеча зажигания |
25
|
Болты крепления головки цилиндров: – 1 прием – 2 прием – 3 прием – 4 прием |
25 Доверните на 90° Доверните на 90° Доверните на 90° |
Топливный трубопровод к впускному трубопроводу |
8
|
Кабель массы к головке цилиндров |
20
|
Масляный фильтр |
15
|
Жгут кабелей к корпусу подшипников распределительного вала |
8
|
Жгут кабелей к крышке зубчатого ремня |
4
|
Двигатель OHC 2.0 л с середины 1995 г. выпуска
| |
Стартер к блоку цилиндров |
60
|
Впускной трубопровод к головке цилиндров |
22
|
Выпускной коллектор к блоку цилиндров |
22
|
Приводной фланец к коленчатому валу (автоматическая трансмиссия) |
60
|
Демпфер крутильных колебаний к коленчатому валу |
20
|
Фланец вентиляции картера к блоку цилиндров |
25
|
Звездочка датчика угловой скорости к коленчатому валу |
13
|
Консоль дополнительного агрегата к блоку цилиндров |
35
|
Опора стартера к блоку цилиндров |
25
|
Кронштейн крепления генератора к блоку цилиндров |
35
|
Труба маслоприемника к блоку цилиндров |
6
|
Насос гидроусилителя к балке силового агрегата |
25
|
Консоль компрессора, задние болты |
18
|
Задняя крышка зубчатого ремня к масляному насосу и корпусу подшипников распределительного вала |
6
|
Держатель кабеля к корпусу подшипников распределительного вала |
8
|
Канал кабелей к передней крышке зубчатого ремня |
4
|
Натяжной ролик клинового ремня к балке дополнительного агрегата |
35
|
Датчик детонации к блоку цилиндров |
25
|
Консоль крепления компрессора к балке агрегата |
35
|
Топливная распределительная магистраль к выпускному коллектору |
8
|
Насос охлаждающей жидкости к блоку цилиндров |
25
|
Датчик температуры охлаждающей жидкости к шлангу |
11
|
Датчик температуры охлаждающей жидкости в корпусе термостата |
10
|
Датчик угловой скорости коленчатого вала в блоке цилиндров |
6
|
Болты крепления крышек коренных подшипников |
50 НЧм + 45° + 15°
|
Мост подшипников и маслоуспокоительный лист к блоку цилиндров |
20
|
Датчик кислорода в глушителе |
30
|
Опора насоса гидроусилителя к блоку цилиндров |
20
|
Кабель массы к блоку цилиндров |
20
|
Опора двигателя задняя к коробке передач |
80
|
Опора двигателя задняя к поперечине |
50
|
Опора двигателя передняя к балке двигателя |
85
|
Опора двигателя передняя к шасси |
50
|
Балка к блоку цилиндров |
60
|
Кронштейн двигателя к коробке передач и блоку цилиндров |
40
|
Грузоподъемная проушина к корпусу подшипников распределительного вала |
15
|
Крышка к корпусу подшипников распределительного вала |
8
|
Зубчатое колесо распределительного вала к валу |
45
|
Пробка отверстия для слива масла в поддоне картера |
55
|
Труба маслоприемника к масляному насосу |
8
|
Датчик указателя давления масла к масляному насосу |
40
|
Масляный фильтр к масляному насосу |
15
|
Держатели масляного радиатора к радиатору |
25
|
Масляный насос к блоку цилиндров |
6
|
Крышка масляного насоса к насосу |
6
|
Поддон картера к масляному насосу и блоку цилиндров: – до 1997 г. выпуска – с 1997 г. выпуска |
15 20 |
Крышка шатунного подшипника к шатуну: – 1 прием – 2 прием – 3 прием |
35 Доверните на 45° Доверните на 15° |
Болты крепления защитного листа поддона картера |
57
|
Маховик к коленчатому валу: – 1 прием – 2 прием – 3 прием |
65 Доверните на 30° Доверните на 15° |
Подкос к выпускному коллектору и генератору |
18
|
Опора к впускному трубопроводу и генератору |
18
|
Корпус термостата к блоку цилиндров |
15
|
Редукционный клапан к масляному насосу |
30
|
Вакуумный трубопровод усилителя тормоза к впускному трубопроводу |
20
|
Нижний болт крепления генератора к консоли |
35
|
Передняя крышка зубчатого ремня к задней |
4
|
Передние болты крепления компрессора к балке агрегата |
35
|
Приемная труба с каталитическим нейтрализатором к выпускному коллектору и глушителю |
25
|
Теплозащитный лист к выпускному коллектору Теплозащитный лист к головке цилиндров |
30
|
Зубчатое колесо к коленчатому валу: 1 прием 2 прием |
130 Доверните на 40 – 50° |
Натяжной ролик зубчатого ремня к масляному насосу |
25
|
Свечи зажигания |
25
|
Маховик к коленчатому валу: – 1 прием – 2 прем – 3 прием |
65 Доверните на 45° Доверните на 15° |
Головка к блоку цилиндров: – 1 прием – 2 прием – 3 прием – 4 прием |
25 Доверните на 90° Доверните на 90° Доверните на 90° |
Двигатель DOHC 2.2 л
| |
Стартер к блоку цилиндров |
60
|
Впускной трубопровод к головке цилиндров |
22
|
Выпускной коллектор к блоку цилиндров |
22
|
Приводной фланец к коленчатому валу (автоматическая трансмиссия) |
60
|
Модуль зажигания к адаптеру |
8
|
Демпфер крутильных колебаний к коленчатому валу |
20
|
Фланец вентиляции картера к блоку цилиндров |
25
|
Звездочка датчика угловой скорости к коленчатому валу |
13
|
Консоль дополнительного агрегата к блоку цилиндров |
35
|
Опора стартера к блоку цилиндров |
25
|
Кронштейн крепления генератора к блоку цилиндров |
35
|
Труба маслоприемника к блоку цилиндров |
6
|
Насос гидроусилителя к балке силового агрегата |
25
|
Консоль компрессора, задние болты |
18
|
Консоль компрессора, передние болты |
35
|
Задняя крышка зубчатого ремня к масляному насосу и корпусу подшипников распределительного вала |
6
|
Держатель кабеля к корпусу подшипников распределительного вала |
8
|
Канал кабелей к передней крышке зубчатого ремня |
4
|
Натяжной ролик клинового ремня к балке дополнительного агрегата |
35
|
Датчик детонации к блоку цилиндров |
20
|
Консоль крепления компрессора к балке агрегата |
35
|
Топливная распределительная магистраль к выпускному коллектору |
8
|
Насос охлаждающей жидкости к блоку цилиндров |
25
|
Датчик температуры охлаждающей жидкости к шлангу |
11
|
Датчик температуры охлаждающей жидкости в корпусе термостата |
10
|
Датчик угловой скорости коленчатого вала в блоке цилиндров |
6
|
Болты крепления крышек коренных подшипников |
50 Нм + 45° + 15°
|
Мост подшипников и маслоуспокоительный лист к блоку цилиндров |
20
|
Датчик кислорода в глушителе |
30
|
Опора насоса гидроусилителя к блоку цилиндров |
20
|
Кабель массы к блоку цилиндров |
20
|
Опора двигателя задняя к коробке передач |
80
|
Опора двигателя задняя к поперечине |
50
|
Опора двигателя передняя к балке двигателя |
85
|
Опора двигателя передняя к шасси |
50
|
Балка к блоку цилиндров |
60
|
Кронштейн двигателя к коробке передач и блоку цилиндров |
40
|
Грузоподъемная проушина к корпусу подшипников распределительного вала |
15
|
Корпус подшипников распределительного вала |
8
|
Крышка к корпусу подшипников распределительного вала |
8
|
Зубчатое колесо распределительного вала к валу |
45
|
Пробка отверстия для слива масла в поддоне картера |
45
|
Труба маслоприемника к масляному насосу |
8
|
Датчик указателя давления масла к масляному насосу |
40
|
Масляный фильтр к масляному насосу |
15
|
Держатели масляного радиатора к радиатору |
25
|
Масляный насос к блоку цилиндров |
6
|
Крышка масляного насоса к насосу |
6
|
Поддон картера к масляному насосу и блоку цилиндров: – до 1997 г. выпуска – с 1997 г. выпуска |
15 20 |
Крышка шатунного подшипника к шатуну: – 1 прием – 2 прием – 3 прием |
35 Доверните на 45° Доверните на 15° |
Болты крепления защитного листа поддона картера |
57
|
Маховик к коленчатому валу: – 1 прием – 2 прием – 3 прием |
65 Доверните на 30° Доверните на 15° |
Подкос к выпускному коллектору и генератору |
18
|
Опора к впускному трубопроводу и генератору |
18
|
Корпус термостата к блоку цилиндров |
15
|
Редукционный клапан к масляному насосу |
30
|
Вакуумный трубопровод усилителя тормоза к впускному трубопроводу |
20
|
Передняя крышка зубчатого ремня к задней |
4
|
Приемная труба с каталитическим нейтрализатором к выпускному коллектору и глушителю |
25
|
Теплозащитный лист к выпускному коллектору Теплозащитный лист к головке цилиндров |
30
|
Зубчатое колесо к коленчатому валу: – 1 прием – 2 прием |
130 Доверните на 40 – 50° |
Нижний болт крепления генератора к консоли |
35
|
Натяжной ролик зубчатого ремня к масляному насосу |
25
|
Свечи зажигания |
25
|
Маховик к коленчатому валу: – 1 прием – 2 прем – 3 прием |
65 Доверните на 45° Доверните на 15° |
Головка к блоку цилиндров: – 1 прием – 2 прием – 3 прием – 4 прием |
25 Доверните на 90° Доверните на 90° Доверните на 90° |
Двигатель 2.4 л
| |
Болты крепления насоса гидроусилителя |
25
|
Болты крепления компрессора (кондиционер) |
50
|
Держатели генератора |
25
|
Зажимной болт регулировочного болта компрессора |
45
|
Зажимной болт, насос гидроусилителя к регулировочному болту (при кондиционере) |
40
|
Зажимной болт, насос гидроусилителя к регулировочному болту (без кондиционера) |
25
|
Контргайка регулировочного болта клинового ремня |
40
|
Датчик кислорода |
30
|
Болт проушины, регулировочный болт клинового ремня |
25
|
Болты крепления натяжителя цепи распределительного вала |
50
|
Болты крепления выпускного коллектора |
35
|
Болт крепления колеса коленчатого вала |
120
|
Болты крепления корзины сцепления |
22
|
Болты крепления коренных подшипников |
120
|
Опора двигателя к продольной балке |
52
|
Опора двигателя к балке |
85
|
Болты крепления зубчатого колеса распределительного вала |
25
|
Поддон картера |
8
|
Болты крепления крышки шатунного подшипника |
43
|
Болты крепления маховика |
60
|
Болты крепления корпуса механизма распределения |
15
|
Болты крепления зубчатого колеса привода механизма распределения |
25
|
Болты крепления насоса охлаждающей жидкости |
15
|
Болты крепления головки цилиндров к корпусу механизма распределения |
25
|
Гайка механизма натяжения клинового ремня насоса охлаждающей жидкости |
25
|
Штифт коромысла привода клапана |
40
|
Термодатчик |
10
|
Свечи зажигания |
40
|
Болты крепления головки цилиндров: – 1 прием – 2 прием |
60 90 + 35° |