1. Верхней мертвой точкой (ВМТ) называется наивысшая
точка хода поршня в своем цилиндре. Строго говоря, в 4-тактных двигателях
в процессе вращения коленчатого вала данное положение достигается
каждым из поршней дважды: один раз в конце такта сжатия и второй
- в конце выпускного такта. При выполнении настроек фаз газораспределения
и установке угла опережения зажигания в подавляющем большинстве
случаев используется положение ВМТ конца такта сжатия поршня (обычно
первого цилиндра).
2. Необходимость в приведении поршня(ей) в положение ВМТ возникает
при проведении многих процедур, в частности таких, как снятие/установка
распределительных валов и компонентов привода ГРМ.
3. Удостоверьтесь, что трансмиссия переведена в нейтральное положение
(положение “Р” на моделях с АТ), затем прочно взведите стояночный
тормоз, либо подоприте задние колеса автомобиля противооткатными
башмаками. Также иммобилизуйте систему зажигания, отсоединив разъемы
электропроводки первичного контура катушек и сняв сборки последних
в комплекте со свечами (см. Главу
Настройки и текущее
обслуживание).
4. Приведение любого из поршней в положение ВМТ производится путем
проворачивания коленчатого вала двигателя одним из описанных ниже
способов. Если смотреть на двигатель спереди (со стороны приводного
ремня), нормальным направлением вращения коленчатого вала будет
направление по часовой стрелке. Помните, что попытка проворачивания
вала против часовой стрелки может привести к нарушению регулировок
газораспределительного ремня:
a) Наиболее эффективным методом является проворачивание вала в нормальном
направлении за болт, ввернутый в торец его передней цапфы при помощи
торцевого ключа с храповым приводом;
b) Сэкономить время позволит применение дистанционного выключателя
стартера (следуйте инструкциям изготовителей). Как только поршень
окажется достаточно близко от ВМТ конца такта сжатия, стартер останавливается
и дальнейшая подгонка осуществляется методом, описанным в пункте
(а);
c) При наличии помощника, предварительное проворачивание двигателя
может быть осуществлено короткими рывками с водительского места
под руководством оператора. Принцип тот же, что и описанный в пункте
(b). Окончательная корректировка, опять-таки, производится вручную,
при помощи торцевого ключа (см. пункт а).
|
5. Установите компрессометр в свечное отверстие первого цилиндра
(см. Часть С настоящей Главы - следует использовать компрессометр
с резьбовой насадкой, и начинайте проворачивать коленчатый
вал за болт шкива в нормальном направлении.
|
|
6. По мере приближения поршня к положению ВМТ конца такта
сжатия давление в цилиндре начнет возрастать, что легко отслеживается
по показаниям компрессометра. Продолжайте проворачивать вал
до тех пор, пока не произойдет совмещения установочных меток
шкива коленчатого вала. Если положение ВМТ будет случайно
пройдено, проверните вал еще на два полных оборота в нормальном
направлении.
|
|