2.1.4. Разборка и сборка
Перед разборкой очистите и промойте двигатель. Разбирайте двигатель в следующем порядке:
1. Снимите с блока цилиндров кронштейны передней подвески двигателя и установите двигатель на монтажный стенд.
2. Снимите с двигателя карбюратор, распределитель зажигания, провода высокого напряжения, выверните свечи зажигания и датчики температуры охлаждающей жидкости и давления масла.
3. Снимите ремень привода генератора и водяного насоса.
4. Снимите генератор.
Разборка двигателя
1. Отверните две гайки крепления стартера и снимите его со шпилек.
2. Отверните четыре гайки крепления картера сцепления к блоку цилиндров и снимите картер сцепления.
3. Отверните шесть болтов крепления кожуха сцепления к маховику и снимите сцепление со штифтов.
4. Отверните гайки крепления крышки головки блока цилиндров, снимите крышку с прокладкой.
Рис. 2.3. Положение установочных меток на шкиве коленчатого вала в момент нахождения поршня первого цилиндра в ВМТ: 1 – установочный прилив на нижней крышке распределительных звездочек; 2 – метка, соответствующая положению первого и четвертого цилиндров в ВМТ; 3 – метка для установки начального момента зажигания
|
5. Проверните коленчатый вал по часовой стрелке до положения, при котором поршень первого цилиндра займет положение в ВМТ такта сжатия, при этом метка 2 (рис. 2.3) совпадет с острием установочного прилива 1.
6. Отверните болты крепления верхней крышки распределительных звездочек и снимите крышку с прокладками.
7. Отверните четыре болта крепления ведомой звездочки привода распределительного вала и снимите звездочку с вала (рис. 2.4). Если двигатель не требуется разбирать дальше, свяжите цепь со звездочкой проволокой, чтобы она не соскочила с зубьев звездочки.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Нельзя проворачивать коленчатый вал при разъединенном цепном приводе и не снятой еще головке блока цилиндров. Это может привести к повреждению клапанов из-за соприкосновения с днищем поршня.
|
8. Снимите водяной насос и подводящий патрубок водяного насоса с прокладками.
9. Отверните две гайки крепления привода распределителя зажигания и снимите привод.
10. Отогните стопорную шайбу и отверните храповик коленчатого вала.
11. Снимите шкив коленчатого вала с помощью специального съемника (рис. 2.5).
12. Снимите масляный фильтр, отвернув три гайки его крепления.
13. Снимите масляный картер с прокладкой, отвернув восемнадцать винтов и три гайки.
14. Отверните гайки крепления нижней крышки распределительных звездочек и снимите крышку с прокладками.
15. Отведите от цепи звездочку натяжного устройства и снимите цепь.
16. Снимите успокоитель цепи с осей.
17. Снимите с оси стопорное кольцо рычага натяжного устройства и рычаг со звездочкой.
18. Отверните десять гаек крепления головки блока цилиндров и снимите ее вместе с впускной трубой, выпускным коллектором, гнездом термостата и топливным насосом.
19. Снимите со шпилек уплотнительную прокладку головки блока цилиндров.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Если для дальнейшего выполнения ремонтных работ не надо снимать гильзы цилиндров, то закрепите их в блоке планками-держателями, установленными на шпильки (рис. 2.6), чтобы гильзы не приподнялись и не нарушилось их уплотнение по торцам.
|
20. Отверните шесть болтов крепления маховика и снимите маховик.
21. Отверните гайки шатунных болтов и снимите крышки шатунов.
22. Вытолкните из расточек в блоке цилиндров гильзы с поршнями и шатунами. Каждый поршень пометьте порядковым номером цилиндра.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Вынимать из гильзы поршень с кольцами и шатуном в сборе и устанавливать его в гильзу можно только со стороны нижнего центрирующего пояска гильзы. Нельзя протаскивать шатун через гильзу – это может привести к повреждению зеркала цилиндра острыми кромками головки шатуна.
|
23. Отверните шесть болтов крепления задней крышки и снимите крышку с манжетой в сборе и прокладку.
24. Отверните болты крепления крышек коренных подшипников и снимите крышки вместе с нижними вкладышами.
25. Снимите коленчатый вал, верхние вкладыши коренных подшипников и упорные полукольца.
Номинальные размеры, допуски и посадки основных сопряженных деталей двигателя и предельно допустимые зазоры, износ при эксплуатации и отклонение геометрической формы даны в табл. 2.1.
Сборка двигателя
Перед сборкой смажьте моторным маслом вкладыши подшипников, упорные полукольца, поршни, поршневые кольца, пальцы, манжеты. Собирайте двигатель в следующем порядке:
1. Установите вкладыши коренных подшипников в гнезда блока цилиндров и в соответствующие крышки.
2. Уложите в коренные подшипники коленчатый вал с шестерней привода масляного насоса, ведущей звездочкой распределительного вала и подшипником первичного вала коробки передач. Вставьте в гнезда средней крышки коренных подшипников два упорных полукольца.
3. Установите крышки коренных подшипников с нижними вкладышами в соответствии с метками, предварительно равномерно подтянув гайки шпилек крепления крышек коренных подшипников. Окончательно затяните гайки динамометрическим ключом моментом 90–100 Н·м (9–10 кгс·м).
4. Установите прокладку задней крышки, наденьте крышку с манжетой на оправку 1 (рис. 2.7), передвинув крышку с оправки на фланец коленчатого вала, закрепите ее болтами к блоку цилиндров. Отцентрируйте крышку по отношению к фланцу коленчатого вала по трем специальным выступам на крышке.
5. Установите маховик на коленчатый вал и заверните болты его крепления, подложив под них три стопорные пластины (по одной под два болта). Окончательно затяните болты динамометрическим ключом моментом 70–80 Н·м (7–8 кгс·м). Загните концы стопорных пластин, чтобы болты не смогли отвернуться.
6. Вставьте гильзы в блок цилиндров и проверьте величину выступания торца гильзы над поверхностью блока (рис. 2.8). Величина выступания должна быть в пределах 0,01–0,08 мм. Проверку выполняйте, предварительно прижав гильзу к блоку усилием 50–70 Н (5–7 кгс). После проверки выньте гильзы из блока и установите в них поршни в сборе с кольцами и шатунами. Перед окончательной установкой гильз смажьте краской их посадочные поверхности.
7. Установите поршневые кольца в канавках поршня так, чтобы их замки располагались под углом 120° друг от друга (рис. 2.9).
Перед установкой сожмите кольца специальной обжимкой и проследите, чтобы не нарушилось взаимное расположение замков. При установке гильзы в блок цилиндров особое внимание обратите на взаиморасположение поршня и шатуна. Стрелка на днище поршня, выступ на стержне шатуна и паз на крышке шатуна должны быть направлены в сторону цепной передачи привода распределительного вала.
8. Установите вкладыши в шатуны и крышки шатунов, предварительно смазав их моторным маслом, и соедините шатуны с шейками коленчатого вала, установив крышки и равномерно затянув гайки шатунных болтов. Окончательно затягивайте гайки динамометрическим ключом моментом 55–65 Н·м (5,5–6,5 кгс·м).
9. Проверьте легкость вращения коленчатого вала в подшипниках, предварительно закрепив гильзы планками-держателями.
10. Установите на шпильки уплотнительную прокладку, затем головку блока цилиндров с впускной трубой, выпускным коллектором и топливным насосом, предварительно сняв планки-держатели со шпилек. Поврежденную или сильно обжатую уплотнительную прокладку замените новой. Для обеспечения надежности работы двигателя рекомендуем прокладку заменять при каждой разборке.
11. Предварительно подтяните гайки крепления головки блока цилиндров в последовательности, указанной на рис. 2.10. Окончательно затяните гайки динамометрическим ключом моментом 90–100 Н·м (9–10 кгс·м).
12. Установите успокоитель цепи на оси, расположенные на переднем торце блока цилиндров.
13. Установите рычаг натяжного устройства со звездочкой в сборе на ось, расположенную на переднем торце блока цилиндров, и зафиксируйте стопорным кольцом.
14. Проверните коленчатый вал так, чтобы поршень первого цилиндра оказался в ВМТ.
Рис. 2.11. Положение распределительного вала на головке блока цилиндров перед установкой ее на блок: 1 – риска; 2 – прилив
|
15. Проверните распределительный вал так, чтобы риска на его фланце совпала с серединой прилива на передней опоре распределительного вала (рис. 2.11).
16. Отведите в сторону звездочку натяжного устройства и накиньте цепь на ведущую и ведомую звездочки привода распределительного вала, установив ведомую шестерню вместе с цепью на распределительный вал так, чтобы ведущая ветвь цепи не провисала.
17. Подожмите звездочку натяжного устройства к цепи и добейтесь полного натяжения ведущей ветви цепи незначительным поворотом распределительного вала, не изменяя положения коленчатого вала. При этом риска на фланце распределительного вала не должна выходить за пределы прилива передней опоры.
18. Установите нижнюю крышку распределительных звездочек с прокладками на шпильки и затяните гайки.
19. Установите масляный фильтр и затяните гайки его крепления.
20. Соберите верхнюю крышку распределительных звездочек с плунжером, пружиной и прижимной планкой, утопите в отверстие крышки плунжер и затяните стопорный болт натяжителя. Выступание плунжера из отверстия крышки не допускается.
21. Установите верхнюю крышку с прокладками на передний торец головки блока цилиндров, поддерживая при этом цепь в натянутом состоянии, и затяните болты в последовательности, указанной на рис. 2.12.
22. Отверните стопорный болт натяжителя на 0,5–0,75 оборота.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Не отворачивайте стопорный болт на большую величину, чем указано, так как его хвостовик может разъединиться с прижимной пластиной и плунжер натяжителя не будет фиксироваться. Это может привести к серьезному повреждению двигателя из-за перескакивания цепи на звездочках.
|
23. Установите шкив коленчатого вала и стопорную шайбу храповика, затяните храповик динамометрическим ключом моментом 80–90 Н·м (8–9 кгс·м). Загните край стопорной шайбы на грань храповика.
Рис. 2.13. Затяжка стопорного болта натяжного устройства цепного привода газораспределения: 1 – стопорный болт
|
24. Проверните по часовой стрелке на 2–3 оборота коленчатый вал с отпущенным стопорным болтом натяжителя для выбора всех зазоров в приводе распределительного вала, после чего затяните до упора стопорный болт 1 (рис. 2.13).
25. Поверните коленчатый вал по часовой стрелке до положения, при котором поршень первого цилиндра находится в ВМТ такта сжатия, оба клапана закрыты, а метка 2 (см. рис. 2.3), вторая по направлению вращения, совпадает с острием установочного штифта.
Рис. 2.14. Положение паза на валике привода распределителя зажигания перед установкой привода на двигатель
|
26. Поверните валик привода распределителя зажигания так, чтобы паз, в который входит муфта распределителя зажигания, был расположен под углом примерно 16° к прямой линии, соединяющей центры отверстий для шпилек крепления (рис. 2.14).
Рис. 2.15. Положение паза на валике привода распределителя зажигания после установки привода на двигатель
|
27. Аккуратно, стараясь не повернуть валик, установите привод распределителя зажигания в гнездо нижней крышки распределительных звездочек. Когда шестерня привода войдет в зацепление с ведущей шестерней, закрепленной на переднем конце коленчатого вала, паз на валике займет правильное положение (рис. 2.15), немного повернувшись при этом против часовой стрелки. Затем затяните гайки крепления привода распределителя.
28. Установите масляный картер с прокладкой. Если прокладка повреждена, замените ее новой. Винты и гайки затяните в последовательности, указанной на рис. 2.16.
29. Установите водяной насос и подводящий патрубок с прокладками, а также установочную планку генератора.
30. Установите крышку головки блока цилиндров с прокладкой. Если прокладка надорвана, затвердела или сильно обжата, замените ее новой. Перед затяжкой гаек крепления крышки установите на шпильки кронштейны крепления проводов высокого напряжения, скобы крепления подводящей трубки к топливному насосу и скобу крепления трубки вакуумного корректора распределителя зажигания. На свободные шпильки наденьте плоские шайбы, после чего все семь гаек крепления крышки равномерно затяните, не прилагая чрезмерных усилий, чтобы не повредить прокладку.
31. Установите на двигатель карбюратор, генератор, распределитель зажигания, свечи зажигания, провода высокого напряжения, датчики температуры охлаждающей жидкости и давления масла.
32. Наденьте на шкивы коленчатого вала, водяного насоса и генератора ремень и отрегулируйте его натяжение, изменяя положение генератора.
33. Наденьте вакуумный шланг одним концом на штуцер отбора разрежения из карбюратора, а другим — на штуцер вакуумного корректора распределителя зажигания, продев ее в отверстие кронштейна, установленного на шпильке крепления крышки головки блока.
34. Установите шланг подвода топлива от бензонасоса к карбюратору с фильтром тонкой очистки топлива.
35. Установите масляный фильтр, масляный щуп, стартер, сцепление на маховик, картер сцепления, щиток картера сцепления, коробку передач, передние опоры двигателя с подушками.