Диагностика отказов при запуске двигателя в дорожных условиях
Проверка систем зажигания и электрооборудования
|
- Включите зажигание и удостоверьтесь в исправности свечения контрольной лампы на панели приборов.
- Включите стартер и проверьте стабильность проворачивания им двигателя.
- Включите головные фары и проверьте интенсивность их свечения.
- Если головные фары не горят, или стартер не проворачивает двигатель действуйте следующим образом:
|
- Отсоедините провода от батареи и зачистите обе клеммы и клеммные зажимы (см. сопроводительную иллюстрацию). Вновь подсоедините провода и надежно (но не чрезмерно) затяните зажимы.
|
|
При плохом контакте клеммы обычно заметно разогреваются уже после нескольких попыток запуска.
|
- Проверьте состояние и надежность крепления шин заземления батареи на двигатель, двигателя на раму. Также проверьте контакты шин на наличие признаков окисления и загрязнения.
- Проверьте исправность провода, идущего от батареи к стартеру, а также внешнее состояние тягового реле стартера. Проверьте также чистоту и надежность крепления клемм провода.
- Повторите проверки первых трех параграфов подраздела . если стартер по прежнему не проворачивает двигатель или лампы не горят, возможна одна из перечисленных ниже ситуаций.
|
|
Не функционирует стартер или лампы
- Неисправна или разряжена батарея.
Фары горят, но стартер не функционирует
- Вышла из строя плавкая вставка на батарее.
Привод стартера заклинен, будучи введенным в зацепление с зубчатым венцом маховика
- Неисправно тяговое реле стартера.
- Неисправен замок зажигания.
- На моделях с АТ - неисправен выключатель отключения цепи стартера, предохранитель или реле.
Фары светятся с пониженной интенсивностью, а стартер вращается слишком медленно
- Разряжена батарея или неисправен мотор стартера.
- Батарея разряжена вследствие обрыва или проскальзывания приводного ремня генератора.
Лопнула одна или несколько банок в батарее.
Модели с контактным прерывателем
|
|
- Выставьте межэлектродный зазор запасной свечи зажигания обслуживаемого типа равным 6 мм. Надежно заземлите корпус свечи при помощи провода-перемычки (см. сопроводительную иллюстрацию), или плотно прижав свечу к надежно заземленной точке на блоке двигателя (примотайте ее шнуром или скотчем). Снимите свечной провод и подсоедините его к этой пробной свече.
|
- Попросите помощника включить стартер.
- Между электродами пробной свечи должна проскочить искра. Если искры нет, или она имеет желтую окраску и слабую интенсивность, переходите к выполнению процедуры следующего параграфа. Если искра имеет достаточную интенсивность, пропустите описанные ниже проверки.
- Отсоедините провод катушки зажигания от крышки распределителя и подведите его к пробной свече. Повторите описанную выше проверку. Если на свече образуется сильная искра ярко голубого цвета, причина отказа лежит в неисправности крышки распределителя, его бегунка, экрана переключения ограничителя оборотов или свечного провода. Если искра по прежнему отсутствует, выключите зажигание и выполните следующие проверки:
|
- Проверьте состояние ВВ свечных проводов (см. сопроводительную иллюстрацию), - они должны быть сухими и без трещин в изоляции.
|
|
- Проверьте на наличие влаги и грязи крышку распределителя. Осмотрите внутренние поверхности крышки и экрана ограничителя оборотов распределителя на наличие трещин и угольных дорожек (см. сопроводительную иллюстрацию), особое внимание уделяя участкам между контактными сегментами свечей зажигания в крышке и электродами в экране.
|
|
- Проверьте бегунок распределителя на наличие трещин, грязевых отложений и прогаров металлического носика. Удостоверьтесь в присутствии на своем месте и исправности пружины ограничения вращения кнопки бегунка (на сопроводительной иллюстрации показана проверка пружины бегунка на модели 4.2 л).
|
- Проверьте чистоту, сухость и надежность крепления в крышке распределителя контактных соединений проводов сечей и катушки зажигания.
- Удостоверьтесь, что угольная щетка в центре внутренней поверхности крышки распределителя является сухой и чистой.
- Проверьте состояние и надежность крепления НВ проводов на катушке зажигания. Удостоверьтесь в отсутствии признаков окисления их клемм.
|
- Удостоверьтесь, что электрический ток достигает катушки при включении зажигания. Воспользуйтесь лампой-пробником, включив ее между НВ положительной клеммой катушки и хорошо заземленной точкой (см. сопроводительную иллюстрацию). Удостоверьтесь, что контакты прерывателя разомкнуты, или заизолируйте их на время проведения данной проверки диэлектрической лентой. Если лампа-пробник загорается, будучи подключенной с обращенной к замку зажигания стороны катушки и не горит при подсоединении к обращенной к прерывателю контактов стороны, то не исключена вероятность повреждения первичной обмотки катушки. Снимите катушку или проверьте ее путем замены на заведомо исправную.
|
- Проверьте состояние контактов прерывателя, в случае необходимости зачистите их и отрегулируйте.
- Проверьте состояние и надежность крепления проводов заземления распределителя.
Повторите проверку. Если искра по-прежнему отсутствует, или имеет место слабая искра желтого цвета, не исключена вероятность одного из перечисленных ниже отказов.
|
|
Лампа не горит
Имеет место обрыв цепи между замком зажигания и положительной клеммой катушки. Опять-таки при помощи лампы-пробника удостоверьтесь в исправности подачи питания на замок зажигания и НВ разъем жгута электропроводки двигателя.
|
Если лампа-пробник в наличии отсутствует, НВ провод можно отсоединить от обращенной к замку зажигания стороны катушки и подвести к надежно заземленной точке с целью проверки наличия тока. Аналогично второй НВ провод может быть отсоединен от распределителя и заземлен для проверки наличия тока. В ходе выполнения проверки пункта g) следите за тем, чтобы контакты прерывателя были разомкнуты (заизолированы), а зажигание включено (ключ - в положении ON).
|
Неисправна катушка, конденсатор или свечные провода
На отказ катушки указывает сильный прогар или контактов прерывателя или наличие на них глубоких каверн - замените конденсатор и контакты прерывателя.
Если в ходе выполнения перечисленных выше проверок и исправления выявленных дефектов удается добиться искры достаточной эффективности, но двигатель по прежнему не запускается, снимите все свечи зажигания и проверьте их состояние и величину межэлектродных зазоров.
Модели с электронным зажиганием
|
- Выставьте межэлектродный зазор запасной свечи зажигания обслуживаемого типа равным 6 мм. Надежно заземлите корпус свечи при помощи провода-перемычки, или плотно прижав свечу к надежно заземленной точке на блоке двигателя (примотайте ее шнуром или скотчем). Снимите свечной провод и подсоедините его к этой пробной свече.
|
Работая с электронной системой зажигания или вблизи ее компонентов следует соблюдать определенные меры предосторожности, связанные с опасностью получения электрического шока при соприкосновении с элементами ВВ первичного и вторичного контуров системы.
Прежде чем приступать к отсоединению или подсоединению каких-либо компонентов электронной системы, выключите зажигание во избежание получения электрического удара и выхода из строя системы зажигания.
|
- Попросите помощника включить стартер.
- Между электродами пробной свечи должна проскочить искра. Если искры нет, или она имеет желтую окраску и слабую интенсивность, переходите к выполнению процедуры следующего параграфа. Если искра имеет достаточную интенсивность, пропустите описываемые ниже проверки.
- Отсоедините провод катушки зажигания от крышки распределителя и подведите его к пробной свече. Повторите описанную выше проверку. Если на свече образуется сильная искра ярко голубого цвета, причина отказа лежит в неисправности крышки распределителя, его бегунка, экрана ограничителя оборотов или свечного провода. Если искра по прежнему отсутствует, выключите зажигание и выполните следующие проверки:
- Проверьте состояние ВВ свечных проводов - они должны быть сухими и без трещин в изоляции.
|
- Проверьте на наличие влаги и грязи крышку распределителя. Осмотрите внутренние поверхности крышки и экрана ограничителя оборотов распределителя на наличие трещин и угольных дорожек (см. сопроводительную иллюстрацию), особое внимание уделяя участкам между контактными сегментами свечей зажигания в крышке и электродами в экране ограничителя оборотов.
|
- Проверьте бегунок распределителя на наличие трещин, грязевых отложений и прогаров металлического носика. Удостоверьтесь в присутствии на своем месте и исправности пружины ограничения вращения кнопки бегунка (на сопроводительной иллюстрации показана проверка пружины ротора на модели 4.2 л).
- Проверьте чистоту, сухость и надежность крепления в крышке распределителя контактных соединений проводов сечей и катушки зажигания.
- Удостоверьтесь, что угольная щетка в центре внутренней поверхности крышки распределителя является сухой и чистой.
|
Не следует производить дальнейшие проверки электронной системы зажигания, так как их выполнение связано с риском получения электрического шока в результате воздействия высокого напряжения, присутствующего в первичном и вторичном контурах системы. Правила выполнения процедур описаны в Разделе, посвященном
электронной системе зажигания.
|
- Если в ходе выполнения перечисленных выше проверок и исправления выявленных дефектов удается добиться искры достаточной эффективности, но двигатель по прежнему не запускается, снимите все свечи зажигания и проверьте их состояние и величину межэлектродных зазоров.
|
|
Проверка системы питания
При условии гарантии наличия топлива в бензобаке первой проверкой должна стать проверка присутствия топлива в поплавковой камере карбюратора. На карбюраторах, оборудованных смотровым окном, проверьте присутствие топлива в камере визуально. Уровень топлива должен доходить до середины смотрового окна.
|
Для выполнения следующей проверки снимите сборку воздухоочистителя и загляните в горловину карбюратора при открытой воздушной заслонке. Продолжая смотреть в горловину, несколько раз откройте и закройте дроссельную заслонку, двигая рукой ее тягу. Если при движении дроссельной заслонки наблюдается впрыскивание топлива через разрядное сопло ускорительного насоса,это означает,что поплавковая камера заполнена и система питания функционирует исправно (см. сопроводительную иллюстрацию). |
Если впрыскивания не происходит, действуйте как описано ниже.
|
- Рассоедините НВ разъем катушки зажигания во избежание случайного запуска двигателя во время выполнения проверки.
|
- Отсоедините шланг подачи топлива от карбюратора и опустите его в сливную емкость. Попросите помощника несколько раз включить стартер и наблюдайте за выталкиванием топлива из шланга. Если топливо выплескивается в емкость исправно, пропустите описанные в трех последующих параграфах процедуры, если нет - переходите выполнению этих процедур.
|
- Отсоедините шланги и извлеките из двигательного отсека топливный фильтр. Удостоверьтесь, что фильтр продувается в обоих направлениях. В случае необходимости произведите его замену. Установите исправный фильтр на место, надежно закрепив шланги хомутами.
- На моделях 4.2 л отсоедините линию подачи топлива из бензобака от впускной стороны топливного насоса. Снимите крышку заливной горловины топливного бака и попросите помощника прислушаться к звукам, исходящим из горловины. Подуйте в топливную линию в направлении к бензобаку. Если проходимость линии не нарушена, помощник услышит бульканье в баке.
|
Описанная выше проверка не может быть выполнена на моделях 3.0 л, так как они оборудованы встроенным в бензобак электрическим топливным насосом, оснащенным односторонним контрольным клапаном. Если после прочистки топливного фильтра подача топлива не восстановится, обратитесь за более подробной информацией к Разделу, посвященному системе питания и выполните соответствующую проверку исправности функционирования электрического топливного насоса.
|
- Подсоедините топливную линию к топливному насосу и проверьте подачу топлива от насоса. Если подача топлива к карбюраторной стороне насоса отсутствует, возможен один из перечисленных ниже отказов.
|
|
Модели 3.0 л
- Неисправен топливный насос.
- Выбит предохранитель.
- Неисправна электропроводка.
- Вышел из строя блок управления.
- Нарушена проходимость топливных линий.
Модели 4.2 л
- Бульканье в баке при продувании бензопровода не слышно
- Нарушена проходимость топливной линии, либо имеет место обрыв.
- Забит сетчатый фильтр линии забора топлива.
Бульканье имеет место, но подача топлива от насоса отсутствует
Неисправен топливный насос. См. соответствующий Раздел, посвященный
диагностике неисправностей насоса.
Если топливо исправно поступает в бензопровод с карбюраторной стороны, а двигатель по прежнему не запускается, выполните следующие проверки:
|
|
- Удостоверьтесь, что не произошло заливания карбюратора вследствие чрезмерно интенсивного качания педали газа при попытке произвести запуск. Также удостоверьтесь, что воздушная заслонка не заклинена в закрытом положении, если двигатель прогрет до нормальной рабочей температуры. Последствия залива карбюратора иногда можно устранить путем постукивания по поплавковой камере в районе размещения игольчатого клапана и его седла (см. сопроводительную иллюстрацию).
|
- Выверните свечи зажигания и проверьте, не залиты ли электроды топливом. В случае необходимости тщательно протрите и просушите свечи перед установкой их на место.
- Если залив карбюратора имеет место, проверьте поплавок с игольчатым клапаном на наличие признаков заклинивания. Проверьте также не пробит ли поплавок, что привело к заполнению его топливом.
- Проверьте, не забит ли фильтрующий элемент воздухоочистителя.
- Если залива карбюратора не происходит, а топливо исправно поступает в него, возможными причинами отказа являются следующие:
- Заблокирован топливный фильтр.
- Заклинен или заблокирован игольчатый клапан.
- Не закрывается должным образом контрольный клапан.
- Имеют место утечки воздуха во впускном трубопроводе или через опорные фланцы карбюратора вследствие деформации или разрушения прокладок.
- Пробит шланг вакуумного усилителя тормозов или ослабло соединение между усилителем и впускным трубопроводом.
|
|
Модели 4.2 л поздних лет выпуска, оборудованные системой впрыска топлива (EFI)
|
Ввиду сложности устройства систем EFI составители данного Руководства рекомендуют читателю, в случае если выполнение перечисленных ниже проверок не позволяет выявить причину отказа (двигатель по прежнему не запускается), обратиться за дополнительными сведениями к соответствующему Разделу, посвященному
диагностике неисправностей систем впрыска топлива и управления двигателем ниже в данной Главе.
|
|
- Удостоверьтесь в наличии в бензобаке достаточного количества топлива.
|
- Пережмите шланг подачи топлива на участке по середине между топливным фильтром и топливной магистралью (см. сопроводительную иллюстрацию) и попросите помощника включить зажигание. Реле топливного насоса должно издать отчетливо слышимый щелчок, а в шланге должны возникнуть ощутимые пульсации, свидетельствующие об исправности подачи топлива бензонасосом. При низком уровне внешнего шумового фона можно также услышать через заливную горловину топливного бака жужжание, издаваемое насосом в течение примерно пяти секунд после включения зажигания.
|
- Если реле издает щелчок, но насос не функционирует, проверьте предохранитель топливного насоса на 15 А в коробке реле в двигательном отсеке автомобиля. Если предохранитель в порядке, проверьте наличие напряжение питания на клеммах насоса при включении зажигания на пять секунд.
- Если реле не щелкает при включении зажигания, замените его.
- Если бензонасос функционирует исправно, но давление в топливном шланге не поднимается, проверьте проходимость топливных линий и фильтра. Если после устранения всех выявленных дефектов двигатель по прежнему не запускается, снимите свечи зажигания и проверьте их на наличие следов топлива на электродах. Тщательно промойте и просушите свечи перед установкой их на место. Если залива свечей не происходит, но двигатель все же не запускается, обратитесь к Разделу, посвященному
диагностике неисправностей систем впрыска топлива и управления двигателем ниже в данной Главе.
|
|
Проверка механических систем
Описываемые ниже процедуры подлежат выполнению в том случае, если стартер нормально проворачивает двигатель. В противном случае выжмите сцепление для отключения двигателя от коробки передач (модели с РКПП).
Если стартер по прежнему не может провернуть двигатель, то причиной отказа является не неисправность трансмиссии, - снимите стартер и попытайтесь провернуть двигатель вручную. Такая проверка позволит определить лежит ли причина отказа в заклинивании или выходе из строя стартера, либо имеет место механическая поломка внутренних компонентов двигателя, таких как шатунно-поршневые сборки, коленчатый вал и т.д. Если стартер в порядке и двигатель не проворачивается вручную, Обратитесь к Разделу, посвященному
диагностике причин механических отказов двигателя ниже.
Следует помнить, что единственным правильным способом проверки компрессионного давления в цилиндрах двигателя является проверка с использованием компрессометра. Описываемый ниже метод проверки степени сжатия позволяет лишь в грубой форме оценить общее механическое состояние двигателя.
|
|
- Снимите крышку радиатора и проверьте уровень охлаждающей жидкости в нем. Если уровень чрезмерно упал, внимательно осмотрите силовой агрегат на наличие признаков внешних утечек. Извлеките щуп измерения уровня двигательного масла, и осмотрите его лезвие на предмет выявления признаков вспенивания масла (см. сопроводительную иллюстрацию). Если масло на лезвии щупа имеет молочнообразную консистенцию, при одновременном повышении его уровня, пропустите три следующих операции и переходите к выполнению дальнейших проверок.
|
- Обесточьте систему зажигания путем отсоединения положительного провода от катушки зажигания.
- Выверните все свечи зажигания, за исключением одной.
- Включите стартер и прислушайтесь к звукам, издаваемым проворачиваемым двигателем. Поочередно переставляйте свечу в разные цилиндры, повторяя проверку. Звук, издаваемый при работе цилиндра с пониженной компрессией будет заметно отличаться на слух. Кроме того, исправный цилиндр будет создавать заметное сопротивление проворачиванию двигателя, в то время как проворачивание двигателя с установленной в цилиндр с пониженной компрессией свечой будет происходить свободно.
- Если в ходе вышеперечисленных проверок будут выявлены утечки охлаждающей жидкости и присутствие ее следов в двигательном масле или на свечах зажигания, следует проверить состояние прокладки головки цилиндров, осмотреть блок и наличие трещин, а также измерить плоскостность сопрягаемых поверхностей головки с блоком.
- Если в ходе оценочной проверки степени сжатия выявлено ослабление или неравномерность распределения компрессионного давления, к списку перечисленных в предыдущем параграфе возможных причин следует добавить дефект поршня(ей) и прогорание или дефект клапана(ов).
- Если в ходе выполнения перечисленных проверок не выявлено признаков внутренних утечек охлаждающей жидкости, продолжите процедуру диагностики, выполнив описываемые ниже проверки.
- Снимите крышку с распределителя зажигания и удостоверьтесь, что при включенном стартере бегунок распределителя вращается синхронно с двигателем.
- Снимите крышку головки цилиндров и при включенном стартере клапана исправно открываются и закрываются в ходе проворачивания двигателя.
- Далее, если бегунок или клапаны не функционируют должным образом, возможны перечисленные ниже варианты.
|
|
Бегунок не вращается, но клапаны функционируют исправно
- Срезана приводная шестерня распределителя или ее вал.
Не функционируют ни бегунок, ни клапаны
- Имеет место дефект распределительного вала или газораспределительного ремня (3.0 л)/цепи (4.2 л).
Если в ходе правильного выполнения всех перечисленных проверок никаких отклонений от нормы не выявлено, остается только проверить правильность установки угла опережения зажигания и фаз газораспределения. Следует однако заметить, что если причиной отказа оказывается нарушение установки угла опережения зажигания необходимо выяснить причину данного нарушения, особенно если до последнего момента двигатель запускался и функционировал исправно.
|
Для проверки установки угла опережения зажигания и фаз газораспределения необходимо снять крышки распределителя и головки цилиндров и провернуть двигатель по часовой стрелке за шкив коленчатого вала таким образом, чтобы поршень первого цилиндра оказался в положении ВМТ конца такта сжатия. При этом клапаны первого цилиндра должны оказаться закрытыми, а бегунок распределителя повернуться носиком к сегменту ВВ провода свечи зажигания первого цилиндра в крышке распределителя.
|