Система диагностирования
Описание
Электронный блок управления имеет встроенную систему текущей самодиагностики, которая по сигналам датчиков непрерывно отслеживает состояние двигателя. В случае обнаружения неисправности эта система идентифицирует ее и информирует об этом водителя предупредительным сигналом "CHECK ENGINE", который высвечивается индикатором, расположенный на комбинации приборов. Анализируя различные сигналы (см, ниже таблицу диагностических кодов), электронный блок управления определяет отказавшую систему по величине эксплуатационных параметров, зафиксированных соответствующим датчиком или исполнительным механизмом. Световой предупредительный сигнал на комбинации приборов информирует водителя о наличии неисправности, Сигнал выключается автоматически сразу после устранения неисправности, Однако электронный блок хранит в своей памяти коды неисправностей (обычно, кроме кодов №16, 43, 51, 53), связанных с соответствующими отказами, до тех пор, пока диагностическая система не очистится (не "сбросит" информацию) путем отключения предохранителя "EFI" при выключенном зажигании.
Диагностический разъем (DL.C1).
Если была обнаружена неисправность, то при работе в тестовом режиме будет высвечиваться ее код (за исключением кодов, указанных в таблице), При этом должны быть замкнуты выводы "ТЕ2" и "Е1" диагностического разъема. При работе в тестовом режиме даже после устранения неисправности диагностический код будет сохраняться в памяти электронного блока управления и при выключенном зажигании (кроме указанных выше). Также это возможно и при работе в режиме текущей самодиагностики Выбор вида режима самодиагностики (текущий или тестовый) и вывод диагностических кодов осуществляется перемыканием выводов "ТЕГ, "ТЕ2" и "Е1" диагностического разъема.
Индикатор неисправности двигателя ("CHECK ENGINE")
1. Индикатор "CHECK ENGINE" - предупреждающий световой сигнал, представляющий собой световое табло на комбинации приборов, зажигается при включенном зажигании и при неработающем двигателе.
2. После запуска двигателя индикатор "CHECK ENGINE" должен погаснуть Если же индикатор продолжает гореть при работающем двигателе, это значит, что система диагностирования предупреждает о сбоях в работе двигателя или его систем
Вывод диагностических кодов
Внимание: при диагностике используются два основных режима: текущей самодиагностики и тестирования. Режим текущей самодиагностики
Для получения выходного диагностического кода необходимо выполнить следующие процедуры:
1. Проверьте начальные условия.
а) Напряжение аккумуляторной батареи - не ниже 11 вольт,
б) Дроссельная заслонка - полностью закрыта (выводы "IDL" датчика положения дроссельной заслонки - замкнуты).
в) Рычаг управления коробкой переключения передач - в нейтральном положении.
г) Все дополнительное оборудование выключено.
д) Двигатель прогрет до нормальной рабочей температуры,
2. Включите зажигание, но не запускайте двигатель
3. Замкните накоротко выводы диагностического разъема "ТЕ1" и "Е1",
4. Прочтите диагностический код по количеству вспышек индикатора "CHECK ENGINE". (Диагностические коды см. в таблице). Форма диагностических кодов
а) Нормальная работа системы (отсутствие неисправности).
Световое табло загорается и гаснет 2 раза в секунду.
б) Индикация кода неисправностей
При наличии неисправности световое табло мигает каждые 0,5 секунды. Первая последовательность вспышек соответствует первому числу диагностического кода, состоящего из двух цифр. После паузы 1,5 секунды выводится вторая последовательность вспышек, соответствующая второму числу кода При наличии двух и более кодов неисправностей при выводе между ними устанавливается интервал 2,5 секунды.
После того как все коды выведены, наступает пауза 4,5 с, а затем все они повторяются, пока выводы "ТЕ1" и "Е1" диагностического разъема замкнуты,
Внимание: в случае нескольких кодов неисправностей их индикация начинается с меньшего кода и продолжается по возрастающей.
в) Двухстадийный алгоритм определения неисправностей.
1 - фиксация неисправности первый раз (предварительное занесение в память),
2 - фиксация неисправности второй раз (высвечивание светового табло)
3 - зажигание выключено
4 - второй цикл, 5 - первый цикл, 6 - зажигание включено.
При записи некоторых кодов используется двухстадийный алгоритм Он заключается в том, что при проявлении неисправности в первый раз ее код временно заносится в память электронного блока управления Если эта же неисправность фиксируется во время второго испытательного ездового теста, то в этом случае загорается световое табло. Второй ездовой тест проводится повторно в том же режиме, (Однако между первым и вторым испытательным ездовым циклом зажигание должно быть выключено). При самодиагностике в режиме тестирования, индикатор загорается при первом проявлении неисправности
5 По окончании диагностирования снимите перемычку с выводов диагностического разъема
Режим тестирования
Внимание:
- По сравнению с обычным режимом самодиагностики, самодиагностика в режиме тестирования обладает повышенной чувствительностью к определению неисправностей,
- Это позволяет определить неисправности в электрических цепях системы пуска, системы кондиционирования воздуха, а также в электрической цепи выключателя запрещения запуска
- Самодиагностика в режиме тестирования позволяет определять неисправности, которые фиксируются и обычной самодиагностикой.
Для получения выходного диагностического кода в режиме тестирования необходимо выполнить следующие процедуры.
1, Проверьте начальные условия.
а) Напряжение аккумуляторной батареи - не ниже 11 вольт.
б) Двигатель прогрет до нормальной рабочей температуры.
в) Рычаг управления коробкой переключения передач - в нейтральном положении
г) Все дополнительное оборудование выключено, 2 Замкните накоротко с помощью подходящего провода выводы "ТЕ2" и "Е1" диагностического разъема, затем включите зажигание, и система самодиагностики будет функционировать в режиме тестирования.
Внимание: подтверждением того, что система-самодиагностики функционирует в режиме тестирования, является мигание индикатора "CHECK ENGINE" при включенном зажигании. При этом время между концом и началом последовательных импульсов (вспышек), то есть скважность импульсов, составляет 0,13 секунды.
3. Запустите двигатель и начните движение автомобиля со скоростью 10 км/ч или выше.
4. Имитируйте ситуации, в которых проявляется неисправность.
5. Перемкните с помощью подходящего провода выводы "ТЕ1" и "Е1" диагностического разъёма.
6 Прочтите диагностические коды по количеству вспышек индикатора "CHECK ENGINE".
7. По окончании диагностирования отсоедините провода от диагностического разъема,
Внимание:
- Система не перейдет в режим тестирования, если выводы "ТЕ2" и "Е1" будут перемкнуты после того, как включено зажигание.
- При скорости автомобиля 5 км/ч и ниже будет выводиться код №42 (датчик скорости), что не является признаком неисправности.
- Если двигатель не проворачивается стартером, будет высвечиваться код №43 (стартер), что не является признаком неисправности
- Если рычаг управления автоматической трансмиссией находится в положениях: "D", "2", Т'или "R", или если включен кондиционер, или если полностью нажата педаль акселератора, то выводится код № 51 ("включение кондиционера"), что, однако, не является признаком неисправности.
8. Прочтите диагностический код по количеству миганий (вспышек) индикатора "CHECK ENGINE" (диагностические коды см. в таблице).
Индикация диагностики
1. Если в одно и то же время появляются 2 и более кода неисправностей, то в первую очередь выводится код, имеющий наименьший номер, а далее - по мере нарастания номеров
2. Все коды неисправностей, зафиксированные в ездовом цикле, кроме указанных выше, сохраняются в памяти электронного блока управления с момента регистрации до момента стирания ("сброса"),
3, После устранения неисправности коды неисправностей исчезают с индикатором "CHECK ENGINE", но сохраняются в памяти электронного блока управления, за исключением номеров кодов, указанных выше.
Стирание диагностического кода
1. После ремонта неисправного узла диагностический код сохраняется в памяти электронного блока управления. Поэтому он должен быть удален (стерт) путем отключения предохранителя "EFI" (при выключенном зажигании).
Время отключения (не менее 10 с) зависит от температуры окружающей среды (чем ниже температура, тем дольше предохранитель должен быть отключен).
Примечание:
- Стирание может быть также выполнено путем отключения отрицательной (-) клеммы аккумуляторной батареи. Но в этом случае другие системы с "памятью"(часы и др.) также "вычистятся".
- Если диагностический код не стереть, то он сохранится в памяти электронного блока управления и будет появляться вместе с новым кодом в случае появления будущей неисправности.
- В случае необходимости отключения (снятия) аккумулятора необходимо сначала прочитать коды неисправностей.
2. После операции стирания необходимо выполнить ездовой тест и убедиться, что выводится код "нормальной работы" индикатором "CHECK ENGINE".. Если тот же диагностический код вновь выводится индикатором "CHECK ENGINE", это означает, что ремонтные работы выполнены неудовлетворительно.
Проверка цепи диагностической системы
Поиск неисправностей вольт/омметром
Внимание:
- Перед началом поиска неисправностей рекомендуется проверить предохранители, плавкие вставки и состояние соединений.
- Процедуры поиска неисправностей основаны на предположении, что неисправность заключается либо в обрыве электрической цепи, либо в коротком замыкании в ней вне электронного блока управления, либо в коротком замыкании в самом блоке управления.
- Если же неисправность двигателя появляется при необходимом рабочем напряжении на выводах электронного блока управления, значит, блок управления неисправен и подлежит замене.
Процедура проверки системы электронного управления впрыском топлива
Внимание:
- Выполняйте все измерения напряжения при соединенных разъемах.
- Напряжение аккумуляторной батареи должно быть не ниже 11В при включенном зажигании. Используя вольтметр с большим собственным сопротивлением (не менее 10 кОм/В), измерьте напряжение на каждом выводе электронного блока управления.
При измерении сопротивлений:
- Не касайтесь выводов электронного блока управления и выполняйте все измерения при отключенном разъеме электронного блока управления.
- Пробники омметра вводите в разъем со стороны жгута проводов.
Проверка элементов системы впрыска с помощью осцилографа
Примечание: ниже приведены осциллограммы правильного вида для различных двигателей.
ЮТ, IGF- Е1 (4A-FE, 7A-FE) Цена деления: X - 20 мсек, Y - 2 В Режим: холостой ход.
KNK- Е1 (4A-FE, 7A-FE) Цена деления: X -1 мсек, Y - 0,5 В. Режим: частота вращения 4000 об/мин.
№10-20 - Е1 (4A-FE, 7A-FE) Цена деления: X - 20 мсек, Y - 20 В, Режим: холостой ход
Диагностические коды для электронного блока управления
Код |
СЕ |
Система или датчик |
Причины неисправности |
Место неисправности |
- |
- |
Норма |
В этом случае ни один из кодов не выявлен |
|
12 |
+ |
Датчик положения коленчатого вала |
Нет передачи сигналов NE к электронному блоку управления в течение 5 или более секунд после включения стартера |
1. Проводка и разъемы (датчика положения коленчатого вала) 2. Объединенный узел зажигания 3. Электронный блок управления |
13 |
+ |
Датчик положения коленчатого вала |
Нет передачи сигнала NE к электронному блоку управления при частоте вращения свыше 1500 об/мин и выключенном стартере в течение 1 и более секунд |
1, Проводка и разъемы (датчика положения коленчатого вала) 2 Объединенный узел зажигания 3. Электронный блок управления |
14 |
+ |
Система зажигания |
В течение 1 и более секунд на холостом ходу нет сигнала IGF к электронному блоку управления после сигнала IGT |
1. Цепь коммутатора или коммутатор 2. Катушка зажигания 3. Электронный блок управления |
16 |
+ |
Управляющий сигнал от АКПП |
Отсутствует нормальный управляющий сигнал от АКПП на выходе электронного блока |
Электронный блок управления |
21 |
Кислородный датчик |
При частоте вращения более 1500 об/мин амплитуда сигнала кислородного датчика снизилась до уровня 0,3 В в течение 60 и более секунд. Внимание: используется двухстадий-ныи алгоритм определения неисправности. |
1. Цепь кислородного датчика 2. Кислородный датчик 3. Топливная система (форсунки, топливный насос) 4. Система зажигания (свечи зажигания, коммутатор) 5. Датчик абсолютного давления во впускном коллекторе 6. Электронный блок управления |
|
22 |
Датчик температуры охлаждающей жидкости |
Разрыв или короткое замыкание в цепи датчика температуры охлаждающей жидкости в течение 1 и более секунд |
1. Цепь датчика температуры охлаждающей жидкости 2. Датчик температуры охлаждающей жидкости 3. Электронный блок управления |
|
24 |
Датчик температуры воздуха на впуске |
Разрыв или короткое замыкание в цепи датчика температуры воздуха на впуске в течение 1 и более секунд |
1. Цепь датчика температуры воздуха на впуске 2. Датчик температуры воздуха на впуске 3. Электронный блок управления |
|
25 |
Сигнал бедной смеси |
При частоте вращения выше 1500 об/мин поступает сигнал бедной смеси в течение 90 и более секунд. Примечание: используется двухста-дийный алгоритм определения неисправности, |
1, Цепь заземления. 2 Разрыв в цепи форсунки 3. Давление в топливной магистрали (засорение форсунки и т п.) 4. Цепь кислородного датчика 5 Кислородный датчик 6. Система зажигания |
|
31 |
+ |
Датчик абсолютного давления во впускном коллекторе |
Разрыв или короткое замыкание в цепи датчика абсолютного давления во впускном коллекторе в течение 1 и более секунд |
1. Цепь датчика абсолютного давления 2. Датчик абсолютного давления 3. Электронный блок управления |
33 |
+ |
Клапан системы управления частотой вращения холостого хода |
При работе на холостом ходу короткое замыкание или разрыв в цепи клапана системы управления частотой вращения холостого хода в течение 10 и более секунд |
1. Цепь клапана системы управления частотой вращения холостого хода 2. Клапан системы управления частотой вращения холостого хода 3. Электронный блок управления |
41 |
Датчик положения дроссельной заслонки |
Разрыв или короткое замыкание в цепи датчика положения дроссельной заслонки в течение 5 и более секунд |
1, Цепь датчика положения дроссельной заслонки 2, Датчик положения дроссельной заслонки 3, Электронный блок управления |
|
42 |
+ |
Датчик скорости автомобиля |
Сигнал датчика скорости не поступает в электронный блок управления в течение 10 и более секунд при частоте вращения 2900-5000 об/мин |
1, Цепь датчика скорости автомобиля 2, Датчик скорости автомобиля 3 Электронный блок управления |
52 |
+ |
Датчик детонации |
Сигнал датчика детонации ("KNK") не поступает в электронный блок управления при частоте вращения 1800 - 5000 об/мин в течение 5 и более секунд |
1. Цепь датчика детонации 2. Датчик детонации (ослабление крепления и т.. п.) 3. Электронный блок управления |
Примечание: "СЕ" - индикатор "CHECKENGINE" -"+" - загорается при выявлении неисправности, "-" - не загорается при выявлении неисправности.
Выводы электронного блока управления
Модели с двигателями 4A-FE выпуска с 01.1997 г.
Модели с двигателями 7A-FE выпуска с 07.1997 г.
Таблица. Напряжение на выводах электронного блока управления.
Вывод |
Состояние |
Напряже ние, В |
АС1 - Е1 |
Кондиционер включен |
0-3 |
АС1 - Е1 |
Кондиционер выключен |
9-14 |
ACT - Е1 |
Кондиционер включен |
4,5-5,5 |
ACT -Е1 |
Дроссельная заслонка полностью открывается из полностью закрытого в полностью открытое положение |
0-2 |
+ В-Е1 |
Зажигание включено |
9-14 |
ВАТТ - Е1 |
Постоянно |
9-14 |
В/К - Е1 |
Стоп-сигналы включены |
7,5-14 |
В/К - Е1 |
Стоп-сигналы выключены |
0-1,5 |
ССО - Е1 |
Температура отработавших газов менее 950°С |
1,0-5,5 |
CF-E1 |
Зажигание включено |
0-3 |
CF-E1 |
Кондиционер включен |
9-14 |
ЕСО - Е1 |
Режим "ECON" включен |
7,5-14 |
ЕСО - Е1 |
Режим "ECON" выключен |
0-1,5 |
EGW - Е1 |
Индикатор температуры отработавших газов горит (выводы "ССО" и "Е1" диагностического разъема замкнуты) |
0-3 |
EGW - Е1 |
Холостой ход |
9-14 |
ELS1 - Е1 |
Фары включены |
7,5-14 |
ELS1 - Е1 |
Фары выключены |
0-1,5 |
ELS2 - Е1 |
Обогреватель заднего стекла включен |
7,5-14 |
ELS2 - Е1 |
Обогреватель заднего стекла выключен |
0-1,5 |
ELS3 - Е1 |
Противотуманные фары включены |
7,5-14 |
ELS3 - Е1 |
Противотуманные фары выключены |
0-1,5 |
FC-E1 |
Зажигание включено |
9- 14 |
FC-E1 |
Холостой ход |
0-3 |
IGF-E1 |
Холостой ход |
= |
IGT-E1 |
Холостой ход |
|
KNK - Е1 |
Частота вращения 4000 об/мин |
|
NE+ - NE- |
Холостой ход |
NSW - Е1 |
Селектор АКПП в положениях "Р" или "N" |
0-3 |
NSW - Е1 |
Селектор АКПП в положениях, отличных от "Р" или "N" |
9-14 |
№10-№20 -Е1 |
Холостой ход |
|
OD2 - Е1 |
Выключатель повышающей передачи в положении в положении "ON" |
9- 14 |
OD2 - Е1 |
Выключатель повышающей передачи в положении в положении "OFF" |
0-3 |
ОХ-Е1 |
Частота вращения 2500 об/мин в течение 2 минут после прогрева двигателя |
= |
PIM-E1 |
Нет разрежения |
3,3-3,9 |
PIM-E1 |
Разрежение 500 мм рт. ст. |
1,3-1,9 |
PRG-E1 |
Зажигание включено |
9- 14 |
PRG - Е1 |
Температура охлаждающей жидкости 35°С в течение 0,3 секунд |
tt |
RSC - Е1 |
Холостой ход |
= |
P.SO - Е1 |
Холостой ход |
tt |
SPD-E1 |
Скорость около 20 км/ч |
|
STA - Е1 |
Проворачивание стартером |
более 6 |
ТНАО - Е1 |
Зажигание включено |
= |
ТЕ1.2-Е1 |
Зажигание включено |
9-14 |
ТНА - Е1 |
Температура воздуха на впуске 0 - 80°С |
0,5-3,4 |
THW - Е1 |
Температура охлаждающей жидкости 60-120°С |
0,2-1,0 |
VC-E1 |
Зажигание включено |
4,5-5,5 |
VF-E1 |
После прогрева двигателя удерживайте частоту вращения 2500 об/мин в течение 2-3 минут, затем вернитесь на режим холостого хода |
1,8-3,2 |
VTA - Е1 |
Дроссельная заслонка полностью закрыта |
0,3-1,0 |
VTA - Е1 |
Дроссельная заслонка полностью открыта |
3,2-4,9 |
W-E1 |
Нет неисправностей. Индикатор "CHECK ENGINE" не горит и двигатель работает |
9-14 |
Примечание: символ "~" - обозначает пульсацию напряжения.
NE+ - NE- (4A-FE, 7A-FE) Цена деления: X - 20 мсек, Y - 2 В. Режим: холостой ход.
ОХ-Е1 (4A-FE, 7A-FE) Цена деления: X - 500 мсек, Y - 0,2 В. Режим: частота вращения 2500 об/мин.
Цена деления: X - 100 мсек, Y - 5 В, Режим: температура охлаждающей жидкости 35°С
Цена деления: X - 1 мсек, Y - 5 В. Режим: холостой ход, кондиционер включен.
RSC,RSO-E1 (7A-FE) Цена деления: X -1 мсек, Y - 5 В, Режим: холостой ход, кондиционер выключен.
Таблица. Некоторые технические данные системы электронного управления.
4A-FE1997 |
7A-FE1997 |
|
Продолжительность впрыскивания, мс |
||
Холостой ход |
1,0-3,4 |
1,0-3,4 |
2000 об/мин |
1,0-3,4 |
1,0-3,4 |
3000 об/мин |
1,0-3,4 |
1,0-3,4 |
Угол опережения зажигания, градусы |
||
Холостой ход (выводы "ТЕ1" - "Е1" замкнуты) |
8-12 |
8-12 |
Холостой ход (выводы "ТЕ1" - "Е1" разомкнуты) |
11-23 |
11-23 |
2000 об/мин |
25-40 |
25-40 |
3000 об/мин |
25-40 |
25-40 |
Клапан системы управления частотой вращения холостого хода (процентувеличения подачи воздуха) |
||
Холостой ход |
16-43 |
16-43 |
Переключение кондиционера из положения "OFF" в положение "ON" |
3-40 |
3-40 |
Переключение АКПП из положения "N" в положение "D" |
4-7 |
4-7 |
Давление во впускном коллекторе, мм рт, cm. |
||
Зажигание включено |
680 - 780 |
680 - 780 |
Холостой ход |
160-360 |
160-360 |
2000 об/мин |
145-345 |
145-345 |
3000 об/мин |
145-345 |
145-345 |
RSO - Е1 (4A-FE)
Цена деления: X -1 мсек, Y - 5 В. Режим: холостой ход, кондиционер включается.
Скважность импульсов (А):
кондиционер выключен..........2,8 мсек
кондиционер включен...........3,5мсек
SPD - Е1 (4A-FE)
Цена деления: X - 20 мсек, Y - 5 В. Режим: скорость 20 км/ч..
ТНАО - Е1 (4A-FE, 7A-FE)
Цена деления: X -100 мсек, Y - 5 В Режим: зажигание включено.