4.1.13. Система смазки
Система смазки
|
1 – масляный насос,
2 – масляный поддон,
3 – масляный фильтр,
4 – указатель уровня масла |
Масляный насос забирает моторное масло из картера и под давлением подает его через
короткий канал к полнопроточному масляному фильтру. Находящийся в насосе предохранительный
клапан регулирует максимальное давление создаваемое насосом. При превышении давления
создаваемого насосом, клапан открывается и перепускает масло в картер. Очищенное
масло через фильтр поступает в главную масляную магистраль. В случае засорения
фильтра открывается редукционный клапан и часть масла, без очистки, направляет
в главную магистраль.
От главной магистрали масло по пяти маленьким каналам поступает к коренным шейкам
коленчатого вала. Через диагональные отверстия в коленчатом вале масло поступает
к шатунным шейкам и далее разбрызгивается на стенки цилиндров.
С главной магистрали масло поступает к промежуточному валу и далее к распределителю
зажигания. Одновременно, моторное масло через три маслопровода подается непосредственно
к подшипникам распредвала. Со среднего подшипника, через распылительные маслопроводы
масло подается на все кулачки и рычаги.
Система вентиляции картера
|
1 – регулировочный клапан,
2 – сепаратор,
3 – фильтр в масляной крышке
|
Через масляный сепаратор (2) с регулируемым клапаном (1) картерные газы отводятся
во впускной коллектор. Вентиляция картера зависит от потока засасываемого воздуха
работающим двигателем. Регулировочный клапан, так же как и фильтр в масляной пробке,
необходимо промывать в топливе через каждые 20 000 км пробега. Замену клапана
необходимо производить через каждые 40 000 км пробега автомобиля.
Проверка давления масла
Масляный насос
|
1 – корпус,
2 – наружная шестерня,
3 – внутренняя шестерня,
4 – крышка,
5 – сетка маслоприемника,
6 – трубка маслоприемника,
7 – прокладка,
8 – предохранительный клапан
|
Установка манометра для проверки давления масла
Установка трубопровода подачи масла к подшипникам распредвала
Крепление масляного насоса
|
1 – болты крепления насоса,
2 – насос,
3 – трубка маслоприемника
|
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Прогреть двигатель до нормальной рабочей
температуры. |
2. Отсоединить электрический провод от датчика
контрольной лампочки давления масла и отвинтить ее датчик (в автомобилях,
оснащенных манометром давления масла, отсоединить штуцер его трубопровода). |
3. Завинтить в отверстие в блоке цилиндров
контрольный манометр. |
4. Запустить двигатель и проверить давление
масла при числе оборотов холостого хода и выше 2000 об/мин. Давление
масла должно составлять минимум 100 кПа, но не выше 500 кПа. |
5. Отвинтить манометр и завинтить датчик контрольной
лампочки давления масла. |
|
Замена масяного фильтра
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Отвинтить от блока цилиндров масляный фильтр. |
2. Смазать маслом поверхность прокладки нового
масляного фильтра. |
3. Завинтить масляный фильтр до касания прокладки
о поверхность блока цилиндров. Затем затянуть фильтр рукой еще на
3/4 оборота. |
|
Ремонт масляного насоса
Предупреждение
Шестерни масляного насоса
подобраны парами и в случае необходимости следует заменять обе шестерни.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Нанести на задней поверхности
наружной шестерни (большей) знак для ее установки в таком же положении
относительно внутренней шестерни (меньшей) в процессе сборки, в каком
она была извлечена из фабричной упаковки. |
2. Снять масляный поддон двигателя. |
3. Снять масляный насос, отвинтив
три болта крепления насоса к блоку цилиндров. |
4. Снять крышку масляного насоса
и извлечь шестерни, а также снять трубопровод подачи масла к насосу. |
5. Пробить отверстие в середине
резиновой пробки перепускного клапана насоса. |
6. Извлечь резиновую пробку при
помощи болта соответствующего диаметра. |
7. Извлечь пружину и поршень перепускного
клапана. |
8. Вставить обе шестерни в корпус
насоса, соблюдая их правильное взаимное расположение. |
9. При помощи линейки и щупа измерить
величину зазора между плоскостью корпуса насоса и задними плоскостями
шестерен. Если он превышает максимально допустимое значение, следует
заменить корпус насоса. |
10. При помощи щупа проверить зазор
между наружной шестерней и корпусом насоса. Если он превышает максимально
допустимое значение, следует заменить корпус насоса. |
11. Смазать части перепускного
клапана моторным маслом и установить перепускной клапан. |
12. Установить резиновую пробку
перепускного клапана плоской стороной наружу. Она должна находиться
на краю уплотняемой поверхности трубопровода подачи масла к насосу. |
13. Смазать моторным маслом обе
шестерни насоса. |
14. Установить крышку масляного
насоса и затянуть ее болты соответствующим моментом. |
15. Вставить вал, передающий привод
от промежуточного вала (конец с несимметричным выступом должен быть
направлен в сторону распределителя зажигания), в вал привода насоса
и, поворачивая его рукой, убедиться, что шестерни насоса взаимодействуют
без заеданий. |
16. Установить прокладку и трубопровод
подачи масла к насосу. |
17. Установить масляный насос в
блок цилиндров, затягивая болты крепления соответствующим моментом. |
|
18. Прикрепить масляный поддон
к блоку цилиндров. Следует начинать с болта (А) к (В), а затем с болта
(В) к (А). |
|