Проверка состояния поршня и шатуна
1. Очистите поршень
а) Скребком удалите нагар и другие углеродные отложения с днища поршня
б) Очистите канавки поршня от отложений куском сломанного кольца
в) Растворителем и мягкой волосяной щеткой окончательно очистите поршень,
Примечание: не применяйте металлическую щетку.
2. Проверьте поршень и поршневые кольца.
А. Проверьте зазор между поршнем и цилиндром,
Примечание: имеются три размерных группы номинального диаметра поршня, обозначенные метками (цифрами) "1", "2"и "3"соответственно. Метка нанесена на днище поршня с краю в направлении, перпендикулярном оси поршневого пальца или на днище поршня в центре, Обратите внимание на метку (выемку) "перед", по которой поршень должен устанавливаться в цилиндр.
а) Микрометром измерьте диаметр юбки поршня на расстоянии 24,5 мм от поверхности днища поршня (ниже уровня канавок для поршневых колец) и в направлении, перпендикулярном оси поршневого пальца, как показано на рисунке
Номинальный диаметр поршня:
метка "1"......................80,905-80,915мм
метка "2"..................80,915 - 80,925 мм
метка "3"...................80,925 - 80,935мм
рем. (0,50)...................81,430 - 81,460 мм
б) Измерьте диаметры цилиндров в направлении оси двигателя
в) Найдите разность результатов измерений диаметра поршня и диаметра цилиндра,
Зазор между цилиндром и поршнем:
номинальный.................0,085 -0,105 мм
максимальный........................................0,130 мм
Если зазор больше максимального, замените все четыре поршня и расточите все четыре цилиндра. При необходимости замените блок цилиндров.
Примечание: при использовании нового блока цилиндров применяйте поршень с той же самой меткой (номером), что и диаметр цилиндра. Маркировка диаметра цилиндра нанесена на блоке цилиндров в местах, показанных на рисунке.
Б. Проверьте торцевой зазор "компрессионное кольцо - поршневая канавка", измерив его плоским щупом, как показано на рисунке.
Номинальный зазор:
Компрессионное кольцо №1:
Т....................................,.......0,050 - 0,085мм
Я................................................0,045 - 0,080мм
Компрессионное кольцо №2 ..........................0,030 -0,070мм
Маслосъемное кольцо:
Т,.......................................................0,02 -0,16 мм
Я.......................................................0,03-0,11 мм
Примечание: "Т" - оригинальные, "R" -"Riken".
Если зазор больше допустимого, замените поршень.
В. Проверьте зазор в замке поршневого кольца,
а) Вставьте поршневое кольцо в цилиндр.
б) Поршнем протолкните кольцо на расстояние 107 мм (7A-FE) или 100 мм (4A-FE) от поверхности блока цилиндров, как показано на рисунке
в) Плоским щупом измерьте зазор в замке.
Номинальный зазор:
компрессионное кольцо №1......................................0,25- 0,35мм
компрессионное кольцо №2......................................0,35-0,50 мм
маслосъемноекольцо (поскребкам):
Т.....................................................0,15-0,40 мм
R(4A-FE)...................................0,10-0,40 мм
Я (7A-FE)....................................0,10- 0,35 мм
Максимальный зазор:
компрессионное кольцо №1.................................................1,07 мм
компрессионное кольцо №2...............................................1,02 мм
маслосъемное кольцо (по скребкам).........................................1,62 мм
Примечание: "Т" - оригинальные, "R" -"Riken",
Если зазор в замке больше максимального, замените поршневое кольцо. Если зазор в замке больше максимального даже с новым поршневым кольцом, расточите все цилиндры или замените блок цилиндров.
3. Проверьте соосность шатуна.
А. Используя специальное приспособление и плоский щуп, проверьте изгиб шатуна, как показано на рисунке.
Максимально допустимый изгиб на 100 мм длины........................0,05 мм
Если скручивание больше допустимого, замените шатун вместе с крышкой шатуна.
Аналогичным способом проверьте скручивание шатуна, как показано на рисунке.
Максимальное скручивание на 100 мм длины........................................0,05 мм
Б. Проверьте зазор поршневого пальца,
а) Нутромером измерьте внутренний диаметр втулки верхней головки шатуна.
Внутренний диаметр втулки.....................................20,010-20,022 мм
б) Используя микрометр, измерьте диаметр поршневого пальца.
Диаметр поршневого пальца:
метка "А"..........................20,004 - 20,006 мм
метка "В"........................20,006-20,008мм
метка "С".........................20,008 -20,010 мм
метка "D".......................20,010 - 20,012 мм
метка "Е".........................20,012 -20,014 мм
метка "F".....................20,014 - 20,016 мм
Диаметр отверстия в поршне:
метка "А"........................20,013 - 20,015мм
метка "В".....................20,015 - 20,017мм
метка "CF".................20,017- 20,019 мм
метка "D".....................20,019 - 20,021 мм
метка "£"......................20,021 - 20,023мм
метка "F"........................20,023 - 20,025мм
в) Вычтите измеренное значение диаметра поршневого пальца от измеренного значения внутреннего диаметра втулки.
Зазор:
номинальный...............0,004 - 0,008 мм
максимальный........................0,05 мм
Если масляный зазор больший чем максимальный, замените втулку. Если необходимо, замените поршень и поршневой палец в сборе.
В. Проверьте шатунные болты.
а) Наверните гайку на каждый болт и убедитесь, что гайка легко наворачивается рукой на всю длину резьбы болта.
б) Если гайка не наворачивается рукой, измерьте наружный диаметр резьбы болта штангенциркулем в зоне наибольшего износа резьбы.
Диаметр:
стандартный...............................8,86-9,00 мм
минимальный....................................8,60 мм
Примечание: если такую зону трудно обнаружить визуально, то проводите измерение на расстоянии 15 мм от конца болта, как показано на рисунке.
Если наружный диаметр резьбы меньше минимально допустимого, замените шатунный болт и гайку как единую сборочную единицу