Проверки уровней рабочих жидкостей
|
Независимо от сроков выполнения процедур обслуживания автомобиля согласно Графика ТО, регулярно осматривайте автомобиль на наличие признаков наружных утечек рабочих жидкостей, указывающих на присутствие требующих немедленного исправления поломок.
|
Жидкости являются неотъемлемой составной частью систем смазки, охлаждения, торможения, гидроусиления руля и омывания стекол. Ввиду постепенного расхода и загрязнения жидкостей в процессе нормальной эксплуатации автомобиля, их следует периодически заменять. Используйте для корректировки уровней только отвечающие требованиям Спецификаций Главы Текущий уход и обслуживание жидкости.
|
При проверке уровня любой жидкости автомобиль должен занимать строго горизонтальное положение.
|
Двигательное масло
|
|
- Проверка уровня двигательного масла производится с помощью измерительного щупа, - местоположение щупа в двигательном отсеке показано на иллюстрации
Двигательный отсек (на примере автомобиля, оборудованного бензиновым двигателем). Щуп продет в металлическую направляющую трубку и проходит вниз, достигая дна поддона картера двигателя.
|
- Измерение уровня двигательного масла следует производить перед запуском двигателя или не менее чем через 2 мин после его останова.
|
Если приступить к измерению уровня двигательного масла сразу после выключения двигателя, часть масла останется в верхней части агрегата и результаты измерения нельзя будет считать достоверными.
|
- Запустите двигатель, прогрейте его до нормальной рабочей температуры, затем заглушите и выждите несколько минут, дав маслу стечь в поддон картера.
- Извлеките щуп из направляющей трубки и насухо протрите его лезвие чистой неворсящейся ветошью/бумажным полотенцем. До упора введите щуп обратно и вновь извлеките его из направляющей трубки. Длина смоченного маслом участка конца лезвия будет соответствовать уровню масла в двигателе. При этом край смоченного участка должен находиться между метками F и L на щупе.
- Если уровень двигательного масла находится вблизи нижней отметки (L), либо опустился ниже ее, произведите соответствующую корректировку, долив немного масла через оборудованную крышкой заливную горловину, расположенную сверху на крышке головки цилиндров, - помните, что переполнение двигателя маслом может явиться причиной «забрасывания» свечей зажигания, развития утечек масла, выхода из строя сальников, а также повреждения каталитического преобразователя.
- Долив масло, выждите несколько минут, дав его уровню стабилизироваться, затем извлеките щуп и повторите процедуру проверки уровня. В случае необходимости произведите соответствующую корректировку. Если на крышке заливной горловины обнаружены загрязнения, промойте ее бензином. Наверните крышку на горловину и затяните от руки.
|
|
Охлаждающая жидкость двигателя
|
Не допускайте попадания антифриза на открытые участки тела и окрашенные поверхности автомобиля. Случайные брызги без промедления смывайте обильным количеством воды. Помните, что антифриз является в высшей степени токсичной жидкостью и попадание его внутрь организма даже в небольших количествах чревато самыми серьезными последствиями, вплоть до летального исхода. Никогда не оставляйте антифриз хранящимся в неплотно закрытой таре, без промедления собирайте пролитую на пол охлаждающую жидкость. Помните, что сладковатый запах антифриза может привлечь к себе внимание детей и животных. О способах утилизациях отработанной охлаждающей жидкости проконсультируйтесь с местными властями, - во многих регионах мира обустроены специальные пункты по приему различного рода отработок. Ни в коем случае не сливайте старую охлаждающую жидкость в канализацию и на землю!
|
|
Не снимайте крышку с заливной горловины расширительного бачка/радиатора до полного остывания двигателя!
|
Рассматриваемые в настоящем Руководстве автомобили оборудованы системой охлаждения компенсационного типа, работающей при избыточном давлении. Пластмассовый расширительный бачок как на бензиновых, так и на дизельных моделях помещается в левом переднем углу двигательного отсека (см. иллюстрацию
Двигательный отсек (на примере автомобиля, оборудованного бензиновым двигателем)) и соединен переливным шлангом с радиатором системы охлаждения. По мере разогрева двигателя в процессе его функционирования расширяющаяся охлаждающая жидкость вытесняется в полость бачка. При остывании двигателя жидкость автоматически возвращается по переливному шлангу в рабочий тракт системы охлаждения.
|
Проверка уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке должна производиться регулярно, минимум, раз в год (желательно перед наступлением холодов), а также перед каждой длительной поездкой. Уровень жидкости в резервуаре колеблется в зависимости от температуры двигателя и при холодном агрегате должен находиться выше метки «L» на лезвии прикрепленного к крышке щупа.
|
|
Оценочно уровень жидкости может быть проверен визуально сквозь полупрозрачные стенки бачка.. По мере нагревания двигателя уровень жидкости должен приближаться к метке MAX, либо подниматься немного выше, - если данное требование не выполняется, дайте двигателю остыть, затем снимите крышку с резервуара и произведите соответствующую корректировку.
|
Для заправки системы охлаждения обязательно применяйте смесь из воды, антифриза и средства для защиты от коррозии в соответствии с требованиями
Спецификаций Главы Текущий уход и обслуживание.
|
Если возникает необходимость заполнения системы охлаждения в пути, то летом можно применять чистую мягкую воду, - антифриз может быть долит позже, при первой же возможности.
|
|
- Если уровень охлаждающей жидкости быстро понижается, визуально проверьте систему охлаждения на наличие признаков развития утечек:
- Проверьте состояние шлангов и надежность их крепления на патрубках, поврежденные компоненты замените;
- Проверьте правильность и плотность посадки крышки расширительного бачка.
- Если утечек не обнаружено, произведите проверку герметичности крышки радиатора и всего охладительного тракта (см. Главу Системы охлаждения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха).
- Необходимо также проверять состояние охлаждающей жидкости, - она должна быть относительно чистой и прозрачной. Если жидкость имеет бурый или ржавый цвет, ее следует слить, промыть охладительный тракт и заправить систему свежей смесью. Даже если жидкость выглядит нормально, не следует забывать, что входящие в ее состав ингибиторы коррозии со временем теряют свою эффективность, виду чего необходимо время от времени производить замену охлаждающей жидкости.
|
Присутствие в жидкости пузырей воздуха, хорошо различимых через заливную горловину радиатора свидетельствует о попадании ее в камеры сгорания двигателя, косвенным подтверждением чего является наличие выхлопа в виде густого дыма белого цвета, - замените уплотнительную прокладку головки цилиндров (см. Главу Двигатель).
|
|
- Для слива охлаждающей жидкости снимите крышку радиатора и откройте сливной вентиль в нижней его части, - приготовьте подходящего объема сливную емкость. После опорожнения системы охлаждения не забудьте промыть ее чистой проточной водой.
|
- Залив в систему свежую смесь, дайте двигателю немного поработать при снятой крышке радиатора, затем, если требуется, два-три раза выжмите педаль газа и подкорректируйте уровень охлаждающей жидкости, доведя его до требуемого значения.
- Наверните на место крышку радиатора и проверьте все соединения охладительного тракта на наличие признаков развития утечек, - в случае необходимости подтяните соответствующий крепеж. Спустя несколько дней еще проверьте уровень охлаждающей жидкости, в случае необходимости произведите соответствующую корректировку.
|
|
Тормозная жидкость
|
Тормозная жидкость относится к числу агрессивных химических соединений и способна привести к повреждению окрашенные кузовных поверхностей автомобиля. При попадании тормозной жидкости в глаза и на слизистые оболочки организма пораженные участки следует без промедления промыть обильным количеством вод! Ввиду высокой гигроскопичности, недопустимо использование тормозной жидкости, хранившейся в открытой таре, - набравшая влагу жидкость не способна обеспечить должной эффективности функционирования тормозной системы! Помните, что смешивание тормозных жидкостей различного сорта также категорически недопустимо!
|
Изготовленный из полупрозрачного пластика резервуар тормозной жидкости закреплен на сборке главного тормозного цилиндра (ГТЦ), помещающейся в левом заднем углу двигательного отсека на его задней переборке (см. иллюстрацию
Двигательный отсек (на примере автомобиля, оборудованного бензиновым двигателем)), и разделен на две части, каждая из которых подключена к отдельному гидравлическому контуру.
|
|
- Полупрозрачные стенки резервуара позволяют снаружи визуально контролировать уровень тормозной жидкости, который при закрытой крышке должен находиться между нанесенными на одну из стенок метками MIN и MAX. Следите, чтобы уровень тормозной жидкости не опускался ниже отметки MIN.
|
- Прежде чем снимать крышку резервуара с целью выполнения корректировки уровня тормозной жидкости, тщательно протрите ее и прилегающую поверхность резервуара чистой ветошью с целью предотвращения попадания в гидравлический тракт загрязнений. Снимите крышку и долейте в резервуар необходимое количество охлаждающей жидкости требуемого сорта.
|
При выявлении признаков присутствия в тракте системы грязи или влаги, тормозную жидкость следует заменить, - не забудьте по окончании процедуры прокачать гидравлический тракт (см. Главу Тормозная система).
|
- Закончив корректировку, наверните на место и вручную затяните крышку резервуара, проследив за плотностью ее посадки.
- Некоторое опускание уровня тормозной жидкости в резервуаре будет наблюдаться по ходу изнашивания фрикционных накладок тормозных колодок, - при замене последних уровень должен восстановиться автоматически. Постоянное опускание падение уровня тормозной жидкости свидетельствует о развитии внешних утечек в тракте, - обследуйте тормозные линии, шланги и штуцерные соединения гидравлического тракта, оцените состояние ГТЦ, осмотрите тормозные суппорты и колесные цилиндры, удостоверьтесь в отсутствии следов утечек на внутренних сторонах колесных сборок.
- Если имело место чрезмерное опускание тормозной жидкости, гидравлический тракт системы после корректировки уровня должен быть прокачан с целью удаления попавшего в него воздуха (см. Главу Тормозная система).
|
|
Жидкость гидроусилителя руля (ГУР)
|
Возникновение потребности в доливании жидкости ГУР указывает на развитие утечек в системе, - для проверки обратитесь на СТО!
|
Резервуар ГУР помещается в левом переднем углу двигательного отсека, непосредственно позади расширительного бачка системы охлаждения (см. иллюстрацию
Двигательный отсек (на примере автомобиля, оборудованного бензиновым двигателем)).
|
Резервуар оборудован резьбовой крышкой со встроенным измерительным щупом, - уровень жидкости должен находиться между отметками Н и L на щупе.
|
|
Альтернативно резервуар может быть не оборудован щупом, - в этом случае уровневая шкала наносится непосредственно на его полупрозрачные стенки. Опускание жидкости ниже отметки L недопустимо. В случае необходимости произведите соответствующую корректировку, долив в резервуар требуемое количество жидкости оговоренного в Спецификациях сорта.
|
|
Во избежание вспенивания, не взбалтывайте тару с жидкостью перед применением, старайтесь заливать жидкость медленно, сводя к минимуму вероятность образования пузырей. Применяйте только свежую жидкость, одобренного производителями автомобиля сорта (см.
Спецификации Главы Текущий уход и обслуживание).
|
|
- Закончив корректировку, запустите двигатель и несколько раз поверните рулевое колесо от упора до упора, выпуская из гидравлического тракта воздушные пробки.
|
|
Жидкость омывания стекол
Жидкость для омывания ветрового стекла заливается в оборудованный откидной крышкой пластмассовый резервуар, установленный в правом переднем углу двигательного отсека (см. иллюстрацию
Двигательный отсек (на примере автомобиля, оборудованного бензиновым двигателем)).
|
Резервуар жидкости омывателя заднего стекла помещается под панелью внутренней обивки правой задней стойки, - откройте дверь задка и снимите небольшую заглушку, расположенную на уровне нижнего среза бокового стекла. В горловину бачка заправлен съемный гофрированный удлинитель, применение которого в существенной мере облегчает процесс заливания жидкости.
|
В районах с умеренным климатом в качестве омывающей жидкости может использоваться обычная чистая вода с добавкой небольшого количества средства для мытья стекол. В холодную погоду резервуары следует заполнять не более чем на две трети, оставляя запас объема на расширение смеси при ее замерзании. В районах с холодным климатом в зимнее время года следует использовать для омывания стекол специальный устойчивый к замерзанию спиртовой раствор, - который всегда можно приобрести в магазинах автомобильных аксессуаров.
|
Выпускается также специальный концентрат, который следует смешивать в должном соотношении с водой, - действуйте в соответствии с инструкциями изготовителей средства.
|
Трансмиссионное масло РКПП
|
- Щуп для измерения уровня масла конструкцией коробки не предусмотрен.
- Загоните автомобиль на эстакаду, либо вывесьте горизонтально на подъемнике.
|
- Очистите от грязи поверхность картера РКПП вокруг контрольного отверстия и выверните из последнего пробку.
|
- Уровень масла должен доходить до нижнего среза контрольного отверстия, - для проверки воспользуйтесь куском проволоки с загнутым под прямым углом концом, либо введите в отверстие мизинец.
- В случае необходимости через то же отверстие долейте в коробку трансмиссионное масло рекомендованного типа, - корректировку производите поэтапно, заливая масло небольшими порциями, каждый раз проверяя уровень, предварительно позволив маслу стечь внутрь картера.
- Добившись требуемого результата, протрите пробку, посадите на нее новую уплотнительную шайбу, затем вверните в отверстие и затяните с усилием
30 Нм.
- Опустите автомобиль на землю и удостоверьтесь в отсутствии признаков утечек трансмиссионного масла, особое внимание уделив местам положения пробки контрольного/заливного отверстия и сочленения картера РКПП с двигателем, - картер следует тщательно протереть, затем обсыпать указанные участки тальком или известью и, совершив на автомобиле короткую поездку (порядка 30 км) с использованием всего диапазона переключений коробки, произвести повторный визуальный осмотр. В случае выявления утечек причина их развития должна быть без промедления устранена.
- Если необходимость в корректировке уровня трансмиссионного масла возникает регулярно, это свидетельствует о наличии неисправности, которую необходимо незамедлительно обнаружить и устранить.
|
|
Жидкость автоматической трансмиссии (ATF)
|
- В ходе короткой 30-минутной поездки прогрей ATF до нормальной рабочей температуры, затем запаркуйте автомобиль на ровной горизонтальной площадке.
- При работающем двигателе последовательно проведите рычаг селектора АТ через все рабочие положения, в заключение вернув его в положение «Р».
- Взведите стояночный тормоз и дайте двигателю пару минут поработать на холостых оборотах.
|
- Протрите ручку измерительного щупа и конец направляющей трубки с целью устранения риска попадания внутрь трансмиссии грязи.
|
- Извлеките щуп, протрите его лезвие чистой неворсящейся ветошью и вновь аккуратно заправьте до упора в направляющую трубку. Снова извлеките щуп и проверьте уровень ATF по разметке, нанесенной на его лезвие, - конец смоченного участка лезвия должен находиться между двумя рисками, отмечающими границы «горячей» (75°С) шкалы.
|
Если уровень прогретой ATF не доходит до нижней границы «горячей» шкалы, автомобиль не должен быть допущен к эксплуатации!
|
- В случае необходимости откорректируйте уровень ATF, добавляя жидкость требуемого сорта (см.
Спецификации Главы Текущий уход и обслуживание) при помощи воронки через направляющую трубку измерительного щупа, - заливайте ATF небольшими порциями, давая ей полностью стечь в картер трансмиссии. Закончив корректировку, повторите проверку уровня ATF.
|
Превышение допустимого уровня ATF может привести к выходу трансмиссии из строя, - избыток жидкости следует откачать из картера АТ!
|
|
|
Смазка раздаточной коробки
|
- Загоните автомобиль на эстакаду, либо вывесьте горизонтально на подъемнике.
- На моделях с раздаточной коробкой, оснащенной одним контрольным отверстием, отпустите две болтовых пары и снимите боковую опору подвески коробки.
|
- Очистите от грязи поверхность картера раздаточной коробки вокруг контрольного отверстия и выверните из последнего пробку.
|
- Уровень масла должен доходить до нижнего среза контрольного отверстия, - для проверки воспользуйтесь куском проволоки с загнутым под прямым углом концом, либо введите в отверстие мизинец.
- В случае необходимости через то же отверстие долейте в коробку масло рекомендованного типа.
- Добившись требуемого результата, протрите пробку, посадите на нее новую уплотнительную шайбу, затем вверните в отверстие и затяните с усилием
30 Нм.
- На моделях соответствующей комплектации установите на место боковую опору подвески раздаточной коробки.
|
|
Смазка дифференциалов
|
- Загоните автомобиль на эстакаду, либо вывесьте его горизонтально на подъемнике.
- Контрольные/заливные отверстия помещаются на торцевых поверхностях картеров дифференциалов с передней стороны у переднего дифференциала и с задней у заднего. Проверка уровня масла производится по аналогии с проверками для РКПП и раздаточной коробки. Усилия затягивания пробок составляют
39 ÷ 54 Нм.
|
|