1.1. Общие сведения об автомобилях
Автомобили семейства Chevrolet Niva представляют собой дальнейшее развитие концепции отечественных комфортабельных внедорожников, начало которой положил автомобиль ВАЗ-2121 «Нива». От предшественника они отличаются современным дизайном, повышенной комфортабельностью и более совершенной конструкцией. 
ВАЗ-2123 (Chevrolet Niva) и его модификации – легковые автомобили повышенной проходимости с несущим кузовом типа универсал, выпускаемые предприятием СП «GM-AVTOVAZ». Количество дверей – пять, число мест – пять у модификаций L и GLS или четыре у модификаций LX и GLX. 
Двигатель расположен впереди продольно. Трансмиссия выполнена по схеме постоянного полного привода с блокировкой межосевого дифференциала и демультипликатором. Передняя подвеска независимая рычажно-пружинная, задняя – зависимая пружинная. Тормозные механизмы передних колес дисковые, задних – барабанные, на модификации LX и GLX устанавливают антиблокировочную систему (ABS). Рулевое управление с гидроусилителем фирмы ZF оснащено устройством регулировки положения рулевой колонки.
Двигатель ВАЗ-2123 с распределенным впрыском топлива, устанавливаемый на модификации L и GLS, разработан на базе двигателя ВАЗ-21213 и соответствует нормам токсичности Евро II. Изменения затронули газораспределительный механизм: для снижения шума применена однорядная цепь и гидронатяжитель цепи. С этой же целью установлены гидравлические опоры клапанов. Часть двигателей выпускают в комплектации, обеспечивающей нормы токсичности Евро III. На этих двигателях применен фазированный впрыск топлива отдельно в каждый цилиндр, раз в четыре такта, а не по упрощенной попарной схеме. Кроме того, выпускной коллектор таких двигателей для снижения теплоемкости изготовлен не из чугуна, а сварен из стальных штампованных деталей. Такая конструкция снижает массу и теплоемкость коллектора, что ускоряет прогрев нейтрализатора отработавших газов и позволяет быстрее приводить его в рабочее состояние. С этой же целью приемная труба теплоизолирована базальтовым полотном. В системе выпуска такого двигателя установлены два кислородных датчика, до нейтрализатора и после него, чтобы отслеживать эффективность работы системы управления двигателем. 
По сути двигатель ВАЗ-2123 представляет собой двигатель ВАЗ-21214, адаптированный к моторному отсеку Chevrolet Niva. Он отличается формой впускного тракта и расположением передних опор подвески силового агрегата. Положение опор изменено таким образом, что центр тяжести двигателя находится на линии опор, в отличие от двигателей ВАЗ-21413 и ВАЗ-21414, которые установлены на опорах консольно.
На модификации LX и GLX устанавливают более мощный двигатель Opel FAM 1 Z18XE ECOTEC, обеспечивающий нормы токсичности Евро IV. Автомобили с этим двигателем комплектуются пятиступенчатой коробкой передач Aisin (Япония), объединенной в моноблок с раздаточной коробкой. 
| 
         ПРИМЕЧАНИЕ 
В связи с отсутствием на момент издания книги полной технической информации по двигателю Opel FAM 1 Z18XE ECOTEC он не рассмотрен в данном издании. При переиздании книги конструктивные изменения автомобиля будут учтены. 
 | 
Автомобили Chevrolet Niva 2005 модельного года выпускаются в следующих комплектациях.
Модификация L – имеет регулируемую рулевую колонку, тканевую обивку салона, иммобилизатор, центральный замок, противотуманные фары в бампере, воздушный фильтр салона, электростеклоподъемники передних дверей, обогреваемые наружные зеркала с электроприводом, корректор света фар, радиоподготовку и резиновый коврик в нише радиоприемника, а также декоративный колпак на диск запасного колеса.
Модификация GLS – улучшенная версия модификации L. Она имеет велюровую обивку салона, подогрев передних сидений, тонированные стекла, радиоподготовку с антенной и двумя динамиками, литые пятилучевые диски колес и запираемый жесткий чехол запасного колеса.
Модификация LX – оборудована подушкой безопасности водителя и ABS фирмы Bosch. Кроме того, у этой версии несколько изменена кинематика пружинно-рычажной подвески, в которой применены более жесткие пружины и амортизаторы, а общая высота посадки кузова уменьшена, что вкупе с применением более низкопрофильных 16-дюймовых колес улучшило управляемость на высоких скоростях. В трансмиссии для снижения высокочастотных вибраций применены облегченные карданные валы фирмы GKN с шарнирами равных угловых скоростей вместо карданных шарниров. Усилены тормоза: передние тормозные механизмы с вентилируемыми дисками, диаметр вакуумного усилителя увеличен до 10 дюймов.
Модификация GLX – представляет собой топ-версию, предназначенную в основном для поставки в страны дальнего зарубежья. Она, помимо перечисленного для модификации LX, дополнительно оборудована подушкой безопасности переднего пассажира, кондиционером Delphi и сиденьями Opel. 
В дальнейшем СП «GM-AVTOVAZ» предполагает устанавливать на автомобили семейства Chevrolet Niva дизельный силовой агрегат PSA (на экспорт) и дизель рабочим объемом 1,8 л барнаульского завода (для внутреннего рынка). Кроме того, в перспективе намечено производство коммерческих версий с кузовами пикап и фургон.
В данном издании описана базовая модификация L. Габаритные размеры автомобиля показаны на рис. 1.1, технические характеристики приведены в табл. 1.1.
Таблица 1.1 Технические характеристики автомобиля
| 
 Параметры  
 | 
 Показатели  
 | 
| 
 Общие данные  
 | 
|
| 
 Число мест, включая водителя  
 | 
 5 
 | 
| 
 Снаряженная масса, кг  
 | 
 1350 
 | 
| 
 Полезная нагрузка, кг  
 | 
 450 
 | 
| 
 Габаритные размеры, мм (длина x ширина x высота)  
 | 
 4048х2120х1652 
 | 
| 
 Максимальная скорость на высшей передаче с полной массой, км/ч  
 | 
 140 
 | 
| 
 Время разгона с места с полной массой, с переключением передач до 100 км/ч, с  
 | 
 19 
 | 
| 
 Двигатель  
 | 
|
| 
 Модель  
 | 
 ВАЗ-2123  
 | 
| 
 Тип 
 | 
 четырехтактный, бензиновый,  
с распределенным впрыском топлива  
 | 
| 
 Количество и расположение цилиндров  
 | 
 4 в ряд  
 | 
| 
 Диаметр цилиндра х ход поршня, мм  
 | 
 82 х 80  
 | 
| 
 Рабочий объем цилиндров, л  
 | 
 1,689  
 | 
| 
 Степень сжатия  
 | 
 9,3  
 | 
| 
 Номинальная мощность по ГОСТ 14846 (нетто),  
не менее, кВт (л.с.)  
 | 
 58,5 (79,6)  
 | 
| 
 Частота вращения коленчатого вала  
при номинальной мощности, мин-1  
 | 
 5200  
 | 
| 
 Максимальный крутящий момент по ГОСТ 14846 (нетто), не менее, Н·м  
 | 
 127,5  
 | 
| 
 Порядок работы цилиндров  
 | 
 1-3-4-2  
 | 
| 
 Трансмиссия  
 | 
|
| 
 Сцепление  
 | 
 однодисковое сухое, с диафрагменной нажимной пружиной  
 | 
| 
 Привод выключения сцепления  
 | 
 гидравлический, с автоматической компенсацией износа накладок (на части автомобилей с ручной)  
 | 
| 
 Коробка передач  
 | 
 пятиступенчатая, с синхронизаторами на всех передачах переднего хода  
 | 
| 
 Передаточные числа коробки передач:  
первая передача  
вторая передача  
третья передача  
четвертая передача  
пятая передача  
задний ход  
 | 
 3,67  
2,10  
1,36  
1,00  
0,82  
3,53  
 | 
| 
 Раздаточная коробка  
 | 
 двухступенчатая, с межосевым блокируемым дифференциалом  
 | 
| 
 Передаточные числа раздаточной коробки:  
высшая передача  
низшая передача  
 | 
 1,2  
2,135  
 | 
| 
 Дифференциал раздаточной коробки  
 | 
 конический, двухсателлитный  
 | 
| 
 Карданные передачи:  
от коробки передач к раздаточной коробке  
от раздаточной коробки к переднему и заднему мостам  
от переднего моста к колесам  
 | 
 с эластичной муфтой и шарниром равных угловых скоростей  
с двумя карданными шарнирами на игольчатых подшипниках и скользящими вилками  
открытая, с шарнирами равных угловых скоростей  
 | 
| 
 Главные передачи переднего и заднего мостов:  
передаточное число  
дифференциал  
 | 
 конические, гипоидные 
3,9 
конический, двухсателлитный 
 | 
| 
 Ходовая часть  
 | 
|
| 
 Передняя подвеска  
 | 
 независимая на поперечных рычагах с цилиндрическими  
пружинами, телескопическими гидравлическими амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости  
 | 
| 
 Задняя подвеска  
 | 
 зависимая, жесткая балка, связанная с кузовом одной  
поперечной и четырьмя продольными штангами, с цилиндрическими пружинами и телескопическими амортизаторами  
 | 
| 
 Колеса  
 | 
 дисковые, штампованные или итые  
 | 
| 
 Размер обода  
 | 
 6J-15Н2 или 61/2J-15Н2  
 | 
| 
 Шины  
 | 
 радиальные  
 | 
| 
 Размер шин  
 | 
 205/70R15 95T, 205/70R15 95Q M+S 
205/70R15 97T, 205/70R15 97Q M+S 
 | 
| 
 Рулевое управление  
 | 
|
| 
 Тип рулевого управления  
 | 
 травмобезопасное, с регулируемым наклоном рулевой колонки. Рулевой механизм с гидроусилителем (на части автомобилей - с электроусилителем или без усилителя)  
 | 
| 
 Рулевой привод  
 | 
 трехзвенный, состоит из одной средней и двух боковых симметричных тяг, сошки, маятникового и поворотных рычагов  
 | 
| 
 Тормоза  
 | 
|
| 
 Рабочие тормоза:  
передние  
задние  
 | 
 дисковые, с подвижным суппортом и автоматической регулировкой зазора между диском и колодками  
барабанные, с самоцентрирующимися колодками,  
с автоматической регулировкой зазора между колодками и барабаном  
 | 
| 
 Привод рабочих тормозов  
 | 
 ножной гидравлический двухконтурный, с вакуумным  
усилителем и регулятором давения  
 | 
| 
 Стояночный тормоз  
 | 
 ручной с тросовым приводом на колодки тормозных механизмов задних колес  
 | 
| 
 Электрооборудование  
 | 
|
| 
 Система электропроводки  
 | 
 однопроводная, отрицательный полюс источников тока соединен с «массой»  
 | 
| 
 Номинальное напряжение, В  
 | 
 12  
 | 
| 
 Аккумуляторная батарея  
 | 
 6СТ-55А  
 | 
| 
 Генератор  
 | 
 переменного тока со встроенным выпрямителем и электронным регулятором напряжения  
 | 
| 
 Стартер  
 | 
 дистанционного управления с электромагнитным включением и муфтой свободного хода  
 | 
| 
 Кузов  
 | 
|
| 
 Тип  
 | 
 универсал цельнометаллический, несущий, пятидверный, двухобъемный  
 | 
| 
 Рис. 1.5. Основные агрегаты автомобиля (вид снизу спереди): 1 – двигатель; 2 – привод переднего колеса; 3 – редуктор переднего моста; 4 – передний карданный вал; 5 – раздаточная коробка; 6 – промежуточный вал; 7 – нейтрализатор отработавших газов; 8 – приемная труба; 9 – стабилизатор поперечной устойчивости; 10 – коробка передач; 11 – защита двигателя 
 | 
| 
 Рис. 1.2. Подкапотное пространство автомобиля (вид сверху) с установленным декоративным кожухом: 1 – воздушный фильтр; 2 – декоративный кожух; 3 – пробка маслозаливного отверстия; 4 – адсорбер 
 | 
| 
 Рис. 1.3. Подкапотное пространство автомобиля (вид сверху) со снятым декоративным кожухом: 1 – воздушный фильтр; 2 – датчик массового расхода воздуха; 3 – насос гидроусилителя рулевого управления; 4 – воздухоподводящий патрубок; 5 – шланг к вакуумному усилителю тормоза; 6 – шланг большой ветви системы вентиляции картера двигателя; 7 – шланг малой ветви системы вентиляции картера двигателя; 8 – шланги подогрева дроссельного узла; 9 – дроссельный узел; 10 – бачок омывателя ветрового стекла; 11 – расширительный бачок системы охлаждения двигателя; 12 – адсорбер системы улавливания паров топлива; 13 – ресивер; 14 – двигатель; 15 – подкапотная лампа; 16 – главный тормозной цилиндр; 17 – бачок гидроусилителя рулевого управления; 18 – бачок главного цилиндра привода сцепления; 19 – аккумуляторная батарея 
 | 
| 
 Рис. 1.4. Подкапотное пространство автомобиля (вид снизу, защита двигателя для наглядности 
снята): 1 – радиатор системы охлаждения двигателя; 2 – электровентиляторы радиатора; 3 – насос гидроусилителя рулевого управления; 4 – поперечина передней подвески; 5 – пружина передней подвески; 6 – нижний рычаг передней подвески; 7 – левая рулевая тяга; 8 – растяжка поперечины передней подвески; 9 – редуктор переднего моста; 10 – приемная труба; 11 – средняя рулевая тяга; 12 – внутренний шарнир привода передних колес; 13 – правая рулевая тяга; 14 – штанга стабилизатора поперечной устойчивости; 15 – наружный шарнир привода передних колес; 16 – генератор; 17 – масляный картер двигателя 
 | 
| 
 Рис. 1.6. Основные агрегаты автомобиля (вид снизу сзади): 1 – регулятор давления в задних тормозах; 2 – пружина задней подвески; 3 – амортизатор задней подвески; 4 – нижняя продольная штанга задней подвески; 5 – дополнительный глушитель; 6 – задний карданный вал; 7 – задний мост; 8 – поперечная штанга задней подвески; 9 – основной глушитель 
 | 
					




