11.2. Регулировка зазоров в приводе клапанов
Для компенсации теплового расширения клапана конструктивно задается зазор между 
  торцом стержня клапана и кулачком распределительного вала. При увеличенном зазоре 
  клапан не будет полностью открываться, при уменьшенном – полностью закрываться. 
Зазор измеряется на холодном двигателе (при +20°С ) между кулачком распределительного 
  вала (кулачок должен быть направлен вверх от толкателя) и регулировочной шайбой 
  толкателя клапана. 
Номинальный зазор для впускного клапана составляет (0,2±0,05) мм, для выпускного 
  – (0,35±0,05) мм. Зазоры регулируются подбором толщины регулировочных шайб. 
  В качестве запасных частей поставляются шайбы толщиной от 3 до 4,5 мм через 
  0,05 мм. 
 
   
      | 
     
       Считая от привода распределительного вала, первый, четвертый, пятый и 
        восьмой клапаны – выпускные; второй, третий, шестой и седьмой – впускные. 
     | 
  
Примечания 
Рекомендуется выкрутить свечи зажигания, чтобы легче проворачивать коленчатый 
  вал.
   
      | 
     
       1 – зубчатое колесо распределительного вала 
        2 – шкив генератора 
        3 – шкив коленчатого вала  
    | 
   
      | 
     
       Фиксатор должен быть установлен между распределительным валом и краем 
        толкателя. 
      | 
   
      | 
     
       Для того чтобы легче вынуть регулировочную шайбу, в толкателе проточены 
        два паза. Поверните толкатель так, чтобы было удобнее подцепить шайбу. 
      | 
Толщина новой шайбы рассчитывается по формуле: H = B + A – C , 
  где A – измеренный зазор, мм; 
  B – толщина старой шайбы, мм; 
  C – номинальный зазор, мм; 
  H – толщина новой шайбы, мм. 
Пример (для впускного клапана): 
  A = 0,26 мм, 
  B = 3,75 мм, 
  C = 0,2 мм, 
  тогда 
  H = 3,75 + 0,26 – 0,2 = 3,81 (мм). 
В пределах допуска зазора ±0,05 мм подбираем ближайшую по толщине шайбу (3,8 
  мм).
Предупреждение
 Поворачивайте коленчатый 
  вал по часовой стрелке ключом за болт крепления шкива коленчатого вала или за 
  болт крепления шкива генератора. Запрещается проворачи-вать коленчатый вал за 
  болт крепления шкива распределительного вала.
   
      ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ  
      
         
            | 
            | 
            | 
         
         
          | 1. Отверните гайку крепления крышки 
            фильтра и снимите шайбу. | 
          2. Отстегните четыре пружинных зажима. | 
          3. Снимите крышку воздушного фильтра. | 
         
         
            | 
            | 
            | 
         
         
          | 4. Выньте из корпуса фильтрующий 
            элемент. | 
          5. Ослабьте затяжку хомутов и снимите 
            шланги с патрубков на крышке клапанов. | 
          6. Отверните четыре гайки. | 
         
         
            | 
            | 
            | 
         
         
          | 7. Снимите со шпилек корпус фильтра 
            и шланг забора теплого воздуха от патрубка. Отсоедините шланг от корпуса 
            фильтра, предварительно ослабив затяжку хомута. | 
          8. Отсоедините от шланга пластмассовый 
            держатель, ослабьте затяжку хомута и снимите шланг с патрубка на крышке 
            клапанов. | 
          9. Отверните гайку и снимите кронштейн 
            троса привода акселератора, оставив его висеть на тросе. Отверните 
            две колпачковые гайки. | 
         
         
            | 
            | 
            | 
         
         
          | 10. Снимите крышку клапанов. | 
          11. Удалите масло из верхней части 
            головки блока (вокруг толкателей клапанов). Установите приспособление 
            для утапливания толкателей на шпильки крепления крышки клапанов и 
            закрепите его гайками. | 
          12. Отверните три болта и снимите 
            переднюю крышку привода распределительного вала. | 
         
         
            | 
            | 
            | 
         
         
          | 13. Установите поршень первого цилиндра 
            в в.м.т. такта сжатия. Для этого поверните коленчатый вал так, чтобы 
            метка на шкиве распределительного вала совпала с меткой (усиком) на 
            задней крышке привода распределительного вала (см. примечания). Затем 
            поверните коленчатый вал еще на 40–50°. При этом кулачки распределительного 
            вала повернутся от толкателей. | 
          14. Измерьте набором щупов зазоры 
            у первого, второго, третьего и пятого клапанов. | 
          15. Если зазор какого-либо клапана 
            отличается от номинального, утопите толкатель этого клапана, нажав 
            на ручку приспособления. | 
         
         
            | 
            | 
            | 
         
         
          | 16. Удерживая толкатель в утопленном 
            положении, установите фиксатор (см. примечания). | 
          17. Отведите приспособление для 
            утапливания от толкателя и выньте регулировочную шайбу, подцепив ее 
            тонкой отверткой (см. примечания). | 
          18. Запишите толщину регулировочной 
            шайбы, которая нанесена на одной стороне. Если толщина шайбы не видна, 
            измерьте ее микрометром. | 
         
         
            | 
            | 
            | 
         
         
          | 19. Установите в толкатель новую 
            шайбу необходимой толщины (см. примечания). Шайбу установите надписью 
            вниз (к толкателю). Утопите толкатель приспособлением и уберите фиксатор. | 
          20. Для проверки измерьте щупом 
            зазор: если он отличается от номинального, повторите регулировку. | 
          21. Поверните коленчатый вал на 
            один оборот (360°) и отрегулируйте зазоры четвертого, шестого, седьмого 
            и восьмого клапанов в таком же порядке. Затем залейте масло в верхнюю 
            часть головки блока. | 
         
         
          | 22. Установите переднюю крышку привода 
            распределительного вала, крышку клапанов, воздушный фильтр и вверните 
            свечи зажигания (моменты затяжки см. в приложении 
            3). | 
         
       
     |