Настройки и текущее обслуживание
Общая информация
Советы по отдаванию “прикипевшего” крепежа
Прежде чем приступать к отдаванию, прикипевший резьбовой крепеж следует обильно пропитать проникающим маслом в течение некоторого времени. Впитываясь, масло размягчает коррозионные отложения, что существенно облегчает дальнейшую процедуру откручивания гайки или выворачивания болта/винта.
Разрушить коррозионные отложения можно также резкими ударами молотка, наносимыми по головке болта.
Удобным приспособлением для отдавания прикипевшего крепежа является ударный привод, который может комплектоваться как торцевой головкой, так и насадкой в виде жала отвертки.
В особо тяжелых случаях может помочь прогрев тела компонента, в который ввинчен неподдающийся болт/винт (либо тело гайки) паяльной лампой, факелом газовой сварки и т.п. Однако, при прогреве компонентов, изготовленных из алюминиевых сплавов не следует забывать, что точка плавления алюминия горазда ниже чем у стали - не переусердствуйте.
Если освободить прикипевшую гайку крепеж не удается ни одним из перечисленных методов, следует при помощи ножовки осторожно сделать на ней боковой надпил (параллельно оси крепежа), затем разломить гайку зубилом, следя за тем, чтобы случайно не повредить резьбу болта/шпильки.
Поврежденная резьба может быть затем восстановлена при помощи лерок или метчиков подходящего размера. Если резьба в крепежном отверстии повреждена настолько, что не подлежит восстановлению, следует увеличить отверстие при помощи сверла, затем нарезать в нем новую резьбу подходящим метчиком. Альтернативно, при необходимости сохранения прежнего размера резьбы можно установить в отверстие спиральную вставку.
Шпильки
Кроме того, выпускается множество специальных приспособлений для извлечения шпилек - спрашивайте в магазинах автозапчастей.
Сальники
Извлечение сальников обычно производится путем поддевания их отверткой с плоским жалом или другим подходящим инструментом. При этом следует соблюдать известную осторожность, чтобы не повредить контактную поверхность компонента в/на который установлен сальник.
Подлежащий однозначной замене сальник может быть также снят путем вворачивания в его торцевую поверхность нескольких саморезов. Затем сальник извлекается за саморезы путем захватывания их головок плоскогубцами.
Перед установкой нового сальника обязательно смазывайте его губки.
Если обратное не оговорено инструкцией, сальник всегда устанавливается губками в сторону уплотняемой полости. При одевании сальника на цапфы валов следует позаботиться о том, чтобы не повредить его губки об острые края шпоночных пазов или шлицов. Для этого опасную часть цапфы необходимо обмотать скотчем.
Установка нового сальника производится при помощи деревянного бруска, торцевой головки или отрезка трубы подходящего диаметра. Проследите за тем, чтобы губки сальника расположились в горизонтальной относительно оси цапфы плоскости, иначе может произойти выгибание сальника, что приведет к развитию утечек. Если глубина посадки сальника не оговорена особо, следует устанавливать его заподлицо с наружной поверхностью соответствующего компонента.
Прокладки
При разделении двух герметично посаженных друг на друга компонентов (например, головка и блок цилиндров) не следует вводить рычаг между их сопрягаемыми поверхностями. Это является грубой ошибкой и чревато необратимым повреждением уплотняемых поверхностей, в особенности если компоненты изготовлены из мягкого алюминиевого сплава.
Компоненты могут быть расчленены путем обстукивания по периметру стыка молотком с мягким бойком, либо обычным молотком через деревянный брусок. Перед установкой новой прокладкой обе сопрягаемые поверхности должны быть тщательно очищены от материала старой прокладки и следов герметика.
Удостоверьтесь, что сменная прокладка отвечает по своим параметрам старой и правильным образом накладывается на крепежные и технологические отверстия стыкуемых компонентов.
Пробковые и бумажные прокладки при подвержены усушке и перед установкой после длительного хранения должны быть вымочены в воде.
Подшипники и втулки
Если специального съемника для извлечения подшипника/втулки в наличии не оказывается, его эквивалент часто можно вполне успешно изготовить из подручного материала.
Подшипники часто могут быть сняты со своих валов/осей путем острожного обстукивания поочередно с противоположных сторон (воспользуйтесь молотком и выколоткой).
При отсутствии под рукой подходящего пресса втулка может быть установлена путем зажимания ее вместе со своим компонентом в тисках. Тисками можно воспользоваться также и для извлечения втулки. Для этого потребуются подходящие по размеру проставки, одна из которых должна упираться во втулку, а вторая, большего размера - в поверхность компонента. Вместо тисков здесь можно использовать большую и достаточно прочную струбцину.
Простейший инструмент для извлечения и установки втулок может быть изготовлен из длинного болта, двух шайб (малой и большой), гайки и трубчатой проставки (см. сопроводительные иллюстрации).
1 — болт 2 — втулка 3 — шайба 4 — гайка |
1 — болт 2 — втулка 3 — шайба 4 — гайка 5 — проставка 6 — большая шайба |
Резиновые втулки и втулки, установленные в глухие отверстия извлекаются при помощи специального, используемого каменщиками болта развальцованного типа (Rawlbolt Loxin). Плотно посадите подходящий по размеру болт во втулку. Туго вверните его во втулку. Теперь втулка может быть извлечена за болт при помощи молотка со скользящим бойком или пары рычагов.
Посаженные в глухие отверстия втулки также могут быть извлечены с использованием гидравлического усилия. Набив отверстие втулки смазкой, введите в отверстие достаточно туго входящую выколотку и начинайте застукивать ее внутрь. При этом втулка под действие гидравлического давления начнет выходить из отверстия наружу.
Проворачивание коленчатого вала
Существует множество ситуаций, когда возникает необходимость в проворачивания коленчатого вала с целью приведения его в определенное положение (например при установке угла опережения зажигания, проверке фаз газораспределения и т.д.).
Для облегчения проворачивания двигателя выверните из него свечи зажигания, - это снимет компрессионное давление.
Проще всего провернуть коленчатый вал при помощи торцевой сменной головки (с приводом) или накидного ключа, которые следует одевать на гайку шкива коленчатого вала. Вал следует проворачивать в направлении нормального вращения.
На автомобилях с РКПП двигатель можно провернуть, поставив трансмиссию на высшую передачу и толкнув автомобиль. Альтернативно автомобиль можно приподнять над землей и, выбрав высшую передачу, проворачивать одно из ведущих колес вперед вручную.
Также коленчатый вал можно привести в ближайшее к требуемому положению путем коротких включений стартера. Затем положение вала корректируется путем проворачивания коленчатого вала за гайку шкива.