3.3.10. Система заряда батареи
 Схема цепи заряда батареи 
   
    | 1. Батарея 2. Главная плавкая перемычка
 3. Контрольная лампа разряда
 4. Ключ зажтгания
 5. Плавкая вставка GAUGE на 10 А
 | 6. Генератор 7. Встроенный регулятор напряжения
 8. Только в автомобилях для США
 9. Обмотка статора
 10. Обмотка ротора
 | 
 Типовое расположение плавкой перемычки вставок
   
    | 1. Генератор 2. Главная плавкая перемычка
 3. Плавкая вставка АМ2 на 30 А
 4. Плавкая вставка АМ1 на 40 А
 | 5. Плавкая вставка IGN на 10 А 6. Плавка вставка GAUGE на 10 А
 7. Плавкая вставка ALT-S на 7,5 А
 8. Плавкая вставка ALT-Н на 100 А
 | 
Схема для проверки тока разряда батареи 
 
   
    |  | 1. Амперметр 
 2. Батарея
 
 3. Отсоедините провод от вывода В
 
 4. Вольтметр
 
 5. Генератор
 | 
Cистема заряда состоит из генератора переменного тока, встроенного в генератор 
  регулятора напряжения, цепи контрольной лампы заряда, батареи, плавкой перемычки 
  и соединительных проводов (см. рис. 
Схема цепи заряда 
  батареи). При совместной работе этих устройств обеспечивается питание таких 
  потребителей как система зажигания, приборы освещения и сигнализации, радиоприемник 
  и др. Привод генератора осуществляется от ремня в передней части двигателя.
Автомобили, рассматриваемые в настоящем Руководстве, комплектуются генераторами 
  фирм-изготовителей Nippondenso и Delco.
  
  Регулятор напряжения предназначен для поддержания напряжения генератора на заданном 
  уровне. При резком повышении напряжения на выходе генератора регулятор предотвращает 
  броски тока и перегрузки в цепи питания.
Плавкая перемычка представляет собой отдельный отрезок провода, который включен 
  последовательно с пучком соединительных проводов от батареи и распложен внутри 
  моторного отсека (см. рис. Типовое расположение 
  плавкой перемычки вставок). Наряду с главной перемычкой в систему заряда 
  входят дополнительные плавкие вставки, которые представляют собой отрезки провода 
  со строго заданной площадью поперечного сечения. Площадь сечения вставок меньше 
  чем у проводов той цепи, которую защищает данная вставка. В  подразделе 
  12.2 приводится более подробная информация по плавким вставкам. 
Периодического ухода за системой заряда как правило не требуется. Однако, следует 
  периодически осматривать ремень привода генератора, батарею и соединительные 
  провода (осмотр проводится с периодичностью через каждые 12000 км или 6 месяцев).
Контрольная лампа заряда на панели приборов загорается при включении зажигания 
  и после пуска двигателя гаснет. Если лампа не гаснет после пуска двигателя, 
  то в цепь заряда неисправна. Некоторые автомобили оборудуются вольтметром. Если 
  вольтметр показывает очень высокое или очень низкое напряжение, то цепь заряда 
  нуждается в проверке (см. подраздел 3.3.4). 
Предупреждение 
 При подключениях проводов 
  внутренней цепи автомобиля и внешних устройств следует соблюдать следующие меры 
  предосторожности:
 При подключениях проводов 
  внутренней цепи автомобиля и внешних устройств следует соблюдать следующие меры 
  предосторожности:
         – при соединении батареи с генератором 
  всегда соблюдайте полярность подключения;
         – перед ремонтом любого участка автомобиля 
  электросваркой отсоедините провода от генератора и от вывода батареи;
         – недопустимо запускать двигатель 
  при подключенном зарядном устройстве;
         – перед подключением зарядного устройства 
  всегда отсоединяйте кабели цепи автомобиля от обоих полюсов батареи;
         – остерегайтесь попадания под ремень 
  генератора на работающем двигателе рук, волос, краев одежды;
         – генератор присоединен прямо к батарее, 
  поэтому при закорачивании выводов генератора, или при его перегрузке, возможно 
  образование дуги и пожар;
         – перед промывкой двигателя струей 
  пара укройте генератор полиэтиленовой пленкой и закрепите пленку резиновым бандажом.
 
Проверка
   
    | ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | 
   
    | 
         
          | 1. Проверьте состояние и натяжение 
            ремня генератора. При обнаружении признаков износа ремень замените. |   
          | 2. Проверьте затяжку болтов крепления 
            генератора и регулировочного болта натяжения ремня. |   
          | 3. Проверьте проводку генератора 
            и регулятора напряжения, надежность крепления и состояние разъемов. |   
          | 4. Проверьте плавкую перемычку, 
            которая соединена с положительным полюсом батареи, и плавкие перемычки, 
            расположенные внутри моторного отсека. При обнаружении перегоревших 
            вставок выясните причину и устраните, замените плавкие вставки (при 
            перегорании вставок не будет запускаться двигатель, также не будут 
            работать устройства электрооборудования автомобиля). |   
          | 5. Проверьте состояние всех плавких 
            вставок, которые включены в цепь заряда батареи(см. рис. Типовое 
            расположение плавкой перемычки вставок). Место монтажа вставок 
            зависит от года выпуска автомобиля, однако, все вставки имеют одинаковые 
            обозначения. Главная плавкая перемычка – 3,0W, вставки: Alt H (80–100 
            А), AМ1 (40 А), АМ2 (30 А), IG (10 А), Gauge (10 А) и ALT–S (7,5 А). |   
          | 6. Запустите двигатель и проверьте 
            звук, издаваемый генератором (воющий или визжащий звук указывает на 
            износ подшипников). |   
          | 7. Проверьте плотность электролита 
            в батарее. Если плотность низкая, зарядите батарею (данный пункт не 
            относится к необслуживаемым батареям). |   
          | 8. Проверьте полноту заряда батареи 
            (при неисправной секции батареи возможен ее перезаряд). |   
          | 9. Отсоедините кабели от батареи 
            (сначала от отрицательного полюса, затем от положительного). |   
          | Предупреждение
 
 
  Перед отсоединением 
            кабелей убедитесь, что вам известен шифр раскодировки магнитолы (если 
            последняя оборудована устройством блокировки в случае хищения). Проверьте 
            состояние полюсов батареи и клеммных наконечников кабелей. При необходимости 
            очистите клеммы и полюса. Присоедините кабель к положительному полюсу 
            батареи, затем к отрицательному. 
 |   
          | 10. Проверьте 
            напряжение на батарее на неработающем двигателе. Напряжение должно 
            быть около 12 В. |   
          | 11. Запустите двигатель и снова 
            проверьте напряжение, которое теперь должно быть от 13,5 до 15, 1 
            В. |   
          | 12. Включите дальний свет фар. 
            При нормальной работе системы заряда напряжение должно упасть и снова 
            возрасти. |   
          | 13. Если напряжение выше чем нормальное 
            напряжение заряда, то замените регулятор напряжения. |   
          | 14. Если напряжение ниже нормального, 
            то проверьте регулятор и генератор, поступив следующим образом. |   
          |  | 15. Снимите с генератора заднюю 
            крышку, соедините с массой вывод F (указан стрелкой), запустите двигатель, 
            считайте напряжение на батарее и сравните со стандартным. Если напряжение 
            выше стандартного, то замените регулятор напряжения. Если напряжение 
            ниже стандартного, то проверьте генератор (или при отсутствии амперметра 
            сдайте в мастерскую автосервиса). |   
          | 16. Если имеется амперметр, то включите 
            его в схему зарядки (см. рис. Схема для 
            проверки тока разряда батареи). При отсутствии амперметра 
            можно воспользоваться трансформатором тока. Этот прибор недорогой, 
            всегда имеется в продаже и дает довольно точные показания. |   
          | 17. Доведите обороты двигателя до 
            2000 об/мин, измерьте ток при выключенных потребителях. Затем включите 
            дальний свет фар и вентилятор отопителя (переключатель установите 
            в положение HI). Измерьте ток и сравните со значениями, приведенными 
            в  подразделе 3.3.1. |   
          | 18. Если измеренный ток меньше нормативного, 
            то отремонтируйте или замените генератор. |  |