Проверка исправности функционирования и обслуживание систем отопления и кондиционирования воздуха
Система кондиционирования
|
Система кондиционирования
воздуха постоянно находится под высоким давлением.
Ни в коем случае не отсоединяйте рефрижераторные линии и не снимайте никакие
компоненты системы, предварительно не выполнив разрядку последней.
Разрядка системы кондиционирования воздуха должна производиться силами
опытного специалиста в условиях мастерской автосервиса.
При рассоединении рефрижераторных линий обязательно надевайте защитные
очки!
|
Перечисленные ниже контрольные проверки должны производиться на регулярной основе
с целью поддержания системы кондиционирования воздуха в исправном состоянии:
a) Проверьте состояние ремня привода компрессора. В случае
выявления дефектов или признаков износа произведите замену (см. Главу
Текущее
обслуживание).
b) Проверьте усилие натяжения приводного ремня, в случае
необходимости произведите соответствующую регулировку (см. Главу
Текущее
обслуживание).
c) Проверьте шланги рефрижераторного тракта на наличие
трещин, вздутий, признаков отвердевания и старения резины, оцените состояние штуцерных
соединений. Дефектные компоненты замените;
d) Проверьте пластины теплообменника конденсатора на наличие
застрявших между ними останков насекомых, старых листьев и прочего мусора. В случае
необходимости прочистите зазоры тонкой кисточкой, либо продуйте их сжатым воздухом;
e) Проверьте уровень заряда системы.
Система кондиционирования воздуха должна включаться как минимум на 10 минут не
реже чем раз в месяц (даже в зимнее время года). Длительное бездействие К/В приводит
к отвердеванию и выходу из строя уплотнительных колец и манжет соединительного
тракта.
Имеющие место утечки в тракте наилучшим образом проявляются при увеличении рабочих
параметров системы (температура и давление), - оставьте кондиционер включенным
на 5-10 минут при работающем двигателе. Источники утечек может быть выявлены по
потекам масла.
Ввиду сложности конструкции системы и необходимости использования специального
оборудования, ее обслуживание, глубокая диагностика и восстановительный ремонт
лежат вне пределов квалификации среднестатистического механика-любителя и должны
производиться в условиях мастерской автосервиса. В компетенцию владельца автомобиля
попадают лишь перечисленные ниже в настоящем Разделе простейшие проверки и замены.
Если система не функционирует вовсе, проверьте состояние соответствующего предохранителя
и реле в монтажном блоке, расположенном в двигательном отсеке автомобиля.
Наиболее типичной причиной нарушения исправности функционирования К/В является
снижение уровня заряда рефрижераторного масла. Приведенные ниже простейшие проверки
позволят быстро выявить признаки снижения уровня хладагента.
Проверка уровня заряда хладагента
Прогрейте двигатель до нормальной рабочей температуры.
Включите К/В на максимальную хладопроизводительность. Выберите максимальный скоростной
режим вентилятора. Откройте двери, чтобы избежать циклических отключений системы
при охлаждении замкнутого в салоне воздушного объема.
Срабатывание муфты сцепления компрессора К/В сопровождается отчетливо слышимым
щелчком, после которого центральная часть муфты должна начать вращаться. После
того, как температура системы достигнет рабочего значения, ощупайте две подсоединенные
к испарителю на переборке двигательного отсека трубки.
|
Более тонкая трубка, идущая к испарителю
от выходного штуцера конденсатора, должна быть на ощупь достаточно холодной.
Трубка потолще, идущая от выпускного штуцера испарителя назад к компрессору,
должна быть еще немного (на 2 ÷ 6 градусов) холоднее. Если выпускная
трубка на ощупь заметно теплее впускной, следовательно, система нуждается
в подзарядке. Введите термометр в выходной воздуховод через центральный
дефлектор на панели приборов. При включенном К/В температура выходящего
из дефлектора воздуха должна быть на 2 ÷ 4.5 градуса ниже температуры
окружающей среды (вплоть до значения 4.5°С). В очень жаркую погоду (выше
+40°С), допустимо повышение выходной температуры до уровня 15.7 °С, но
не более. Если кондиционер не обеспечивает требуемую интенсивность охлаждения
воздуха, следует произвести подзарядку системы. Для более подробной диагностики
состояния системы автомобиль следует отогнать в специализированную мастерскую.
|
|
Загляните в смотровое окно на крышке сборки
ресивера-осушителя, - вспенивание хладагента внутри ресивера свидетельствует
о падении его уровня. В жаркую погоду пузыри в смотровом окне могут присутствовать
даже при нормальном уровне рабочей жидкости, - после отключения системы
вспенивание должно прекратиться.
|
Добавление хладагента
|
Начиная с 1994 г. системы
кондиционирования на всех моделях были переведены с хладагента R-12 на
экологически чистый R-134а.
Ввиду различия рабочих характеристик хладагенты не являются взаимозаменяемыми.
Кроме того, конструкция штуцерных узлов и насадок к баллончикам не позволяет
случайно заправить в систему масло не того типа.
При замене компонентов в систему следует добавлять ровно такое количество
хладагента соответствующего сорта, которое было утрачено при снятии компонента.
Перед заправкой системы внимательно ознакомьтесь с отпечатанной на баллончике
инструкцией.
|
|
Во многих регионах свободная
продажа хладагента R-12 может быть запрещена и заправку системы следует
производить в условиях специализированной станции техобслуживания.
Хладагент типа R-134а можно приобрести практически в любом магазине автомобильных
химикалиев.
|
|
1. Приготовьте стандартный зарядный набор
R-134а, - спрашивайте в магазинах автомобильных аксессуаров. В состав
набора входят баллончик с рефрижераторным маслом объемом 14 унций
(ounce), вентильная насадка и отрезок шланга, подсоединяемый между
вентилем и сервисным штуцером низконапорной части рефрижераторного
тракта. Зарядный сервисный штуцер обычно включен в большую тюбинговую
линию рефрижераторного тракта, идущую к переборке двигательного отсека.
Так как одного баллончика масла может оказаться недостаточно для окончательной
зарядки системы, имеет смысл на всякий случай закупить сразу пару.
Проследите, чтобы хотя бы в одном из баллончиков масло было подкрашено
в красный цвет, что позволит быстро выявить утечки хладагента в случае
возникновения таковых.
|
|
|
Ни в коем случае
не заправляйте в систему более двух баллончиков хладагента!
|
2. В соответствии с инструкциями изготовителей подсоедините зарядный
набор к НИЗКОНАПОРНОЙ части рефрижераторного тракта.
3. Закройте вентиль на переходной насадке и наверните последнюю на
головку баллончика, предварительно удостоверившись в наличии уплотнительного
кольца/резиновой прокладки.
|
Обязательно
наденьте защитные очки!
|
4. Снимите пылезащитный колпачок со штуцера низконапорной части рефрижераторного
тракта и подсоедините к нему оборудованный разъемом быстрой стыковки
шланг зарядного набора.
|
Конструкция
штуцерных узлов не позволит произвести подключение набора
к высоконапорной части тракта.
|
5. Прогрейте двигатель до нормальной рабочей температуры и включите
К/В. Проследите, чтобы шланг зарядного набора не соприкасался с лопастями
вентилятора системы охлаждения и прочими движущимися компонентами
в моторном отсеке.
6. Вращением вентильной насадки проткните головку баллончика, открыв
тем самым подачу хладагента (должен послышаться характерный звук вырывающегося
газа). В процессе всей зарядки держите баллончик строго вертикально,
время от времени встряхивая его. Зарядку следует прерывать, когда
температуры впускной и выпускной трубок испарителя сравниваются. Между
сериями зарядки делайте паузу, необходимую для стабилизации системы.
|
Ни в коем
случае не закачивайте в систему более двух баллончиков хладагента!
Во избежание обледенения баллончика в процессе заправки оберните
его смоченным в теплой воде полотенцем.
|
7. При наличии под рукой точного термометра введите его в через дефлектор
в центральный воздуховод К/В и следите за температурой подаваемого
в салон воздуха.
8. Когда баллончик опустеет, перекройте вентиль и отсоедините шланг
от низконапорного штуцера системы. Сразу же наденьте на штуцер пылезащитный
колпачок.
9. Отсоедините от баллончика вентильную насадку, в случае необходимости
переставьте ее на второй баллончик и продолжите заправку. По завершении
процедуры поставьте незаконченный баллончик вертикально на стеллаж
и по мере надобности используйте его для подзарядки системы.
|
|
Система отопления
|
1. Если отопитель не обеспечивает должный нагрев
подаваемого в салон воздуха, причиной такого отказа может являться
одна из следующих:
a) Термостат заклинен в открытом положении,
что не позволяет подаваемой в теплообменник отопителя охлаждающей
жидкости двигателя нагреться до нормальной температуры. Замените
термостат (см. Раздел Проверка исправности функционирования и замена термостата).
b) Имеет место нарушение проходимости охладительного
тракта, что блокирует подачу охлаждающей жидкости в теплообменник
отопителя. Ощупайте шланги, подсоединенные к патрубкам на задней
переборке двигательного отсека - оба они должны быть горячими, в
противном случае проходимость тракта нарушена (заблокированы шланги,
теплообменник, либо управляющая заслонка отопителя). Отсоедините
шланги и произведите обратнопоточную промывку теплообменника. Промойте
также оба шланга;
c) Если восстановить проходимость теплообменника
путем промывки не удается, следует произвести его замену (см. Раздел
Проверка исправности функционирования и замена
термостата).
2. Если скорость вращения вентилятора отопителя не соответствует
выбранному положению соответствующего переключателя на панели управления
системы, проверьте состояние предохранителя, соединительной электропроводки,
реле, переключателя и резистивной сборки.
3. Если выход воздуха через дефлекторы вовсе отсутствует, предпримите
следующие действия:
a) Включите зажигание и активируйте вентилятор
отопителя. Прижмите ухо к дефлектору и попытайтесь на слух определить,
функционирует ли приводной мотор;
b) Если звуки, подтверждающие исправность
функционирования мотора отсутствуют, а резистивная сборка в порядке,
следует заменить мотор (см. Раздел Снятие и установка вентилятора отопителя).
4. Увлажнение коврового покрытия на полу под теплообменником отопителя,
либо выход пара через дефлекторы воздуховодов говорят об утечках
теплообменника. Снимите теплообменник (см. Раздел Снятие и установка отопителя)
и замените его новым (теплообменник
отопителя восстановительному ремонту не подлежит).
5. Проверьте проходимость дренажного шланга, идущего от сборки отопителя/испарителя
и проложенного справой стороны переборки. Блокировка данного шланга
может приводить к выходу пара из дефлекторов воздуховодов при включении
отопителя.
|
|
Устранение запахов системы кондиционирования воздуха
Неприятные запахи, зачастую возникающие при включении К/В вызываются образованием
колоний плесени на пластинах теплообменника испарителя. Теплая влажная среда создает
благоприятные условия для возникновения и развития грибковых микроорганизмов.
|
1. Доступ к теплообменнику испарителя на большинстве
моделей крайне ограничен. Процедура гарантированного полного удаления
плесени, выполняемая в условиях мастерской автосервиса является
достаточно трудоемкой, отнимает много времени и требует применения
сильнодействующих дезинфицирующих средств. В принципе, достаточно
эффективная обработка может быть выполнена и в домашних условиях
собственными силами владельца автомобиля.
2. Специальные дезинфицирующие средства в аэрозольной расфасовке,
предназначенные для обслуживания систем кондиционирования воздуха,
можно приобрести практически в любом магазине автомобильных аксессуаров.
Следует помнить, что цена средства обычно прямо пропорциональна
его эффективности. Переключите систему в режим замкнутой циркуляции
воздуха и на десять минут включите вентилятор отопителя на максимальную
скорость. С целью просушки системы включите обогрев на максимальную
интенсивность. Отсоедините электропроводку от компрессора с целью
предотвращения его срабатывания.
3. Подача средства обычно осуществляется через длинный шланг. Снимите
резисторную сборку электромотора привода вентилятора отопителя (см.
Раздел Снятие и установка вентилятора отопителя)
введите
сопло подающей насадки в образовавшееся отверстие и сместите его
влево, направив на теплообменник испарителя. Подача средства осуществляется
в соответствии с инструкциями его изготовителя. Постарайтесь максимально
полно обработать всю поверхность теплообменника. Длительность каждого
цикла обработки и интервалы между сериями должны быть указаны на
этикетке тары.
4. Наилучшей профилактической мерой против возникновения колоний
плесени в теплообменнике испарителя является регулярная проверка
проходимости дренажной трубки, а также кратковременное включение
режима удаления конденсата после каждой дальней поездки с работающим
кондиционером с целью просушки испарителя.
|
|