1.4. Органы управления и панель приборов
Расположение оpганов упpавления и обоpудование места водителя показано на рис. 8:
1 – дефлекторы системы вентиляции и отопления салона;
Рис. 9. Рулевая колонка с рулевым колесом, многофункциональными подрулевыми переключателями и выключателем зажигания (выключателем пуска двигателя)
|
2 – рулевое колесо (см. рис. 9);
3 – ключи;
4 – панель приборов (см. рис. 10);
5 – консоль панели приборов (см. рис. 10);
6 – вещевой ящик. При открывании крышки включается лампа освещения вещевого ящика;
7 – рычаг стояночного тормоза. Для включения стояночного тормоза переместите рычаг вверх, для выключения – нажмите на кнопку на торце рычага и переместите рычаг вниз до упора;
Рис. 11. Положения рычагов коробки переключения передач и раздаточной коробки: 1–5 – передачи; R – задний ход; 2Н – прямая передача,
выключен передний мост; 4Н – прямая передача, включен передний мост (основное положение – правое); N – нейтральное положение; 4L – включены передний мост и понижающая передача
|
8 – рычаг переключения передач (возможные положения рычага см. на рис. 11);
9 – переключатель датчиков указателя уровня топлива в баках. При нажатии на клавишу "к себе" включен датчик левого бака, "от себя" – правого, в среднем положении – оба датчика отключены;
10 – выключатели управления электростеклоподъемниками (в основную комплектацию автомобиля не входят);
11 – рычаг включения переднего моста и понижающей передачи (положения рычагов см. на рис. 11);
12 – напольный контейнер;
13 – педаль акселератора;
14 – педаль тормоза;
15 – педаль сцепления;
16 – накладка панели приборов;
17 – рычаг открывания замка капота;
18 – сопло обдува бокового стекла.
На рис. 9 изображена рулевая колонка с рулевым колесом, многофункциональными подрулевыми переключателями и выключателем (замком) зажигания.
1 – рычаг переключателя указателей поворота и света фар (см. табл. 24);
2 – рычаг переключателя стеклоочистителя и омывателя (см. табл. 24);
3 – кнопки звукового сигнала;
4 – выключатель зажигания (выключатель пуска двигателя) имеет три положения:
0 – стоянка (положение фиксированное);
I – включено зажигание; для дизельных двигателей – включены свечи накаливания и подогреватель топливного фильтра при включенном выключателе 15 (рис. 10) (положение фиксированное);
II – включен стартер (нефиксированное положение).
Ключ вынимается из замка только в положении 0 (см. рис. 9), при этом срабатывает механизм запорного устройства, блокирующий вал рулевого управления.
Для блокировки рулевого управления на стоянке установите ключ в положение 0, выньте его и поверните рулевое колесо в любую сторону до щелчка, означающего, что язычок запорного устройства замка совпал с пазом стопорной втулки вала рулевого управления.
Чтобы разблокировать рулевое управление, вставьте ключ в выключатель зажигания и, покачивая вправо-влево рулевое колесо, поверните ключ по часовой стрелке в положение I.
Чтобы не включить ошибочно стартер при работающем двигателе (положение ключа II), в конструкции механизма замка применена блокировка, позволяющая повторно пустить двигатель только после возврата ключа в положение 0;
5 – рычаг управления углом наклона рулевой колонки. Для изменения угла наклона рулевой колонки потяните рычаг, переместите колонку и отпустите рычаг.
На панели приборов и консоли (см. рис. 10) расположены:
1 – указатель давления масла в системе смазки двигателя. Его шкала разделена на три зоны. Зеленый цвет зоны соответствует нормальному рабочему давлению масла. Красные зоны соответствуют аварийному пониженному (левая) и повышенному (правая) давлению масла. Работа двигателя при расположении стрелки указателя в красных зонах не допускается;
2 – указатель температуры охлаждающей жидкости. Шкала имеет три зоны. Белая зона соответствует работе двигателя в режиме прогрева, зеленая – соответствует нормальной рабочей температуре охлаждающей жидкости, красная – о перегреве двигателя, работа двигателя в этом режиме недопустима;
3 – тахометр. Желтая зона на шкале тахометра соответствует 4000–
4200 мин-1, красная – 4200–5000 мин-1 коленчатого вала двигателя. Нахождение стрелки в желтой зоне свидетельствует о работе двигателя в режиме максимально допустимых оборотов коленчатого вала, в красной зоне – о превышении допустимых оборотов и работе двигателя в аварийном режиме;
4 – блок контрольных ламп. Контрольные лампы зеленого и синего цвета информируют водителя о нормальном функционировании включаемой системы. Лампы оранжевого цвета предупреждают водителя о необходимости принятия мер для обеспечения дальнейшей нормальной работы автомобиля. Лампы красного цвета предупреждают водителя о необходимости немедленного принятия мер, предотвращающих аварийную работу агрегатов, обеспечивающих безопасность автомобиля.
Эксплуатация автомобиля с постоянно горящей (хотя бы одной) лампой красного цвета не допускается.
Блок контрольных ламп включает следующие лампы:
I – контрольная лампа дальнего света фар (синяя). Загорается при включении дальнего света фар;
II – контрольная лампа включения указателей поворота и аварийной сигнализации (зеленая). Работает в мигающем режиме одновременно с лампами указателей поворота в фонарях автомобиля при включении переключателя поворота или выключателя аварийной сигнализации;
III – контрольная лампа разрядки аккумуляторной батареи (красная) загорается при включении зажигания и гаснет после пуска двигателя. Горение лампы при работающем двигателе сигнализирует о разрядке аккумуляторной батареи, что свидетельствует о выходе из строя генератора, слабом натяжении или обрыве ремня вентилятора;
IVа – контрольная лампа аварийного давления масла в системе смазки двигателя автомобилей УАЗ-3160, -31601, -31605 (красная).
Контрольная лампа аварийного давления масла двигателя автомобилей УАЗ-31604 расположена в указателе давления масла.
Контрольная лампа загорается после включения зажигания и гаснет после пуска двигателя при повышении оборотов коленчатого вала;
IVb – контрольная лампа наличия воды в топливе (оранжевая). Устанавливается на автомобилях УАЗ-31604. Загорается при достижении максимально допустимого уровня воды в фильтре тонкой очистки топлива;
V – контрольная лампа аварийного перегрева охлаждающей жидкости (красная). Загорается при достижении температуры:
91–98 °С – для УАЗ-3160, -31601,-31605;
104–110 °С – для УАЗ-31604;
VI – контрольная лампа неисправности тормозной системы и включения стояночного тормоза (красная). Загорается при неисправности тормозной системы. Мигающий режим означает, что включен стояночный тормоз;
VIIa – контрольная лампа неисправности двигателя с впрыском топлива (оранжевая). Устанавливается на автомобилях УАЗ-3160, -31605. Загорается на 0,6 с при включении зажигания, если лампа не гаснет или загорается при работающем двигателе, необходимо в ближайшее время провести техническое обслуживание двигателя;
VIIb – контрольная лампа прикрытия воздушной заслонки карбюратора (оранжевая). Загорается при вытянутой рукоятке управления воздушной заслонкой карбюратора. Устанавливается на автомобиле УАЗ-31601;
VIIс – контрольная лампа включения свечей накаливания (оранжевая) дизельного двигателя. Загорается при включении свечей накаливания (при установке ключа в выключателе пуска двигателя в положение I, см. рис. 9). Устанавливается на автомобиле УАЗ-31604;
5 – спидометр. Имеет два счетчика пройденного пути: суммарный и суточный. Показания суточного счетчика можно установить на ноль поворотом рукоятки 29 против часовой стрелки;
6 – указатель напряжения. Его шкала имеет четыре зоны. Зеленая зона шкалы с диапазоном напряжения 12–15 В соответствует нормальному рабочему напряжению в сети автомобиля. Левая красная и белая зоны шкалы с диапазоном напряжения 8–11 В и 11–12 В соответственно свидетельствуют о пониженном напряжении, а правая зона шкалы красного цвета с диапазоном 15–16 В – о повышенном. При включении зажигания на автомобиле с исправной заряженной аккумуляторной батареей стрелка указателя должна установиться в белой или начале зеленой зоны шкалы. После пуска двигателя она должна отклониться вправо в зеленую зону, что свидетельствует о нормальной работе генератора. Положение стрелки в левой красной зоне шкалы свидетельствует о разрядке аккумуляторной батареи, а при работающем двигателе – о выходе из строя генератора, регулятора напряжения или ремня вентилятора. Положение стрелки в правой красной зоне шкалы свидетельствует о выходе из строя регулятора напряжения, вследствие чего аккумуляторная батарея заряжается при повышенном напряжении. Эксплуатация автомобиля при нахождении стрелки указателя напряжения в красных зонах шкалы недопустима;
7 – указатель уровня топлива с сигнальной лампой резерва топлива (оранжевого цвета). Имеет шкалу, разделенную на две цветовые зоны (желтую и зеленую). Крайняя правая часть шкалы зеленого цвета соответствует полному объему топлива в баке. Желтая зона сигнализирует о необходимости дозаправки. Лампа резерва топлива загорается при остатке топлива в левом баке менее 6 л. Приборы поз. 1–7 входят в состав комбинации приборов;
8 – выключатель габаритных огней с встроенными лампами подсветки и контроля включения;
9 – выключатель аварийной сигнализации;
10 – выключатель света фар с встроенной лампой подсветки. Механическая связь выключателей 8 и 10 исключает возможность выключения габаритных огней при включенных фарах и позволяет включать габаритные огни при включении фар;
11 – выключатель противотуманных фар с встроенными лампами подсветки и контроля включения;
12 – выключатель задних противотуманных огней с встроенными лампами подсветки и контроля включения;
13 – выключатель обогрева заднего стекла с встроенными лампами подсветки и контроля включения;
Рис. 12. Блок индикации бортовой системы контроля: 1 – не пристегнуты ремни безопасности; 2 – низкий уровень тормозной жидкости;
3 – низкий уровень масла в картере двигателя;
4 – засорен масляный фильтр; 5 – засорен воздушный фильтр; 6 – низкий уровень жидкости в бачке омывателя; 7 – неисправность ламп; 8 – засорен топливный фильтр; 9 – низкий уровень охлаждающей жидкости; 10 – кнопка сброса показаний
|
14 – блок индикации бортовой системы контроля (рис. 12, в основную комплектацию автомобиля не входит). Горящие индикаторы сообщают о неисправности соответствующей системы. Эксплуатация автомобиля с горящим индикатором недопустима;
15 – выключатель подогревателя топливного фильтра (только для автомобиля УАЗ-31604) с встроенными лампами подсветки и контроля включения;
16 – заглушки;
17 – рычажок изменения направления воздушного потока из дефлектора;
18 – рычажок управления заслонкой дефлектора;
19 – часы. На автомобилях с отопителем-подогревателем вместо часов устанавливается пульт управления (таймер);
20 – рычаг управления заслонкой притока воздуха;
21 – рычаг управления краном отопителя;
22 – рычаг управления направлением подачи воздуха;
23 – выключатель вентилятора отопителя. Выключатель имеет четыре положения ("выключено" и три скорости обдува);
24 – выключатель управления дистанционным выключением "массы";
25 – пепельница. Внутри пепельницы расположен прикуриватель. Для нагрева спирали прикуривателя нажмите на ручку вставки, утопите ее в корпусе до фиксации и отпустите ручку. При достижении необходимой температуры нагрева спирали вставка автоматически возвращается в исходное положение. Не допускается принудительное удерживание вставки в утопленном положении;
26 – место для установки магнитолы;
27 – рукоятка управления воздушной заслонкой с выключателем контрольной лампы ее прикрытия (только для УАЗ-31601);
28 – переключатель "паузы" стеклоочистителя. Имеет пять фиксированных положений, соответствующих длительности паузы от 3 до 15 с в режиме прерывистой работы;
29 – рукоятка установки на ноль показаний суточного счетчика пройденного пути. Установку производите вращением рукоятки против часовой стрелки и только на неподвижном автомобиле;
30 – гидрокорректор фар с ручной регулировкой. Вращением рукоятки гидрокорректора корректируется угол наклона пучка света фар в зависимости от нагрузки автомобиля:
– автомобиль с водителем;
– все места заняты, за исключением двух задних (откидных);
– все места заняты;
– автомобиль с водителем и максимально разрешенной массой груза в багажном отделении.
При других вариантах нагрузки (без превышения полной массы) положение подбирается таким образом, чтобы освещенность дороги при ближнем свете фар была в пределах нормы и не ослеплять водителей встречного транспорта;
31 – регулятор освещения комбинации приборов. Интенсивность освещения изменяется поворотом рукоятки регулятора.