Механизм блокировки включения задней передачи - устройство и принцип функционирования
Конструкция механизма блокировки включения задней передачиСхема срабатывания блокиратора при выборе 5-й передачи
1 — Гильза
|
4 — Селекторный рычаг
|
Схема срабатывания блокиратора при попытке прямого переключения с 5-й передачи на заднюю
1 — Гильза
|
5 — Упорная пластина
|
Схема срабатывания блокиратора при переключения с 5-й передачи на заднюю через нейтральную
1 — Гильза
|
3 — Кулачок
|
Описание процедур снятия, обслуживания, установки и регулировки блокировочного механизма приведено в Разделе Снятие, обслуживание, установка и регулировка сборки механизма блокировки включения задней передачи. |
Расположенный в раздаточной коробке механизм блокировки включения задней передачи предотвращает прямое переключение с 5-й передачи на передачу заднего хода. Для этого используется селекторный рычаг и кулачок, допускающие переключение трансмиссии на заднюю передачу только после предварительного выбора нейтрального положения.
Конструкция
Конструкция предохранительного механизма показана на иллюстрации.
Гильза механизма блокировки приболчена к раздаточной коробке и служит кожухом для компонентов блокиратора.
Внутри гильзы помещается ось, на более тонкий конец которой надевается свободно проворачивающийся кулачок. Свободу продольного перемещения кулачка вдоль оси в левую сторону ограничивает ступенька, сформированная на внутренней стенке гильзы.
В обоих торцах оси блокиратора предусмотрены полости, в левую из которых заправлена оснащенная колпачком 1-я возвратная пружина. Малая возвратная пружина, заправленная в полость с правого торца оси, отжимает последнюю влево.
Еще одна пружина установлена снаружи на кулачок и своим левым концом обеспечивает отжим последнего влево с одновременным проворачиванием.
Обе правые пружины своими правыми торцами упираются в специальную фиксируемую стопорным кольцом пластину.
В оси кулачка предусмотрена V-образная канавка, в которую входит подпружиненный блокирующий шарик, посаженный в отверстие в гильзе.
Селекторный рычаг пропускается в прорезь с нижней стороны гильзы и входит в паз оси кулачка.
Принцип функционирования
На иллюстрации 2.2 селекторный рычаг показан в нейтральном положении. Крайнее левое положение рычага соответствует выбору 1-й или 2-й передачи, крайнее правое - 5-й и задней. В нейтральном положении 1-я возвратная пружина стремится сдвинуть рычаг вправо (в сторону 5-й и задней передач), в то время как малая возвратная пружина оси удерживает его на месте.
При смещении рычага селектора в сторону 5-й/задней передач ось и кулачок механизма блокировки отжимаются вправо.
При выборе 5-й передачи селекторный рычаг разворачивается в соответствующем направлении и, выходя за край кулачка, освобождает последний, что приводит к возврату его в исходное положение усилием, развиваемым кулачковой пружиной.
При попытке переключения с 5-й передачи на заднюю селекторный рычаг, поворачиваясь, отжимает ось вправо, что сопровождается разворачиванием кулачка против часовой стрелки (при взгляде в направлении А). Угол вращения кулачка ограничен упорной пластиной в точке, соответствующей нейтральному положению. Далее, под воздействием развиваемого возвратной пружиной, селекторный рычаг отжимается осью кулачка влево (в нейтральное положение).
В случае, когда перед выбором задней передачи трансмиссия предварительно возвращается в нейтральное, селекторный рычаг беспрепятственно поворачивается в требуемом направлении после одновременного отжимания оси с кулачком, торцы которых оказываются в одной плоскости.