3.4.35. Поршни и шатуны
Предупреждение 
 Шатунно-поршневую группу 
  рекомендуется менять на демонтированном двигателе при полной разборке. Если 
  работы выполняются на автомобиле, то надо снять головку цилиндров и поддон.
Удаление буртика в верхней части цилиндра
Порядок установки колец на дизеле
   
    |  
      
     | 
    1. Порядок установки 
       
      2. Маркировка | 
  
Ориентация поршня на дизеле
   
    |  
      
     | 
     
       1. Маркировка 
         
        2. Штамп размерной группы 
       
      3. Стрелка (направлена вперед) 
     | 
  
Ориентация поршня на двигателях V6
   
    |  
      
     | 
    1. Маркировка 
       
      2. Стрелка (направлена вперед) | 
  
Снятие
 
   
    |   ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ   | 
  
   
     
      
         
          |  1. Поршень с шатуном выталкивается через верхнюю 
            часть блока цилиндров после отворачивания болтов шатунных крышек и 
            удаления буртика в верхней части цилиндра. Шатуны промаркированы по 
            номеру цилиндра. Крышки шатунов перед снятием следует пронумеровать. 
            Кольца снимите специальным приспособлением. | 
         
         
          | 2. Очистите поршни, удалив нагар. | 
         
       
     | 
  
Проверка
 
   
    |   ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ   | 
  
   
     
      
         
            | 
          1. Проверьте овальность и конусность 
            цилиндров. Для этого проверьте диаметр цилиндров, измерив его в продольном 
            и поперечном направлениях относительно оси двигателя, в трех местах 
            – прямо под буртиком, в нижней части цилиндра и посередине. | 
         
         
          | 2. Если конусность и овальность 
            в пределах нормы, то цилиндры отхоннингуйте. В противном случае цилиндры 
            следует расточить и заменить поршни и кольца ремонтными (эти процедуры 
            выполняются в автосервисе). | 
         
         
            | 
          3. Проверьте деформацию разъемной 
            плоскости блока цилиндров. Если отклонение от плоскости больше 0,1 
            мм, то блок прошлифуйте. | 
         
         
          | 4. Проверьте состояние поршня. Наличие 
            трещин около юбки, а также глубоких заметных царапин и рисок на боковой 
            поверхности не допускается. | 
         
         
          | 5. Измерьте диаметр поршня в направлении 
            перпендикулярном оси поршневого пальца на уровне юбки. Определите 
            зазор между поршнем и цилиндром. Если зазор выше нормы, то поршень 
            замените. Если при замене поршня зазор не соответствует норме, то 
            расточите цилиндры и замените поршни ремонтными. | 
         
         
            | 
          6. Проверьте зазор между компрессионными 
            кольцами и канавкой в поршне. Если зазор немного выше нормы, то следует 
            заменить кольца. | 
         
         
            | 
          7. Проверьте зазоры в стыках 
            поршневых колец, протолкнув кольцо поршнем (1– поршень, 2 – кольцо, 
            3 – зазор). В 15 мм от нижнего края цилиндра зазоры должны соответствовать 
            норме. | 
         
         
          | 8. Проверьте состояние шатунов внешним 
            осмотром. Наличие деформаций, искривление дуговой постели под вкладыш 
            в нижней части и не параллельность шпилек крепления шатунной крышки 
            не допускаются. Ощутимого люфта поршневого пальца в шатуне быть не 
            должно (палец запрессовывается в шатун). Поврежденный шатун рихтуется 
            в автосервисе или меняется. | 
         
       
     | 
  
  Установка
Расстановка стыков поршневых колец
  
   
    |  
      
     | 
    1. Верхнее компрессионное 
      2. Верхний диск маслосъемного кольца 
      3. Нижнее компрессионное и расширитель маслосъемного кольца 
      4. К передней части двигателя 
      5. Нижний диск маслосъемного кольца | 
  
   
    |   ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ   | 
  
   
     
      
         
          |  1. Новые кольца должны соответствовать 
            размерной группе поршня. Все зазоры в кольцах должны быть проверены 
            и соответствовать норме. | 
         
         
            | 
          2. Установите кольца в порядке: 
            маслосъемное кольцо, нижнее компрессионное, верхнее компрессионное 
            (это кольцо устанавливается только с помощью расширителя). Метка на 
            кольце должна быть обращена вверх.  | 
         
         
            | 
          3. Сечения верхнего и нижнего 
            компрессионных колец отличаются (1 – маркировка N и Т, 2 – скругленный 
            профиль, 3 – конусный профиль). | 
         
         
          | 4. Расставьте стыки поршневых колец. | 
         
         
            | 
          5. Смажьте цилиндр, обожмите 
            кольца приспособлением, правильно сориентируйте и введите в цилиндр 
            поршень в сборе с кольцами и шатуном и верхним вкладышем. Установите 
            нижний вкладыш в крышку, закрепите крышку гайками. Повторите процедуру 
            для остальных шатунов, проворачивая коленвал. Затяните гайки с заданным 
            моментом в 2–3 этапа. | 
         
         
          | 6. Установите все снятые детали 
            (если ремонт выполнялся без снятия двигателя). | 
         
       
     |