8.7.8. Замена датчиков кислорода (O2S) и топливовоздушной смеси (A/F Sensor)
На автомобилях установлена система бортовой диагностики OBD-II в системе управления двигателем, которая имеет обратную связь между датчиком кислорода и блоком управления двигателем (PCM). Это достигается за счет установки первичного датчика кислорода или датчика топливовоздушной смеси перед каталитическим нейтрализатором и вторичного датчика кислорода за нейтрализатором. В зависимости от содержания кислорода в отработавших газах датчик кислорода индуцирует соответствующее по величине напряжение. На основании этих данных блок управления двигателем изменяет время открытия форсунок и соотношение топлива в топливовоздушной смеси. Для того чтобы происходило полное сгорание горючей смеси и в отработавших газах отсутствовали вредные вещества, на 14,7 весовых частей воздуха должна приходиться 1 часть топлива.
Определяя состав отработавших газов до и после нейтрализатора, PCM определяет эффективность нейтрализатора.
Рис. 7.16. Расположение датчиков кислорода на моделях с 2001 года: 1 – электрические разъемы; 2 – датчик кислорода (блок 2, датчик 2); 3 – датчик кислорода (блок 1, датчик 2)
|
Первичный (по ходу движения отработавших газов) датчик кислорода расположен в выпускном коллекторе или в выхлопной трубе, а вторичный — за каталитическим нейтрализатором (рис. 7.16).
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Не перепутайте датчики кислорода и топливовоздушной смеси. Они подобны по внешнему виду, но работают по-разному и имеют различные эксплуатационные характеристики.
|
Подобно датчику кислорода, датчик топливовоздушной смеси преобразовывает информацию в выходное напряжение, передаваемое блоку управления двигателем. Величина сигнала пропорциональна отношению смеси воздуха/топлива в потоке отработавших газов. Датчик топливовоздушной смеси изменяет выходное напряжение от 3,3 до 3,0 в в зависимости от пропорции кислорода в потоке отработавших газов. Подобно датчику кислорода, датчик топливовоздушной смеси начинает нормально работать только после прогрева, для чего на датчики устанавливают обогреватели.
При обслуживании датчиков принимайте следующие меры предосторожности:
Датчики кислорода и топливовоздушной смеси имеют постоянно подсоединенную оплетку с проводами и электрическим разъемом, которые не отделимы от датчика. Повреждение оплетки с проводами или снятие ее или электрического разъема могут нарушить работоспособность датчиков.
Исключите попадание грязи, смазки и других веществ на датчики.
Не используйте растворители для очистки датчиков.
Не бросайте и не ударяйте датчики.
Так как датчики устанавливаются в выпускном коллекторе или выхлопной трубе, они пригорают, в результате чего их очень трудно снять на холодном двигателе.
Замену датчиков кислорода (O2S) производите следующим образом:
Для того чтобы исключить вероятность повреждения датчиков, пустите двигатель на 1–2 мин, затем выключите его. Снятие датчиков теперь облегчается, однако при этом необходимо соблюдать осторожность, чтобы не обжечься о горячий выпускной коллектор и выхлопную трубу.
Выключите зажигание и отсоедините провод «массы» от аккумуляторной батареи.
Если необходимо снять вторичный датчик, поднимите автомобиль на подъемнике.
Первичный датчик можно заменить, не поднимая автомобиль (рис. 7.17).
Отсоедините электрический разъем, расположенный на проводах датчика кислорода.
Выверните датчик из выпускного коллектора или выхлопной трубы (рис. 7.18). Для выворачивания датчика используйте разрезной накидной ключ.
Нанесите на резьбу датчика антипригарный состав, который облегчит последующее отворачивание датчика. Резьба нового датчика уже покрыта антипригарным составом. Вверните датчик и надежно затяните его.
Подсоедините электрический разъем датчика.
Опустите автомобиль.
Установку датчика проводите в последовательности, обратной снятию.